Исторический сериал про первую мировую войну и закат российской империи от студии ТРИ Т (Михалков и ко), что как бы намекает на некоторые исторические «неточности» в угоду конъюнктуры Первого канала. При этом замах вышел весьма серьёзным, поскольку описываемая эпоха весьма богата на события, исторических личностей, героизм и предательство. Сериал, состоящий из десяти почти полноценных фильмов, давал шансы и место раскрытию контекста эпохи, личностей и их взаимодействий, то есть объективное видение произошедших событий. Забегая вперед, не получилось, не фартануло.
Сериал сразу со старта занимает весьма однозначную позицию, выставляя всех «белых» благородными господами рыцарями, имевшими честь и радевшими за благо родины, а ради такого дела можно многое. Например, по произволу арестовывать и убивать «красных», благо в сериале они показаны быдлом, кровожадными чудищами, лишенными всякой нравственности и морали. Безусловно, таких людей среди революционеров тоже хватало, но были и другие, искренне желавшие пробуждения от оков царизма и лучшего будущего для себя и потомков, в том числе встречались они среди самых образованных и интеллигентных столбовых дворян, к коим принадлежало изрядное число предводителей революции.
Если рассматривать сериал без исторического контекста и идейной составляющей, то бишь как чисто художественное произведение, то возникает тоже много вопросиков. Первые три-четыре серии весьма бодры и динамичны, их интересно смотреть, атмосфера игр разведки и контрразведки и вообще эпохи передана качественно, радует внимание к деталям одежды, интерьеров и т.п. Однако как только дело доходит до непосредственно событий Первой Мировой, сериал начинает весьма серьёзно терять в динамике и темпе повествования, в нём появляется излишне много сюжетных линий, которые не всегда ведут к чему-то, персонажи начинают чуть по чуть заниматься сюжетными телепортациями между локациями и временами, от чего серии выглядят как набор плохо связанных между собой клипов. От этого, а также от постоянного тыкания определенным набором идей в голову зрителю сериал становится откровенно тяжело и неинтересно смотреть, приходится делать над собой усилие что в итоге выливается в радость от того, что сериал наконец закончился и можно смело забывать о нём.
Несмотря на актерский состав, состоящий из звезд первой величины, сериал не смог подарить ни одного запоминающегося персонажа, ни одной запоминающейся истории, так что определенно он не стоит внимания, только если вы не желаете поностальгировать по нулевым и тому какими молодыми и забавными были тогдашние звезды театра и кино.
Война экранизирована во всей своей красе, романтике и ужасе, что завораживает с самих первых секунд просмотра сериала. «Гибель империи» не про исторический сериал, а окно предоставленное режиссером для совместного переживания.
Русский кинематограф, отличается характерной силой воздействия на смотрящих. Но не всем великим режиссером удается захватить внимание в определённой атмосфере, от самого начала в плоть до титровых строк. У Владимира Хотиненко, просто превосходно удалось интерпретировать его взгляд на сложившуюся историческою ситуацию. История Российской Империи замешательства, и главное не ведение народа насколько гнилая «болезнь» съедает их родину из-нутрии вовремя Первой Мировой. Эта плавность всех событий, проводящих нас словно за ручку, чтоб показать каждый исторический шаг, да бы не ускользнула не малейшая частица истории.
