всё о любом фильме:

Мужчина и женщина

Un homme et une femme
год
страна
слоган«See It With Someone You Love!»
режиссерКлод Лелуш
сценарийПьер Уйттерховен, Клод Лелуш
продюсерКлод Лелуш
операторКлод Лелуш
композиторФрансис Лэй
художникРобер Люшер, Ришар Марвиль
монтажКлод Барруа, Клод Лелуш
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  27.9 млн,    Франция  4.27 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Он — мужчина, профессиональный автогонщик. Она — красивая, умная женщина. У каждого из них есть свое прошлое с привкусом печали. Теперь ОН и ОНА глубоко одиноки, и мир воспоминаний владеет ими больше, чем мир обыденной реальности.

Случайная встреча, неожиданно сильное, волнующее чувство вырвет героев из холодных лап одиночества. Новая близость, хрупкая и неуверенная, не сразу подарит им простое счастье, на тернистом пути, к которому нужно будет найти немало смелых ответов на труднейшие вопросы бытия…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
77%
10 + 3 = 13
6.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Французский режиссёр Клод Лелуш снял более чем за сорок пять лет своей карьеры 40 картин, но останется, по сути, в мировом кино как автор одной знаменитой ленты — «Мужчина и женщина». Причём она была создана им в возрасте двадцати восьми лет, получила «Золотую пальмовую ветвь» в Канне (правда, пополам с язвительной итальянской комедией нравов «Дамы и господа» Пьетро Джерми) и два «Оскара» — за лучший иностранный фильм и за оригинальный сценарий, то есть написанный специально для кино. Однако довольно непритязательную мелодраматическую историю, которая сочинена самим Лелушем и его долголетним (в последующие годы) соавтором Пьером Юйттерхувеном, особо оригинальной и необычной никак не назовёшь. Чудо успеха в кинематографе порой вообще не зависит от воли творца. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 798 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    По прошествии времени решил просмотреть признанный шедевр Лелуша (других шедевров, как известно, у него нет, зато есть термин «лелушизм», который используется в негативном смысле). Время не было добрым по отношению к «Мужчине и женщине», которым молодой зритель, не смотревший его в старом, советском прокате, едва ли будет очарован. Лучшее в фильме — французский шарм, крупные планы под шансон. На втором месте — заимствованный у Годара прихотливый монтаж, временные смещения, чередование цвета. Сам по себе сюжет простоват, навеян «Жизнью взаймы» Ремарка. Культивируемый авторский субъективизм изображения по принципу «что мне нравится, то и хорошо» привел к некоторым излишествам в съемках автопроездов.

    Большая мировая популярность фильма (речь идет не о популярности в СССР, причины которой совсем особы) связана с тем, что формальные достижения «французской волны» режиссер сочетал с очевидной простой мелодрамой. Как минимум в двух появившихся ранее фильмах — «Блуждающий огонек» Маля и «Жить своей жинью» Годара — импровизационные крупные планы, черно-белые вариации на тему «мужчина и женщина» были куда как более выразительны и фактурны.

    Если в харизме Трентиньяна сомневаться не приходится, то Анук Эме можно было бы заменить актрисой и более киногеничной. Сходство Эме с Анни Жирардо (снимавшейся в других фильмах Лелуша) еще не добавляет само по себе харизмы Анук, чьи тяжеловесные черты лица и непластичность в фильме, собственно и построенном с ориентиром на воссоздание «естественности», не сильно впечатлили. Проверьте правильность давних ощущений, пересмотрите.

    6 из 10

    27 февраля 2012 | 11:36

    «Мужчина и женщина» — фильм весьма симпатичный. Хорошо сделанный, тонко передающий специфическую французскую романтику любовных отношений, насыщенный колоритными видами и любовной лирикой. Он оставляет легкое послевкусие чего-то воздушного, беззаботного и приятного.

