Эта драма, внесенного в свое время в «черный список», как сочувствующего коммунистам, Мартина Ритта не могла получится необъективной, описывая козни, интриги и прочую «грязную игру» обеих сторон в годы «холодной войны». Однако, экранизируя (впервые для киноэкрана) роман Джона Ле Карре, постановщик сделал нечто большее: не просто шпионский фильм, а подлинную трагедию о том, что людьми играют как пешками в политических интересах. Роман Ле Карре «Шпион, пришедший с холода» я не читал, потому не могу судить о его литературных достоинствах, а вот фильм Ритта смотрел дважды, и оба раза он произвел на меня колоссальное впечатление.
Во-первых, конечно, фигурой главного героя – шпиона, потерявшего профессиональную сноровку и все более опускающегося в алкоголизм. Выбор Ричарда Бертона на эту роль был блестящим художественным решением: его глаза, полные отчаяния и безнадеги, выразительное лицо, способное будто мимиходом показать невыносимое страдание, – все это сделало эту роль лучшей в его фильмографии наряду с исполнительскими шедеврами в «Оглянись во гневе» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». Также хороша и Клэр Блум с невинными глазами в роли наивной коммунистки, не ведающей о «грязной» игре, ведущейся по обе стороны «железного занавеса».
Во-вторых, по мере просмотра, если вы не знаете сюжетных поворотов, то вы будете поражены блестящими фабульными перевертышами: несколько раз история покажется вам не тем, что она есть на самом деле. И в этом, конечно, заслуга романа Ле Карре и его удивительно кинематографического сценарного переложения. В-третьих, просмотр фильма делает незабываемой его атмосфера – подлинного, а не метафорического холода в отношениях между людьми, разделенными идеологическими преградами («холодом» на шпионском жаргоне называется работа под прикрытием, другим именем, вдали от дома, то есть глубоко законспирированная жизнь).
«Шпион, пришедший с холода» с первых же кадров воспринимается, как проблемное, а не развлекательное кино – это не бондиана с ее супергеройскими трюками. Вынужденный после возвращения с «холода» работать в библиотеке и еле сводить концы с концами, герой Бертона по ходу фильма ввязывается в одну из самых опасных шпионских авантюр в своей жизни, исхода которой не знает ни он, ни зритель. Смотря фильм во второй раз, я совершенно забыл сюжет, хотя атмосферу вспомнил моментально и сразу ожили в памяти элементы картины, которые мне так понравились (игра Бертона, антишпионский пафос, отчуждение между героями).
Черно-белая гамма и блестящее музыкальное сопровождение Сола Каплана (тоскливое и щемящее одновременно), точная выверенная режиссура, сценарная проработка бытовых деталей и малейших нюансов не могли, однако, полностью затушевать один из моментов картины, который можно воспринять, как его недостаток – образы коммунистов. Да, беспринципность и непорядочность британской разведки, ведущей «грязную» игру за спинами своих агентов показана без ретуши и компромиссов. В то же время коммунисты (даже Фидлер, не говоря уже о Мундте) показаны как совсем уж железобетонные людоеды, хотя, конечно, такими они и являются сейчас, и были тогда (каков контраст с ними идеалистки Нэнси в сцене допроса?!)
Этот момент можно воспринимать и не как недостаток, тем более, что финальный монолог героя Бертона ставит все на свои места в отношении авторской позиции (как режиссера, сценариста, так и самого Ле Карре). В то же время некоторая идеологичность в показе коммунистов в фильме все равно присутствует. В итоге получился фильм, показывающий противоестественность «холодной войны», то отчуждение, которое она создает между людьми, тот вовсе не метафорический холод, из-за которого люди не могут быть просто счастливы и любить друг друга. В сравнении с развлекательным контентом большинства шпионских фильмов лента «Шпион, пришедший с холода» - подлинная жемчужина жанра, образец острого, проблемного, человеческого, а не пластикового кино.