Подобрать нужных актёров дело бравое, но вжиться в роль это уже их задача. Актёрский состав, отличился игрой особым образом, ибо сложно сыграть людей переживших обман присыпанный горстю правды. Еще одно попадания в десятку, поставленные во главе главных героев, служащих в контрразведке. Ибо кто-как не они больше всех были осведомлены в сложившейся ситуации. Хочу подметить что Капитан Костин(Александр Балуев), Профессор Нестеровский(Сергей Маковецкий), Унтер-офицер Стрельников(Андрей Каско) словно родились своими героями, наделившими их особыми чертами характера, и поведения. Улицы окутанные во мраке, дома нуждавшиеся в ремонте, роскошные авто, конные упряжки, одежда горожан, и манера разговора - словно машина времени. Место имеет сравнение жизней знати, на примере профессора, и других лиц которые жили в нищете. Ну конечно акцент сделан на том, что война не кого не собирается щадить, что для не все ровни. И главное музыка, которая дает возможность прочувствовать всю боль и беспокойстве за происходящие события. За минусы просто не ту смысла, придираться. Да, есть некоторые недочёты, и спецэффекты не сладки*) Но сериал, и без того берет публику, игрой и постановкой.
«Гибель Империи» сериал предназначен всем, кто любит завораживающую атмосферу тех или иных событий. Есть прекрасная возможность провести следующих несколько часов, словно за чтением книги.
На примере этого сериала еще раз убедилась, что однобокое представление истории не приводит ни к чему хорошему. Вот все есть в этом фильме - и известные, талантливые актеры, и известный режиссер, и вроде бы интересная и мало озвученная тема, а фильм получился скучным. Не цеплял, не трогал, не захватывал. И если первую половину еще более менее можно смотреть, то вторую, когда пошел 1917-й год и революции, смотреть на строго хороших офицеров и строго продажных придурков комиссаров, мне лично, было не интересно.
Очень подробно и настойчиво проводится мысль, что большевики были куплены немцами. Ну хорошо, допустим. Но почему авторы всегда останавливаются именно в этой точке? Вот немцы хотели развалить российскую империю и посадить своего царя, сделав Россию зависимой от Германии. Так почему же не получилось то? Почему этот вопрос авторы этой теории никогда себе не задают? Может потому, что у большевиков и немцев были разные планы и большевики оказались не такими уж и продажными? Защитили Отечество, снова собрали армию, восстановили экономику и даже сумели подготовить страну к борьбе с врагом, перед которым спасовала вся Европа.
Да и вообще, от фильма про контрразведчиков я ждала большей динамики и интриги.
Поставлю 7 за добротные съемки, старание, хороших актеров.
Я не сторонник отечественных исторических фильмов, поскольку они всегда сделаны не объективно, с явной пропагандистской подоплёкой. Про этот сериал я такого сказать не могу. С самого начала он смотрится с большим интересом. Сама идея сериала очень интересна: этакий детектив в декорациях Первой мировой и Гражданской войны. В этом сериале не показывают масштабных сражений войны, стихийную революцию и прочее. Всё это фон для основного сюжета. Но при этом, этот фон не поставлен на второй план, сразу понятно - автор повествует именно об исторических событиях, но так как произведение художественное, взгляд на события передают главные герои сериала, которые часто встречаются и взаимодействуют с такими историческими личностями, как Лавр Георгиевич Корнилов, Антон Иванович Деникин, и прочие.
Не могу не отметить отличные костюмы, работу сценариста, (интересен и сюжет, и то как персонажи говорят. Явно не как современные люди). Также примечательна актёрская игра - все актёры играли свои роли очень убедительно.
Но главное что я хочу отметить - это атмосферу. С первых кадров первой серии чувствуется что-то гнетущее и это продолжается весь сериал, даже в триумфальные моменты. Здесь важную роль сыграла музыка и замедление движения в конце каждой серии. Даже когда персонажи восклицают о 'Значительной победе русского оружия' музыка и атмосфера напоминают о грядущем событии - о Гибели Империи. И виной этого стала не победа врага, а поражение внутренней политики, вредоносная идея, зародившаяся у ряда людей, которые для осуществления этой идеи похоронили все 'победы русского оружия' и погубили миллионы людей, так ничего и не добившись. И вот этот вот смысл ощущается в этом сериале, и этим он примечателен. К тому же, это редкое произведение повествующее о Восточном фронте Первой мировой и Гражданской войны. Очень редко можно найти достойное художественное произведение посвящённое этому временному промежутку. Я полностью игнорирую такие произведения, как 'Неуловимые мстители' и всё похожее, ибо это чистая пропаганда. Фильм 'Адмиралъ' является очень качественным, но там на первый план выходит любовная линия, что мне не очень нравится в историческом фильме. Поэтому для меня 'Гибель Империи' - лучшее художественное произведение про Первую мировую и Гражданскую войну.