    И тема, в отличие от предыдущих двух фильмов в «классике жанра», близка большинству из нас. Независимо от возраста, пола, взглядов, жизненного опыта и всего прочего, все мы так или иначе «мечтаем о любви», надеемся встретить или сохранить ее. Поэтому такой фильм всегда воспринимался очень тепло массовым зрителем, и до сих пор популярен. Тем более, что он внушает надежду на счастье. И не на мимолетное упоение любовью, а именно на долгую счастливую семейную жизнь. Как тут не рассыпаться похвалами в адрес талантливого Лелуша, дарящего зрителю такие положительные эмоции.

    Но, если копнуть глубже, мы увидим, что «Мужчина и женщина» — это не больше чем высокохудожественная мелодрама. Такие фильмы дарят тепло, надежду на счастье и пищу для души требующей высоты отношений чаще всего просто недоступных в реальной жизни. Но это красивая конфета в красочной обертке, пустая и лишенная внутреннего смысла.

    «Мужчина и женщина» стал культовым потому что появился именно тогда, когда был наиболее востребованным. К 60-м Европа наконец оправилась от разрухи 2-й мировой, и активно развивающееся общество потребления стало дарить надежду широким слоям на сытую благополучную жизнь. А для полноты счастья, разумеется, необходимо найти свою половинку, с которой можно прекрасно проводить время и наслаждаться жизнью. Замете, главные герои именно этим и занимаются. Он — автогонщик, что может быть прекраснее для «настоящего мужчины», чем гонять на первоклассных авто. Она сценарист — замечательная творческая профессия. Они ведут жизнь полную впечатлений, радости и веселья. Герои не связаны даже заботой о детях живущих всю неделю в богатом пансионе. Просто мечта! Мечта к которой стремятся миллионы. Образ жизни, который считают за эталон. Образ благополучия и успеха, который давным давно используется рекламной индустрией. Кстати, форт-мустанг, на котором весь фильм катается Жан-Луи, признается одним из самых удачных примеров скрытой рекламы.

    Для многих такая критика «М и Ж» может быть непонятна. А что же такое жизнь как не поиск и стремления к счастью, спросит недовольный зритель? Но я вовсе не собираюсь в чем-то обвинять ни почитателей таланта Лелуша, ни его самого. Стремление к счастью и благополучию — это естественно и понятно. Я хочу лишь обратить внимание, что общество, в котором мы живем очень противоречиво и сложно, и мало кому удается быть в нем по-настоящему счастливым. Я считаю, что настоящему художнику недостаточно просто искусно рисовать красивую картинку, а думающему зрителю мало просто наслаждаться искусством кино. Необходимо задаваться вопросом — а почему собственно порядок вещей таков, что у абсолютного большинства место высоких отношений в жизни занимают иллюзии романов и мелодрам. Вместо попытки осмысления существующих проблем и противоречий, в кино часто создается вымышленный мир, а мы затаив дыхание смотрим на голубой экран, стремясь к иллюзорному счастью.

    Повторюсь, что вовсе не собираюсь заниматься морализаторством. Я сам люблю иногда посмотреть подобное кино. Но нельзя им ограничиваться, и нельзя воспринимать все это за чистую монету и пример для подражания. Иначе, пытаясь построить свой приватный, интимный мирок личного счастья, отгороженный от всего вокруг, человек «внезапно» обнаруживает, что по каким-то «непонятным причинам» его благополучный мир разрушается войнами, кризисами, экологией, преступностью и прочим и прочим…воспринимающимся как что-то стихийное, необъяснимое и никак нам не подвластное. Именно поэтому в обсуждении я сказал, что ставлю, например, Годара, который занимал активнейшую жизненную позицию, на порядок выше Лелуша. Мне гораздо ближе режиссеры стремящиеся понять и творчески переварить действительность, чем те кто рисует красивые, но пустые картинки.

    20 февраля 2015 | 14:09

    Она — нежная красавица, создающая искусство кино. Изящная и трогательная. Загадочная и притягательная.

    Он — дерзкий гонщик, стремительный и рискованный, готовый преодолеть всё ради своей возлюбленной. Победитель жизни и прекрасный отец..

