Феноменальная словесная дуэль в камерном фильме об актере и его помощнике
Есть фильмы, которые остаются на слуху долгие-долгие годы. А есть те, о существовании которых зрители забывают вскоре после проката. Обычно считается, что второй вариант - это удел слабых кинолент.
Однако на самом деле это далеко не всегда так. Яркий пример - это малоизвестный фильм 'Костюмер' 1983 г. Этот фильм был одним из главных претендентов на звание лучший фильм года. Однако Оскар совершенно справедливо достался шедевру, поднимающему более масштабную и понятную широкой аудитории тему - 'Язык нежности'.
Английская драма 'Костюмер' - это история старого актера, играющего Короля Лира в постановках собственного бродячего шекспировского театра, и его верного костюмера. Почти все действие фильма разворачивается в тесной комнатке перед самым началом пьесы. И в фильме практически никто не появляется кроме исполнителей главных ролей - Альберта Финни (в роли 'Сэра') и Тома Кортни (собственно и являющегося костюмером).
Герой Альберта Финни заявляет, что он не выйдет сегодня на сцену и отменяет представление. Глядя на него зрителю становится ясно, что и при желании, трудно вообразить, что этот уставший и не помнящий слова человек способен сыграть Короля Лир.
Однако постановка должна состояться, всё уже готово и остается только одно - костюмер должен вывести своего хозяина на сцену. То, как персонажу Тома Кортни удается вести словесную перепалку, ругаться и мириться со своим эгоистичным нарциссичным хозяином - это и составляет основу фильма.
Абсолютно невероятный и незабываемый фильм. В Великобритании этот фильм хорошо знают и, в отличие от остального мира, никогда не забывали эту уникальную словесную дуэль.
Дело в том, что лента 'Костюмер' основана на пьесе Рональда Харвуда. В свою очередь пьеса основана на реальной истории. Главные персонажи и вся история базируется на биографии Дональда Вулфита - актера 1930-1960-х годов. Дональд Вулфит создал собственную театральную труппу и отправился по провинциям Великобритании с шекспировскими постановками. Сам он был и менеджером труппы и актером, исполнявшим роль Короля Лир. Он прославился в первую очередь как величайший театральный актер, хотя его вы могли видеть также во множестве фильмов, включая 'Лоуренс Аравийский' 1962 г., 'Кровь вампира' 1958 г., 'Путь наверх' 1959 г. и др.
Впервые пьеса 'Костюмер' была поставлена в театре в 1980-м году и с тех пор является значимой частью театрального мира, постоянно получая новые воплощения.
'Костюмер' - это фильм, который обязательно надо видеть. Удивительная история, раскрывающая характер двух персонажей и драму их жизни в тесной гримерной каморке во время Второй мировой войны.
Этому фильму сложно дать лучшую характеристику, чем ту, которая была представлена на постерах к фильму в 1983 году: 'Том Кортни - это костюмер. Помощник, преданный звезде. Звезда - это Альберт Финни. Актер, преданный себе. Это история их дружбы. Их слез. Их разочарований. Их радостей. Их страхов. Их преданности. Их мечтаний... То, что происходит за театральной сценой - это настоящая драма. А также настоящая комедия'.
Вышедший в 1983 г. фильм 'Костюмер' не является единственным экранным выражением этой театральной истории. В 2015 г. телеканал BBC выпустил телевизионный фильм 'Костюмер', в котором снялись два величайших актера современности - Энтони Хопкинс и Иэн Маккелен.
Разгар войны, все, кто в состоянии держать в руках оружие ушли на фронт. А в тылу идет своя война - война за разум людей, чтобы ужасы ежедневных бомбежек не стали причиной массового безумия людей, теряющих и кров и близких. Именно этой борьбой за разум занимается гастролирующий театр. Посмотрите, как ловко Сир устраивает аншлаг - маленький спектакль на главной площади и люди идут посмотреть на возможно последний выход на сцену великого актера. Все до последнего сомневаются - не сорвется ли представление и не уходят, даже когда вовсю надрывается сирена.
Но как заставить труппу непрофессиональных актеров сыграть пьесы Шекспира так, чтобы у зрителей из глаз полились слезы? Заставить их пьесу прожить!
Именно так и поступает Сир - самовлюбленный тиран, как может показаться. Но стоит присмотреться и видно, как он расставляет всех вокруг себя на правильный места и заученные тексты наполняются настоящими чувствами.
Например, нужно, чтобы по сценарию Корделия и Регана на сцене считали Лира сумасшедшим стариком - и Сир прямо перед их гримеркой разыгрывает из себя психа.
Надо, чтобы труппа объединилась - и Сир кричит со сцены 'дайте бурю', чтобы все актеры в одном порыве начали совместно работать над общим делом.
Сам костюмер - несчастный пьяница, не нашедший своего места в жизни. Трус (ведь он мог пойти на фронт - руки/ноги целы), так хочет быть важным, значимым, незаменимым - и как жестко Сир опускает его на землю. Ведь Сир знает, что после его смерти Костюмеру придется выживать в тяжелых условиях, и чрезмерная гордыня лишь будет мешать...
Король, и до конца ногтей - король!
Взгляну в упор, и подданный трепещет...
У. Шекспир «Король Лир»
Он был королем. Он казнил и миловал, гневался и снисходил…
Ему рукоплескали, перед ним преклонялись… Он был слишком велик…
По вторникам он был Макбетом, по средам, а иногда и по субботам, он был Лиром, изредка Кориоланом, иногда Ричардом III, а порой и Генрихом VI… Шли годы, десятилетия, его верноподданные оставались и верными, и подданными, а он старел… Старело лицо, измученное гримом… Старел организм, измученный крепкими напитками, старел мозг, отказываясь помнить… Но больше всех состарилась душа, измотанная невыносимыми выходками своего хозяина, замученная и убитая им сотню раз… Он перестал чувствовать жизнь… Он выдохся как человек и скончался как личность... Он мог почувствовать, что его сердце бьется, только там – на авансцене, перед сотнями восхищенных глаз, под яркими софитами… только 2 часа в сутки, каждый раз казня и милуя, сгорая сам и испепеляя других… умирая и возрождаясь заново… Там для него была настоящая жизнь, настоящие чувства, настоящие поступки… Но стоило занавесу опуститься, как… агония снова настигала его, разрушала и ломала вновь и вновь…
И был рядом человек. Маленький, незаметный, удобный, один из тех верных и подданных, чьи имена помнить необязательно, ведь достаточно щелкнуть пальцами, как он уже тут как тут, и у него в руках всегда будет именно то, что тебе нужно – стакан молока, сегодняшний парик или последние сплетни…
Я - бедный человек,
Ударами судьбы и личным горем
Наученный сочувствовать другим…
У. Шекспир «Король Лир»
Да, он всегда был рядом… Он знал все тексты наизусть, у него всегда были наготове необходимый комплимент или очередная шутка… Он знал, когда Король почешет свой царственный нос ровно за 10 минут до этого венценосного события, и ровно за три секунды до события он протягивал Его Величеству носовой платок… Он был в курсе всех мелких слабостей Великого, всех его интрижек – бесконечных Гертруд, Корделий, Офелий… с их кроткими глазками, томными вздохами и удобными пуговицами на платьях… Только он мог уговорить Короля свершить невероятное… И только он знал, каких сил ему самому стоит поднять с софы почти бесчувственное растительное королевское тело и заставить это тело реагировать на внешние раздражители, дышать, связно говорить, не мочиться в штаны и даже иногда думать… Он усаживал это Тело в кресло перед зеркалом, отвлекая разговорами, приводил Лицо в божеский вид, накидывал мантию на старческие плечи, водворял корону на высокородные седины и… тело становилось Королем…
Звенел звонок, взмывал ввысь занавес… И в очередной раз свершалось Чудо… Безумие отступало в страхе перед истинными страстями, агония затихала, в восторге пялясь на Непобедимого и Властного, Великого и Могущественного… И здесь, на сцене, кипела Жизнь… И здесь, на сцене, он, маленький человек, был не нужен… Его место - в кулисах, его задача – подать вовремя стакан и утереть пот с королевского чела… И так каждый день, за годом год… Почему, спросите Вы? А просто маленький незаметный верноподданный по-настоящему любил своего Короля… Просто любил… А Король?…
А настоящие Короли не помнят тех, кто чистит их ботинки…
В самый разгар Второй Мировой войны передвижной театр ставит 'Короля Лира'. Главный исполнитель - редкая сволочь, эгоистичная, самовлюбленная, с замашками тирана. Все остальные предпочитают попросту не связываться с ним. Все, кроме его костюмера Нормана, буквально бросающегося на амбразуру, беззаветно служащего, сносящего все упреки и оскорбления.
Забавно, но после просмотра 'Премьеры' и 'Костюмера' можно подумать, что в каждой театральной труппе актеров найдется один, который будет настолько вживаться в свои роли, что потом не сможет из них выйти (читай - сойдет с ума и сопьется). Вот и Сэр не только на сцене, но и за кулисами готов разыгрывать бурю страстей и эмоций, к которой не все окажутся готовы, да и сам Сэр в редкие минуты проблеска сознания понимает, что его жалкая жизнь катится к логичному завершению и осталось совсем недолго. Альберт Финни, сыгравший такую неблагодарную роль, с переменным успехом в разных сценах разыгрывает 'мильон терзаний', то взбираясь в заоблачные выси подлинного искусства, то истеря и безудержно переигрывая. Да и весь фильм в целом больше напоминает театральное представление во время войны, когда актерам приходится орать во всю глотку, чтобы было слышно их, а не звуки бомбежки.
Что ж, видимо, здесь срабатывает известный принцип: о театре говорят либо истерично, либо вообще никак.
Блистательный фильм! Сразу видно, что каждый из создателей фильма вложил в него душу. Актёры, режиссёр, сценарист, оператор, осветители, гримёры и... костюмеры. Скажу это, чтобы не совершить ошибку героя фильма.