К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Они хотят жить своей жизнью... Можно ли их за это винить?

На семейной встрече Куперы узнают, что дом их родителей продаётся. Мама временно переезжает к сыну Джорджу, а папа — к дочери Коре. Однако родители становятся источником разлада в хорошо организованных семьях своих взрослых детей. Сможет ли старшее поколение отстоять свои интересы? Главные роли исполнили Виктор Мур, Бьюла Бонди и Фэй Бейнтер. Старение — это сложный процесс, и иногда я не могу уснуть по ночам, чувствуя разочарование от того, что время неумолимо движется вперёд. Мне хотелось бы замедлить течение времени, по-другому относиться к трудностям и не зацикливаться на болезненных переживаниях.

Этот фильм отражает мои чувства, но с другой точки зрения. Голливудские фильмы 1930-х годов, за редким исключением, часто были эскапистскими, но кажется, что этот фильм затрагивает проблемы того времени. Семейные дискуссии о финансах, любви и старении звучат так, будто они могут происходить и в наши дни. Любовь между пожилой парой настолько искренна, что заставляет нас поверить в то, что такие чувства существуют и в реальной жизни. Фильм лучше всего смотрится, когда они вместе в последние 30 минут, но моменты, когда они порознь, заставляют нас ценить это время ещё больше.

Я был очень взволнован, когда смотрел этот фильм.

19 августа 2024 | 21:01
  • тип рецензии:

Мало кому удалось стать признанным авторитетом для великого Орсона Уэллса. Он терпеть не мог Хичкока, называл его дряхлым. Он испытывал отвращение к юмору Вуди Аллена. Годар почитал его, но без взаимности - Уэллс говорил, что никогда не сможет относиться к нему всерьёз. Тем не менее, существовал режиссёр, фильм которого потряс Уэллса настолько, что он называл его самым печальным киноэкспериментом во все времена. Речь о ленте 'Уступи место завтрашнему дню' Лео МакКери. Дело в том, что поразившая Уэллса картина провалилась в американском прокате, собрав чуть больше шести тысяч долларов. Фильм не участвовал в фестивалях, хотя в тот же год МакКери получил 'Оскара' за другую свою работу - 'Ужасная правда'. Когда ему вручили награду, он сказал: 'Спасибо, но вы дали её не за тот фильм'.

Но вернёмся к Уэллсу. Когда Пётр Богданович спросил его, видел ли он картину МакКери, тот ответил: 'Боже мой! Это самый грустный фильм. Он заставил бы плакать камень'. И Уэллс очень сердился, что столь великолепное произведение не было интересно массовому зрителю. Тем не менее, фильм МакКерри пользовался огромным уважением у кинематографистов, далеко не только Уэллс восхищался им.

К идее экранизации пьесы по роману американской писательницы Джозефины Лоуренс 'Долгие годы' МакКери пришёл после смерти своего отца, на похоронах которого не смог присутствовать по причине того, что сам был в эти дни тяжело болен.

Режиссёр работал над фильм почти целый год, продюсеры допекали его своими требованиями привлечь к участию в картине кинозвёзд, а особенно - к хэппи энду. Но МакКери никак не отреагировал на все эти уговоры и снял фильм так, как считал нужным это сделать. В итоге его контракт со студией был аннулирован. Он почти ничего не заработал за эту картину.

О чём же рассказывается в фильме и почему его не поняла американская публика 30-х годов?

Сюжет прост и прямолинеен. Великая депрессия. Банк отбирает дом у пожилой семейной четы. Пятеро детей, решая судьбу отца и матери, разлучают их, потому что никто не может взять к себе их обоих. Интеллигентные, предупредительные и славные старики становятся тяжёлой обузой для своих отпрысков. Нет, их не выгоняют на улицу в мороз, не морят голодом, даже поедом не едят - дети у них культурные и неплохие люди, да и понять их можно - времена тяжёлые, но только эгоизма в них оказывается чуть больше, чем любви, недовольство не раз и не два проскакивает, так что старики понимают: своим родным они мешают.

