«Истинный цвет — это суть предмета ДО того, как он подвергся воздействию своего окружения..» (с)
Пока 'кисть моих эмоций продолжает свой танец', пишу рецензию под музыкальное сопровождение финальных титров данного фильма.
Картина очень порадовала меня своей откровенностью. Искренность в глазах Николая Серова, знаменитого художника, пережившего тяжелую трагедию, но выжившего, на протяжении всего фильма поддерживало некое уважение и сопереживание. Мальчишка, чистотой своих чувств и беззлобным сердцем, способным видеть, слышать, слушать, но самое главное, твердо держа направление двигаться по намеченному пути, не смотря на укоры родного человека, отца, который постоянно отождествляет манипуляции художника, с постыдными движениями парня нетрадиционной ориентации:
'Мой отец был истинный гомофоб. Для него поймать меня за работой кистью - эквивалентно тому, что я сосал бы у своего друга.' (с)
всё это, в совокупности, сводит этих двух, безусловно одаренных личностей, заядлого любителя водки, русского художника Серова, и стремящегося познать глубину своего горячо любимого дела юнца Джона, вместе, далеко от светящихся глазниц домов городского муравейника. Вдали от непонимания и критики, эти двое, словно потерянные несправедливой общественностью, отвергнутые прогрессирующим разумом, помогают друг другу обрести то, что так долго и усердно они искали всю свою жизнь.
'Всегда старайся искать цвета в тенях...'
'Возможность самому подтирать себе задницу - это стимул к развитию, но все эти знания, можно получить только на опыте, и никак иначе...' - лучше не скажешь.
Реальность событий заставляет понять, что это все не выдумка писателя-фантаста, а самая, что ни наесть правда жизни.
Замечательное музыкальное сопровождение, достойная игра актеров.
Родители всегда найдут повод поворчать на детей, но вот чтобы отец презирал сына – художника за изображение обнажённой натуры, видя в многочисленных набросках мужского тела откровение нетрадиционной ориентации их автора, подозревая его в наклонностях ещё больше, когда тот, увязавшись за старым художником, просит разрешения на незапланированный отъезд.
Неуклюжие обвинения брутального домохозяина, брошены данью необходимости создания конфликтности, пусть даже и пустой, ведь на чём-то надо въезжать в разговор, а гей-тема ходит в разряде актуальных и, по определению, всегда в струю.
За грозными взглядами недовольного Рэя Лиотта не так заметно наживо пришитое знакомство юного таланта с прячущимся от народа творцом, до которого начинающий свой путь молодой художник Джон Талия добрался вот только, только, как будто не жил рядом все эти года. И под шумок отцовского раздражения кино легко проскальзывает через начальный этап, перемежая закадровый монолог рассказчика картинами дневниковых иллюстраций его замечательного лета, когда он набрался опыта, мудрости и ума.
Оставив папашу с его предрассудками, юное дарование ждёт открытий, уроков, надеясь заполучить секреты непризнанного мастера, чтобы с ними пришли умение и правильный взгляд, но вместо наставнических упражнений старичок навязывает пареньку рассуждения, напирая на жизнь вокруг. Вот тут-то и завязывается история, появляется настоящий конфликт, не бурный, конфликт обманутых ожиданий и разочарования, конфликт юношеского максимализма и любомудрствующего старика, запивающего недовольство крепким белым вином, топя в нём горечь обид и боль утраты, заслоняясь от прошлого и уже не заглядывая вперёд.
Затворничество талантливого юноши с престарелым русским художником прерывают свидания с очумелым галеристом, которого, комикуя, представляет вышедший за рамки своего амплуа, обескураженный ролью Рон Перлман, и навещающая дом одинокая женщина, друг одного, а теперь для двоих. Вспыльчивые споры и возмущённые дискуссии сменяют взаимопонимание и утончённая близость родственных душ, связанных потерями прошлого, от которого им никак не уйти.
Для итога неважно, ругался старик от обиды или был убеждённо прав, помогая парню найти своё видение предмета, закрепляя новый взгляд этюдами на холсте, разбрасывая на нём мазками живописный пенсильванский пленер, вдохновляющий ничуть не меньше не меньше, чем пожилой человек, стоящий у его плеча.
Важно наличие дополняющей опыт Армина Мюллер-Шталя глубокой вдумчивости молодого Тревора Моргана, достигшего исключительной органики поведения, точности эмоциональных реакций и речевых оттенков, демонстрируя профессиональную зрелость и готовность к серьёзной работе, ещё и ещё.
Напоминая о скоротечном начале, приходит такой же сжатый финал, стирающий ложные опасения мнительного отца, оставляя главного героя с грустью благодарности за встречу с человеком, открывшим ему горизонты индивидуальности, обогащающей творчество, как и любое дело, которое тебе по душе.
Я не верю тем, кто не пьет, потому что если ты не хочешь пить - это означает, что ты хочешь оставаться в тени...
Довольно странный фильм о молодом американском художнике, который берет уроки живописи у старого русского мастера с характерной фамилией Серов. Странный прежде всего тем, что русский художник там отстаивает позиции классического искусства, а ведь чтобы отстаивать его позиции сегодня надо быть по крайней мере всемирно признанным столпом классики. И вот американский режиссер видит такого 'классика' именно в русском художнике.
Кстати, русский перевод названия Local Color как 'Местный колорит' крайне неудачен, так как абсолютно уводит от сути.
А суть фильма прежде всего в том, чтобы каждый художник искал свое собственное место в жизни (свой собственный цвет). И в этом смысле даже критика современного искусства в фильме вторична, так как приоритет собственного видения сводит на нет значимость каких бы то ни было техник, приемов и направлений живописи.
'Раскладка твоей палитры, - говорит Серов, - всегда должна быть одной и той же. Твои цвета, как клавиши у фортепиано всегда должны быть на одних и тех же местах и любой великий художник делает то же самое...' Но одним только инструментарием мастерство художника отнюдь не исчерпывается и прежде всего он должен найти себя.
В 2006 году уже не трудно делать фильмы, в которых с общечеловеческих позиций критикуется современное искусство. Сегодня каждый обыватель считает своим неотъемлемым правом назвать говном 'Черный квадрат' Малевича. Однако заслуга фильма в том, что поймав зрителя на крючок критики современного искусства, авторы пытаются донести до последнего какие-то более глубокие смыслы, придя к пониманию которых вдумчивый зритель откажется от какой бы то ни было обывательской критики.
Ибо когда мы остановимся на мгновение и почувствуем что-то, что объединит нас - это и будет искусство... А то, что будет нас разделять - искусством не будет!
Возможно такой фильм с минимумом действия, отсутствием экшена и драматизма, насыщенный сложными диалогами, требующими дополнительного осмысления, - такой фильм многим покажется скучным, но...
'Когда тебе будет за 50 - ты скажешь: этот старый русский мудак был прав во многом...'