'Это откровенная комедия, в которой мужчины показаны довольно безжалостно... Это комедия без снисхождения' - именно так в своё время высказал вердикт о своей пожалуй одной из лучших в многолетнем творчестве работ 'И слоны бывают неверны' французский режиссёр Ив Робер, да-да тот самый Робер, поставивший незадолго до этого легендарных 'Высокого блондина в чёрном ботинке ', 'Возвращение высокого блондина' и 'Не пойман, не вор'. Этот фильм цитировали, пародировали, делали намёки, отсылки, перенимали из него идею бесчётное множество раз, об этом фильме, как о наиболее сильно повлиявшим на их творчество говорили многие великие комедианты, в числе которых стоит и сам Блейк Эдвардс, этот фильм стал своеобразным культурным медальоном французских 70х ярко и в довольно язвительном тоне отражая проблематику среднего возраста у мужчин, их попытки выхода из кризиса и следующими за ними грустные и смешные развязки. .
В 80х на этот фильм даже сделали своеобразную осовремененную версию, этакий ремейк, в актёрском и режиссёрском исполнении американского комика Джина Уайлдера, правда на уровень тот оказался немного ниже. Но всё-таки очевидным и неизменным задаётся вопрос: о чём же говорит такая 'культурная ' заинтересованность у зарубежной публики, такой культурный 'феномен ' и столь широкий идейный расхват у других мастеров комедии ?
Во первых, огромное значение сыграл блестящий сценарий Жана-Лу Дабади и самого Робера, в нём настолько тонко и изящно были прописаны характеры и личностные проблемы персонажей, что будучи отражённые в актёрской игре, они делаются ещё более внеземными, континентальными и в то же время комически трогательными, что буквально разят, очаровывают своей виртуозностью и умением. Тонкость, глубина и изящество, сравнимой разве что с мастерством Вуди Аллена, всегда были основной чертой у Робера, в том же 'Блондине' например, ему удалось гениально сотворить баланс между главным героем и окружающим миром, глубокую естественность, этакую непринуждённость в принуждении, здесь же ему удалось сделать своеобразный контраст между друзьями в возрасте, у которых наблюдаются признаки кризиса средних лет, и у каждого наблюдаются личные проблемы - одного бросила жена, полностью очистив дом от имущества, другого до сих пор донимает мать своими нелепыми проблемами, у третьего -трудности взаимоотношений с партнёром, а у главного героя вообще чистый континентальный водораздел - он не может определиться с дилеммой выбора между его далеко не красивой женой и таинственной, чарующей красоткой в красном -Шарлоттой. Всех их объединяют лишь две 'жизненные' проблемы - средний возраст и чистая мужская дружба.
Во вторых, в феноменальном успехе фильм обязан необычной, глубокой и сказочно достоверной игре актёров, справились тут с абсолютным блеском все без исключения, чего только стоит очаровательная Анни Дюпре в образе Шарлотты, но особая заслуга здесь именно Жана Рошфора, его эмоционально-сдержанный образ безумно привлекает, казалось бы его лицо почти всегда спокойно, но глаза, мимика и действия говорят обратное - внутренние притязания героя, и тяжесть выбора, и нелепые пробы найти Шарлотту и признаться ей в чувствах превращают глубокие, интересные и довольно психологические фарсы этого великолепного актёра в грустные, трогательные и одновременно смешные ситуации, череда которых буквально на глазах выстраивают настоящую трагикомедию. Напряжённость эмоций главного героя не может не восхищать, у меня сложилось впечатление, что Рофшор играет в этом фильме не просто своё рядовое профессиональное амплуа, а выкладывает в ленту частичку чего-то себя, своей крохи души. Уровень исполнения его великолепен !
В последствии фабула фильма была успешно и очень качественно отражена в шедевре Блейка Эдвардса '10', с тем же изыском, с той же иронией, с той же утончённостью и смыслом, а так же в более позднем ремейке Джина Уайлдера 'Женщина в красном ', в котором талантливый актёр к сожалению не смог грамотно проявить режиссёрскую фантазию и взяв за основу сценарий Робера просто подчистую скопировал все ключевые моменты фильма, основных персонажей, обстановку и сменив только антураж - из французкого на американский, вывел 'клона' на большой экран.
Образ таинственной, привлекательной незнакомки, пускай даже и не Шарлотты и не в красном, стал по своей сути просто нарицательным - тематика настолько глубоко проникла в гены комедии, что многие отсылки на этот фильм можно найти практически в каждой комедии и мелодраме 80х-90х и даже в современных лентах, благодаря этому фильму образ 'культивировался' и стал буквально неотъемлемой, неотделимой частью кино.
10 из 10