МакКери не осуждает - он беспристрастен. Его фильм - не о плохих детях. Он - о неотвратимости. Почему? Как так вышло? Кто виноват? Эти вопросы задаёт себе уже зритель. МакКери только строго констатирует, проявляя удивительное внимание к мелочам, из которых соткано полотно повествования.

Финал трагичен не потому, что кто-то умирает, а потому, что два любящих сердца оказываются разлучёнными, когда весь мир полон к ним нежности, любви и деликатности, ибо и сами они светятся добротой и учтивостью, и у других вызывают подобное к себе отношение. У всех, кроме собственных детей. Это фильм о людях, которым так немного нужно для счастья, которые это счастье заслужили всей своей жизнью и с которыми судьба поступила неоправданно жестоко.

Если вы посмотрите эту картину, то будете плакать. Но это не мелодраматичная слёзовыжималка. Напротив, это кино строгое, суровое, правдивое, без единой ноты фальши, финал которого вызывает бурю смешанных эмоций, к которым оказался не готов американский зритель 30-х годов.

Напоследок хотелось бы упомянуть, что фильм МакКери стал основанием другого киношедевра, снятого японцем Ясудзиро Одзу в 1953 году - 'Токийской повести'.

03 февраля 2023 | 18:18
  • тип рецензии:

Этот голливудский мелодраматический кинофильм тридцатых годов прошлого столетия маститого режиссёра-постановщика Лео МакКери, основываясь на пьесе Хелен и Ноа Лири, которая была своего рода адаптацией романа 'Долгие годы' писательницы Джозефины Лоуренс, повествует историю пожилых супругов, которые счастливо прожили в браке невообразимые пятьдесят лет и воспитали пятерых детей.

В связи с тем, что старички уже вышли на пенсию, а значит их доходы стремительно поубавились, они уже не в состоянии финансово обеспечивать своё совместное проживание в любимом годами и весьма просторном загородном доме. Пожилая пара вынуждена обратиться за помощью к своим уже изрядно повзрослевшим детям, дескать, приютите нас стариков, как-никак заслужили немножечко пожить и за ваш счёт. Да вот беда, у деток-то уже давно свои семьи - жёны, мужья, дети. Кто-то, вообще, слывёт полнейшим разгильдяем, так с него и спроса нет, даже и надеяться на такого бессмысленно. А вот другие-то дети, вроде как, состоявшиеся люди, и дома хорошие, и с финансами особых проблем нет... Ан нет! У всех 'детушек' вечно какие-то отговорки, дескать, мест нет, тесновато будет вам, папа с мамой. Но в итоге порешали на том, чтобы разделить стариков: отец поживёт у старшей дочери с её мужем, а мать со старшим сыном, его женой и очаровательно бесшабашной дочуркой предсовершеннолетнего возраста. Живут себе старики, живут, да вот отношение их деток взрослых к ним какое-то холодное, не рады они им, не хотят родителям подсобить от чистой души, воспринимают их как обузу...

Старикам не на что надеяться. Стариков не ценят. Старость не чтут. Да, это вечные проблемы нашего бытия. И было ли когда-то по-другому? В стародавние времена? Хочется верить, что так и было, но точных, полноценных доказательств повсеместного, общекультурного доброжелательного отношения к старости, к сожалению, вряд ли возможно сыскать. Ну что ж, что есть, то есть. Конечно же, речь должна идти исключительно о воспитании в отдельно взятой семье, в отдельно взятом обществе. Если из поколения в поколения будет передаваться закон о почитании старости, о должном попечительстве детей над своими стареющими родителями, тогда, вполне вероятно, всё будет по-честному, по справедливости. А пока имеет место быть тому, что показано в этом уже, действительно, забытом шедевре старого Голливуда. За уже почти сто лет с момента выхода его в свет, в принципе, ничего не поменялось. Стало ли хуже? Хочется надеяться, что нет...

Стоит выделить актёрскую работу артистов, воплотивших на экране крепкий и по-настоящему эталонный супружеский тандем. Виктор Мур и Бьюла Бонди поразительно качественно справились со всеми творческими задачами, поставленными многоопытным режиссёром Лео МакКери. В особенности, необходимо отметить Бьюлу Бонди, которой на момент выхода ленты в прокат было всего-то сорок восемь лет. Видимо, великолепная работа гримёров вкупе с потрясающим перевоплощением актрисы сделали своё дело, представив образ старушки, которой визуально, как кажется, точно за семьдесят. Конечно, и Виктора Мура нельзя не оценить по доистоинству отдельно, ибо актёр так же прекрасно продемонстрировал мастерство профессионального таланта. Вместе эти артисты представили одну из самых настоящих, живых и запоминающихся раз и навсегда кинопар в истории кинематографа. А сам фильм, в том числе благодаря им, вошёл когорту лучших кинопроизведений двадцатого столетия по мнению весомого количества видных мировых кинематографистов и даже мотивировал некоторых из них на создание своих шедевров (например, Ясудзиро Одзу, снявший 'Токийскую повесть', являющуюся не менее, а то и более, значимой картиной в истории синематографа, чем рассматриваемая нами).

Таким образом, 'Уступи место завтрашнему дню' - это восхитительно печальный взгляд на извечные проблемы отцов и детей, старости и молодости, семейного воспитания и его отсутствия. Картина беспощадно, оттого крайне реалистично, что называется, как в жизни, раскрывает актуальное для всего человечества положение дел в отношении вышезаявленных проблем. Старость - не радость. Да, так говорят. Но говорят те, кто ещё молод. Однако, судя по пожилой паре, которая представлена в данном киношедевре, обладатели этой самой старости так не считают. Они по-прежнему жизнерадостны, ни капли не унывают и ещё строят планы на будущее, безмерно ценя каждую минуту, прожитую вместе с супругом в течение столь долгой и воистину счастливой жизни. А почему она была для них такой счастливой? Потому что они искренне, нежно и без лишних слов любили друг дружку от всей души. Брак - это счастье! Герои этой киноленты не дадут соврать:

Муж и дева стояли рука об руку, связанные тонкой свадебной лентой. Перед ними лежат года несчетные, что обещают радость, а может и слёзы.

'Боится ли она?' - подумал муж про деву.

'Дорогая, - спросил он нежным голосом, - скажи, сожалеешь ли ты о своём выборе? Мы не знаем, куда дорога заведёт, и какие тропинки мы найдём. Ты боишься?' - сказал муж деве.

Она подняла глаза и наконец заговорила.

'Мой дорогой, - сказала она, - выбор сделан, клятвы произнесены, рис брошен. В будущее мы путешествуем одни. С тобой, - сказала дева, - я не боюсь!'

11 января 2023 | 04:33
  • тип рецензии:

'Уступи место завтрашнему дню' 1937 г. - это культовый американский фильм, имеющий высочайшие рейтинги и множество вариаций истории в других фильмах.

Многие россияне знакомы с сюжетом этой картины благодаря советской версии экранизации романа Жозефин Лоуренс, имеющей название 'Дальше - тишина' 1978 г.

Сюжет заворожившей весь мир истории очень прост. Пожилая супружеская пара, прожившая 50 лет вместе и вырастившая четверых детей, оказалась без дома. Выйдя на пенсию супруги утратили возможность выплачивать ипотечные взносы и оказались вынуждены съехать.

Дети встретили эту новость без энтузиазма, ведь это значило только одно - теперь родители должны жить с кем-то из них. Дети решают разделить родителей. Мать отправляется жить к сыну, с его женой и взрослой дочкой. Отца решено было отправить жить к одной из дочерей.

Супруги конечно же не хотели расставаться и беспокоились друг о друге. Но не высказывали недовольства. Нужно уступать место завтрашнему дню... Не мешать своим детям жить, не обременять их.

Орсон Уэллс отзываясь об этом фильме, сказал, что он способен заставить плакать даже камень. И действительно, это очень тихая и печальная история.

Хоть в информации о жанре 'Уступи место завтрашнему дню', значится, что это комедия, карикатурных героев и ожидаемых конфликтов в этом фильме вы не увидите. Старики не такие уж назойливые, а дети не такие уж бессердечные. Просто старики - это старики. А молодежь - это молодежь. И никто из них ничего не может поделать с неудобствами от совместного проживания.

Эта жизненная и реалистичная трагикомедийная лента отзывается эхом практически во всех фильмах, рассказывающих истории взаимоотношений юного поколения с людьми, тихо доживающими свой век.

Однозначно достойна просмотра.

17 августа 2022 | 16:39
  • тип рецензии:

Сюжет этого фильма наверняка окажется знакомым зрителям. И в основном по спектаклю Театра имени Моссовета «Дальше – тишина» в постановке Анатолия Эфроса с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом в главных ролях, чье проникновенное сценическое существование заставляло зал рыдать от сочувствия к их персонажам – Люси и Баркли Куперам. Ведь данную пожилую супружескую чету, по сути, предавали родные дети, по отношению к которым невозможно было испытывать ничего, кроме ненависти и презрения.

В случае с картиной Лео Маккэри, снятой по сценарию Виньи Дельмар все воспринимается не столь однозначно.

Начать хотя бы с того, что старикам Куперам благодаря лишенному нарочитой эмоциональности и малейшей доли сентиментальности трактовке Бьюлы Бонди и Виктора Мура одновременно и сочувствуешь, и вместе с тем завидуешь. Раз им удалось пронести через совместную, полувековую жизнь пылкую, почти юношескую любовь друг к другу. Вдобавок разного рода трудности, включая и полное материальное банкротство, не сломило их дух, сохранив в неприкосновенности ощущение внутреннего достоинства.

Вот только передать все эти редкие душевные свойства своим сыновьям и дочерям Куперы-старшие в полной мере не сумели. Поэтому в том, что последние оказались жестокими людьми есть и определенная доля родительской вины.

Хотя сердечную глухоту Куперов-младших кто-то вполне способен оправдать экономическими проблемами времен Великой депрессии, в период которой, собственно, разворачиваются события. И он будет по-своему прав. Но все же, все же…

Однако финал настоящей истории, несмотря на свою, еще в названии заявленную трагическую «окраску» отнюдь не столь уж и безысходен. Все-таки к Джорджу – старшему сыну Куперов (его очень тонко играет Томас Митчелл) постепенно приходит осознание совершенных ошибок. Да и Люси Купер в заключительных кадрах производит совсем не жалкое впечатление. Словом, вполне вероятно, все обойдется. И она снова воссоединится со своим мужем.

А как же может быть иначе? Кинематограф же «Золотого века Голливуда» всегда оставлял и героям своих произведений, и публике право на глоток надежды. За это — наша ему неизменная признательность.

12 июля 2020 | 18:46
  • тип рецензии:

Лео МакКери подошел к съемкам этой картины поставив две очень достойные, на мой взгляд, работы. В его послужном списке был почти пророческий 'Утиный суп' и смешная спортивная комедия 'Млечный путь'. Меньше всего я ожидал, что его следующим фильмом станет отчасти академичная мелодрама про взаимоотношения детей и их престарелых родителей.

Особого внимания заслуживает сюжет: в годы Великой депрессии престарелые родители вынуждены обратиться к своим взрослым детям с просьбой, чтобы переселиться к ним. Несмотря, на то что они воспитали пять детей, им приходится жить в разных квартирах. Останутся ли у них мечты на будущее, ведь возможно им придется разъехаться по разным городам?

Я внимательно посмотрел эту картину. На мой взгляд, получился вполне фестивальный фильм, который мог и должен был номинироваться на Оскара. По уровню постановки, а также психологическому эффекту картина была не слабее 'Ужасной правды' и 'Идти своим путем' - фильмов за которые получил МакКери получил своих Оскаров.