Первый раз я посмотрела этот многосерийный фильм почти 10 лет назад. И вот на этой неделе его пересмотрела. Предыдущие рецензенты уже проанализировали историческую составляющую данной картины, причём очень качественно, поэтому сосредоточусь на эстетической стороне картины.
Начнём с того, что фильм хороший. Он интересный, качественно снят, но... Это уже многожды раз было, причём в литературе.
Вспомним хотя бы роман А. Н. Толстого 'Хождение по мукам'.Об этом кто-то здесь уже писал, по-моему. Тоже две близкие родственницы (сёстры), одна замужем за интеллигентом, другая - девица, причём тоже курсистка. А дальше Толстой показывает нам, как в вихре революции кружатся судьбы двух молодых женщин и их мужей. И Екатеринодар там тоже был. Туда уезжает Катя с Рощиным. И многое-многое другое.
Судьба у этого романа Толстого незаурядна, в итоге герои революцию принимают, чего автор изначально не замышлял, насколько мне известно...
Несмотря на все указанные литературные аллюзии, фильм 'Гибель империи' является всё же самостоятельным художественным произведением, исторически не самым сильным, к сожалению, но эстетически мощным, способным с помощью одной игры с цветами передать трагедию героев.
Революция окрашивается в чёрные и грязно-серые цвета. Нет привычного изобилия красного. Эти цвета, цвета тлена, показывают нам, что империи нет, старый мир погиб и больше не воскреснет. И в противоположность этому пестрота и яркость оттенков предреволюционной эпохи, которая тем больше блёкнет, чем ближе мы приближаемся к Октябрю. Белый цвет не становится символом чистоты. Это символ отчуждения, символ одиночества и горя. Белый снег Финляндии, белые хризантемы в руках у девушки-цветочницы.
Кроме того, можно обратить внимание на погоду. Всё, что до войны - почти сплошной солнечный день, а после - дождь, слякоть, промозгло и сыро. И чем ближе к Октябрю и гражданской войне, тем этот эффект всё больше усиливается.
Роскошно, на мой взгляд, подобраны типажи героев. Сдержанное, в меру породистое лицо Балуева. Веришь, да, этот человек мог быть офицером-интеллектуалом. Вечно удивлённое, задумчивое лицо Маковецкого... Хм... Ну да, таким действительно мог быть профессор старой закалки. Простое славянское лицо Марии Мироновой, подлинная барышня-аристократка, кроткая и чуткая, но в то же время знающая себе цену и далеко не простая по характеру. Чулпан Хаматова. Здесь уже восточная утончённость и какая-то опасная для столь непростого времени душевная тонкость, а также мягкость и готовность всё претерпеть.
Все остальные герои из высокого и не очень общества тоже весьма привлекательны. А вот представители народа, как уже было отмечено ранее, почти все как на одно лицо. Серые, безликие. Грубые лица, выцветшие глаза и т.д.
И вот встаёт вопрос? А ничего Вам, дорогой телезритель, не напоминает такая игра контрастами? Позволю и себе на него ответить.
Моим ответом будет такой: пропаганда это, пропаганда.
А что пропагандируют-то? Как ни странно, всё то же. С наступлением революции кончилось всё. По крайней мере, всё хорошее в нашей стране. Лучшие люди покинули Россию или оказались в затравленном положении. Вот и всё.
Здесь писали, что нет в данной картине михалковских воплей... Да они тут и не нужны. Зачем? Когда авторы настолько талантливы, что создают мощный пропагандистский фильм, который не нуждается в лозунгах. Здесь пропаганда очень тонкая, интеллектуальная, я бы сказала. Здесь идёт игра с тончайшими эмоциями человека, ему ничего не объясняют, он просто начинает смотреть на всё глазами тех людей, которые физически не могли принять революцию.
Но возникает вопрос, а зачем это делается? Не лучше ли взглянуть на всё объективно? Принять историю своего народа такой, какая она есть? Никого, наконец, не обеляя и не очерняя? Наивный вопрос: как Вы думаете, когда-нибудь будет возможно это?
В 2014 году отмечается 100-летие начала Первой мировой войны- значимый и печальный юбилей для всего мира, в особенности для стран и народов, 'конкретно' воевавших друг с другом и до сих пор думающих, зачем... И Россия среди них- самая пострадавшая, учитывая спровоцированные ПМВ революции, Гражданскую войну и многое-многое другое. Поэтому сериал 'Гибель империи' сейчас особенно актуален, и наверняка к 'круглой дате' его покажут по ТВ (как минимум по заказчику- 1-му каналу), поскольку речь в нём идёт о тяжелейшей работе русской контрразведки как раз до, во время и после ПМВ. Естественно, всё это происходит на двух, тесно связанных друг с другом фонах- глобально-историческом и частно-бытовом, что в классических традициях отечественной литературы и кино (вспомним 'Хождение по мукам'- одного поля ягоды!).
Другое дело, что современное российское общество уже четверть века не может (и в ближайшие годы- тоже вряд ли) определиться с объективной оценкой отечественной истории прошлого века, даже на государственном уровне (власти пытаются причесать всех одной гребёнкой- патриотизмом, да вот только вихры из- под неё всё равно лезут в разные стороны!). Ну нет у нас, нынешних, своего строгого и беспристрастного Нестора-летописца, стоящего на единственно правильной исторической позиции- достоверности и правдивости. Все наши историки, литераторы, кинематографисты и т.п. 'творческие интеллигенты' в той или иной мере ангажированы, порой невольно, либо 'красными', либо 'белыми'. Ради доказательства своей правоты они не чураются ни искажения-передёргивания фактов, объясняя это 'художественным осмыслением', ни откровенной лжи... 'В войне все средства хороши...' А война идёт нешуточная- на экранах, страницах книг и журналов, в Интернете. Война за наши умы!!! И в этой информационно-идеологической битве полностью Никому нельзя верить, ибо... см. выше про Нестора. В том числе и сериалу 'Гибель Империи'. Хотиненко однозначно стоит на позиции своих главных героев, умной военной элиты царской России. Но попробовал бы он стать на позицию противоположную- простого русского народа-труженика, которому надоело вкалывать за гроши на богатеев и голодать (то же самое происходит и сейчас: по последним данным Росстата, более 41 процента работающих (!!!) россиян живут за чертой бедности!). Большевики стали катализатором назревавшего кризиса, приведшего страну к известным октябрьским событиям 1917 года. Но Не Они (их самих хватило бы на пару дивизий и пару сражений!) победили в Гражданской войне, а именно большинство российского 'работного люда', захотевшего стать свободным, цивилизованным и не получать в рожу от каждого 'вашбродь'... Мой дед, участник и ПМВ, и Гражданской войны, без агитации, сам пошедший воевать за красных, вспоминал: 'Все были голодные, грязные, полубольные, почти босые... Но какой был Дух! Мы знали, за что на смерть идём: за свободу, светлое будущее хотя бы для наших детей! Потому и победили!' Ну, особо светлого будущего не дождался ни он, ни я, да и новым поколениям при нынешней власти оно не светит, поскольку ( исторический постулат!) любая власть народу врёт! И вот всего этого, всей этой 'скользкой темы' Хотиненко в своём сериале деликатно 'избежал'- 'не вписывается в художественную концепцию' (самый лёгкий 'отмаз'), 'ещё за 'красного' примут' (уже ближе к правде). Так что не советую считать 'Гибель Империи' таким уж откровением, как она кажется- она однобока и предвзята!
Кстати о некоторой предвзятости. Хорошо бы, если зрители сериала перед его просмотром прочитали романы Солженицына 'Август 14-го' и Пикуля 'Честь имею' (последний- как раз о работе Русского Генштаба), а также 'Воспоминания террориста' Бориса Савинкова (о эсерах-боевиках и пресловутом 'двойном агенте' Азефе) да сравнили прочитанное с увиденным как 'две большие разницы'. Ведь тот же одиозный и проклятый генерал Раненкампф- тоже фигура не однобокая (как в сериале и даже у Пикуля), а неоднозначная...
В целом же я ставлю 'Гибели Империи' высокую оценку как очень серьёзному Художественному Фильму, хоть и о многих сериях. Я не заметил в нём сколь-либо серьёзных 'киноляпов' (Хотиненко своё дело знает!). Хотя кое-что есть, но так, по мелочи. К примеру, очкастый и милый Штольц в своих мечтах упоминает автомобиль 'Майбах Цеппелин' (12 цилиндров, объём двигателя 8 литров), который начал малосерийно выпускаться в Германии... с 1928-29 годов (на нём на парадах любил 'рассекать' Гитлер- см. кинохронику!).
Очень обидно, когда отечественные, довольно одарённые деятели искусства собираются, чтобы употребить весь свой талант, всё немалое мастерство на оглупление своей же нации.
На тему левого поворота истории Российской империи в начале XX века снимается по-моему каждый четвёртый современный российский фильм. Режиссёр Хотиненко в этом деле вообще в первых рядах. И сериал 'Гибель империи' уже самим названием выражает всю боль, всю скорбь создателя о крахе той страны, власти, элиты.
Смотрится картина хорошо, не напрягает, нет михалковских криков и визгов. Ставить Хотиненко умеет. За постановку первый балл.
Каждая серия-отдельный сюжет и одновременно продолжение основного действия. Каждый кадр буквально дышит любовью к русскому дворянству. Народ же показан злым и невежественным, глупым, а главное неОбосновано отчуждённым (по задумке создателей) - как мёрзнущий под окнами пролетарий в конце третьей серии. Главные герои, ходят в мундирах, которые как будто только что из фирменного магазина пожаловали.
Актёры у нас по-прежнему хорошие. Играют на отлично. Сложно даже выделить кого-то. Образы раскрыты и проработаны качественно. За актёрскую игру + 3 балла.
Отдельно стоит отметить композитора. Музыка чрезвычайно органично вписывается в действие и местами заставляет бежать мурашки по коже. За музыку + 1 балл.
Учитывая, что большинство народу в наше время совершенно, вопиюще безграмотно, более того - лениво и не проверяет то, что ему вешают на уши (как вы думаете, многие ли полезли хотя бы в инет для проверки фактажа?!), людям можно втюхивать что угодно. Кто постарше, вспомнят, что в советских фильмах белогвардейцы, как правило, показывались вполне человечно - даже Овечкин в «Неуловимых мстителях». А то и сочувственно… В последнее время маятник не качнулся – взметнулся так, что все белые стали белые и пушистые, а с другой стороны развелись сплошные: моряки-кокаинисты, прибалтийские маньяки-чекисты и большевистские евреи-террористы. Как они только Россию под себя положили - не иначе как по дьявольскому наущению!
«Гибель империи» оказался первым фильмом Владимира Хотиненко, который мне довелось увидеть. Случилось это уже лет 7 назад, наверное… Сериал, что называется, «зацепил» моментально. Всё в нём казалось совершенным: и актёрский состав, и костюмы, и операторская работа, и музыкальное сопровождение… Я долго не могла поверить в то, что фильм снят просто по сценарию, а ни по какому-то захватывающему историческому детективу гениального писателя.