    Клоду Лелушу удается удивительно просто и изящно передать образы идеальной женщины и идеального мужчины. Невозможно не влюбиться в героев, ведь они -Женщина и Мужчина.

    Невероятно красивая и романтичная картина, не перегруженная диалогами, ведь для того, чтобы показать настоящую любовь, не нужно много слов..

    Фильм можно было бы отнести к числу «миленьких и легких» мелодрам, если бы не неожиданный поворотный момент в конце, который на мгновение заставляет поверить в существование настоящей трагичной любви.

    «Отказаться от собственного счастья?…» — размышляет Он, и как Мужчина, берет все в свои руки, поскольку понимает, что и Ее счастье зависит от него.

    21 ноября 2014 | 02:06

    Фильм порадует любителей вдумчивого, красивого, доброго кино. Здесь нет динамичного сюжета, нет непредсказуемых резких поворотов. Поначалу непривычно созерцать молчаливые сцены в фильме, непривычно само это медленное развитие событий. Но, ощутив сначала эту неуютную «непривычность», вскоре пропитываешься атмосферой этого фильма, его скрытным молчанием, пронизывающими душу простыми фразами.

    Фильм завораживает какой-то чистотой и наивностью, в нем нет ни тени сарказма или цинизма, чего не может избежать почти ни один фильм.

    Здесь красота, которая есть в каждом моменте — в развевающихся на ветру волосах главной героини, в пересекающихся взглядах, в руках, робко тянущихся навстречу друг другу. Красота в морском шторме, в необычном человеке с собакой, у которых «одинаковая походка». Во внутренних диалогах героя с самим собой и в музыке, которая так гармонично связана с картиной, что кажется неотделимой. Добрая, светлая музыка, знакомая каждому из нас с детства. Изящные, грустно-счастливые французские песни, которые придают фильму особый шарм и восхитительно-нежный аромат.

    А еще… фильм по-настоящему цепляет. «Ее муж был, наверное, отличным парнем. Хотя если б он был жив, он мог бы оказаться болваном. Но теперь он навсегда останется отличным парнем. А мог оказаться и дураком…" — услышав эти слова, я почему-то подумала, что очень люблю этот фильм. Это так правдиво, до боли в сердце. Или эпизод, в котором Анна в объятиях мужчины начинает вспоминать своего любимого мужа, и с каждой минутой ей становится все неуютнее и все больнее. И этого не объяснить на словах. Нужно просто это видеть.

    Это восхитительный фильм, дарящий вдохновение и легкую светлую грусть.

    10 из 10

    5 февраля 2009 | 00:30

    За что я люблю французский кинематограф? — так это за некую временную невесомость сознания, за едва уловимое послевкусие, остающееся по окончании киносеанса. Нет, оно приходит не сразу, зачастую, восприятие может и отторгать фильм после просмотра, может даже возникнуть вопрос: «А для чего, собственно, потратилось 1,5 часа?!». Прозрение партизаном сидит в засаде и, лишь спустя некоторое время, складывая в памяти обрывки кадров, начинаешь удивляться, насколько же глубоко надо зарыться в себе, настолько быть недоумком, чтобы не оценить ленту по достоинству!

    Аналогичная ситуация у меня была с картиной Жиля Мимони «Квартира». Сравнивая ее с голливудской «Одержимостью» мозг не хотел закреплять, как я уже сейчас пониманию, бесспорную позицию лидера за первой. Рой противоречий в глубине, жажда солнечного американского «хэппи энда», а не детального просмотра титров и надежды, что по их окончании вмонтируют сцену, где все счастливы. Но потом тот самый партизан, крадучись пробираясь к свету, случайно спотыкается о переключатель в твоей голове и приходит понимание того, что все это сюжеты являются тем настоящим, той действительностью, которая больно бьет по лицу, стоит тебе замечтаться. Так было, так есть и так будет во все времена, желаешь ты этого или нет.

