Третья часть ночи

Trzecia czesc nocy
год
страна
слоган-
режиссерАнджей Жулавски
сценарийАнджей Жулавски, Мирослав Жулавский
продюсер-
операторВитольд Собочиньский
композиторАнджей Кожиньский
художникТереза Барска, Лидия Рзешевская, Stanislaw Ledóchowski
монтажГалина Пругар-Кетлинг
жанр ужасы, драма, военный, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время105 мин. / 01:45
Герой по имени Михал, чудом уцелевший после расправы фашистов над его матерью, женой и сыном, первоначально пытается выйти на контакт с подпольщиками, а затем оказывается одним из подопытных (неких «кормильцев вшей») в странном медицинском центре, занятом изобретением вакцины против тифа. Михал также помогает появиться на свет ребёнку встреченной молодой женщины Хелены и продолжает заботиться о ней, похожей, как две капли воды, на его погибшую жену Марту. А в итоге готов пожертвовать собой, чтобы вызволить из госпиталя принудительно помещённого туда мужа Хелены.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Герой по имени Михал (возможно, что в этом есть намёк на архангела Михаила), чудом уцелев после расправы фашистов над его матерью, женой и сыном, первоначально пытается выйти на контакт с подпольщиками, а затем оказывается одним из подопытных (неких «кормильцев вшей») в странном медицинском центре, где заняты изобретением вакцины против тифа. Михал также помогает появиться на свет ребёнку встреченной им молодой женщины Хелены и продолжает заботиться о ней, причём похожей, как две капли воды, на его погибшую жену Марту. А в итоге готов пожертвовать собой, чтобы вызволить из госпиталя принудительно помещённого туда мужа Хелены. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Вот это дебют так дебют. По сравнению с таким дебютом Линч (прошу прощения у поклонников) и прочие мозговыносители выглядят просто любителями (имхо). Под видом истории о потерявшем семью во время оккупации, молодом поляке, а также в потоке его предсмертных галлюцинаций, Жулавский предлагает своё прочтение и осмысление Апокалипсиса. Фильм начинается и заканчивается словами этой пророческой книги.

    Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю… И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих (Ап.8.7. — 9,4;)

    На мой взгляд, ужасы оккупации, автор и рассматривает как наступивший Апокалипсис. В начале фильма, главный герой выходит из какой-то долгой болезни, почти ничего не помня и не осознавая. Он не был готов ни к ответственности за семью, ни к рождению и воспитанию ребёнка. Став, после их гибели, членом сопротивления, он также не был готов и к смерти. Будучи ранен и преследуем фашистами, он скрывается в подъезде, возле квартиры беременной женщины, которая как две капли воды похожа на убитую жену. Преследователи, по ошибке, ранят и забирают её мужа. Теперь ему необходимо заботиться о женщине и ребёнке. Что это, дарованная возможность прожить заново и по-другому, то что уже потеряно? А как быть с её мужем, который находится в жутком, экспериментальном, медицинском заведении, как им помочь? С этого момента для Михава наступает пора мучительных вопросов и поиска ответов на них.

    Что важнее? То, чем люди жертвуют друг ради друга, или то, что они разделяют и хотят сохранить? Самосохранение или самопожертвование, что значит по-настоящему любить и как это согласуется со спасением души? Что значит иметь Божественную печать на челе? (Ап.9.4;)

    В фильме есть и другие персонажи, такие как Слепой, руководитель Михава в сопротивлении, которые также решают свои экзистенциональные вопросы. Раскрывается история деятельности Института Рудольфа Вайгля, разрабатывавшего сыворотку от сыпного тифа. В его лаборатории, отец режиссёра действительно кормил вшей, чтобы выжить, за это полагался паёк.

    Картина тяжела для восприятия. Но не так, как более поздние работы Жулавского. Тяжела, в смысле необходимости постоянного интеллектуального напряжения, для осмысления происходящего. То, что в жанрах указаны ужасы, на мой взгляд, чистое недоразумение. Это кино не для любителей монстров, резни и крови. А вот, для любителей сюрреализма и философской притчи оно может стать настоящей находкой. Фильм, который надолго поселяется в голове и достойный быть помещённым в коллекцию.

    9 из 10

    27 декабря 2013 | 13:07

    Этот непростой для восприятия фильм Анджея Жулавски осмысляет опыт немецкой оккупации Польши в контексте ощущения гибели мира и обрамлении цитат из книги Апокалипсиса. В самой завязке, герой приходит в себя на руках у жены после почти двухмесячного забытья в некой тяжелой болезни. Мы можем предположить, что он как-бы потерял иммунитет к жизни.

