В 70-е, после ошеломительного успеха 'Жажды смерти' стало модно снимать 'ревендж-мувис'. Их фабула незатейлива: банда подонков должна убить родственников главного героя. Горечь утраты служит основанием для самых жестоких действий. И лишь после смерти последнего мститель умиротворяется. Такой подход входил в кардинальное противоречие с тем, что постулируется обществом. Такое поведение и против закона, и против морали.
Но... Зрителям нравилось, что подтверждают высокие сборы. Лента Эдварда Дмитрика полностью соответствует этой формуле. Неожиданная потеря - поиски впотьмах - жестокая месть - умиротворение. Джордж Кеннеди был неожиданным выбором - упитанный мужчина с залысинами был далек от Бронсона и Маккуина, но тем самым авторы видимо пытались показать, что в такой ситуации может оказаться самый заурядный обыватель.
Ленту отличает несколько пикантных деталей. Итак. Действие происходит в Италии, а герой - американец. Он сталкивается с бандой террористов, которые выступают... внимание... против того, чтобы в стране строились базы НАТО. Персонаж Кеннеди, кстати, особо не скрывает, что работает в спецслужбах техником. То есть, если убрать 'модный' в те годы сюжет, то получается, что зрителя настойчиво убеждают в нормальности и допустимости того, что спецслужбы одной страны открыто действуют на территории другой.
Еще один момент связан с искусственным интеллектом. Не удивляйтесь. Несмотря, что на дворе 1975 год наш техник обращается к помощи умного секретного компьютера, который и подсказывает ему в поисках странной террористической группы. Разве не удивительно? Наверное тогда это выглядело фантастикой.
Возвращаясь к самой картине, то она становится бенефисом Кеннеди. Он ведет себя как безумец, рискует как своей жизнью, так и жизнями многих других людей. Герой будто предвосхищает ожидания толпы, как нужно поступать с террористами. И есть в таком подходе нечто спекулятивное.
В этих нюансах и кроется причина того, что сравнение с настоящими шедеврами тех лет лента бесспорно проигрывает. Тут не выдержаны строгие каноны боевика, как это вышло в 'Жажде смерти', нет и должной психологической проработки, как в 'Грохочущем громе'. Весь фильм - затянувшийся аффект главного героя.
6 из 10