    Не могу не отметить потрясающей женственности и обаяния Анук Амэ: достаточно взглянуть на ее руки, как элегантно и в тоже время небрежно она поправляет волосы. Редкостное очарование и шарм настоящей леди, которые на нашем веку, увы, практически выжжены перекисью водорода и покромсаны хирургическими ножами.

    Каюсь, к окончанию ленты начал таить на Лелуша некую досаду — неужели жизнь опять больно пнет под зад?! Но мэтр не разочаровал, и умиротворенный я уснул.

    15 июня 2010 | 13:49

    Данная кинокартина, пожалуй, весьма эффектная французская мелодрама, созданная со вкусом и шармом типичным для 60 — х годов. Спокойный и размеренный ритм в развитии ее сюжета несколько ассоциируется с повествовательным жанром баллады, где за неторопливыми диалогами и репликами главных героев режиссер оставляет зрителю возможность осмыслить более глубокую суть и психологию их общения. А для большей выразительности образов, в процессе их разговора между фразами часто использует паузы, где крупным планом создает акцент на мимике, жестах, улыбках и взглядах актеров. Интересная постановка и талантливая игра Анук Эме (в роли ассистентки режиссера Анн Готье) и Жан-Луи Трентиньяна (в роли автогонщика Жан-Луи Дюрока) притягивает к экрану внимание зрителя, создавая несколько идеализированный для подражания образ мужчины и женщины. Здесь нет бурных романов, страстных признаний, навязчивых эксцентричных и эпатажных сцен, здесь все по-доброму тепло и трогательно. А приятное, психологически комфортное оформление картины дополняет романтическая музыка, при создании которой композитор Фрэнсис Лэй использовал народные мелодии, всегда легко запоминающиеся на слух. Еще одна особенность — это воспоминания главных героев о прошлом, которыми пронизан весь фильм. Возможно, таким способом режиссер хотел объяснить зрителю психологию поведения своих героев.

    Как и в большинстве французских фильмов сюжет тривиален, но актуален — это конечно же любовь, но любовь уже зрелого возраста, а, следовательно, более зрелых чувств и трезвых мыслей. Это история одинокого молодого мужчины и одинокой молодой женщины, которым судьба подарила случайную встречу. Их общение начинается легко, тактично и осторожно, но неожиданно для них переходит в глубокое чувство. Их все больше тянет друг к другу и в то время как осторожное, но волнительное «ралли» этих любовных взаимоотношений стремительно набирает обороты, они начинают понимают, что жизнь дает им еще один шанс мягко и плавно вписаться в новый, возможно, счастливый поворот судьбы. Но вписаться в этот желанный поворот совсем непросто для обоих, особенно для нее… Она вдова и он вдовец, у нее есть дочь, а у него — сын, которые вместе учатся в одной пригородной школе — пансионате, их судьбы, мысли, чувства, мировосприятие так похожи, но память о прежней любви и тяжелые воспоминания о потере возлюбленных мешает им приземлится в счастливую реальность. Героиня фильма внутренне переживает двойное потрясение. Она одновременно счастлива и несчастна, одновременно существует в двух реальностях: прошлой и настоящей, периодически возвращаясь то к одной, то к другой. Но возможно для нее время еще не пришло сделать выбор в пользу будущего, поэтому и финал картины остается неоднозначным, как бы оставляя дальнейший их выбор за кадром, на усмотрение фантазии зрителя. Хотя, в 1986 году Клод Лелуш снимает новый фильм «Мужчина и женщина 20 лет спустя», как продолжение своей кинокартины, где герои окончательно понимают что не могут друг без друга, но это будет уже позднее, в следующем фильме, а пока, нужно оставить их выбор за кадром и дать время на размышление, какой бы вечностью для зрителя оно не показалось.

    Картина достаточно философская и пожалуй, более актуальна будет для поколения постарше. Это как бы взгляд со стороны на обыденную психологию жизни во взаимоотношениях зрелых людей, которым все еще нужно любить и быть любимыми, испытывать глубокие и волнующие чувства, но для такого возраста все намного сложней, чем в юности, потому что их жизненный опыт как оберегает, так и мешает этой любви.

