Общие впечатления
Не скрою, что этот фильм один из самых странных среди тех, которые довелось мне увидеть. Начало киноленты впечатляет. Потрясающая музыка. Чудесные виды Италии. Интереснейший монолог старого цыгана. Всё это настроило сразу на серьёзный философский лад. Тем более, что уж греха таить, о геноциде цыган во время Второй Мировой войны создано мало кино-полотен, поэтому этот фильм меня, естественно, заинтриговал. Тем более, как на 'Кинопоиске', так и на других кино-ресурсах, к описанию фильма прилагалась весьма любопытная аннотация, но кино меня разочаровало. Оно не просто посредственное, оно плохое. Но обо всём по порядку.
Превратности жанра
Аннотация к фильму не соответствует несколько реальному его сюжету, точнее, она передаёт всё в более героическом виде, чем это было на самом деле. Я не буду пересказывать сюжет, чтобы не смущать будущего зрителя, скажу одно: эта история не о борьбе, эта история об отчаянии людей, загнанных в тупик историей.
Сама фабула, лежащая в основе сюжета данного фильма, потрясающая. Эта мощная закваска для глубочайшей историко-психологической драмы. Я просто задыхалась от той тяжёлой атмосферы, которой была пропитана первая половина фильма. Меня даже не смущал антиисторический абсурд, который присутствовал на экране. Наоборот, сама стилистика, использованная авторами, уже показалась мне чрезвычайно грамотно подобранной. Вольная атмосфера цыганского табора как бы противопоставлялась казарменному подходу к человеку, который был свойственен немецкому нацизму. Удивительно удачное попадание. Но то, что происходит во второй половине фильма, с момента, когда офицеры делили между собой молоденьких цыганочек, можно назвать только фарсом. Причём временами фарсом кощунственным. Ну нельзя на такую тему снимать так фильмы. А концовка и вовсе абсурдная. И никакой борьбы цыгана за своё достоинство там нет. Там есть только странные и нелогичные действия надзирателей и, как следствие, побег заключённых.
И что же за жанр тогда перед нами? Драма? Увольте. Это комедия-фарс. Всю вторую половину фильма от наигранности и доведённого до слащавости мелодраматизма мне хотелось смеяться. И я смеялась. Но не только из-за нелепого сюжета.
Система образов
Весь фильм строится на антитезе 'цыгане-нацисты'. Но кто есть цыгане в этом фильме? Цыгане - это безмолвная жертва, возглавляемая мудрым Цино, стоически переносящим все страдания. Цино идёт за всех в бой. Ещё есть средних лет цыганка-гадалка, женщина с помутившимся от всего пережитого рассудком, как мне кажется. Да, самое-то главное. Есть ещё две дочки барона: Патрина и Земфира. Обе красавицы, естественно.
Теперь о немцах-нацистах. Они представлены следующими фигурами: надзиратель, невнятная и абсолютно серая личность, какой-то офицер, который 'любит экзотику', некая вечно молчащая немка, рядовые СС и, конечно, потрясающие наши два героя: Герберт и Отто. Герберт - похотливый мужик, которому уже надоело тянуть лямку. Ему скучно, тошно и противно всё, что его окружает. Поведение Герберта в финале меня лично очень удивило. Если ему так опротивило скотство окружения, почему же он сам так активно исповедует это скотство? Поражает в целом какая-то нелепая игра актёра в этот момент, возможно, нелогичность развития образа имеет свои истоки не нём самом, а в дефектах актёрской игры? Хм...Но, в любом случае, этот персонаж финал картины изрядно подпортил.
А вот его коллега Отто заслуживает отдельного упоминания.
Немецкая любовь
Есть такой фильм у итальянцев, 'Ночной портье' называется. И рассказывается там о любви, точнее, о патологической взаимной страсти, офицера СС и заключённой девушки. Как фильм для возбуждения известных чувств пойдёт, впрочем, на нечто большее, видимо, создатели и не рассчитывали. Но здесь-то замах на философию. Тогда зачем сюда вносить эротику. Причём в такой нехорошей форме.
Смотрите, у нас есть эсэсовец - сволочь, подонок и насильник. Лицо лоснится, зубы блестят. Вызывает отвращение и всё.
И вот Отто. Арийский рыцарь, свято чтущий заветы НСДАП и готовый их преступить только во имя светлой и чистой любви. Я даже не знаю, что сказать на это. Что это? Зачем это? У нас что, эсэсовская форма должна начать ассоциироваться с благородством помыслом и светлыми порывами? Я просто недоумеваю, зачем показан этот 'добрый мальчик'?
Актёра подобрали нарочито слишком хорошенького, ухоженного. И Отто получился каким-то конфетным, слишком приторным. Он, видите ли, и в постель барышню уложить не может, не почитав стихи, ну, ниже это его достоинства. Не беда, что в соседней комнате насилуют сестру Земфиры и что вся интеллигентная беседа проходит под вопли и стоны Патрины, которая досталась чуть менее учтивому офицеру.
А сцена у ворот прямо-таки заставила взволноваться всё женское во мне. Такая душераздирающая сцена. Бедный, мятущийся мальчик, который, как потом выяснится, никого, кроме матери, и не целовал, стоя на морозе признаётся в любви девочке, которую должны вот-вот расстрелять его, так сказать, коллеги. Тут прямо всё: и вздохи, и страстные поцелуи... Ах-ах... Благо, на меня этот гипноз действовал минуты две, не больше. Насмотревшись, наверное, вот таких фильмов, некоторые наши дамы разных возрастов начинают томно вздыхать по немецких мужчинам. И это ещё полбеды. Некоторые барышни, слава Богу, далеко не все, начинают романтизировать сейчас самих эсэсовцев. Чему свидетельство ряд блогов в известных социальных сетях. И что будет, если такая девушка увидит подобный фильм? Скорее всего, укрепится в своих убеждениях. Извините меня за такое уж слишком прямое морализаторство. Но, учитывая воспоминания тех людей, включая и женщин, которые напрямую столкнулись с цепными псами Гиммлера, такие фильмы нужно признать просто вредными.
Итог
Если хотите посмотреть на сладкие эротические фантазии с симпатичными героями, этот фильм увидеть стоит. Если хотите увидеть серьёзное историческое кино, смотреть ни в коем случае не советую. В любом случае, решать только вам.