всё о любом фильме:

Полумгла

год
страна
слоган-
режиссерАртем Антонов
сценарийИгорь Болгарин, Виктор Смирнов
продюсерБенни Дрехсель, Игорь Каленов, Александр Роднянский, ...
операторАндрей Воробьев
композиторАндрей Антоненко
художникМария Белозерова, Ася Когель, Надежда Орлова
монтажАртем Антонов
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
€1 000 000
сборы в России
$38 500 сборы
зрители
Чехия  2.5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время103 мин. / 01:43
Зима 1945 года. Война близится к концу. В глухой северной деревушке бригада пленных немцев строит вышку для радиомаяка. Жители деревни — женщины и старики, чьи мужья и сыновья воюют или погибли на фронте — встречают пленных с понятной неприязнью.

История взаимоотношений совершенно разных, враждебных друг другу людей, которым необходимо найти общий язык, — это притча о том, как человек может оставаться человеком, несмотря на роковые повороты мировой истории.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Рецензируя эту ленту, вряд ли можно обойтись без изложения своеобразной «истории вопроса», связанного со скандалом вокруг «Полумглы». Ведь появление фильма, снятого 27-летним дебютантом Артёмом Антоновым (но прежде он успел получить известность благодаря короткометражке «Столичный скорый»), оказалось отложенным на несколько месяцев из-за гневной реакции пожилых сценаристов Игоря Болгарина и Виктора Смирнова, которые, даже не видя картину, обвинили её во всех смертных грехах, в первую очередь — в антирусских настроениях. И поспешно развернули бурную деятельность: от публикации пасквиля в канадской русскоязычной газете до обращения в Министерство обороны России с требованием принять надлежащие меры к «очернителям прошлого». После специального просмотра и публичного обсуждения, устроенного Гильдией киноведов и кинокритиков, когда Болгарин, наконец-то лично увидев «Полумглу», продолжал упорно твердить о тех же претензиях, авторы сценария так и не обратились в суд, видимо, осознавая шаткость своих требований по закону об авторском праве, всё-таки не вернули назад денег, которые были получены согласно подписанному договору, и в итоге даже не изъяли собственные фамилии из титров. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 200 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Исторический и моральный вопрос по поводу действительных жертв Войны, о тени фашизма, которые вьются до сих пор, не то что постоянно насущен, но, словно давняя ссадина или рана, вымучен и периодически ноет. Германия некоторыми, наверное, видится как наследники в чём-то фашистском, отрицательном и негативном, не просто, а может даже и даже, не в государственной власти, а именно в людях, точнее на них вся ответственность и перекладывается. Но давно уже пора бы примириться с прошлым и начать, как говорят, с чистого листа, не забывая всё-таки этого прошлого, которое служило бы в качестве своеобразного напоминания. Это в итоге понимают жители деревни «Полумгла», к которым прибыли пленные фашисты для строительства военного радиообъекта.

    Эта холодная и дремучая военная драма рассказывает о человечности и гуманизме, и о бездушии государственного механизма, для которого события и люди — это лишь отметки на тех или иных бумагах.

    Конец Великой Отечественной войны. Солдаты и офицеры в больнице развлекаются просмотром комедийных фильмов. Но вот документальные кадры боевых действий с непосредственным участием фашистов. Младший лейтенант Анохин, испытав на войне все ужасы и потери, находит отчуждение в спиртном и при показе этих кадров не выдерживает и уходит. Он хочет вернуться на фронт и драться дальше за своих погибших товарищей, для чего из больницы сбегает и подделывает документ о годности. Однако бумага не подействовала на ответственного за соответствующие действия чина, даже более — он распознал подделку, но лейтенанта в штрафбат направлять не стал, вместо этого под его началом организовав экспедицию в глубь морозной и далёкой Сибири, в деревню Полумгла для строительства стратегически важного радиообъекта. Только вот одна деталь во всём этом — строительством будут заниматься пленные нацисты, а Анохин готов стрелять в них на месте. Так или иначе, партия прибывает на станцию и здесь-то, наверное, наконец понимает, что попала в самую настоящую глушь, где сугробы глубоки, деревья стоят непроходимыми стенами и русский мороз сжигает холодом. Население деревни сначала с ярким неприятием встречает ворвавшееся к ним войско строительное, с вилами да топорами наперевес, но место дислокации предоставило, да вскоре и согрело замёрзнувших. Так, с течением времени, радиовышка начала потихоньку воздвигаться, а отношения между селянами и фашистами всё больше налаживаться, и вот уже они расселились по домам женщин, которым помогают по хозяйству и, возможно, даже имеют сексуальные контакты. Немного лояльнее стало и командование. Анохин заимел романтическую связь с местной красавицей и под наговором бабки-шепталки бросил пить. Однако под финал картины выясняется, что труд пленных был напрасен — вышка уже не нужна, а приехавший майор просто выполняет указания сверху, исходя из которых фашистов просто «списали».

    Неспешный и медлительный фильм с окружающей мерзлотой, где некуда бежать и негде скрыться, да фашисты вовсе и не хотят этого. Полумгла находится так глубоко, что вокруг даже создаётся атмосфера сказочной изолированности определённой. Вот просыпаются и вступают в дело местные наговоры и заговоры, которые излечивают лейтенанта, а хихикающий почтальон на санях, который привозит «похоронки», похож на сказочно-мифического персонажа, под смехом которого скрывается смерть. Общий посыл гуманизма и человечности в общем-то понятен и ясен и, самое главное, персонажи фильма это понимают, но давлеет над всем война и её трагедия. Фашисты убивали русских, русские убивали фашистов, герои показывают друг другу свои семейные фотографии и понимают, что они и не при чём, они лишь исполнители, а не организаторы, как и приехавший майор, на трагической ноте окончивший картину.

    Единственное, что меня на всём протяжении раздражало, это актёрская игра и лицо Юрия Тарасова — исполнителя по всей видимости главной роли лейтенанта Анохина. Безвольный, какой-то горбатый, неуравновешенный, забитый, потерянный. Даже на постере его внешнее лицевое отображение не вызывает никакого доверия и притягательности. На мой взгляд, очень слабый, немощный персонаж. В его начинаниях и командование и романтические отношения — какое-то недоразумение. Главными героями в этом фильме являются именно жители деревни и пленённые фашисты, тот же Ганс — не чета, а даже более того, превосходящая образность этого вашего лейтенантика. Странно наблюдать такого нудного одного из главных действующих лиц.

    Предфинальная сцена с танцами местных жителей и нацистов с ними только усиливает впечатление будущих трагедий и даже навевает напряжением, обозначая такой резкий переход. Уже во время танцев во всеобщем смехе чувствуется нечто меланхоличное, как-будто герои веселятся последний раз в жизни. Едущий через леса танк только подтверждает это и сулит начало конца. Наконец действия майора, пред которым народ как целое превращается лишь в бесформенное образование, подвластное власти и указаниям, которые именно из простых людей и делают убийц. И пропадающий в этой снова воцарившейся полумгле, уж было вроде рассеявшейся начавшейся дружбой и симпатией некогда заклятых врагов, окрик «товарищ Майор» только говорит об очередном акте постного бумажного ачеловечного правительства, пред которым нет людей и человека, а лишь имена, неприветливо звучащие для русского уха немецкие имена.

    Гуманная и человечная драма военных времён о взаимоотношении людей разных наций, отягчаемых ещё и военным противостоянием между собой, из налаживающегося содружества и понимания превращается в один единственный сверхууказанный прочерк, наглядно показывающий, что такое настоящая человеческая реальность и что есть государственное бумажное решение, могущая эту реальность превратить в ужас.

    15 июня 2012 | 20:20

    Фильм непростой, и после просмотра ещё долгое время не хочется ни о чём ни говорить, ни думать. Увидел его несколько лет назад, и считаю, что это один из лучших фильмов о жизни людей по ту сторону фронта, и уж точно лучшая экранизация затронутой темы в нашем современном кинематографе.

    Российская глубинка, оголодавшая и осиротевшая за время войны- далеко не лучшее место для немца. Но случается так, что именно сюда отправляют отряд военнопленных. Взаимоотношения людей, волей судьбы оказавшихся рядом складываются очень непросто. Тут и ненависть, и гнев по отношению к врагу, но есть и жалость и прощение, и какое-то необъяснимое притяжение. Это притяжение людей, которых война лишила всего, кроме надежды и желания жить.

    Желания, которое помогает внешне очень разным людям сплотиться, забыть ненависть, и оставаться прежде всего людьми.

    И это тоже подвиг, и протест против насилия, а история, рассказанная в фильме это тоже повесть о настоящем человеке, который умеет прощать даже самые тяжелые обиды, прощать и сочувствовать.

    И, конечно же лейтмотивом звучит голос в рации.

    Возможно, кто-то захочет упрекнуть режиссёра за открытость и честность, но каким же ещё должен быть фильм о войне? Картина очень понравилась, спасибо режиссёру.

    9 из 10

    7 апреля 2010 | 02:12

    Мда, ну что сказать…?

    Фильм снят по сценарию Игоря Болгарина и Виктора Смирнова «И снегом землю замело». Книга написана с юмором, не оторваться. Сначала посмотрела фильм, потом прочитала книгу, была очень удивлена несовпадению выбора актеров и концовке фильма.

    Феония: «рослая, пышущая здоровьем баба», «светилась свежей бабьей красотой», «пышная деревенская красавица», «красивая и статная вдовушка», «русская красавица, как она хороша!».

    Актриса, играющая Феонию, ну никак не напоминает красавицу, скорее лошадь заезженную.

    Ганс: «рыжий, здоровенный, рукастый мужик», «от сильного тела Ганса шел пар».

    Мартин Яковски симпатичный мужчина, но слишком утонченный и никак не мужик.

    После выхода фильма между авторами и режиссером разгорелся скандал.

    Ну как можно было испортить такой чудесный сценарий???

    4 января 2017 | 16:12

    Это — один из любимых фильмов. В нём не всё идеально. Например, меня напрягает, когда Гансу предлагают пойти на охоту и спрашивают, умеет ли он стрелять. В наших фильмах сначала немцы были показаны полубезумцами и садистами, потом стали появляться офицеры-аристократы, а теперь часто видишь на экране этаких овечек…

    Но это не главное. Главное — попытка человеческого взгляда на бывших врагов. К сожалению, этот фильм остался единичным в жанре человечной военной драмы, в жанре диалога самых пострадавших в ХХ веке наций.

    А что касается финала… Конечно, не всех пленных расстреливали. И всё-таки жестокое отношение к пленным во время войны не было редкостью. К тому же трагический финал в этой картине ставит особенную, пронзительную точку. Мне даже кажется, что его можно было бы сделать более акцентированным.

    8 декабря 2009 | 21:13

    Хорошее кино. Пронзительная история. С послевкусием.

    19 марта 2006 | 12:13

    Я не понимаю, почему широко рекламируют всякую чушь, а действительно классные фильмы остаются в тени. Этот фильм из разряда «кино не для всех», это не экшен, он не изобилует трюками, но это очень хороший фильм… Очень качественно поставлен и снят (я слышала, что это дипломная работа этого режиссера), молодые неизвестные актеры, а не набившие оскомину Дюжевы-Чадовы и иже с ними, оригинальный сюжет. Саундтрек, хватающий за душу. В-общем, все на высоте.

    Относительно сюжета… Не знаю, может быть, я слишком категоричен, но… Женщина, у которой в недавнем времени убили мужа, может полюбить и принять его убийцу? Хотя бы и не конкретно он убил, но ведь эти фрицы тоже кого-то убивали мужей, других женщин.

    Хотя, душа русской бабы, по-матерински мудрой и по-женски всепрощающей. В-общем, смотреть, думать и спорить. Фильм стоит того, чтобы иметь его в своей фильмотеке.

    Еще от себя добавлю, что фильмов про войну в последнее время снято немало. Но «Полумгла» — это один из немногих, не раздражающих своей ненатуральностью.

    18 января 2008 | 14:06

    Посмотрел, спасибо нашим телевизионщикам, решившим сделать «подарочек» к памятной дате. Возмущен до крайности безумной и бредовой концовкой.

    От всех, повторяю, всех людей, переживших войну, я всегда слышал одно: пара рабочих рук была на все золота. Поэтому когда пленные начали появляться на тех же стройках, это было очень большое подспорье тем старикам, женщинам и подросткам, кто остался и работал в тылу на износ, бывало, что и по 14 часов в сутки.

    Уже то, что пленным полагался (и выдавался!) паек, практически идентичный гражданскому, уже о чем-то говорит. Да, пленные все равно умирали от голода и болезней, с этим никто не спорит. Но просто так вот взять и расстрелять пару десятков пленных?! Да назавтра любого НКВДшника за это отправили бы под трибунал! Что за бред? Из каких шизофренических снов режиссер это вытащил?!

    Считаю фильм оскорбительным для России. Примерно из той же оперы, что и «Сволочи». Режиссеру — глубочайшее НЕуважение.

    22 июня 2009 | 01:37

    Господя-я-я-я… Ну до какой же степени нужно ненавидеть свой народ и великую Победу, чтобы всюду всегда по любому поводу и без причин тыкать зрителя мордой в ГУЛАГ. Последние пять минут фильма перечеркнули все предыдущие. Я знаком с множеством рассказов очевидцев, которые в поездках по Германии сталкивались с местными ветеранами войны.

    Подавляющее большинство из них с огромной теплотой относятся к русским, с которыми столкнулись в плену или на оккупированных территориях. Сколько пленных немцев спасли наши врачи от обморожений, ранений и смерти. Посмотрите в инете статистику по пленным (попали/вернулись домой) по нашим и немцам. Да почитайте просто интервью знаменитого редактора футбольного журнала «Киккер» Карла-Хайнца Хайманна, оттрубившего на восстановлении народного хозяйства после войны.

    Такие фильмы нельзя оценивать по уровню режиссуры, актерской игры, операторской работы и т. д., потому как они (фильмы) прежде всего идеологические и формируют мировоззрение.

    Не удивляйтесь тому, что наши дети, насмотревшись «Сволочей», «Штрафбатов» и «Полумглы», будут ненавидеть подвиг своих прадедов.

    За первые 9/10-х : 9 баллов, за последние 5 минут — минус 10.

    13 февраля 2009 | 14:56

    Главное чувство, которое возникает во время просмотра картины — чувство благодарности тем, кто принимал участие в её создании!

    Прежде всего, хочется отметить нештампованность в изображении такой непростой для нашей нации темы. Удалось рассказать историю предельно честно, без излишнего пафоса. Место он уступил ощущению особого рода пронзительности, которая имеет место быть лишь в отечественном кино: вроде бы на экране никто не бьется в истерике, не испытывает нечеловеческих мук, но сердце в груди сжимается от сцены к сцене, диалога к диалогу все сильнее…

    Хочется также отметить, что каждый из актеров вжился в свой образ, сумел раскрыть своего персонажа с большой долей пиетета и заинтересованности. Их персонажам веришь, к ним прислушиваешься.

    Думается, что главной мыслью, которую пытались донести создатели фильма, была мысль о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что все мы всего лишь люди со своими убеждениями, своими слабыми и сильными сторонами, и если мы, как персонажи этого фильма, сможем прислушаться друг к другу, то возникнет чувство единения, которое ничто, даже незнание языка друг друга, не сможет разрушить.

    Таким образом, получился во всех отношениях прекрасный фильм!

    9 из 10

    15 марта 2016 | 14:22

    Эта история не о войне. Это — история о людях на войне.
    Этот фильм — рассказ о простых смертных, волею судеб оказавшихся по разные стороны баррикад.

    Они не знают друг друга. Они родились и выросли в разных странах при разных политических режимах. Они не раз сталкивались на полях сражений и с остервенением рвали друг другу глотки… но они — люди. Люди, хотящие жить — и жить в мире. Собственно любая война ведется ради достижения мира. И герои этой картины действительно приходят к миру.

    Финал картины предсказуем, но не желаем. Однако он наступает.
    Спасибо Артему Антонову за хорошую работу. Так держать! Я не хочу в тебе разочаровываться. Одно пожелание — будь немного требовательнее к исполнителям главных ролей.

    21 декабря 2006 | 01:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>