    В целом фильм интересен и достоен внимания, хотя, на мой взгляд, излишне сентиментален, но, быть может, в этом и есть его изюминка. И кто как не французы могут так изысканно, по — детски наслаждаться сантиментами… Уж кому чего не хватает…

    6 июня 2013 | 18:30

    В начале картины пафосно идёт список наград фестивалей, на которых она победила или была отмечена. Каково было моё удивление, когда на первой трети просмотра, я осознал, насколько пустая, надуманная и бездарная эта, картина.

    Профессии героев, их судьбы, их дети, всё просто высосано из пальца. Профессии — самые романтичные для тех лет, он — автогонщик, она — снимает кино. Её муж погибает на съёмках, его жена выбрасывается в окно. Дети одинакового возраста, ну и конечно сразу подружились. Хлам.

    Одно из самых мало реальных вещей в фильме — женщина шлёт телеграмму со словами «я тебя люблю». А вот не верю. Я допускаю, что женщина может сказать подобное искренне, но ни один фильм не сделал это правдоподобным. В этом фильме самое правдоподобное — это унылое тисканье тел в конце.

    Смешно было видеть, как в фильме практически лишённом деталей, автор пытается внести какие-то романтические детали. Какие-то короткие кадры, нацеленные на незаметное наполнение фильма, выглядят как грубые врезки, которые просто грубо врезаны. Скучные диалоги, дуратские шутки, сцены воспоминаний. Пара надуманных сценарных ходов только усугубили ситуацию.

    Саундтрек картины построен на одном и очень древнем музоне, готов поспорить очень популярном в те годы. Чисто на эмоциональном уровне, это одна из самых пустых мелодий. Одна из тех, которые включают в магазинах и бутиках, прогнозах погоды и выставках. Музыка фальшивого счастья.

    В голову приходит вопрос — если уж такая картина получает награды, то что можно сказать, о тех которые их не получают? Может дело в популизме, и время от времени стоит посматривать картины из последних строк рейтингов?

    Однако, удивительно как много мне удалось написать о фильме «Мужчина и женщина». Я конечно понимаю, что автор хотел донести в этом фильме. Мужчина должен быть бесстрашным автогонщиком, а женщина должна быть необъяснимо чувственна, особенно в момент победы мужчины на автогонках… Кстати, как я узнал позже у фильма есть продолжение, видели? И я тоже…

    2 апреля 2012 | 19:01

    Очень похоже на старый глянцевый журнал, хорошо сохранившийся, несмотря на возраст и не потерявший актуальность. Мелькают красивые кадры: цветные, черно-белые, сепия; прошлое, настоящее, серые будни и яркие моменты, воображение героев — цвета меняются отнюдь не хаотично.

    Минимум событий, много лиц, взглядов. Чувства закрыты — какая-то экспрессия наоборот, за счет чего присутствует эффект отстраненности. Отдаленные ракурсы единичные цветные пятна (детская шапка и кораблик) на фоне дымки, дождя, серого неба французской зимы.

    Их дети вместе ходят в одну школу — банально! Два одиночества встретились — что может быть шаблоннее этой фразы? Какое новое уравнение вывести из стандартных переменных X и Y? Лелуш и не претендует на открытие нового смысла, простота названия отражает то, что старо как мир. Une Famme et un homme какая-то женщина и какой-то мужчина — это как вездесущие инь и ян — все это было и будет. Кому не нравятся сантименты — не сюда, в другое место.

    Кое-что может показаться неправдоподобным, но в процессе просмотра почему-то не кажется, а это и есть признаки кино-волшебства. Главный мотивчик легок и сладковат — наверное, нет человека, чтоб его не знал, а незатейливые песенки на французском хочется петь вслед. Париж прекрасен даже как размытый фон, даже в холод и слякоть, он зовет на свои улицы. Прекрасное необычное лицо Анук Эме… Отрывистая манера съемки — ощущение журнала, где на страницах два героя до встречи, после и вместе.

    8 из 10

    17 октября 2015 | 14:38

    По совету любимой подруги посмотрела фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина». Название понравилось сразу, но признаюсь честно, не ожидала увидеть то, что предстало передо мной.

    Все же я отношусь скорее к поколению людей, выросших на голливудском кино или максимум старых добрых советских фильмах. А вот классика, шедевры европейского кино приходят в мою жизнь лишь последние пару лет, медленно, постепенно, однако радуют при этом очень сильно.

    Признаюсь сразу, я не могу сказать, что советую этот фильм всем безоговорочно. Потому что действия весьма статичны, картинка особо не меняется, диалоги практически отсутствуют. Вы скажете — скукота. Но нет. Не правда. Напротив, эти же самые качества можно поставить в плюс этому фильму. И даже больше. В нем присутствует лиричность, весьма уместная музыкальность — песни о любви и жизни на французском — что может быть прекрасней? А также чувственность.

    Живут на свете двое людей. Мужчина и женщина и у них у каждого есть ребенок. Так уж вышло, что они одиноки. Быть может формально это не так. Но на самом деле в глубине души они одиноки. Находятся отчасти в плену страстей прошлого и практически не задумываются о своем будущем. Они потеряли своих любимых, горечь утраты — тяжкое бремя. И вот однажды судьба свела их вместе. Очень осторожно и случайно.

    Каждый из них — воплощение своего пола.

    Анук Эмме — богиня! Красивая женщина. Нет, не девочка юных лет, а именно женщина — со столь присущей грацией, нежностью, простотой обаяния, шарма…

    А Жан — Луи Трентиньян — сильный, уверенный, спокойный, заботливый.

    Впрочем, качества — это ничто. Знаете, бывает, вы встречаете людей, и можете охарактеризовать их запросто, в нескольких словах. В других случаях, в редких и приятных исключениях, вам выпадает счастье дружить с человеком, любить его, а как говорила одна писательница: «Любовь — это когда ты находишь человека бесконечным». Подобная бездонность, бескрайность — путь к счастью. Герои фильма Лелуша — бесконечны! Неповторимы. Они просто — мужчина и женщина. А других объяснений и уточнений не требуется.

    Мы разучились или совершенно не научились (даже не знаю, что верней) воспринимать чувственность и яркость личностей, характеров и происходящих событий в жизни героев без слов, без разъяснений. Создателям же фильма и актерам удалось передать все — все, что было так необходимо при помощи жестов, взглядов (о, какие взгляды порой проскальзывали, как прекрасны ее бархатистые ресницы и как сурово-ласковы его добрые глаза), улыбок или задумчивости.

    Эмоции кричат, вам хочется плакать или смеяться, хотя на экране не произошло чего-либо экстраординарного. За это БРАВО! За это благодарю!

    Встретились два одиночества. Не без надуманных проблем или раздутых хэппи-эндов, а по-настоящему, так, как возможно произошло с кем-то в жизни с одним из ваших старых друзей, кто знает. Взрослые люди, честные отношения.

    И последнее, что еще характеризует этот фильм — нежность. Если вам хочется погреться в этом море тепла — то вперед, друзья. Пусть по окончании просмотра в вас останется дымка влюбленности и чувство добра.

    8 ноября 2008 | 22:24

    Клоду Лелушу на момент съемок «Мужчины и женщины» было двадцать восемь лет. В таком возрасте свойственно снимать скорее красиво, чем прочувствованно, романтично, а не мудро. Герои фильма Лелуша, снятого по его же сценарию, старше самого режиссера — они взрослые состоявшиеся люди, некогда уже побывавшие в браке, но на себе познавшие горечь фразы «пока смерть не разлучит вас». Он — автогонщик по имени Жан-Луи Дюрок, регулярно заглядывающий в глаза смерти во время очередного ралли. Однажды Жан-Луи промахнулся мимо поворота и попал в больницу в критическом состоянии, и его жена, не выдержав напряжения, покончила с собой. Она — сценаристка Анна Готье, нашедшая идеального мужчину, красавца, романтика и каскадера, однажды неудачно попавшего в эпицентр не такого уж и бутафорского взрыв во время очередных съемок. Жан-Луи и Анна встретились случайно, переплетение линий судьбы столкнуло их в одной машине по дороге из Довиля в Париж. Счетчик наматывал километры, и с каждым из них мужчина и женщина становились чуть ближе друг к другу.

