Самое забавное в фильме - это завязка. Закадровый голос разъясняет зрителю, что США отправляет в космос не только холодный металл, но и биологические объекты. А дальше - самое интересное: способ доставки образца внеземной жизни, собранной в специальный контейнер. Конечно, эталон 'взаимоотношений с инопланетными микроорганизмами' - роман Майкла Крайтона 'Штамм Андромеда' - появится лишь через 11 лет, но и в 1958 году соответствующим службам было прекрасно известно о последствиях подобного 'контакта'.
На этом фоне происходящее в кадре может вызвать только улыбку. Особенно в той части, где Паммер, в перерыве между контактом с 'кровавой ржавчиной', успевает повздорить с бывшей дамой сердца. Собственно, на этом фантастика заканчивается, а начинается шпионский детектив с вкраплением редких кадров 'инопланетного захватчика'. Как и во многих фильмах того периода фантастика являлась всего лишь приманкой для заинтересованного зрителя, и режиссёры довольно часто ограничивались немудрящей завязкой и непременно - громким названием, потому как 'Владыка космоса' звучит гораздо 'внушительнее' чем какая-то там 'Плесень с Марса'.
Итак, фильм начинается с того, что некий правительственный чиновник в Вашингтоне пытается убедить зрителя в реальности угрозы из Космоса. И что якобы такое уже имело место в 1958, при запуске аппарата с рабочим индексом XN-712.
Вообще надо сказать, панорама Капитолия. На заднем плане типичная сцена для научной фантастики США 50-х, 60-х. Вспомнить хотя бы «Летающую тарелку» 1950го или «Бамбуковую летающую тарелку» 1968го и даже в дилогии о великане Глене Менинге была, на сколько я помню. Панорама Белого Дома. Ну да ладно, довольно скупо нам рассказывают о спутнике Спэйс Мастер Икс 7, который вернулся на землю с кучей научного оборудования и спорами некоего грибка. Вот тут и начинается самое интересное, а именно название фильма.
Кроме описания чиновника, слово «Spacemaster» более никогда не прозвучит. И потому не понятно, почему некоторые ресурсы рунета обозвали фильм «Владыкой космоса». Реально это только название спускаемого аппарата, т.е. даже не спутника.
Далее все идет по типичному шпионскому сценарию фильмов 1950-х, которые были тогда в зените, наравне с фильмами про ковбоев (см. сцену в баре, с Телевизором) и космическо-атомной фантастикой. По всей видимости авторы фильма (с учетом постера) решили вбухать нам истории о далеком космическом будущем и невероятным приключением, с борьбой против этого самого «владыки космоса», которого конечно в фильме нет.
В дальнейшем сюжет довольно банален. Доктор Паммер, привозит инопланетную жизнь. В «канистре», к себе домой, и начинает эксперименты, довольно быстро удостоверившись в том, что эта самая жизнь очень опасна, быстро и агрессивно размножается. И дает намек, что она погубила все живое на Марсе, покрыв его слоем самой себя - а имеемо думающей субстанции похожей на плесень. Только с более высокоразвитой нервной системой. На беду нашего первооткрывателя, к нему в дом заявляется, не то бывшая жена(что более вероятно), не то любовница, у которой с Паммером общий ребенок. Слово за слово. Скандал. Короче «экс гелфренд» треснув доктора по башке получает координаты родного чада и сваливает домой, в Гонолулул, к любящему мужу.
Само собой Паммера съедает наша красная марсианская плесень, а Лора, так зовут главную антагонистку фильма, уносит на себе массу спор «кровавой ржавчины» (знаю, что по-русски звучит не благозвучно, но куда деваться?)
Далее офицер Джон Хэнд, руководитель проекта и его помощник Рэттиган (водитель с магистерской степенью по инопланетной паразитологии) исколесили всю страну дабы спасти американцев от участи доктора Паммера. Лора быстро узнает, что ее разыскивают (это собственно нам и предстоит наблюдать весь фильм), и в итоге попадается в самолете, багажное отделение которое забито до краев марсианской плесенью.
Чем кончится фильм - посмотрите сами.
На мой взгляд кино вышло весьма не плохим, при скромном бюджете и простенькими спецэффектами, и видимо породило рад оных «кин» типа «Капли» (The Blob) или даже ремейка «Нечто» 1980-х.
В целом авторы фильма опять таки сыграли на страхе рядового американца. Что было нормой для фантастики 1950-х, о чем еще Спилберг и Ко, говорил в «Научная фантастика 1950-х и мы».
Только вместо летающих тарелок. Атомной радиации и советских бомб, на них обрушился инопланетный грибок, тоже неведомая угроза из космоса.
Как переводчик, я не могу усмотреть несколько интересных моментов в фильме:
-кредитная карта в 1958 (смотри сцену допроса в самолете)
-машина с электропакетом (смотри рекламу в Отеле по ТВ)
-костюм защиты, который напялил на себя Рэттиган (на вокзале), в одних фильмах он защищает от радиации, тут от жара и микробов
Сразу прошу прощения если мог не совсем точно передать биологические аспекты кровавой ржавчины, но думаю в целом этот организм охарактеризован мною верно.
Любителям ретро смотреть стоит, даже не смотря на традиционно скомканный конец (что опять же норма для всех Скай-Фай фильмов США 50-х)