Бывает кино интересное, а бывает красивое, у всех людей разные интересы и разное чувство прекрасного.
А в этой ленте 1896 года прекрасно всё, прекрасна летучая мышь, которая своим появлением с первых же секунд определяет наше настроение, мышь настолько нелепа, настолько лубочно выполнена, что кроме веселья ничего не может вызвать даже у самого серьёзного зрителя. Было бы очень интересно увидеть реакцию первых зрителей, что это было: ирония, удивление от увиденного или всё же испуг?
Пока одни кинооператоры носились по всему миру с камерой, чтобы запечатлеть всё яркое и необычное для европейского зрителя, другие быстро поняли, какие необыкновенные возможности открывает перед ними камера. И самый первый эффект, который был взят на вооружение - внезапное появление или исчезновение предметов или людей. И раз уж у нас получилось такое чудо, будем использовать его на полную катушку, подумали создатели ленты.
Весь трёхминутный сюжет основан на появлении/исчезновении тёмных сил в некоем загадочном замке, в который случайно заглянули два охотника, если судить по их специфическим костюмам. И здесь, как я уже сказала, прекрасно всё - и первые спецэффекты, и первые декорации и игра актёров и незамысловатые шалости прислужников тьмы! И, разумеется, поучительный финал!
А ещё, создатели фильма скорее всего не знали, что создали первый фильм ужасов в истории человечества.
Конечно, называть «Замок дьявола» ужастиком можно только с большой натяжкой, поскольку многие его моменты вызывают смех, а не страх. Но этот фильм восхитителен как первая лента с обилием спецэффектов, а также первая, в которой появились вампиры. Причём, вампиры в современном нам представлении.
Коварное и злое существо, проникающее в замок, колдует и пугает людей на протяжении трёх минут – для 1896 года это, пожалуй, рекорд по продолжительности. Но что конкретно происходит – понять не так уж легко, ибо фильм немой, а субтитров между кадрами почему-то нет. Скорее всего, вампир похитил девушку или жену одного из стражников, судя по развязке, хотя мотивом была явно не ревность. Вызвав помощника-карлика и магический котёл, главный герой готовит розыгрыш для ничего не подозревающего стражника, на которого потом немало страху нагонят. Реакция стражника – это та ещё комедия! Театрализованность происходящего здесь такая, что даже первые зрители наверняка смеялись при просмотре. То, что позднее сформировалось в кинокомедию, на заре кинометографа воспринималось как особый язык искусства, поэтому многие недокументальные ленты XIX века можно смело считать комедиями. Тем более что тут и привидения изображены при помощи белых простынь. Наивно, но безумно интересно!
По всей видимости, именно «Замку дьявола» мы обязаны тем, что образ вампира, способного превращаться в летучую мышь, надёжно закрепился в массовом сознании. Искушённый зритель, конечно, легко догадается, что мышь ненастоящая, но если представить, что на момент 1896 года не было вообще никаких видеозаписей с животными (не считая лошадей), то впечатление это производило сильнейшее. Первые примитивные спецэффекты, создававшиеся при помощи такой «магии» как включение и выключение камеры, тоже вызывают снисходительную улыбку. Но надо сказать, что благодаря качественному монтажу неподготовленный зритель вряд ли догадается о поддельности происходящего – настолько удачно актёры исчезают в моменты превращений или вхождений в нарисованные углубления.
Отправная точка для «технических» хорроров, оставившая доказательство того, что даже в XIX веке зрителей манил страх, пускай и смешанный с юмором.
Первый в мире фильм ужасов! Первое в истории фэнтези! Какие только титулы ни присуждаются этому фильму начинающего режиссера Жоржа Мельеса (впрочем в 1896 году все режиссеры были начинающими). Натяжка сродни утверждению, мол, наскальные рисунки это первые комиксы. Нелепость, одним словом. С тем же успехом и 'Прибытие поезда' можно обозвать ужасами. Вон, люди аж из зала с криками выбегали.
Лично я ценю этот фильм совсем за другое. Когда-нибудь видели ребенка, который наконец получил на день рождение желанную игрушку и теперь не может наиграться с ней, придумывает всё новые и новые способы её использования, а вы, глядя на него, сами заряжаетесь этим неподдельным задором. Именно так я вижу Жоржа Мельеса и его первые работы.