Резидент МИ-6 Алек Лимас, курирующий всю британскую агентуру в ГДР, становится свидетелем очередного убийства своего агента при переходе границы из Восточного в Западный Берлин. После этого провала Лимаса отзывают в Лондон и там его начальник под позывным Куратор разрабатывает хитрый план по внедрению все того же Лимаса в качестве фиктивного перебежчика к восточным немцам. Целью внедренного Лимаса является бывший нацист, а теперь высокопоставленный разведчик Штази Мундт, который и организовал блестяще разгром всей британской резидентуры в ГДР. А косвенно помочь в этом деле Лимасу должен глава контрразведки ГДР еврей Фидлер, у которого с Мундтом крайне напряженные отношения, и который должен поверить в легенду Лимаса. Вот только Лимас в этой игре сам не до конца знает свою роль…
Литературный шпионский бестселлер Джона Ле Карре был экранизирован британцами уже через год после публикации книги. Вообще, 60-е – это «золотой век» шпионского жанра. «Холодная война» в самом разгаре, начало космической гонки, убийство Джона Кеннеди и, конечно же, появление в кинематографе специфического поджанра – «бондианы». А одновременно среди литературных почитателей шпионского жанра появляется лютый срач между «глянцевыми» последователями Яна Флеминга с его агентом 007 и «взаправдашними» шпионскими историями от Джона Ле Карре. Стиль у литераторов, действительно, был совершенно разным. Характерно также, что оба писателя работали в британской разведке. Вот только назвать Ле Карре более «настоящим» все же язык не поворачивается.
Главное отличие Ле Карре от Флеминга – это мрачная атмосфера. Шпионскую романтику он подает через якобы унылые будни шпионов с постоянными дождями, рисками, переживаниями… Гламурных смехуечков с постоянной сменой женщин, красочными погонями и перестрелками в стиле Джеймса Бонда у Ле Карре нет. Он любит интеллектуальную игру с виртуозными диалогами и резким поворотом сюжетных обстоятельств. Но. Это речь идет о стиле, а вот достоверности во всех этих историй все равно с гулькин нос. Ле Карре мастер деталей, но в стратегическом плане он все равно подает читателю трудноперевариваемую выдумку. Поверить, например, что в МИ-6 позволили опуститься до нищеты и тюрьмы своему ведущему агенту, курирующему всю Восточную Германию, может только вестернизированный зритель/читатель. То же самое касается излишней сентиментальности агента Лимаса, которого недурственно отыграл в этом фильме Ричард Бёртон. Особенно это касается финального монолога его девушке, который больше был направлен зрителю. Квашенная капуста, друзья.
Но вот все, что касается индивидуального исполнения, то к постановке Мартина Ритта претензий не может быть никаких. И хотя несколько пафосная игра Ричарда Бёртона, изображавшего уставшего жизнью шпиона, все же не тянула на оскаровскую номинацию, в целом звездный актер отлично справился со своей ролью. Понравился также и Оскар Вернер, недурственно сыгравший еврея-коммуниста Фидлера (по итогам 1965 года Вернер вместе с Бёртоном будет номинироваться на лучшую мужскую роль, только австриец за «Корабль дураков»).
Вполне интересная антиглянцевая история о сентиментальном шпионе, который ради дела стал алкоголиком и попытался обмануть всю разведку и контрразведку восточных немцев.
Фильм очень понравился. 'Старая школа' - для которой характерна актёрская игра без слов. Персонажи что-либо делают ничего не говоря, но я прекрасно понимал что ими движет и почему. Очень тонкая интрига. Британская разведка использует отставного агента, для. ..считаю, что вы должны это увидеть. В хитроумной комбинации было учтено всё. Даже любовь. Единственное чего не учли британцы - это то, что полюбив, шпион стал человеком. А человеку не свойственен 'холодный' расчёт шпионского ума. Всё это очень хорошо показано.
А если фильм судить очень строго, то...
В реальности, показанное в фильме, обычно происходит в течении нескольких лет. А при просмотре фильма складывается впечатление, что все события происходят за один год. Это, по моему мнению, нельзя считать недостатком, но можно было как-то показать. Сцена ссоры с продавцом несколько наиграна, но...фильм всё равно прекрасен. Замечательная шпионская история про любовь.