    Самые простые истории, как правило, более всего кинематографичны. И нет ничего проще и одновременно сложнее, чем история любви. Они все похожи друг на друга и вместе с тем каждая уникальна. Для режиссера главное — передать это живое биение двух сердец, и для Лелуша тут большим подспорьем выступают актеры. Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме — очень тонкие и умные исполнители, умеющие минимумом выразительных средств максимально объемно передать персонажей. Такие актеры умеют рассказать историю на полутонах, создать любовь из взглядов, улыбок, прикосновений. Это даже не пресловутая химия между персонажами, это нечто большее. Для химии нужны компоненты, а Трентиньяк и Эме могут даже обычный воздух превращать в эмоции. В этом фильме молодой и неопытный режиссер, снимающий свой первый большой фильм, скорее мешает им, временами усложняя то, что должно быть простым, пытаясь загородить героям тот самый воздух. «Мужчина и женщина» — название, предполагающее универсальность истории, возможность достучаться до каждого. То, что сгодится для ромкома, здесь звучит фальшивой нотой и создает ненужную аритмию.

    Клод Лелуш в своей книге рассказывал, что деньги на фильм дала компания Рено, сопроводив чек четким указанием — важную роль в картине должно сыграть спонсорское авто. Денег, впрочем, было не валом, и не хватило даже на полный комплект цветной пленки, из-за чего часть фильма режиссер вынужден был снимать в черно-белом формате и сепии. Можно было бы, наверное, попытаться превратить это в часть творческого замысла (так Лелуш постарался максимум натурных съемок выполнить в цветном варианте, а интерьерных — в ч/б и сепии), но в полной мере избежать ощущения визуального лоскутного одеяла не удается. И пусть Лелуш не успел толком влиться в новую французскую волну, ее влияние здесь крайне ощутимо: игра с цветом, рваный монтаж, чередующийся с долгими планами, нелинейный сюжет, символизм, закадровый голос, рифмующиеся на сюжетном уровне судьбы и портреты героев. История тяготеет к простоте, но молодому режиссеру хочется большего, и он идет на определенный риск, усложняя повествование. Некоторые моменты кажутся избыточными, но, густо насыщая пространство фильма, немудрено пару раз переборщить в деталях.

    История показала, что Лелуш был прав — Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, две статуэтки «Оскар», «Золотой глобус»…. Интимная история мужчины и женщины, с удивительной точностью разыгранная прекрасными актерами, пришлась по сердцу и критикам, и зрителям. Это фильм о взрослой любви, без всплесков эмоций и безрассудных поступков, история людей, знающих цену своим словам и решениям, история о том, что нужно уметь отпускать прошлое, пусть это иногда тяжело, о том, что судьба иногда дает второй шанс. Главное — не упустить его, не испугаться протянуть руку. Молодости свойственна влюбчивость и легкость в отношениях, но, чем старше мы становимся, чем больше позади остается лет, эмоций, воспоминаний, людей, тем сложнее открываться новому, нарушать мало-помало устаканившийся распорядок жизни. Никто, даже профессиональный гонщик Жан-Луи Дюрок не знает, что скрывает очередной опасный поворот, но это не повод стоять на месте. Потому что там, на обочине, может голосовать женщина с лицом Анук Эме, которая попросит подбросить ее до Парижа, и на прощание оставит свой номер: «Монмартр 15-40».

    8 апреля 2015 | 14:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>