'Замок дьявола' в этом смысле особенно выделяется, ибо здесь, опьяненной абсолютно детской фантазией, режиссер разошелся не на шутку. В четырехминутный хронометраж он постарался вместить столько 'чудесных превращений' сколько вообще было возможно. Простой как три копейки монтажный прием, открытый еще в 1895 Альфредом Кларком - стоп-кадр, по щелчку превращает летучу мышь в Дьявола, а девушку в призрака. И во всем этом ощущается искренний азарт фокусника, который вдруг нашел волшебную палочку (кинокамеру) и научился творить настоящую магию (кино).
Свой творческий потенциал Мельес на полную раскроет чуть позже, но уже его ранние работы в полной мере позволяют прочувствовать тот абсолютный восторг, с которым этот удивительной судьбы человек подходил к своим фильмам. Именно без таких людей кинематограф, тогда еще не ставший индустрией, просто не смог бы окрепнуть и развиться в то, чем он является ныне.
Огромной заслуги стоит хотя бы то, что господин Мельес, в отличии от своих коллег-современников Уильяма Диксона и братьев Люмьер, первым попытался использовать прототипы современных кинокамер по назначению. А именно - снимать настоящее игровое кино, с сюжетом, декорациями и самыми взаправдашними актёрами. Само собой движение от театрализации в сторону самого синематографа пришло не сразу, а постепенно. Но основа была заложена, а этот рисковый шаг стал шагом легендарным.
За основу сего произведения взяты старые библейские и народные мотивы про Люцифера и всяческую нечисть. С начала своего творческого пути постановщик неровно дышал к кино, как к искусству, в потому всячески реализовывал свои сумасшедшие задумки. В частности, в «Замке Дьявола» можно увидеть первые «спецэффекты» с исчезновением и нечеловеческим гримом действующих персонажей - Мефистофеля и его адских слуг.
Простота сюжета тут понятна любому зрителю, все графические «увёртки» так же тривиальны (в современном понимании), но история хранит в себе самую банальную притчу. Притчу о том, что только вера поможет бороться со злом. И наличие такой обыденной (но глубокой) аксиомы заставляет поверить, что всё начинается вот где-то отсюда, из IXX века, действительно являясь объектом культурным. А это уже возраст солидный и весьма уважаемый.
Никаких сомнений, специально лазил по просторам кинематографа, пытался отыскать хоррор-короткометражку, которая появилась раньше – ничего не нашел. Именно Жорж Мельес запрыгнул в эту реку первым. Напомню, “Замок дьявола” вышел в 1896 году. Сюжета толком нет, длится 3 минуты, Мельес снимал картину в своем павильоне.
Небольшое примечание, в 1895 году, режиссер Альфред Кларк снял “Казнь Марии Шотландской”, где показал обезглавленного человека. Фильму приписывают жанр ужасы, но у Мельеса в “Замке дьявола” идет конкретно мистика. Мы видим на экране летучую мышь, которая трансформируется в Мефистофеля. Большой котел, странные существа, скелет и т.д.
Понимаете? Он как бы раздвинул границу реального (говорил уже что-то подобное в рецензии на фантастический фильм Мельеса – Путешествие на Луну). Экспериментировал с различными спецэффектами того времени. Короткометражка выглядит забавно, но ее невозможно подогнать под реал. А “Казнь Марии Шотландской” – легко! Даже под другой жанр, историческое кинополотно, например. Казнь человека для исторического фильма, вполне обычная вещь.
Поэтому, все поклонники хоррора, давайте вместе пожмем Жоржу его костлявую руку и поцелуем в черепушку. Да, его критиковали, что он якобы пародирует братьев Люмьер (Мельес видимо разозлился, стал создавать жанры, а-ха-ха). Да, у него полно лент, которые спокойно перепрыгнут “Замок дьявола”. Да, это далеко не “Путешествие на Луну”, размах гораздо скромнее.
Но, благодаря Жоре и его “Замку дьявола” – мы имеем целый жанр. Шикарный жанр, самый крутой в кинематографе жанр. Не забывайте Жоржа. Забывать таких людей нельзя, если ты считаешь себя почитателем хоррора!
«Замок дьявола». Это невероятное творение в истории всего мирового кино. Сам кинематограф, какой мы его знаем на сегодняшний день, обязан таким людям, как Жорж Мельес. А ведь мёсьё Мельес был на первом кинопоказе братьев Люмьер. И даже предложил им немалые деньги за камеру-проектор. Но, мечтавшие стать монополистами в своём деле, братья отказали «выскочке». Время показало, что мир приобрёл нового важнейшего для истории кинодеятеля.
В 1896-м году (120 лет назад от нынешнего года) Жорж снимает первый в мире фильм ужасов «Замок дьявола», где использует помимо наработок сюжета первые спецэффекты: «стоп-камера», замедленная и ускоренная съёмка, покадровая съёмка и двойная и многократная экспозиция.
А в наследство нам осталась картина немногим более 3-х минут, где сначала в образе летучей мыши, затем человека в старинный, затянутый паутиной замок пожаловал сам Мефистофель. Только он явился, как принялся наколдовывать различную всячину и чертовщину, путая людей и пугая их. Так мы видим котёл, с которого лезут духи и призраки. Котёл исчезает. Появляются люди, их пуще прежнего пугает «нарратив» лукавого.
И уже, конечно, сегодня это видится, по меньшей мере, наивно. Но вот, если представить, что чувствовал последний клиент Мефистофеля!.. Когда то скелет, то ведьмы то появляются, то исчезают, как сквозь землю проваливаются. То снова дьявол превращается в летучую мышь (аки Дракула, что даёт право некоторым публицистам и кинокритикам считать, что это же является первым фильмом про вампиров)… Покуда в голову измученной душе не приходит решение!.. (Опять-таки, такое простое на сегодняшний день... Но! Тогда штампов попросту не существовало!)...
Сам Жорж Мельес здесь же и отметился в роли самого же дьявола. Ещё отмечена женщина Жанна Д`Альси. Но очевидно же, что в съёмках принимало участие больше людей. Та же нечисть в белых простынях, тот же чёртик с вилами…
…Вот таков вот вышел весь этот короткометражный фильм… Это настоящая веха. Само собой, разобрать что-либо здесь даже в силу качества съёмок – очень трудно. Но где-то с третьего раза это всё равно получится. Я, вот, кстати, удачно нашёл, пожалуй, несколько оцифрованное это видео. И также я наткнулся на музыкальную аранжировку. Но, конечно, я понимаю, что всё это уже премудрости современников. Зрители 'Робер Уден' в Париже этого не прочувствовали. Но они прочувствовали иное. Они присутствовали при настоящей демонстрации чуда!
А ещё краем глаза было очень любопытно наблюдать некую французскую передачу, где показали то самое место, в котором снимали фильм!!! Ну, ребят, это ли не чудо???
Кинокартина Жоржа Мельеса «Замок дьявола» знаковая тем, что: во-первых, это уже не документальная первая съёмка (так сказать, люмьеровские перлы), а уже кино художественное; и, во-вторых: это можно позиционировать как первые ужасы!!!
Сам режиссёр да Жанна д`Альси – вот и все, кто отмечен в актёрах! И это уже действительно актёры, а не украдкой снятые люди на вокзале.
Каким-либо сюжетом фильм не пестрит. Тут разве вообще можно что-то говорить о каких-то изысках, когда перед взором первопроходец не только жанра ужасов (в привычном нам понимании), но даже первопроходец первых фильмов вообще?!
Это больше зарисовка, идущая чуточку больше трёх минут. Где Люцифер, который, собственно, в знакомом нам виде Мефистофеля (вот, почему-то Мефистофель узнается всегда!) терроризирует, стало быть, христианские души.
Вот, честное слово (вот вам крест!), на душе появлялось некое подобие тревоги, когда из котла на экране стала лезть нечисть.
Конечно, сказать, что фильм прямо нагнал страху – значит, попросту слукавить. Но это – фильм-эксперимент. Тут как бы весь картонный образ дьявола и бесенят с вилами вызывает больше улыбку. Это как бы несколько черноватая мистическая полукомедия.