Но самое важное то, что фильм - оптимистичный. Это очень непростая задача - снять не просто кино оптимистичное, а оптимистичное кино про престарелых.

Чего только стоит неторопливая старческая походка Виктора Мура и его финальный танец с Бьюлой Бонди. Это очень запоминающиеся сцены, которые заставляют зрителя просто задуматься о взаимоотношениях с престарелыми родственниками. Важно тут, что МакКери не стал нравоучать, а также сохранил присущий своему таланту динамизм, что облегчает просмотр фильма в наши дни.

В итоге: великолепнейшее кино. МакКери не разу не позволяет картине перейти в слезливую мелодраму, но при этом полностью раскрывается весьма сентиментальная тема. На мой взгляд эталон жанра в фильмах о пожилых людях, вовсе не 'На Золотом пруду', а 'Уступи место завтрашнему дню' Лео МакКери.

9 из 10

31 декабря 2012 | 08:53
  • тип рецензии:

Действие картины «Уступи место завтрашнему дню» происходит в Америке. Главные герои Люси и Барк Купер оказываются в затруднительном положении: их «старый добрый дом» заложен банку. В «благодарность» за заботу и любовь, дети решают поселить у себя родителей, но вот беда: мужу и жене, которые прожили вместе добрую жизнь, приходится расстаться навсегда именно в тот момент, когда они больше всего нужны друг другу. Разлука оказывается невыносимой: дети разделяют стариков, увозя их жить в разные штаты. Все пятеро отпрысков Купер, оказываются жестокосердными людьми, «растаскивающие» пятьдесят лет совместной жизни родителей... Почему так получается: у любящей матери и отца черствые дети – и наоборот, люди с тяжелым детством, заботятся о родителях, проявляя милосердие?

В фильме живет душевная теплота его создателей. С трепетом, искренне и ненавязчиво, пожилые герои учат молодых людей быть счастливыми: жить заботой друг о друге и создавать дуэты непроходящей человеческой любви. «Дорогая, - спросил муж жену нежным голосом, скажи, сожалеешь ли ты о своем выборе, ведь мы не знаем, что нас ждет впереди»? «Мой дорогой, - сказала жена – выбор сделан. В будущее, мы путешествуем вдвоем»... Последняя часть картины, «возвращает» Люси и Барка в молодость: управляющий «Вогарда» (гостиницы, в которой они провели медовый месяц), как волшебник, дарит старикам сказку, приглашая посетить ресторан и танцы. Милые беседы и робкие поцелуи семейной пары - лишь мгновение: скоро бал превратится в вокзал-расставание, а нежные слова любви, покроются на губах изморозью уходящего счастья...

Кинофильм, поставлен по одной из назидательных пьес Вины Дельмар. Советский зритель знаком с этой историей по телевизионной версии спектакля театра им. Моссовета «Дальше - тишина…», с замечательными актерами (Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом). Раневская говорила, что захотела сыграть здесь потому «…Что сострадание – самое мне привычное чувство. И жизнь моя из-за этого очень нелегка. Я знаю, что в зрительном зале многие плачут и отношусь к этому с удовольствием»…

Разговор Люси и Барка (по телефону) является показательным. Гости дома, в котором происходят события, будто зрители в театре, наблюдают за семьей Купер и сопереживают нелегкой судьбе стариков: очищают мысли и сердца от невнимательности. Когда семнадцатилетний возраст позади, постепенно, с годами, приходит понимание, что в мишуре и фактах нет смысла, а самолюбие приводит лишь к одиночеству. Герои картины, как Гамлет, знали: все кончено, но они мужественно приняли самый тяжелый удар судьбы. Страшнее для них было понимать другое: молодое поколение поступит с родителями так же. Не станет церемониться со старостью.

В назидание потомкам была написана эта пьеса, ставшая жемчужиной кино и театра!

10 из 10

25 августа 2012 | 05:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: