всё о любом фильме:

Водная жизнь

The Life Aquatic with Steve Zissou
год
страна
слоган«The deeper you go, the weirder life gets»
режиссерУэс Андерсон
сценарийУэс Андерсон, Ноа Баумбак
продюсерУэс Андерсон, Бэрри Мендел, Скотт Рудин, ...
операторРоберт Д. Йоумен
композиторМарк Мазерсбо
художникМарк Фридберг, Стефано Мария Ортолани, Марко Трентини, ...
монтажДэвид Мориц
жанр драма, комедия, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  3.82 млн,    Великобритания  341.3 тыс.,    Франция  251.3 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время119 мин. / 01:59
Номинации:
«Я буду мстить», — заявил на пресс-конференции знаменитый океанограф. А мстить он собирался загадочной ягуаровой акуле, съевшей, не поперхнувшись, его лучшего друга и помощника. Собрав разношерстную команду, бесстрашный исследователь устремляется на поиски своего смертельного врага…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
56%
111 + 88 = 199
6.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Сюжет фильма является пародийной вариацией «Моби Дика» Германа Мелвилла.
    • Джейн читает вслух своему ребенку «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста.
    • Во время съёмок фильма Билл Мюррей стал дипломированным подводником, проведя под водой более 40 часов.
    • Красные шапки, которые носят герои, напрямую отсылают к Жаку Иву Кусто, знаменитому подводнику и документалисту, творчеству которого и посвящен фильм.
    • еще 1 факт
    Трейлер 02:30

    файл добавилFastFamily

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 140 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм рассказывает о Стиве Зиссу (Мюррей) — путешественнике, исследователе морских глубин и авторе документальных фильмов, неизбежно вызывающем ассоциации с прославленным Жаком-Ивом Кусто. В настоящий момент у Зиссу кризис пожилого возраста: интерес к жизни пропал, его опусы перестали нравиться зрителям, отношения с женой (Хьюстон) оставляют желать лучшего, детей нет и, в довершение ко всему, на съёмках последнего фильма его давнего компаньона и лучшего друга Эстебана перекусила пополам экзотическая акула леопардовой расцветки. Перед этим Зиссу и Эстебану удалось установить на зверюгу датчик, так что Зиссу собирается набрать динамиту и отправиться в очередную экспедицию затем, чтобы найти и уничтожить эту акулу, если она вообще существует.

    Тут у него начинаются проблемы с финансированием. Традиционные спонсоры от Зиссу отвернулись, а у продюсера Осири Дракулиса (Гэмбон) нелады с законом. Но тут на выручку Зиссу приходит случай: на вечеринке к нему подходит молодой человек Нед Плимптон (Уилсон) и говорит, что со всей вероятностью приходится ему сыном. Зиссу и Плимптон сразу находят общий язык, а позже обнаруживается, что новоиспечённый сын готов даже профинансировать экспедицию. Зиссу немедленно берёт его к себе в команду, и они отправляются в плавание.

    Что же это за фильм такой — «Водная жизнь»? С одной стороны, это стильная и красочная комедия. Правда, должен заметить, что это комедия новой формации — т. е. вы не смеётесь в определённых местах, а просто смотрите весь фильм с иронично-грустной улыбкой — если, конечно, настроились на волну режиссёра и поняли, что кажется смешным ему (я настроился). С другой стороны, это драма о человеческих взаимоотношениях, и вот в этом плане мне фильм совершенно не понравился. Собственно, я ещё с «Академии «Рашмор»» понял, что у Андерсона совсем другое представление о человеческих отношениях, чем у меня, как будто мы с ним с разных планет.

    Возьмём хотя бы отношение Андерсона к отцовству (впрочем, тут он не одинок: к этому самому обычному явлению практически все современные режиссёры относятся очень настороженно, а то и враждебно; достаточно вспомнить сериал «Lost», где жизни практически всех главных персонажей пошли под откос из-за плохих отцов или отчимов). Несмотря на то, что по фильму Зиссу и Плимптон очень хорошо ладят между собой (деньгами такие вещи не измеришь, и всё же тот факт, что Нед пожертвовал на экспедицию $275,000 — всё своё наследство, говорит о многом), Зиссу то и дело произносит фразы вроде «Я ненавижу отцов и никогда не хотел быть одним из них» или «Мне тяжело свыкнуться с мыслью, что он действительно может быть моим биологическим сыном». Как согласовать одно с другим? Или, например, почему Зиссу стыдно за то, что он довёл до слёз сопровождающую его журналистку (Бланшетт) во время интервью, хотя это она сразу же напала на него с откровенно провокационными вопросами, и в то же время он безо всяких угрызений совести взламывает её каюту и читает её личные документы? И таких вопросов к Андерсону у меня очень много.

    Если говорить об актёрах, то фильм, конечно, очень сильно выигрывает благодаря наличию в нём моего любимого артиста Билла Мюррея. Мюррей здесь не слишком сильно отличается от самого себя в «Академии «Рашмор»», «Трудностях перевода», «Сломанных цветах» и многих других фильмах, но он настолько харизматичен, что может играть одно и то же хоть двадцать раз подряд — и это никогда не надоест. Особенно легко проводить аналогии со «Сломанными цветами»: и здесь, и там персонаж Мюррея, разочарованный в жизни и уставший от неё, ввязывается в какую-то сомнительную авантюру — видимо, просто от скуки и желания хоть как-то встряхнуть себя. Кроме того, в обоих этих фильмах он узнаёт о том, что у него, возможно, есть взрослый сын. Отличие состоит в том, что в андерсоновском фильме Мюррею приходится вести активный образ жизни: нырять с аквалангом, летать на вертолётах, перестреливаться с пиратами, штурмовать здания и т. д., и всё это он делает со своим фирменным насмешливо-усталым выражением лица, что уже само по себе довольно забавно.

    Уилсон и Бланшетт, напротив, не понравились — у них в этом фильме очень однообразные интонации и их голоса мне просто-напросто быстро надоели. У Бланшетт к тому же ещё и очень странный персонаж или, точнее, ещё более странный, чем все остальные: я так и не понял, что она, собственно, должна была сыграть. В то же время очень хороши многие актёры второго-третьего плана.

    Так что фильм неоднозначный — мне многое в нём понравилось и многое категорически не понравилось. Лучшая сцена, на мой взгляд, финальная: всеобщее единение в подводной лодке, по-моему, это образцовый пример того, как нужно снимать трогательные сцены. Ну и, конечно, понравились подчёркнуто нереалистичные анимационные вставки (немногочисленные, к сожалению) и музыка, особенно простенькие мелодии, которые звучат во время погружений.

    5 из 10

    4 января 2015 | 23:44

    В последнее время своеобразный мастер трагикомедии Уэс Андерсон становится всё популярнее. Последний его полнометражный фильм «Отель Гранд Будапешт» получил огромное количество номинаций и даже некоторое количество наград на разных международных фестивалях. «Отель Гранд Будапешт» хорош во многих отношениях — стильный, искромётный, смешной и в то же время трагичный (но не слишком), захватывающий, оригинальный. Фильм сделан безукоризненно. Единственное, к чему тут можно придраться — излишняя «глянцевость». А вот в фильме «Водная жизнь со Стивом Зиссу» недочётов гораздо больше, но при этом в нём нет «глянца», он… Как это сказать?.. Честнее, что ли…

    Действительно, в «Водной жизни» у режиссёра были небольшие промахи. Он уже начал использовать приёмы, которые нам знакомы по его более поздним фильмам, но они ещё не совсем доведены до ума. Кроме того, повествование развивается весьма сумбурно, иногда не совсем ясно, что происходит и почему. То есть, всё вроде бы и понятно, но чувствуется, что что-то не так. Некоторые реплики героев приходятся не к месту — точнее, к месту, но зрителю не ясно, к какому именно месту. В общем, фильм несколько сумбурен, как уже было сказано выше. Но в то же время это очень проникновенная картина. Легкомысленная на первый взгляд комедия местами переходит в серьёзную драму, а иногда и в чистой воды трагедию. Роман Полански говорил когда-то, что «даже утонченные киноманы не любят смешения жанров. Трагедия должна оставаться трагедией. Комедия же, если она переходит в драму, почти всегда обречена на провал.» Но Андерсону удаётся избежать провала, хотя, конечно же, далеко не каждому зрителю понравятся такие неожиданные повороты.

    Актёрский состав в фильме очень порадовал. В особенности Билл Мюррей — меня вообще очень радует, что в последние годы его можно видеть в фильмах таких режиссёров, как Уэс Андерсон и Джим Джармуш (пусть и не очень часто). Да, на самом деле, все актёры были хороши, ни к кому нет претензий, но больше всех запомнились (кроме Мюррея) Анжелика Хьюстон, Джеффри Голдблюм, Уиллем Дефо, Кейт Бланшет и (почему-то) Мэттью Грей Гублер.

    Отдельно хочется отметить саундтрек, а именно песни Дэвида Боуи, исполненные на португальском Сеу Жоржи — музыка отлично вписалась в фильм, как и образ бразильца с гитарой, непринуждённо поющего песни на мирно покачивающемся на волнах корабле.

    Операторская работа Роберта Йоумена, как обычно, очень хороша. Картинка получилась очень красивая. К слову о красоте кадра — в фильме прекрасно подобрана цветовая гамма, преобладают светло-голубой и жёлтый цвета с небольшим вкраплением морковно-красных шапок. Прямо-таки приятно смотреть.

    В целом, псевдодокументальный фильм о человеке, мстящем акуле и попутно налаживающем свою личную жизнь, вышел очень даже неплохим. Интересный сюжет, удивительно живая атмосфера, красивота кадров, прекрасные актёры, необычный саундтрек и, конечно же, прекрасный режиссёр — всё это можно найти в фильме «Водная жизнь со Стивом Зиссу». Пусть даже в нём есть какие-то недоработки, но зато при просмотре чувствуется, что он снимался далеко не ради кассовых сборов — в первую очередь он снимался, потому что проблематика фильма близка Андерсону, потому что ему было, что сказать зрителю. Это практически притча, скрытая под обложкой комедии. Здесь определённо есть над чем задуматься, чему удивиться, над чем посмеяться и о чём погрустить.

    Фильм оказался очень близок мне, и мне не сложно с уверенностью назвать его одним из моих любимых, хоть я и не могу сказать, что это один из лучших фильмов в истории кино. Но оценки

    8 из 10

    он вполне заслуживает.

    14 февраля 2016 | 21:33

    История, в лучших традициях русской драматургии с элементами неожиданности и перестрелками.

    В образе нелепого пьяницы капитана Стива Зиссуа могут узнать себя многие мечтатели, не нашедшие смысла в жизни. Двигатель сюжета — тигровая красавица убийца акула, а точнее её поиски заставляют главного героя за сравнительно небольшой период времени пережить больше, чем за всю жизнь: тут тебе и проблемы отцов и детей, поиски любви, значение дружбы и преданности. Философские вопросы «кто виноват» и «что делать» скрашиваются типично Андерсонскими яркими кадрами, особым юмором, харизматичными персонажами и песнями Жоржи.

    Прекрасная трагикомедия для тех, кто ищет.

    Воодушевляющего кино всем!

    22 июля 2015 | 19:53

    Мне нравятся высокопарные фразы. Поэтому описание этого фильма и своих ощущений после его просмотра я начну очень высокопарно — «Наши взаимоотношения с Биллом Мюрреем…». Так вот, наши взаимоотношения с Биллом Мюрреем пережили сложные времена. Пускай он об этом и не подозревал. Много лет я воспринимал его как хорошего комика. После «Трудностей перевода» я неожиданно понял, что Билл — трагик. С огромным нетерпением я ждал премьеры следующего после «Трудностей» фильма — «Сломанных цветов». После того, как погас экран, я, отплёвываясь, убеждал себя в том, что нас с Биллом больше ничего не связывает. Ибо после сильнейших «Трудностей» халтурить так, как схалтурили Мюррей с режиссёром, попросту преступно.

    Вот…

    А затем я увидел диск с «Водной жизнью», на обложке которого, помимо Мюррея присутствовала ещё целая когорта настоящих и почти настоящих звёзд — Уилсон, Бланшетт, Хьюстон, Дэфо, Голдблюм и прочая, прочая, прочая. Имя режиссёра — Уэс Андерсон — тоже говорило о многом.

    Я просмотрел фильм 2 раза подряд, в течение 2 вечеров. Оценка — 10 из 10.

    Фильм сложный. Не надо доверять кретинам, пишущим аннотации к фильмам для российского проката — это не комедия. Точнее, это не совсем комедия. Точнее… Вы смотрели «Трудности перевода», «Спокойной ночи», «Вечное сияние чистого разума»? Там были смешные моменты? Да. Вы часто смеялись, запивая смех колой? Подозреваю, что не очень. Но если эти три фильма пришлись вам по душе, то «Водная жизнь» понравится тоже.

    Фильм об одиночестве в толпе и о надвигающейся, как скорый поезд, старости. Старости океанолога, когда-то бывшего кумиром миллионов, а теперь стремительно теряющего всё, выходящего в тираж. О команде, состоящей из таких же, как он, одиноких отщепенцев, собранных со всего мира. О нелюбимой, но привычной, как полочка в ванной, жене, и неожиданно свалившейся на голову молодой симпатии «в положении». О сыне, который то ли сын, то ли не сын. И о «леопардовой акуле», в существование которой никто не верит, потому что уже не хочет верить тебе, стареющему, выходящему в тираж, и успевшему надоесть.

    Мало понятно? Абсолютно. Тем не менее, это и есть краткое изложение сюжета фильма, который я просмотрел два раза подряд. А затем ещё много раз.

    10 из 10

    P.S. Никите Михалкову, запоровшему весь свой фильм «12» совершенно неуместной и фальшивой «слезой русского офицера», стоило бы посмотреть, как плачет без слёз Мюррей, нашедший-таки свою акулу.

    14 августа 2011 | 03:08

    Поначалу не хотел смотреть этот фильм. Как-то совсем не убедительна была аннотация на коробке. Привлекло только наличие Билла Мюррея в главной роли, поэтому решил посмотреть. Затем в картине обнаружились такие классные актеры как Кейт Бланшетт и Уиллем Дэфо, да и Оуэн Уилсон тоже неплох. На удивление, фильм затянул с самого начала. Причем, довольно трудно сформулировать, чем именно. Одно можно сказать точно — фильм совершенно оригинальный, он не похож ни на что другое. Причудливая смесь самых разных жанров — тут тебе и комедия, и драма, и приключения, и даже боевик местами — заставляет смеяться и плакать, надеяться и переживать вместе с героями. Конечно, нельзя сказать, что данный фильм понравится абсолютно всем, более того, я думаю, что большинство не сможет его осилить до конца. И не потому, что они тупые и ничего не понимают, просто такой подход не каждому по душе. Но все-таки поклонники «интеллектуального» кино могут получить от просмотра массу удовольствия.

    10 из 10

    10 октября 2007 | 17:20

    Значит так. Год назад я посмотрел фильм «Семейка Тиненбаумов». Естественно мои глаза с удовольствием пробежались по рабочему составу фильма, и погрузили в голову имя режиссёра и сценариста Уэса Андерсона. Тогда же, я наверняка сказал спасибо за создание такого великолепного фильма, ставшего одним из моих любимых, но не ставя на пьедестал имя создателя. Сейчас поставил. После того как посмотрел «Водную Жизнь», можно сказать, называюсь одним из любителей творчества Андерсона, чьё новое детище, жду с глубоким интересов.

    Восхищаясь фильмом, и прокручивая некоторые моменты в голове, а затем на DVD, меня всё глубже затягивала ироничная простота режиссера, отлично направленная по руслу своего отличного сценария. Вымышленная красота водного мира, диалоги, актёрский состав, сама атмосфера картины, с головой окунают в сюжет, и будто цепкий осьминог, будут держать вас не отпуская. Конечно же не всех, само собой. И может даже и не многих. Но тех, кто решит нырнуть, точно.

    10 из 10.

    22 января 2006 | 20:00

    В моей голове фильмы Уэса Андерсона занимают какую-то особую нишу. Трудно четко объяснить в чем их очарование, но возможно оно кроется в сочетании чудаковатости, иронии и немного наивной трогательности, в верной происходящему музыке, в неоднозначности заметной за видимой простотой. Когда смотришь «Водную жизнь» становится намного ближе сказанная кажется Джоном Сильвером фраза о «Планете Ка-Пэкс», что «такое кино прочищает душевные каналы». Это кино — замечательное лекарство от чувственной «замшелости».

    Комедии как набора последовательных гэгов и курьезов здесь совсем немного, зато персонажи все как на подбор выдающиеся и вызывают милую искреннюю улыбку: надменный Зиссу Мюррея нередко суров, взбаламошен, своенравен, но как трогательно наблюдать его тягу к сыну, непонятно что к журналистке, вздернутый нос по отношению к окружающим… Видеть, как человек не замечая этого за собой, становится другим. Как наивен и умилителен Нед… Уилсон вроде бы никаких особенно ярких красок в его образ не внес, но чудной и светлый Нед не выглядит набитым дураком, его слова, чувства, письма, поступки вызывают добрую улыбку, а не издевательские сентенции про странных дурачков. Почувствуйте как же хороша здесь журналистка Джейн, исполненная Кейт Бланшетт со своими неоперившимися чувствами, тягой к человеческому теплу и беременностью, как безудержно предан делу бедняга Клаус, насколько самоуверенен хитрован Хенесси старины Джеффа Голдблюма, с каким достоинством глядит на мир и мужа Элеонора Зиссу, как придурковаты злые азиатские пираты, как «документально» снимает свои фильмы Стив Зиссу, как он же валяет дурака с интервью на воздушном шаре. Как романтичны медузы на берегу, как долгожданна встреча с акулой, обволакивающая величием природы, совсем ведь не такой, о которой вещают из-за стекла экранов. Ею непреодлолимо хочется проникнуться, впитать в себя. Такая вот грустная сказка о людях, о природе, об отношениях. Черт его знает о чем. Да еще под аккомпанемент Боуи на португальском.

    Чудесное, светлое, редкое кино. Совсем не для того, чтобы от души посмеяться. И, как говорится, «спасибо за рыбу». Особенно ягуаровую.

    9 из 10

    20 января 2012 | 01:17

    Неутомимый исследователь морских глубин Стив Зиссу (Билл Мюррей) и его бравая команда отправляются в приключение по водам Мирового Океана, чтобы выследить неведомую полосатую акулу и снять документальный фильм. Зиссу пребывает в кризисе из-за гибели напарника, творческих неудач и семейных проблем. Он знакомится с Недом (Оуэн Уилсон), сыном своей давней возлюбленной, и предлагает ему место в команде. Также с ними поплывёт беременная журналистка Джейн (Кейт Бланшетт), которая хочет написать сенсационную статью. Приключения начинаются…

    «Водная жизнь» — благодарная пародия на Жака Ива Кусто и его команду. Те, кто смотрел другие фильмы Уэса Андерсона, с лёгкостью узнают его почерк: удивительный мир абсурда и фантазии, странные персонажи-аутсайдеры, «шутки с невозмутимым лицом», невероятное внимание к деталям, тихая философия и настоящий трагизм. Этот невообразимый коктейль делает Уэса Андерсона одним из самых уникальных, неповторимых и противоречивых режиссёров на сегодняшний день. Без сомнения, этот парень — большой молодец.

    Удивительно, но фильм можно критиковать и за то, что он «слишком странный» (по сравнению с реалистичными трагикомедиями), и за то, что он «недостаточно странный» (по сравнению с театром абсурда «Монти Пайтон»). Можно сетовать на его избыточность и длительность. Можно недовольно говорить, что трагизм не уместен в такой атмосфере, что Андерсон пытается соединить несоединимое, что актёры, как бы хорошо они не играли, оказываются запертыми в рамках открыточности и калейдоскопичности здешнего стиля.

    Но я не буду этого делать. Потому что фильм мне понравился, он такой милый, и не хочется его ругать.

    7 из 10

    1 июня 2014 | 12:56

    Да простят меня фанаты Уэса Андерсона и этого фильма в частности, но этот фильм просто невероятно скучен! Несмотря на хронометраж около двух часов, я его посмотрел, наверное, с пяти или шести заходов, каждый в среднем минут по двадцать. Я уже хотел было выключить этот фильм на середине, но все таки Уэс Андерсон является одним из моих любимых режиссеров и переборов себя, я осилил этот фильм до конца, о чем совсем не пожалел, потому что последние минут тридцать стоят просмотра и кардинально меняют впечатление о фильме. Да, черт подери, в этом фильме даже массовая перестрелка есть, хотя, казалось бы, Андерсон и перестрелка, это как Тарковский, экранизирующий комиксы о «Железном человеке»! Но перестрелка вполне соответствует духу фильма, ведь тут есть погони, воровство и убийства и, тем не менее, несмотря на вышеописанное, это типичный фильм Андерсона, которого можно узнать по цветовому оформлению, декорациям, музыке и угрюмому Биллу Мюррею.

    И, раз уж я заговорил об актерах, то о них стоит поговорить в отдельности. Шикарный грустный Билл Мюррей, который исполнил нечто среднее, между капитаном Ахавом и Жаком Ив-Кусто, а вооще у него очень сложная роль нелюдимого, циничного старика, который устал от жизни, но все равно старается жить ради своей «семьи»; не менее шикарная Кейт Бланшет, которая играет журналистку, вечно задающую герою Мюррея каверзные вопросы и копающаяся в его жизни (а момент, когда она читает своему еще не родившемуся ребенку «В поисках утраченного времени» развеселил меня больше, чем весь имеющийся в фильме юмор); неплохо сыграл Оуэн Уилсон, который исполнил роль внебрачного ребенка Мюррея — по сути, он играет придурка (как и всегда), но в этом фильме этот придурок получился необычным и обаятельным. Небольшая, но запоминающаяся роль у Анжелики Хьюстон. Уильям Дефо в роли обычного тугоумного члена команды тоже вызывает улыбку. Да и остальные актеры сыграли превосходно. Все таки умеет Андерсон работать с актерами и выбирать их, и даже если у него играет целая куча мастеровитых профессионалов, он все равно хоть в эпизоде, но всем даст засветиться и этот фильм не стал исключением. Ну и образы под стать актерам — все довольно яркие, оригинальные, симпатичная, обаятельные и невероятно безумные.

    Музыкальное оформление под стать остальным фильмам Андерсона и довольно гармонично сочетается с красивой картинкой.

    Очень радует, что этот фильм нельзя отнести к какому-то определенному жанру. По большей части, это комедия, но в некоторых моментах над жизнью Стивена Зиссу не то, что смеяться не тянет, а хочется ему посочувствовать и погрустить вместе с ним. Про элементы боевика я тоже уже писал выше. Почти все возможные жанры смешал Андерсон и вышло это у него просто изумительно!

    Подведем итог — скучный, но замечательный фильм! Куча блестящих актеров, играющих странных безумцев, во главе с гениальным Биллом Мюрреем. Типичный фильм Уэса Андерсона, где можно и погрустить и посмеяться. К просмотру обязателен, но далеко не всем. Своеобразные фильмы у Андерсона и далеко не всем его стиль нравится. Ну а те, кому нравятся фильмы Андерсона проявят неуважение к автору и совершат преступление перед кинематографом, если не посмотрят этот фильм

    8 из 10

    8 ноября 2014 | 22:16

    Уэс Андерсон, один из самых самобытных и оригинальных режиссеров и сценаристов современности, стоящий в одном ряду с такими мэтрами авторского кино, как Джим Джармуш и Гас ван Сент, снял совсем немного фильмов. Какой-нибудь «мастер-блокбастер» снял бы за те же годы 20 хитов, Андерсон же рассчитывает время для своих картин так, словно каждый фильм он готовит вручную, сантиметр за сантиметром просматривая снятый материал, убирая все ненужное и, мазок за мазком, доводит свои картины до совершенства.

    Может, в этом и есть его секрет? А иначе, почему Андерсон — один из тех немногих режиссеров, каждый последующий фильм, которого не только не похож на предыдущий, но и вообще не похож ни на один фильм, снятый до этого в мире? Может, поэтому каждый его фильм оказывается шедевром и событием в мире кино? Честно говоря, я не знаю, я просто смотрю каждый новый фильм Режиссера, жду каждый его новый фильм, и искренне наслаждаюсь этими великолепными произведениями искусства.

    Самое сложное при просмотре фильмов Андерсона — определить жанр его картин. Прокатчики относят их, как правило, к комедийному жанру, но «Водная жизнь» — такая же комедия, как, скажем, «Сломанные цветы» Джима Джармуша. Несколько язвительно-пародийных моментов и постоянно довлеющая надо всем ирония еще не делает фильм комедией как таковой, и, конечно, зритель не будет ухохатываться, наблюдая за приключениями Стива Зиссу и его команды. Он будет лишь иногда слегка улыбаться и то, если он не привык к комедиям уровня Сэндлера, братьев Уайнс и Мартина Лоуренса. Но это и не мелодрама и тем более не драма, и уж никак не боевик, хотя в некоторых кадрах сам океанограф и его ребята ведут себя так, словно участвуют в боевике «Морские котики».

    Выходит, что нет у этого фильма никакого жанра — вернее, есть все жанры. По ходу фильма угадываются легкие намеки и ссылки на множество тем и фильмов — от спилберговских «Челюстей» до документалок от BBC и Анимал Планет. И все эти знакомые и незнакомые жанры, ссылки, намеки сливаются в один целостный хоровод, который можно окрестить только так: «Фильм Уэса Андерсона».

    Формально фильм посвящен великому Жаку-Иву Кусто, непревзойденному исследователю-океанографу и величайшему певцу «голубой бездны», к этому отсылает сам сюжет фильма, его герои, постоянно перемежающиеся с общим действием «как бы документальные» кадры, и красные шапочки, в которых ходит вся команда, но любой школьник скажет, что фильм антинаучен до безумия, мало того, он даже нарочито антинаучен: в фильме не названо ни одного реально существующего морского животного, ни одно из них не показано, даже сами морские глубины смоделированы на компьютере, причем так, словно действие происходит не в художественном фильме, а в какой-нибудь «Русалочке» от дядюшки Диснея.

    В этом фильме все как будто игрушечное, ненастоящее — и красные ласты героев, и яркие, цветастые рыбы, шагнувшие словно из мультфильмов в мир Стива Зиссу, и корабль моряков, который оказывается самой явной декорацией, и пистолеты-пукалки, и «океанографическая аппаратура» и все остальное. Такое ощущение, что мы попадаем в сказку, которую нарисовали для нас не очень щепетильные и просвещенные мультипликаторы. Но это вовсе не сказка — в этом фильме настоящая смерть, настоящая жизнь, и самое главное, в нем абсолютно реальные люди. И только тогда позиция Андерсона начинает проясняться. Оказывается, что для него не важно, в каком мире живут его герои, все, что вокруг них — кинематографическая условность, антураж, сцена, на которой проживают свою жизнь персонажи фильма.

    И интересует Андерсона не море, не рыбы и не океанография, а люди, их характеры, отношения между ними. Главное в этом фильме — блестящие диалоги и ряд блестяще выписанных эксцентричных героев, для каждого из которых этот смешной нарисованный мир видится в разных красках.

    Сам Стив Зиссу — это вовсе не перерождение Кусто, наоборот, это пожилой, отяжелевший, усталый и давно потерявший свою путеводную звезду человек, который использует последний шанс — смерть друга, чтобы отправиться в скорее всего, свой последний поход в поисках самого себя. В этом фильм очень схож с предыдущей картиной Андерсона, «Семьей Рояла Тенненбаума» — там такой же старый, ненужный и потерянный мужичок оказывается в окружении таких близких и одновременно таких далеких людей в своем последнем «походе». Роял Тенненбаум на исходе дней обретает заново свою семью и учится любить ее, Стив Зиссу окунается в некогда принесшую ему славу работу, обретает сына, пытается вернуть старую любовь, хотя и делает все это словно через силу, так, как делают себе уколы безнадежно больные люди — только ради «галочки», ради отчетности.

    Люди, которые окружают Стива разные, кому-то он в определенной степени дорог, кому-то он был дорог раньше, кто-то терпеть его не может. Но тонкие нити связывают это множество людей между собой, все они, друзья и враги, оказываются в невидимой сетке отношений, которую порвать невозможно, и радости которая не приносит… По сути, перед нами множество людей, и все они стоят на распутье, ситуация, опять же, очень знакомая по «Тененнбаумам». И все же этот фильм другой. Что-то в нем есть легкое, ироничное и насмешливое, что отличает его от экзистенциальной семейной летописи старого Тенненбаума. Несмотря на то, что в «Водную жизнь» перешагнули большинство актеров из «Семьи Р. Т», несмотря на кучу соответствий и параллелей, они одинаково хороши, но хороши разным.

    Обилие ярчайших и острохарактерных персонажей, как говорили люди времен Тургенева, порадовало бы «любого практикующего физиономиста». Великолепные актеры, каждый из которых сам по себе событие в любом фильме, создали эти яркие образы. Оставим на потом гениального Билла Мюррея и его Стива Зиссу. Пройдемся по менее значимым, но не менее интересным характерам.

    Оуэн Уилсон в роли «кажется, сына Стива Зиссу», исполнил непривычную для себя довольно серьезную роль. Оставаясь по-прежнему обаятельным и симпатичным, актер, тем не менее, сыграл молодого человека неопределенного значения. С одной стороны, он портит жизнь Стиву Зиссу, а с другой, становится свежим дуновением ветра, событием, которого так не хватало в жизни старого моряка, чем-то вроде стимула жить. Непревзойденная Анжелика «Мотриция Аддамс» Хьюстон была великолепна в роли жены Стива Зиссу, эдакой «железной леди», холодной и безэмоциональной миллионерши, которая за кажущимся равнодушием скрывает любовь к морю и почти погасшее, но все же еще существующее чувство к Стиву Зиссу, который когда-то, вероятно, рвением, страстью к открытиям, запальчивостью очаровал молодую светскую львицу, а теперь постепенно превращается в развалину. Разочарованность и лоск, лед и остатки былого кокетства — все это удивительным образом сочетается в оскароносной актрисе.

    Еще одна удивительная и странная роль у красавицы Кейт Бланшетт: беременная журналистка, которая вроде бы пишет, а вроде бы и не пишет большую статью о Стиве Зиссу, оказывается среди команды моряков, становится объектом романтической привязанности со стороны героя Оуэна Уилсона и одновременно пробуждает какие-то едва живые чувства у старика Зиссу. Как и у всех героев, ее мотивы неясны, ее поведение странно, цели смутны, но она оказывается одним из главных лиц фильма. Хорош Уиллем Дефо в роли туповатого, но безоотчетно преданного помошника Стива Зиссу, иностранца с жутковатым акцентом и Джефф Голдблюм, сыгравший врага Стива Зиссу, который, как выясняется потом, не совсем чтобы враг, но все-таки враг…

    Впрочем, любой, кто появляется в этом фильме, достоин отдельного описания, вряд ли здесь возможного. В этом фильме нет ни одного конкретного образа, создается ощущение, что все люди в этой грустной сказке — немножко сумасшедшие, ни у кого из них нет настоящей цели, никто не говорит друг с другом искренне, все действия совершаются во имя каких-то косвенных и никому не нужныхцелей, все цепляется за какие-то мелочи, а камера вылавливает вещи, которые обычно ею игнорируются… Ну, какого оператора в обычном фильме заинтересует трехногая собака?

    Ну, и, наконец, сам Стив Зиссу — великолепный Билл Мюррей, — символ, и самый странный человек фильма. Билл Мюррей — любимый актер Уэса андерсона — в каждом своем филме режиссер находит место для этого потрясающего актера, большую роль или не очень, но всегда значимую. Конечно, эта роль гораздо сложнее и психологически тоньше, чем, скажем, роли Мюррея во многих комедиях. Поначалу перед нами предстает засыпающий на ходу старик, у которого в жизни было все, и который понимает, что вернуть былое величие и вообще, все, что называется жизнью, ему уже не под силу. Его фильмы больше не нужны, у него нет денег, он потерял жену, у него нет детей, его не любит общественность, он не умеет говорить с людьми, он язвителен, циничен, он устал, и, кажется, больше ничего не хочет. Смерть друга и появление «сына» дает ему повод хотя бы сделать попытку собрать те частички жизни, которые остались в его душе, мозге и теле и вернуть миру и себе самому того самого Стива Зиссу, который когда-то блистал на экранах и в Академиях.

    Внутренне он понимает, что это невозможно, но упорно, через многочисленные неприятности он идет к формальной цели, которую не собирается осуществлять, по пути достигая других, маленьких, но более важных и нужных целей. На наших глазах Стив Зиссу то оживает, то снова превращается в тлеющую свечку. Я не знаю никого, кто смог бы сыграть эту роль Лучше билла Мюррея. В последнее время такие потерянные, усталые, видавшие виды, недовольные собой и миром вокруг себя персонажи удаются ему лучше всего — «Семья Рояла Тененнбаума», «Трудности перевода», «Сломанные цветы», «Водная жизнь» — эти фильмы открыли другого Мюррея — блестящего драматического и трагикомического актера, способного показать человека в самых тяжелых и непонятных его переживаниях.

    Как и любое авторское кино, «Водная жизнь», или как назвали ее прокатчики у нас, «Утомленные морем», понравится далеко не каждому. В прокате фильм, конечно, провалился, и отзывы о нем самые разные — от восторгов до полного неприятия, но таковы все фильмы Андерсона — их нужно не просто смотреть, но и чувствовать, ощущать, понимать. Впрочем, после таких слов можно подумать, что фильм какой-то сверхумный, тяжелый и переживательный. ничего подобного. Как я уже говорил, у него нет жанра. И юмор в этом фильме пусть не слишком частый, но все же желанный гость, конечно, это юмор особого сорта, инода довольно черный, но всегда тонкий и рассчитанный на довольно узкий круг людей. Я врать не буду, я тоже далеко не всегда понимал, в чем там «ха-ха», и так и не въехал в некоторые эпизоды, но были и действительно смешные вещи. Конечно, самая чудесная вещь в подробных фильмах — диалоги, и уж тут талант Андерсона-сценариста раскрывается в полной мере.

    Этот фильм такой же мудрый и созерцательный, как и все фильмы Андерсона — жизненно смешной и жизненно же грустный, хотя происходит он в совершенно искусственных и безжизненных декорациях. И упаси меня Бог советовать этот фильм кому-то еще, это кино нужно находить самому, смотреть самому, и, конечно, до него нужно дорасти самому. И, хотя мне нравятся все фильмы Андерсона, и очень понравился этот, я не могу похвастаться тем, что я дорос до него полнсостью и осознал все, что вложил в него режиссер. Но одно я могу сказать точно — этот фильм я пересмотрю еще много раз. «Водная жизнь» — это прекрасный подарок любителям авторского кино, снятый за невероятные для артхауза 50 миллионов и облаченный поэтому в более мейнстримные, на первый взгляд, рамки. Но не обманывайтесь. Это кино для тех, кто ценит постине самобытный взгляд на любые вещи.

    10 из 10

    4 ноября 2007 | 21:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>