    В следующей сцене его жену, сына и мать убивает конный отряд нацисткой армии. Деятельность немцев в фильме, несмотря на это, напоминает скорее некие знамения, дополняющие изобразительную канву в эпицентрах нервного напряжения. Само действо характерно выдержано в Кафкианском абсурдном стиле, а визуальный ряд насыщен мощными сюрреалистическими образами, уходящими корнями в зловонную клоаку смерти.

    Пытаясь подвязаться в подполье, Михаил становится виновником ареста человека, принятого за него самого. Обнаружив в его квартире рожающую жену, он помогает ей разродиться, вынимая ребенка из чрева — сцена снята крупным планом и во всех деталях.

    Чуть позже сестра Михаила, монашка, рассказывает ему, как об откровении, об Архангеле Михаиле, спасшем от зубов дракона младенца Жены, облаченной в солнце. Происходит идентификация на дополнительном, сакральном, уровне. К этому времени, герой уже, впрочем, уверен в том, что женщина на одно лицо с его погибшей женой, а его святой долг — заботиться о новой семье. В этом мнении его постоянно подкрепляют чрезвычайно убедительные галлюцинации. Мотив эмпатии как панацеи, к слову, также проведен через весь фильм.

    Мотив тяжелого, разрушающего дух и тело заболевания, здесь впрочем, куда как ощутимей. Болотно-запыленная цветовая палитра затянула этот мир будто бы сплошной тканью гниения, отмирания живых тканей, не пропускающей солнечные лучи. Миру, инфицированным смертью, нужно пройти через очищение жестокостью и гневом. Михаил устраивается на место своего «предшественника» в семейной чете. Сначала его заражают тифом, а затем в его обязанности входит кормление вшей (отсылка к библейской саранче) собственной кровью — захватывающий процесс, который Жулавски продемонстрирует нам в макросъемке.

    Этот живописный образ, навеянный, кстати, реальным опытом отца режиссера — одна из главных метафор фильма. Вши высасывают уже зараженную кровь, а вскоре герой станет кормильцем уже для нового вида их вида, который разводили с 1918 года и который «напрочь лишен инстинкта самосохранения». Кошмарное сновидение должно стать полностью осознанным, чтобы его материя распалась на атомы под лучами света. Понемногу они начинают пронизывать микрокосм третьей части ночи только ближе к ее концу, чтобы знаменовать уже в самой кульминации смерти, возвращение красоты в мир, прошедший самое болезненное в своей истории очищение.

    21 сентября 2016 | 17:42

    Дебютная картина Анджея Жулавского. Чрезвычайно тяжелый, напряженный, «неприятный» фильм о нацистской оккупации Польши во время Второй мировой войны.

    Михал, главный герой картины, в одночасье теряет мать, жену и ребенка, ставших жертвами немцев, и пытается найти свое место в рядах подполья. Влившись в тайное движение сопротивления, он очень скоро и сам становится мишенью. Так, спасаясь от погони, раненый Михал чудом остается живым — вместо него по ошибке стреляют в другого человека, одетого в такой же плащ. Едва отойдя от потрясения, герой заходит в квартиру женщины, которая сообщает ему, что вот-вот родит, и он должен ей помочь. Весь в кровище, Михал вытаскивает младенца за голову на свет божий, а мама заявляет ему, что у нее теперь никого нет, кроме него и сына. Человеком, которого подстрелили немцы, оказался ее муж.

    Роженицу и убитую в начале фильма жену Михала играет одна актриса. По сюжету, женщины были невероятно похожи. Поэтому, а также из чувства вины перед ее мужем, которого не убили, но арестовали и поместили в закрытый госпиталь, Михал соглашается помочь ей вместе с ребенком. Для того, чтобы слова не расходились с делом, он устраивается кормителем вшей. Кормит их своей кровью для того, чтобы позже врачи изобрели прививку от тифа. В военное время и такая работа — счастье. Тем более, что вокруг всех режут, убивают, топчут. В «лучшем» случае депортируют, чтобы убить позже или предложить работу пострашнее, чем кормление своей кровью вшей.

    «Третья часть ночи» рисует нам картину Апокалипсиса, который уже наступил. Фильм насыщен символическими элементами, библейскими метафорами и «мясом», которое, в общем, составляет его эмоциональную основу. Без отвращения и страха на это смотреть нельзя.

    Интересно

    Название фильма «Третья часть ночи» — парафраз слова Апокалипсиса: Откровение 8,12.

    Резюме.

    Страшный сон Косински и Кафки. Фильм чрезвычайно сильный эмоционально, но неприятный, отталкивающий, тёмный. Жулавски настолько сгустил краски, что получилась клякса. Смотреть только людям с крепкими нервами.

    6 из 10

    3 мая 2011 | 07:52

    Заголовок: Текст: