«Вой Дьявола» стоит особняком в долгой и славной творческой жизни Пола Нэши. Это не просто фильм – это признание в любви уходящей (точнее, на тот момент уже безнадежно ушедшей) эпохе классических фильмов ужасов. Тех, чья эстетика сформировалась еще в 30-х «Дракулой» Браунинга и Фройнда и «Франкенштейном» Джеймса Уэйла, а затем была развита легендарной студией «Хаммер»… Тех, в которых блистали Борис Карлофф и Бела Лугоши, а затем начинал свою блестящую карьеру Кристофер Ли… Наконец, тех, которым отдал все свои силы и в которых видел призвание он сам. Не случайно в титрах «El Aullido del Diablo» испанец решил отказаться от своего настоящего имени и не стал отделять актера Пола Нэши от сценариста и режиссера Хасинто Молины, как обычно делал раньше. Здесь присутствует только первый. Сеньор Молина в съемках не участвовал. Ну и конечно, посвящение героям старых хорроров… Оно еще до начала основного действия картины расставляет все точки над «i» – для Нэши это был не просто фильм. Это была квинтэссенция всего его творчества. Черта, подведенная под огромным периодом жизни. Никаких иллюзий о будущем Хасинто в тот момент явно не испытывал. Американские франшизы «Хэллоуин», «Пятница 13-е» и «Кошмар на улице Вязов» открывали новую главу в истории жанра, а Пол Нэши безнадежно застревал в предыдущих. «Вой Дьявола» – ничто иное, как любовное перелистывание старого альбома, трепетное воспоминание о прошлом, ностальгия по безвозвратно ушедшим временам. И в таком виде он просто не мог получить признание у публики. Слишком личным, слишком сокровенным с ней делился Нэши…
Что касается фабулы и сюжета фильма, то они, естественно, в полной мере соответствуют классике horror. А если быть точнее, то сочетают в себе элементы итальянского giallo и мистики в духе «Омен». Причем, что касается последнего, то Нэши позволяет себе чуть ли не прямое заимствование на грани плагиата, но это как раз тот случай, когда упрекать в подобном автора не поднимется рука. Потому что на самом деле это не плагиат, а признание в любви, которого испанец не стесняется. Как не стесняется цитировать и другие знаменитые фильмы, равно как и возвращаться к своим собственным образам, используя для этого эпизоды с воображаемыми разговорами мальчика Адриана с героями хоррора, среди которых Франкенштейн, Фу Манчу, Распутин, Квазимодо и, конечно, любимый персонаж Пола Нэши – оборотень Вальдемар Данински. Кстати, в роли маленького монстра (Адриана) он снял своего собственного сына Серхио, словно надеясь передать тому корону… Вот только правили королевством на тот момент уже другие.
По большому счету, смотреть «Вой Дьявола» ради того, чтобы разгадывать перипетии сюжета, пытаясь определить, кто виновен в многочисленных смертях, происходящих вокруг поместья ушедшего на покой актера Гектора Дориани – дело не самое интересное. Не ради этого Нэши снимал кино в этот раз. В других своих фильмах – да, о зрителе он не забывал. Но не в «El Aullido del Diablo». Вот и получилась картина рыхлой, эклектичной, путаной и какой-то бестолковой… Так много хотелось сказать автору в своей эпитафии жанру, так много вспомнить, что она и не могла получиться иной. Но от этого ее ценность для любого настоящего поклонника horror-movies только увеличивается… В конце концов, не так много в мире людей, которые сделали для жанра столько, сколько Пол Нэши. И он имел право на сентиментальность.