Уже в названии этой ленты заложен весь нехитрый эмоциональный посыл. Эта история посвящена городу, который должен бы погибнуть. День и ночь. Жизнь и смерть. Несколько случайных людей обречены это пережить...
Более рассказывать о ленте нечего. Сценарий прост и неказист. Сцена бомбардировки достаточно односложна. Тема гибели города уходит на второй план перед ужасом с которым столкнулись люди. Смертоносный вихрь пожара также прямо не упоминается (а он сформировался при бомбардировке). Даже Беата Тышкевич и Анджей Лапицкий, достойные актеры, в этом всем несколько теряются и не всегда попадают в ритм ленты.
Однако у ленты есть лишь одно значимое преимущество. Фильм фиксирует факт этой бомбардировке, оставляя ее в истории культуры. Удивительно, но при всем своем многообразии, мировой кинематограф содержит крайне мало упоминаний о бомбардировках Токио, Дрездена, Ковентри. Это неудобная история. По большому счету, лишь этот фильм, да 'Бойня номер пять' Джорджа Роя Хилла прямо отсылают нас в ужас уничтожения города.
Однако сравнивать эти ленты сложно. Односложность и театральная вычурность ильма Яна Рыбковского отдают скорее надрывной пропагандой, нежели раскрытием темы, в то время, как фильм основанный на произведении Воннегута оказывается куда тоньше.
В 1961 году фильм Рыбковского получил приз ММКФ за лучшую операторскую работу. И это очень точно отражает ситуацию. Ленту с такой темой просто нельзя было не представить к призам. Оставит без приза тоже не вариант - слишком крутой была тема. Но и основные призы такой картине было просто невозможно отдавать. Потому и был практически 'придуман' якобы выдающийся вклад оператора.
4 из 10