Первая экранизация творчества Джона Ле Карре, чьи труды в дальнейшем плодотворно адаптировались и адаптируются для большого экрана и по сей день.
Джордж Смайли, знакомый нам по двум мини сериалам с Алеком Гиннессом в главной роли и недавней постановкой 'Шпион, выйди вон!', в первой экранизации произведения Ле Карре представляется персонажем хоть и значимым по тому, в каких тонах происходят упоминания о нём, но мало появляющимся в кадре и представляющимся далеко не самым порядочным человеком.
Повествование привязано к оперативному агенту Алеку Лимасу, втянутому в крайне интересную авантюру, развязка которой на первый взгляд очевидна, но на последний весьма тонка и пропитана хорошим британским стилем.
Сама режиссура фильма крепка и серьёзна, жестка и тепла, приближена к зрителю и одновременно удалена, как характер сильного интересного человека, который не готов пускать первого встречного в свои внутренние просторы.
Крайне рекомендую не читать спойлеры перед просмотром, но ознакомиться с первоисточником, с которым имею возможность соприкоснуться уже после знакомства с экранизацией.
Фильм Мартина Ритта 'Шпион, пришедший с холода' является экранизацией одноименного романа Дэвида Корнуэлла, более известного читателям под именем Джона Ле Карре - прославленного хроникера жизни 'невидимого фронта', в ее описании добившегося максимальной беспристрастности и правдоподобности (что не могло не оттолкнуть от его творчества поклонников Яна Флеминга, предпочитающих суровой и будничной правде ее заменитель в виде бесконечной глянцевой 'бондианы'). 'Шпион' стал третьей книгой Ле Карре и первым его бестселлером, обеспечившим автора не только популярностью, но и немалым комплектом престижных литературных наград для писателей-'детективщиков'.
Экранизация, сохранившая почти все сюжетные перипетии первоисточника, вышла уже через год, в 1965-м, - кинематографисты справедливо посчитали кощунственным оставить без внимания актуальную и поныне историю человека-пешки, ведомого стальной рукой государственной машины - разведкой. При этом главный герой, агент МI6 Алек Лимас, вовсе не является бессловесной марионеткой - он прекрасно понимает, что придуманная не им комбинация грешит 'побочными эффектами' в виде попрания человеческого достоинства и обмана любимой женщины. Но он - шпион, работающий 'на холоде' (то есть предпочитающий риск оперативной работы спокойствию кабинетов), и вся подноготная профессиональной деятельности 'рыцаря плаща и шпаги' видна ему невооруженным глазом. 'Да и кто такие, по-твоему, шпионы: священники, святые, мученики? - cпросит Лимас после выполнения своего последнего задания. - Это неисчислимое множество тщеславных болванов, предателей - да, и предателей тоже, - развратников, садистов и пьяниц, людей, играющих в индейцев и ковбоев, чтобы хоть как-то расцветить свою тусклую жизнь. Или ты думаешь, что они там в Лондоне сидят как монахи и держат на весах добро и зло?'. И он прав. А иначе как по-другому объяснить, что добропорядочный гражданин (пусть и довольно амбициозный и хитрый) был приговорен к расстрелу, а бывший нацист, в ГДР превратившийся в высокопоставленного 'гэбиста' (но сохранивший при этом свою двойную сущность), оказался полностью реабилитирован?
Сюжет фильма отличается вниманием к деталям. Они сперва кажутся незначительными, но лишь в финале понимаешь значение каждой из них. Например, отстраненный от службы Лимас работает в библиотеке, где собрано довольно большое количество книг о ликантропии. При этом зритель вскоре убедится, что оборотнем в той или иной мере является каждый из героев - для этого им вовсе не обязательно ждать полнолуния. И таких штрихов к коллективному портрету шпионажа в фильме много. А добавьте к этому еще и превосходную игру гениального Ричарда Бартона (кстати, агент Лимас - одна из немногих 'некостюмированных' ролей великого актера), по-старомодному строгую черно-белую съемку и толику фирменного английского юмора - и вы получите настоящую классику жанра шпионского детектива.