20 век – страшный век. Убийство миллионов, изобретение ядерной бомбы и ее применение. Страхи 20 века преследуют нас до сих пор.
Образы и психологическое погружение в бездну куда страшнее, чем в «Бесоногом Гэне», что удивительно, ведь британцы не испытали на себе ужасы ядерных выбросов. Этот мульт перекликается с документальным британским фильмом «Военная игра», снятым в самый разгар холодной войны, как некое предупреждение последствий страшной войны. Чередуя, в том числе, хроники и кадры из документального фильма, что удивительно, мультипликация передает очень тревожные нотки, которых в анимации мне до сей поры не приходилось видеть. Ведь, если бы не приход к власти Горбачева, западные страны осуществили бы тот самый удар, который готовили на конец 80-х. Но все сошлось, враг поверг себя сам, а атомная война осталась в прошлом. Или нет?
Это очень странная метаморфоза – слушать и наблюдать за диалогом двух пожилых людей об очень страшных вещах. И о том, что у британцев нет такого лидера, как Черчилль, и споры про то, что брать в своей забавный бункер, я бы даже сказал – шалаш, прикрытый дверьми. Тема поднята серьезная, но это не смущает авторов мультфильма, они запросто могут высмеять все стереотипы западного человека – от советского солдафона, врывающегося в двери британцев и с виду скорее похожего на человека-медведя, до перевирания истории и фамилий наших лидеров.
Финальный разговор старичков, которые уже накрыли головы мешками, говорит о том, что для них кремация – лучший способ погребения, нежели быть утрамбованными в землю, как картошка, вводит зрителя в ступор и меланхолию. Ни на что не похожая анимация, после которой «Босоногий Гэн» покажется детским садом.
Life burns a savage wound, angry and wrought.
Trusting a twisted word, you’ll run, run away.
You’ll take him on home, you’ll spin and taunt him.
But they won’t believe you, no matter what you’ll say.
Очень глубокий мультик, который цепляет простой и приятной рисовкой, можно сначала даже решить что он детский, но с ним все не так просто...
Нас встречают два главных героя - истинно британская пожилая пара. Сначала мы смеемся над ограниченностью этих милых стариков, но потом приходит страшное осознание. Мы понимаем, что точно также поверхностно отреагировали бы на последствия любой трагедии, представляя их более радужными и нереалистичными, чем они были бы на самом деле. Первые признаки уныние у хозяев проявились, только тогда когда они увидели простого вредителя, их идиллия дала трещину. Это удивительно, потому что они не могли не понимать, что на многие километры вокруг все живое мертво, а воздух и почва отравлены.
В то время люди очень боялись ядерной угрозы, остро душил страх перед новой войной, и мультфильм очень хорошо отражает это волнение после двух войн; люди стали более настороженные, но к сожалению не более дальновидные, чем в начале века.
Неунывающая пара сначала вызывает умиление, но потом их бытовые хлопоты вызывают жалость и тревогу. Настоящие агнцы на бойне. Очень хлесткий и болезненный политический подтекст имеет эта горькая сатира.
Я долго собиралась с просмотром данного фильма, перед просмотром я уже знала очень подробный сюжет, в том числе и его окончание, поэтому и оттягивала просмотр.
Но в какой то момент мне было нечего смотреть и решилась все таки глянуть, тем более тема довольная интересная.
'Когда дует ветер' меня впечатлил.
Не смотря на страшный сюжет, в данном мультфильме нет ничего, что могло бы шокировать или напугать, как на пример в 'Босоногий Ген', здесь пугает суть сюжета, разговоры главных героев и нагнетенная атмосфера.
В совранном мире почти каждый знаком с ужасами радиации и атомных войн, и поэтому наивные разговоры пожилых супругов одновременно и смешат и пугают, ибо ты понимаешь, что их ждет, понимаешь, что деревянное убежище не поможет, как и белая краска на окнах, это кажется смешным сейчас, но и страшным, что если бы в наше время были только эти глупые брошюры с рекомендацией по выживанию и не было других источников информации, то вряд ли мы бы отличались от главных героев.
Такие произведения надо показывать в школах, на его примере рассказывать молодым поколениям какая страшная бывает война и ее последствия, и что не стоит относиться к этому столь беспечно как главные герои данного мультфильма.
Также хочется похвалить визуализацию. Часто показываются натуральные съемки, в том числе документальные, жанры рисовки тоже часто меняются, особенно это видно, когда показывают мечты главных героев. Меняется цвет от цветного до черно-белого, задний фон порой кажется настоящим, а не нарисованный, сложно понять, какой же он точно, но это добавляет атмосферности, где каждая деталь имеет смысл, и можно внимательно изучать каждый кадр, где будет четкая прорисовка деталей.
По итогу, можно сказать, что данный мультфильм необходим к просмотру, особенно детям, чтобы они с детства понимали, что незнание и наивность это порой очень страшно, особенно, когда дело касается войны.
Начинается мультфильм несколько скучновато, но потом начинаешь смотреть с интересом как хорошую добрую мелодраму. Жизнь пожилой английской семейной пары из провинции простая и местами сдобренная юмором. Глава семейства любит читать газеты о политике и в свете накалившейся политической обстановки начала 80-ых годов решается на постройку бомбоубежища от ядерного удара! Не смотря на слабые возражения своей благоверной. Мило и забавно.
Изображение, анимация не сильная сторона этого произведения. Будут полноценные видеовставки, уже к реалистичному концу ты понимаешь насколько они были уместны. С середины фильм перестает казаться тёплым и добрым… Возникает разрыв между личностями героев и обстоятельствами в которых они вынуждены оказаться. Главные герои просты и наивны, но не злы, им сопереживаешь.
И вот здесь уже не хочется что-то комментировать кроме того, что анимация эта не для веселого лёгкого просмотра. Снимали под впечатлением, по мотивам одноименного комикса - графической новеллы. Я не знаю зачем сделали именно в виде аниме этот проект, фильм мог бы выйти гораздо интереснее, ярче, возможно злее.
Во второй части после взрыва супруги уже не кажутся такими простыми, я думаю автор дал им понимание того, что некуда убежать. Безысходность? Нет, бессмысленность ядерной войны как таковой показана в этом произведении. Обычные люди втянутые в воронки атомных взрывов.
Hey Joe, where you goin' with that dogma in your head?
Наверное, для каждого уважающего себя человека, по-настоящему разбирающегося в музыке, имя Роджера Уотерса - не пустой звук. По крайней мере, без него не было бы такой замечательной группы как Pink Floyd (возможно, была бы, но совсем не такой, какой мы знаем ее сейчас). Не было бы монументального альбома 'The Wall', по которому сняли фильм. Не было бы ряда его замечательных сольных работ, касающихся острых социальных тем. В том числе и саунтреков к фильмам.
Начну с того, что я увлекаюсь творчеством Уотерса, глубоким и концептуальным. И как-то раз, в процессе изучения его дискографии, я наткнулась на один мультфильм. Он назывался 'Когда дует ветер'. Прочитав к нему аннотацию, я заинтересовалась. Тема ядерной войны. Что же, недаром саундтрек к нему написал именно этот музыкант (каждый, кто хоть поверхностно знает его биографию, понимает, о чем я). И, пожалуй, если бы не этот человек, то я бы вряд ли узнала о существовании анимационного фильма. За что ему, как говорится, низкий поклон.
Перейду, непосредственно, к тому, о чем я пишу этот отзыв.
Не все, но пусть большинство из нас любили смотреть в детстве мультики, не правда ли? Вспомните, как вы, будучи детьми, завороженно смотрели на яркие движущиеся картинки, забывали обо всем на свете, сопереживали героям. Теперь вы выросли, вы взрослые люди, повидавшие многое. Весь этот лепет с цветного экрана кажется вам наивным. Вот герои мультфильма 'Когда дует ветер' - до ужаса наивные старички, которые, как ни странно, имеют за своими плечами много лет жизни. И вся эта атмосфера 'детского кино' подчеркивается рисованой графикой. Мило, не так ведь? Да только по мере развития действия ситуация становится все абсурднее, и тут уже вовсе не до смеха. Вернее, смех-то есть, легкая ухмылка, да только сквозь слезы. И наивность тут вовсе не наивность, а жестокая ирония и горькая усмешка. Как уе выразился один из пользователей - роль играет контраст, когда в мультфильм внезапно приходят смерть и уничтожение.
Главные герои - старые супруги Джеймс и Хильда. Вот уже много лет они живут в тишине и гармонии. Однако Джеймс в последнее время стал беспокоиться за напряженную политическую ституацию в мире. Жену же его не сильно это волнует - лишь бы краска на стенах не облупилась. Однажды им в руки попадают брошюры о защите в случае падения атомной бомбы, и пара начинает действовать в соответствии с указаниями, достаточно бредовыми и противоречащими сами себе - строят убежище из дверей и подушек, делают запасы еды на 14 дней, красят окна белой краской и прочее. А в самом-то деле они и не понимают, что такое ядерная война - она кажется им продолжением Второй Мировой, которую они оба когда-то пережили и сохранили о ней романтические воспоминания - до нового дня Победы, как говорится.
Бесконечная простота и наивность Джеймса и Хильды умиляют, вызывают доверие, и невольно начинаешь сопереживать героям до саомго конца (ну а если их простодушие вызывает у зрителя и аасоциацию с дедушкой и бабушкой, то смотреть концовку становится еще тяжелее). Улыбку вызывают и их диалоги, наполненные юмором. Но все-же в первую очередь хочется плакать от безысходности. От безысходности положения супругов, от осознания того, что вы сами не можете как-то изменить происходящее на экране.
Мультфильм очень тяжелый - после просмотра у вас наверняка будет неприятно щемить в груди. Повествует он о серьезных и глобальных вещах. О том, насколько на самом деле ужасна война. О том, как нас заставляют ненавидеть других только потому, что нам так сказали. О том, как дурило, дурит и будет дурить людей правительство. Джеймс и Хильда не знали, что такое война. От Второй Мировой они помнили, как сажали капусту в бункерах, да как все раздавали по карточкам. Они понятия не имели, какую на самом деле угозу несет ядерное оружие - лишь только по рассказам о Хиросиме, а указания в брошюрах - лишь поверхностный треп, чтобы как-то успокоить уже обреченное население. Они ненавидели русских только потому, что знали о них понаслышке - мол, те ходят в тулупе, валенках, ушанке и любят чай. Но в самом деле - они могут быть хорошими людьми. Все могут быть хорошими людьми. Все могут жить в мире. Просто стоящие выше нас не хотят этого.
Хочется отметить также и графику, сочетающую в себе рисованную и кукольную. Лично мне это напомнило мое детство и мультфильмы Советской России.
Словом, 'Когда дует ветер' - один из лучших примеров своего жанра. Не факт, что он вам понравится - возможно, он покажется нудным или мрачным. Но смотреть однозначно стоит.
P.S.: И, да, спасибо Роджеру Уотерсу и его команде за проникновенный саундтрек и тему из титров.
«Когда дует ветер» - уютная домашняя история с жутким концом. Мне не в первый раз случается посмотреть мультфильм посвященный войне, хлесткий и яркий, в тысячу раз более доходчивый, чем любой фильм. Наверное, дело в стереотипе, согласно которому анимация предназначена для детей. Нарисованный мир привык к ярким цветам, простым и поучительным историям, когда в такой мир врывается смерть, а тем более медленное и мучительное угасание, это оставляет очень сильное впечатление.
Контраст стал ключевым приемом для этого чудесного мультфильма. Контраст большого и маленького, нации и личности, глобальной политики и тихой провинциальной жизни, войны и мира, жизни и смерти. Мы наблюдаем за тихой жизнью двух престарелых обывателей, они нежны друг к другу, берегут свой семейный очаг, их дом – полная чаша, и даже неприступная крепость, как оказалось. Они верят правительству, любят отечество, угроза холодной войны видится им продолжением по-своему романтичных времен второй мировой, они не понимают, что технологии убийства эволюционируют быстрее всех прочих и способы истребления людей в промышленных масштабах, открытые на фронтах первой мировой, сделали большой шаг вперед.
Эта печальная история о войне очень актуально звучит и в наши дни, когда государства опять сталкиваются лоб в лоб, когда нам опять явлен пропахший нафталином образ заокеанского врага. «Когда дует ветер» пытается рассказать нам о самом главном, о цене человеческой жизни. Мультфильм хочет достучаться до людей и на ярком примере дать понять, что война это не когда одна страна нападает на другую ради справедливости или защиты высоких идеалов, война это когда умирают тысячи людей, когда страдание щедро разлито по земле без всякого смысла. И нам нужно стараться об этом помнить, когда в нас в очередной раз вскипит праведная ярость и захочется ввести куда-нибудь войска.
Суссекс. Милая, почти безлюдная английская глубинка. В таких местах костлява если и приходит, то вежливо стучась в дверь, и если уж ей приходится лить кровь, то косой махнет с достоинством, помня заветы Агаты Кристи. В этих живописных местах живет пожилая супружеская пара, коротающая дни в мире и покое, Хильда и Джеймс. Он отдаленно напоминает выжившего и постаревшего Колобка, с мягким характером, пытающийся иметь мнение обо всем. О таких говорят «твердо стоит на земле». Она жестче, с явным негативом относящаяся к новым веяниям, в частности к битникам. Хотя может это лишь грусть по сыну, «испорченному» школой искусств и судя по всему, променявшему тишину провинциальной жизни на свет больших городов. Тем более, что мечты саму ее несут в смутно ощущаемые другие миры, и с легкой грустью она смотрит на своего спутника. Десятилетия вместе, проведенные в гармонии. Смутное и печальное чувство, что жизнь клонится к закату, заглушенное заботами «маленького человека». А где-то за горизонтом, разрастается костер очередной всемирной ненависти по надуманным причинам.
Сквозь телевизионные экраны в дома влетают жужжащие бомбардировщики, выплевывают своих огненных детей и улетают на кухню. Из радио несется грохот оружейных залпов. Сквозь газетные полосы смотрят перекошенные лица врагов державы, готовых в ту же секунду вцепиться в глотку. Война почти что шоу и несомненно бизнес, а значит, привычная, как торговец в бакалейной лавке. Супруги дотошно выполняют предписания правительства, порой нелепые или даже противоречащие сами себе, строят смешное убежище из деревянных дверей дома, скорее подходящее для игры в прятки, чем на шанс пережить ядерную войну. И что-то в этой хлипкой защите действительно есть от пряток, словно правительство решило сыграть в «пи-ка-бу», чтобы отвлечь граждан от случайного взгляда в бездну, которая скоро взглянет на них со всей внимательностью и равнодушием.
Приготовления супругов больше похожи на комедийный скетч, с витающим под потолком духом Монти Пайтон. Забавные раздумывания, забрать занавески с окон или повесить белые простыни, невежественные, полные порой абсурдных выводов разговоры о политике, экономике, даже военной тактике, в том числе и о том, как в два счета британские войска сломят сопротивление советской армии. Или о славном парне Сталине. Ну а если вас готовится убить сошедший с ночных кошмаров сенатора Маккарти фиолетовый русский солдат, потерявший где-то ручного медведя, предложите ему чая. Русские любят чай. Бытовые хлопоты словно подчеркивают как абсурдность войн в целом, так далеких от этих людей, так и карикатурность тех брошюр, призванных уберечь гражданских от атомного зверя. И не просто так «Когда подует ветер» сочетает кукольную анимацию с рисованной. Мультяшные, как будто в отрыве от мира объективного, герои живут в реалистических пейзажах, несуразные в своем слепом оптимизме.
Герои почти что дети. И сама война для них в первую очередь - далекие воспоминания о Второй Мировой, зацепившей их лишь мимоходом. Но сквозь внешнюю ностальгию проходит немного зловещая ирония авторов. За воспоминаниями об уютных убежищах, на крышах которых выращивали овощи, идет военная хроника, радостные лица и бравые самолеты меняются взрывами, герои вздыхают о нацистских налетах и говорят «Славное было время». Не всегда авторы держат такт в играх со зрителем, и вдруг во время сальной шутки герой удивленно посмотрит в «четвертую стену».
Но война распахивает ворота настежь, уже всамделишная атомная бомба превращает землю в свежий филиал Ада и кино перестает прикидываться, что оно о паранойе. Автор снимает маску веселящегося сатирика, и устало надевает форму гробовщика. Убежище все же спасет персонажей от ударной волны, но вот что теперь делать им в мире, грудой подгорелого мяса рухнувшего после выстрела из обреза в упор? Супруги не меняются под опасностью близкой гибели, пытаются обустроиться, жить, словно ничего страшного и не случилось. Рекомендации правительств оказываются трагично поверхностными. Наивная вера в то, что спасение вот-вот нагрянет, больше не вызывает снисходительной улыбки. Теперь лишь эта вера держит трепыхающийся огонь двух свечей среди дымящихся обломков. Финал как реквием тем мирным душам, забранным одетой в камуфляж Смертью. И предупреждение человечеству, которое играет с ядерной угрозой подобно наивному ребёнку, нашедшему боевую гранату. Паника времен Карибского кризиса может, и миновала, человек увидел, куда может привести желание больнее ударить соседа и ужаснулся, но мания цивилизации к саморазрушению жива.
Did you see the frightened ones?
Did you hear the falling bombs?
Did you ever wonder why we had to run for shelter
When the promise of a brave new world
Unfurled beneath a clear blue sky?
Нет, пожалуй, более трогательной истории, посвященной тематике ядерной войны, чем история престарелой пары, британских подданных Джэймса и Хильды. В один чёрный день холодной войны нервы правительств сверхдержав не выдерживают, и ракеты устремляются вверх, сея смерть и разрушение. Мы видим, что при этом суждено пережить человечеству.
С самого начала фильма в главных героях угадываются простые, ни в чём не повинные люди. Они так бережно, с таким трудолюбием ведут собственное хозяйство, что у них просто нет времени на глобальную политику. Они доверяют правительству и выпускам новостей и делают так, как им сказано. «Наше дело маленькое» - так они говорят себе. Многие узнают в Джэймсе и Хильде собственных родителей или бабушку с дедушкой, и от подобного открытия фильм воспринимается ещё тяжелее.
Фильм показывает, насколько далеко политики от настоящих, реальных людей, а люди далеко от них. Пока Джэймс самозабвенно разглагольствует о серьёзных, глобальных вещах, о лидерах сверхдержав, о мировых войнах, хозяйственная Хильда постоянно говорит ему, чтобы тот не поцарапал полировку или не испачкал подушки от дивана в гостиной. Даже во время ядерного удара она порывается сначала вытащить пирог из духовки, а затем уже прятаться в убежище. Над наивностью этих людей хочется смеяться, их наивность заставляет зрителя кусать свои локти и кричать: «Бегите оттуда, глупцы! Ведь вы же умрёте! Неужели вы не знаете, что такое радиация?!»
А они, представьте себе, не знают. Они настолько наивны, что путают слова-паронимы, для них рация и радиация - практически одно и то же. Правительство обманывало, обманывает и будет обманывать таких обычных, простых людей, им будут насаживать стереотипы, в которые они будут охотно верить. Джэймс и Хильда ненавидят и боятся русского Ивана не вследствие собственной злобы и ожесточённости, а только лишь потому, что им так сказали. Таких людей правительство эксплуатирует, а затем их выкидывают или уничтожают, словно мусор. А ведь такие люди - это целые судьбы, со своими успехами и неудачами, со своими радостями и страхами, это полноценные личности.
«Когда дует ветер» заставляет зрителя нервно смеяться сквозь слёзы. Смеяться над наивностью, но смеяться не злобно, а смеяться с завистью и страхом. Обычные люди Джэймс и Хильда прожили вместе простую счастливую жизнь, так что им можно позавидовать. Эпизод с падающей со стены фотографией, когда вся жизнь героев проносится у них перед глазами - один из самых сильных в фильме. Страх и ненависть зритель будет чувствовать по отношению к той небольшой верхушке придворных палачей, которые запускают ракеты и обманывают простых людей, отнимая у них судьбы и память.
После фильма внутри остаётся огромная пустота, сравнимая с пустотой, образующейся в эпицентре ядерного удара. Страшнее всего то, что подобная история могла действительно произойти в нашем мире. И таких семей, как Джэймс и Хильда могло быть великое множество, не только в Великобритании, но по всему миру. Обычные добрые люди могли бы погибнуть наяву, а не в кино. Они могли заплатить максимальную стоимость за свою наивность. И после этого не было бы вообще ничего. Только мрак и обломки разбитых жизней.
«Когда дует ветер» - чрезвычайно тяжелый фильм. Советую всем ознакомиться с ним, несмотря на то, что просмотр потребует от вас громадных эмоциональных затрат.
Думаю, будет справедливо поставить этому фильму высшую оценку. Уж очень сильно он меня впечатлил.
10 из 10
P.S.: Отдельное спасибо Брюсу Дикенсону и его великолепной команде за их пронзительную песню. Если бы не она, то я бы не узнал, что 'Когда дует ветер' существует.
Remember times they had, they flash right through his mind…
Вынуждена признаться: если бы не песня 'When The Wild Wind Blows', написанная по мотивам графической новеллы Рэймонда Бриггза, я бы вряд ли узнала об этом мультфильме. Вернее, заинтересовал сюжет песни, и вскоре я смогла найти мультфильм, правда, с оригинальной озвучкой, без перевода. Он был выпущен в 1986 году, через 4 года после выхода новеллы, но на тот момент тематика, затронутая там, была уже не так актуальна: противостояние двух ядерных держав, СССР и США. Показано оно на примере судьбы пожилой британской пары: Хильды и Джона.
Джон узнает об угрозе ядерной войны, и, несмотря на недоверие жены, начинает строительство убежища и подготовку к тому, чтобы пережить первое время после удара. Он полностью руководствуется правительственным пособием, хотя на тот момент никто не знал, какими вообще могут быть последствия ядерного взрыва. О том, что такое 'радиация', не знает никто из героев, Хильда вообще путает ее с 'рацией'.
Но основным, что показывает этот мультфильм, является не сама конфронтация сверхдержав, между которыми, по сути, находится Великобритания. Это даже не судьбы людей, нет. Здесь сильнее затронута тема определенной неграмотности обычных людей на тот момент, их безоговорочное доверие к тому, что говорит им правительство (например, пребывать в убежище 14 дней после ядерного взрыва), незнание последствий подобного рода войны - как для человека, так и для окружающего мира - радиация, заражающая землю и воду. Постройку этого убежища Джон воспринимал как должное, считая, что так поступят все, а Хильда считала, что даже после ядерной войны, если она все-таки случится, они будут жить, как раньше (особенно красочно это раскрывают эпизоды, где она требовала мужа не поцарапать краску на дверях, из которых он по той самой брошюре делал убежище, и не использовать там чистые диванные подушки). Они считали, что после удара вместе с ними будут другие выжившие, что их всех будут искать, а атомную бомбежку они рассматривали так же, как и обычную в годы второй мировой войны (определенное место занимают их воспоминания о войне, когда они еще были детьми, то, как они тогда прятались в бомбоубежищах). Герои путаются в именах глав других стран, вспоминают некоторых из них как, например, 'вот такой-то с усами'.
Помимо сюжета, следует отметить рисунок и анимацию: многие приемы придают мультфильму определенный шарм. Использование настоящей съемки неба и облаков, воспоминания героев, проходящие в виде меняющихся рисунков, фантазии Хильды, когда она дует на одуванчик, - во всем этом есть определенная грустная романтика безысходности, даже если отбросить сюжет - безысходности возраста и в какой-то степени даже одиночества. И герои, несмотря на свою простоту (по сути - обычные пенсионеры) каким-то образом сразу 'цепляют', заставляют сопереживать себе, оставляя очень приятное впечатление. Доверчивые и простодушные, не осознающие ситуацию, в которой находятся.
На самом деле, этот мультфильм - достойное произведение своего времени со всеми его издержками: страхом ядерной войны, недоверием к главам сверхдержав. Единственным минусом является определенный английский снобизм, когда жертвами событий выставляется 'ни в чем неповинная' Британия, в то время как последствия данного конфликта для других стран даже не упоминаются. Тем не менее, 'Когда дует ветер' - очень тяжелый мультфильм, ориентированный исключительно на взрослых. Конечно, для тех, кто ждет остроты сюжета и большого количества действия, этот мультфильм не подойдет. По сути это - психологическая драма, не столько военная, сколько именно человеческая, для кого-то и нудноватая, на любителя. Но его можно порекомендовать всем ценителям группы Iron Maiden - как минимум, чтобы знать, на основе чего написан один из лучших их эпиков и сравнить их концовки. На мой взгляд, обыгранный в песне ход событий кажется намного более трагичным.