Переносом сказок в наше время кинематографисты всего мира занимаются постоянно. Сразу же на ум приходит с десяток названий, где или сказочные герои оказываются в нашем времени, или наши современники попадают в сказку. Какие-то из этих произведений давно покрылись пылью времён, какие-то любимы и спустя десятилетия. Старик Хоттабыч например - да, современному зрителю школьного возраста будет мало понятен антураж, ибо слишком много лет прошло - нет более той страны, но сами приключения способны доставить удовольствие и сейчас. Ну или в качестве альтернативы можно выбрать этот фильм - здесь ведь тоже есть средневековый джинн и школьник, которые будут вляпываться в разные комические ситуации.
Не смотря на то, что фильм итальянский, действие происходит в Майями - поначалу непонятно, почему не захотели показать Неаполь или Геную, но по ходу действия смысл переноса становится понятен - не может того, что происходит с героями, происходить на итальянской земле, а вот в Америке - без проблем, Голливуд давно уже всех схожими фишками радует. Здесь и работорговля, и мафиозные разборки, и очередной властитель мира в перспективе нарисовались - теперь-то вы понимаете, уважаемые читатели, что Бруно Корбуччи не просто снял очередную комедию, а ещё и показал своеобразную сатиру на заокеанскую страну. Смотрите, что у них творится - а вот у нас такого быть никогда в жизни не может.
Школьник Ал находит древнюю лампу и случайно вызывает Джинна, который объявляет его своим хозяином. Что может пожелать мальчишка? По роли он неудачник - вполне классический и донельзя заклишированный ход, но даже самое приевшееся клише можно обыграть, если постараться. И таким ли неудачником был наш герой? Может быть стоило начать показывать зубы и постараться обратить на себя внимание своими талантами раньше, чем ждать появления Джинна? Из ниоткуда взяться способностям даже всемогущие заклинания не способны - так же как неспособны появиться доброта и сострадание. Он ведь всегда был хорошим, а появившаяся внезапно вседозволенность, когда он мог пожелать всё, что угодно - ему это было просто не нужно. Он хотел произвести впечатление на девушку - и сомнительно, что впоследствии они расстанутся, разглядев в нём его открытое сердце она не станет морщить нос и искать ему замену.
Джинн же - большой и наивный как ребёнок, он не понимает самых элементарных вещей о нашем времени, сотни лет просидев в лампе. Он почти всемогущ, но и у него добрая душа, ему претит причинять зло невинным и даже когда он слышит соответствующий приказ - он переспросит. Проявлять инициативу, правда, он неспособен, но когда приспичит - и без магии он остаётся грозой для всех злодеев. Так и хочется сказать - не злите Джиннов, даже если они кажутся вам забавными до нелепости, а иначе вам самим же придётся потом несладко, одни его габариты чего стоят.
Фильм очень весёлый, никаких пошлых шуточек, типичное кино для детей того времени. Не раз и не два ситуации и поступки заставят зрителя смеяться от души. Кастинг актёров тоже не подкачал. Бад Спенсер, от которого за лигу веет добродушием, прекрасно исполнил роль Джинна. Люка Венантини выглядит вполне на возраст своего персонажа и вообще - это ж Реджинальд из Железных парней! - так что ностальгия никак не позволяет к нему придраться. Остальные тоже вполне на месте, особенно колоритный дедушка Ала - конечно, в жизни с такими людьми тяжело, но в комедиях они смотрятся весьма к месту.
Но, к сожалению, проверку временем фильм не выдержал. Глаза режут устаревшие спецэффекты и явный хромокей, можно было бы постараться не обращать на них внимание, ведь когда снято было, но увы - Фантагиро вышла всего на несколько лет позже, к её появлению ничего в плане эффектов не успело измениться, а разница видна налицо. Сам сюжет сейчас тоже выглядит перегруженным - помимо главной, замешано ещё несколько сюжетных линий, пусть они и получили своё завершение, но, по сути, и без них бы можно было бы обойтись. Сцены схваток тоже плохо поставлены - невооружённым взглядом видно, что удары наносятся на приличном расстоянии от цели. Но получить удовольствие от просмотра смогут и взрослые и дети, если не станут обращать внимание на вышеперечисленные ляпы
Должен сказать, что не удивлен тому, что после этого фильма у Бада Спенсера начался творческий застой, из-за которого он был вынужден перейти от большого кино к телевизионным фильмам. Изначально, Спенсер никогда не считался выдающим или даже просто хорошим актером. Нет, он даже не актер в полном смысле этого слова. Актеры играют разные роли, а у Бада роль всегда была одна. Во всех фильмах он был самим собой, и публика любила его за харизму и свойственное ему обаяние доброго великана.
В прошлом году (1985-м) он сыграл в фильме «Суперполицейские из Майами» со своим вечным партнером Теренсом Хиллом, тогда уже стало понятно, что картина получилась ниже обычного уровня для фильмов этого дуэта, и истории а-ля «приключения Троицы и Бамбино» уже исчерпали себя. В следующий раз он сыграет с Хиллом только в 1994 году. Это будет последний раз.
В свою очередь, как бы это не выглядело непривычно, Спенсер частенько появлялся на экране и без Хилла. Например, на заре восьмидесятых он играл в добротном фильме «Банановом Джо», который также режиссировал Бруно Корбуччи, и в весьма приличном - «Бадди идет на запад».
Персонажи Спенсера не менялись ни характером, ни манерой действия. Не изменился Бад и в этом фильме, хотя ему пришлось играть Джинна. Не совсем обычного, поскольку тремя желаниями он своего хозяина не ограничивал.
Как и ранее, Спенсер остается неповоротливым и не любящим идти в драку толстяком, но на этот раз он улыбается чаще обычного. Хотя, можно вспомнить того же «Бананового Джо», где Бад большую часть фильма был - сама любезность.
Как уже говорилось, фильм получился откровенно слабым, и в первую очередь это вина молодого Люки Венантини. Ему пришлось исполнить роль хозяина Джинна, мальчика по имени Эл Аддин. Слишком много кривляний, неестественных движений и излишней нервозности просто не позволяют симпатизировать его герою, даже несмотря на приятную внешность,
И тут против Венантини сыграл и сам сценарий фильма, поскольку мальчик Эл на деле оказывается довольно глупым и недальновидным отпрыском. В элементарных ситуациях он теряет лампу, забывает произнести желание и все его успехи в итоге являются следствием магии, а не плодом собственного труда. Стоит Джинну отвлечься, или уйти поспать, как Эл сразу становится обычным растяпой.
Да и девушка, которую любит Эл (кстати, ее играет дочь Бада - Диами), считает самого парня банальным неудачником, на которого не стоит обращать внимания. И она так бы и не заметила Эла, если бы у того неожиданно не появился Роллс-ройс, ожерелье, а также победы в баскетболе и водных лыжах.
Сценарий не раскрывает того, что парень должен сам добиться девушки, а та в свою очередь должна симпатизировать ему в победах и неудачах. С теми же девушками, которые любят только победителей связываться не стоит, потому что когда исчезнет Джинн, не будет и девушки.
Еще больше сценарий губит то, что в нем дикое количество фарса и море неприятностей придуманных на ровном месте. Это и проблемы Эла со своим работодателем, а также проблемы его мамы с местным мафиози, похищение Эла контрабандистами, спортивные состязания и рэкет в отношение его дедушки, а также постоянные аресты полицией Джинна и желание высокопоставленного чиновника с помощью Джинна овладеть миром. Слишком много сюжетных ходов, которые идут один за другим, и которые едва ли запоминаются хорошим юмором.
Пожалуй, закончить рецензию можно очередным ноу-хау российских прокатчиков. Ведь в оригинале фильм называется Superfantagenio. То есть явно не «Аладдин», а дословно «Суперфантастический герой». Но это даже не минус, это просто к сведению.