В плавно текущую жизнь главных героев врывается война. В первой серии «ещё всё хорошо»: домашние пироги, самовар, уют абажура с бахромой, танго, кафедра Петербуржского университета, кино — в общем обычный быт обычных людей.
Лёля (Елена) скорее не живёт, а отстранённо существует, находится в глубоком сне. У неё нелюбимый муж, опостылевший досуг, и, похоже, единственная отрада — это лучшая подруга и кино. Но всё меняется, когда она встречает капитана Костина — человека, у которого за спиной уже есть определённый багаж в виде Русско-Японской и трагической любовной истории.
Будучи в плену у японцев, он лишается руки. Тем не менее, это не делает его слабее остальных. Немецкая разведка характеризует этого агента контрразведки, как человека в высшей степени опасного.
Костин водит дружбу с семьёй Нестеровских. На мой взгляд, их семья являет собой некий идеал супружеских отношений: не смотря на относительно долгий брак (их сыну Мише по виду лет 6), они не растеряли не только взаимоуважения, но и теплоты чувств. Говорят, союз Николая ll и его супруги был именно таким: письма царя к Александре Фёдоровне даже спустя 20 лет брака полны нежности и трепетных признаний. Словно это пишет ни отец пятерых детей, а пылко влюблённый юноша.
В один из вечеров Серёжа приводит к Нестеровским своих коллег — унтер-офицера Стрельникова и подпоручика Штольца. Эти двое, не смотря на разницу в возрасте в пару десятков лет и бесконечные междоусобицы и подтрунивания, неразлучные друзья. Штольц — русский с немецкими корнями. Он типичный восторженный почитатель технического прогресса. Не на шутку увлечённый инженерией, он мечтает о собственном автомобиле. Стрельников — закоренелый холостяк, и представитель, что называется, старой школы.
Вихрь исторических событий закружил наших героев, до разбрасывая их по разным странам, то подвергая смертельной опасности, то затаскивая их в места лишения свободы. Фильм интересен не только с точки зрения истории, но и в качестве остросюжетного детектива. Хотиненко удалось великолепно показать всю ту трагедию, которая обрушилась на наших с вами предков. Фильм отличается своей насыщенностью и завершённостью. В нём нет ничего лишнего, но вместе с тем отсутствует и недосказанность.
Стиль Хотиненко вообще довольно-таки узнаваем. Он любит уделять внимание мелочам. Например, передавать чувства и настроения через животный мир. Одну из серий (когда уже война в самом разгаре) открывает кадр, где из дула танка выползает божья коровка. Мне видится в этом некий символизм: вокруг умирают люди, ломаются судьбы, горит земля, а ей хоть бы что. Насекомое с начала бодро ползёт по махине, из которой солдаты готовятся пустить огонь, а затем, как ни в чём не бывало, взлетает и с жужжанием уносится в небо. Точно так же она летала и сотни лет назад, и будет кружить над лугами спустя ещё один век, когда эти события станут историей. Животные не понимают, зачем нужно убивать себе подобных, если ты не голоден. Им чужды зависть, ненависть, политические игры и интриги. Так же в другой серии режиссёр показывает это через знаменитых карпов в пруду, которых запустила ещё в XlX веке Екатерина Великая.
- Глупая рыба живёт 100 лет. А человек умирает — говорит Сергей Лене за ужином.
- В пруду нет ни войн, ни революций — снисходительно улыбается она ему в ответ. Не в этом ли диалоге кроется что-то вроде формулы счастья? А может, и весь смысл снятой картины?..
… Этот фильм я бы назвала настольной книгой тех, кто интересуется периодом становления России из царской в советскую. Не побоюсь этого сравнения — Библия историка Первой мировой войны и Революции.
Снимая данный фильм, Хатиненко выбрал для него, пожалуй, самый кульминационный момент истории нашей страны - тяжелейшая война (которую, как ни странно, не называют отечественной, словно не считаются с подвигами наших прапрадедов, сражавшихся за любимую родину, не ценят их), последующая за ней революция, падение монархии, анархия, развал империи, гражданская война... Так можно продолжить и до хаоса 90-х годов. Все взаимосвязано. Поэтому данный фильм очень ценен как в патриотическом, так и в образовательном плане.
В этой картине собралась целая плеяда знаменитых отечественных актеров (в этом плане данный сериал можно сравнить даже с 'Мастером и Маргаритой'). И все они блестяще справились со своей работой. Игра актеров действительно качественная, нет замызганных словесных актерских 'клише', чрезмерного переигрывания и прочих издержек. Этого требует и историчность фильма, и его идея, сложный период истории, ну и 'строгий' режиссер, работа которого как всегда отлична.
Возможно, сюжет некоторых детективных историй в сериале несколько простоват и незамысловат, но от этого картина не делается хуже. Фильм преследует несколько иную цель... Все идет по нарастанию. Напряжение и волнение вырастает с каждой серией. А последние части фильма смотришь с болью на душе. Немного показаны и тайные механизмы революции, которые в школьной истории замалчиваются и не оговариваются. По учебнику все исторические события происходит спонтанно, без внешних причин.
Да, есть недочеты, даже ляпы (путаница с фронтами, неправильное обращениями к генералу). Но бюджет картины все-таки не голливудский. Просмотру они не мешают.
Главное то, что авторам, режиссеру и актерам удалось художественными средствами донести главную мысль: той трагедии, которая разыгралась в России. Истоки мощного разрушения, которые обрушились на Россию, имели свои корни на западе. Революции 1905 и 1917 года, план Парвуса по разжиганию революции в России, деятельность временного правительства и большевиков – звенья одной цепи по завоеванию России космополитическими деятелями, которые ненавидели страну и русский народ. Бедствие показано, конечно, выдержанно, не масштабно, но показательно. Например, убийство верного престолу генерала.
Перед нами представлены 10 серий русской трагедии с беззаботного июня 1914 и до раскручивавшейся во все обороты гражданской войны.
P.S. Война, революция и гражданская война унесла (с 1914 по 1924 год) приблизительно 15-20 млн. жизней в одной лишь России (сопоставимо лишь с потерями Великой Отечественной войны), затмили даже страшные события периода кровавой французской революции, убившей 2-3 млн. людей и геноцид индейцев (точное число жертв установить невозможно, но ряд исследователей отмечает, что численность индейцев с 1500 года до 1900 сократилась на 10 миллионов). На ошибках надо учиться...
В самом начале я бы хотел сказать, что это шедевр! Такой шедевр, который не умещается в рамках сериала. Веть это же Сага! Сага жизни Нестеровских, Костина и их близких. И как в любой саге здесь раскрыт характер каждого действующего лица. И постепенно, с каждой серией, мы подтверждаем либо опровергаем свои догадки о судьбе того или иного героя. И если о Костине с первых серий ясно, где он будет во время гражданской войны, то о его друге, профессоре Нестеровском я гадал до последней серии.
И просмотрев, сериал, понимаешь как остра критика всего белого движения в 'Белой гвардии' Булгакова: все 'Делают то, что должны. А там будь, что будет!', и это убивает Штольца (знал бы ты, Гончаров). Прости нас, Иван Карлович! А ведь Стрельников так и не простил себе его смерть (воспоминания Стрельникова о привидившемся во сне Штольце в последней сериии).
И передумав сотни мыслей, так и сяк рассудив героев, начинаешь ощущать всю ту боль утраты, которую испытывает герой Балуева в сцене его бегства с Лёлей из Петрограда.
Тяжело смотреть последние серии, но надо увидеть, познать, запомнить.