Что касается спецэффектов (а в этом фильме – в первом, где они появились), то мы же понимаем, что и как они делались. Что летучая мышь по замку летала путём дёргания за верёвки аки марионетка, а магические исчезновения и появления (приведений, скелетов…) – есть не что иное как монтаж.
Само же кино больше походит на спектакль на сцене. Но это кино! Причём кино с претензией. Не стоит забывать, что это не только немое кино, но даже кино без музыкальной аранжировки. А без музыки саспенс передать невозможно. Вот что явил нам 1896 год!
Главной задачей кинематографа всегда было развлечение публики. Бессмертное творение братьев Люмьер стремительно покорило весь мир. Начиная с памятного 1895-го года, когда состоялся первый публичный платный киносеанс в подвале «Гран-кафе», фильмы самого разнообразного направления сыпятся на свою аудиторию словно из Рога изобилия. Ну а одним из первых в истории признанных мэтров от кино стал замечательный соотечественник братьев Люмьер, Жорж Мельес, за свою карьеру приложивший руку к созданию более, чем пятисот фильмов. Вполне естественно, что практически вся фильмография Мельеса состояла из короткометражных картин, ведь на рубеже 19-20 столетия было очень сложно снять ленту продолжительностью хотя бы в один час. Но ведь от только-только зародившегося кинематографа никто и не ждал внушительного хронометража, ведь сам по себе факт оживших картинок просто-таки поражал воображение.
Однако одним лишь «Прибытием поезда» и прочими бесхитростными документальными кино-отрезками публику долго не удержишь. Люди требовали большего разнообразия, обращая внимание на то, что в той же литературе полным-полно жанров и сюжетов, а потому кинематографистам есть куда стремится. Но феномен Жоржа Мельеса в том, что ему не нужен был публичный толчок к действию! Он сам настолько сильно увлекся искусством создания фильмов, что в конце концов стал одним из локомотивов прогресса, и по совместительству родоначальником множество жанров и под-жанров кинематографа. К сожалению, большинство картин мэтра были утеряны из-за неправильного хранения и трагических событий Первой мировой войны, однако кое-какие шедевры все же добрались до наших дней. И все они по справедливости занесены в Золотой фонд кино. Конечно творения Мельеса не могут похвастаться музыкой, диалогами и красками, ведь он творил в эпоху черно-белого, немого кино, но именно на примерах его работ кинематограф развивался долгие годы и стал таким, каким он есть сейчас. Ну и немаловажное место в наследии режиссера занимает довольно интересный экспериментальный фантастический фильм ужасов «Замок дьявола», ставший первым в своем роде.
Сюжет трехминутного прообраза хоррора строится вокруг Мефистофеля, явившего себя в палатах средневекового замка. С помощью темной магии Властитель Ада предъявляет на наш суд огромный котел, из которого то и дело вылазят самые разнообразные потусторонние существа - черти, скелеты и призраки. Главной целью Мефистофеля является запугивание подвластных ему человеческих душ. Грозные потусторонние создания то и дело пытаются устрашить свои жертвы, но в итоге Мефистофель и компания вынуждены удалиться, так как одна из душ каким-то образом умудряется смастерить спасительный, животворящий крест, способный пролить божественный свет даже в самых темных уголках мироздания... Вот, собственно, и вся история, которую хотел донести до нас Мельес. Ничего особенного, скажете вы. Но на самом деле «Замок дьявола» является самой настоящей драгоценностью, ведь именно во время создания данного фильма режиссер применил несколько приемов монтажа и спецэффекты, которые стали настоящей классикой. Не даром сам Мельес считал свой фильм экспериментальным. Ну и помимо всего этого ужасы всегда считались одним из основоположных жанров мировой культуры, ведь человечество всегда ощущало потребность в легком, ненавязчивом страхе, спрятаться от которого можно как под одеялом, так и в объятиях любимого человека. И кино просто не могло не оставить свой отпечаток в данном направлении.
Если присмотреться к «Замку дьявола» внимательнее, то можно увидеть каким нехитрым, но на то время невообразимым методом обыкновенная летающая мышь превращается в Короля подземного мира (славься монтажная склейка!). Кроме того режиссер вдоволь наигрался на ускорении кадров, благодаря чему определенные движения его героев приобретают стремительную динамику. Также Мельес представил нам множество кадров с левитацией предметов. И здесь также стоит отдать создателю честь, ведь он постарался максимально спрятать все веревки и тросы, имитирующие полет. Кроме того нам представили бесподобный скелет, которого априори не мог сыграть живой человек. Мельес взял все лучшие идеи, которые только мог придумать предшественник кинематографа, театр, и дополнил их своими собственными изобретениями, дабы зритель действительно поверил, что перед ним самая настоящая сказка.
Я не спорю с тем, что в «Замке дьявола» при желании можно отыскать множество минусов и некоторые проекты, вышедшие всего через пару лет после его премьеры на голову выше по качеству сюжета и технического воплощения. Но не забывайте, что именно Жорж Мельес является первопроходцем. Именно он поставил на ноги большинство жанров, включая ужасы и провел множество экспериментов, дабы кинематограф будущего не стоял на месте, а развивал его находки. «Замок дьявола», это, можно сказать, первый полноценный экранный хоррор и один из первых фильмов, которые когда-либо были сняты. Создатель постарался совместить в своем детище иронию, ужасы и спецэффекты. И у него это, несомненно, получилось. Советую каждому истинному поклоннику кино и жанра ужасов в частности ознакомится с данной лентой, ведь грех не знать то, с чего же все начиналось. Так что приятного вам просмотра!
В каждом фильме ужасов, как правило должен быть отрицательный персонаж, иначе никак. Но как же быть, если в то далекое время, еще не было ни Франкенштейна, ни оборотней, и на свет еще не вышла книга Брема Стокера про ужасного графа, а следовательно не было еще не одной истории про вампиров. Поэтому единственным кто мог бы стать героем фильма ужасов был - Мефистофель, он же Дьявол, он же главный персонаж картины Жоржа Мельеса.
Единственное, что может вызвать эта картина у современного зрителя - это легкую ироничную улыбку пополам с непониманием. Какими же все таки способами Мельес добился на экране и превращение летучей мыши в человека, и исчезание котла и т.д. и т.п. Ну правда, как? Ведь не об какой технике не могло идти и речи. Сейчас мы смотрим на все эти 'спецэффекты' с улыбкой, но нам то легко судить, мы уже насмотрелись на творения современных режиссеров, экшенов, слешеров, фантастики и того прочего. А раньше все то, что изобразил Жорж Мельес, считалось чем то невиданным, удивительным и к тому же невероятно страшным.
Посмотреть эту картину, нужно лишь для того, чтобы сравнить прошлое и настоящее, как было раньше и как сейчас. Ведь, возможно, что через несколькр столетий над 'Хостелом' или 'Астралом' так же улыбнуться, как и мы с вами над 'Замком дьявола'
В 1896 году француз Жорж Мельес создал фильм, который впоследствии назвали первым фильмом ужасов. Однако на сколько мне известно режиссер не собирался создавать леденящую кровь картину. Но почему же это кино называют первым фильмом ужасов?
В те далёкие годы когда кинематограф только формировался и из всех жанров преобладали комедия и документальное кино. Жорж Мельес хотел удивить и привлечь внимание зрителей к своей новой картине добавив в неё примитивные спецэффекты и не прогадал. Так же он придумал не плохой сюжет, в котором фигурировали потусторонние силы. Среди них конечно выделяется Дьявол, который вызывает из наколдованного им котла всевозможную нечисть. Цель, которой напугать и поработить несчастные души, которые оказались в этом проклятом месте. Но несмотря на все усилия тёмных сил добро одерживает победу.
Несмотря на то, что сюжет разворачивается в ироничном стиле повествования, в картине присутствуют признаки фильмов ужасов: мистика, привидения, скелеты, Дьявол и прочая нечисть.
Конечно, у современного зрителя этот фильм вызовет лишь улыбку, но именно эта картина положила начало самому увлекательному и пугающему жанру в кинематографе. Жанру напугавшему миллионы.