всё о любом фильме:

Голова-ластик

Eraserhead
год
страна
слоган«A dream of dark and troubling things»
режиссерДэвид Линч
сценарийДэвид Линч
продюсерДэвид Линч, Фред Бэйкер
операторХерберт Кардуэлл, Фредерик Элмс
композиторДэвид Линч
художникДэвид Линч
монтажДэвид Линч
жанр ужасы, фантастика, фэнтези, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  3.1 млн
премьера (мир)
время90 мин. / 01:30
Нервный Генри, живущий в промышленном городке, состоящем из дыма, шума и теней, вынужден жениться на своей подруге, после того, как она заявляет, что беременна, и в итоге становится отцом маленького, не похожего на человека ребенка-мутанта. Теперь перед семьей встает проблема с выхаживанием этого чудовища…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
48 + 5 = 53
8.4
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту.
    • Джек Нэнс, игравший Генри, все пять лет съёмок ходил с характерной причёской своего героя.
    • В первый год работы над фильмом (из пяти) от Дэвида Линча ушла жена. Учитывая, что совсем не задолго до этого у них родилась дочь, многие считают, что Дэвид Линч пользовался личным опытом для съемок картины.
    • Чтобы снять «Голову-ластик», режиссеру приходилось искать деньги самыми разными способами — вплоть до развоза газет.
    • В 2004 году фильм был признан «культурно значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для хранения в Национальном киноархиве.
    • Оригинальный сценарий назывался «Gardenback» и насчитывал всего 20 страниц, что явилось одной из причин проблем с финансированием.
    • Поскольку фильм снимался кусками на протяжении пяти лет, одни и те же декорации приходилось собирать по нескольку раз. Съёмки вообще были очень разбросанны в плане времени. Например, сцену, в которой Генри входит в свою квартиру, сняли через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь.
    • Первый оператор картины Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съёмок умер во сне в возрасте 35 лет. Новым оператором стал Фредерик Элмс.
    • Чёрно-белый зигзагообразный рисунок на полу в холле дома Генри идентичен рисунку на полу дома поэта в фильме Жана Кокто «Орфей» (1950). Позже этот же рисунок Линч перенесёт и на пол Чёрной Ложи из своего сериала «Твин Пикс» (1990-1991).
    • Роль ребёнка-мутанта «играл» забальзамированный зародыш телёнка, но Линч так и не открыл секрет, как ему удалось заставить его двигаться подобным образом. После съёмок режиссёр лично похоронил его.
    • Саундтрек к фильму был посвящён «сестре Человека в планете» («…to The Man In The Planet`s Sister»). В фильме персонаж Человека в планете играл Джек Фиск, а его сестра Мэри вскоре стала второй женой Линча. Сам Джек Фиск позже женился на Сисси Спэйсек, которая тоже время от времени присутствовала на съёмках.
    • «Голова-ластик» был одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика и Джона Уотерса.
    • В своих интервью Дэвид Линч называет «Eraserhead» своим самым «тонким» фильмом и принципиально отказывается комментировать его сюжет, заявляя, что зрители должны самостоятельно составить о нём своё мнение и самостоятельно постичь заложенный в эту картину смысл.
    • Журнал «Premiere» назвал этот фильм одним из 25-ти «наиболее опасных фильмов».
    • В своё время «Eraserhead» произвёл настолько сильное впечатление на режиссёров Мэла Брукса и Джорджа Лукаса, что первый из их них предложил Линчу снимать фильм «Человек-слон» (1980), а второй — «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая» (1983). Первое предложение Линч принял, что стало его дебютом в «большом» кино, а от второго отказался.
    • Первоначальный вариант фильма имел хронометраж 108 минут.
    • еще 13 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Генри Спэнсер в начале фильма наступает на лужу правой ногой, а уже придя домой, он сушит носок левой ноги.
    Трейлер 00:43

    файл добавилWrongAnimal1992

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Дэвид Линч, впервые заявивший о себе именно «Головой-ластиком» вот уже свыше тридцати лет назад, с тех пор считается жестоким циником, ниспровергателем консервативных моральных ценностей американского общества или же воспринимается в качестве язвительного шутника, несерьёзного постмодерниста, который просто забавляется детской «игрой в кубики». Но этот режиссёр, по меньшей мере, двойствен, как и многие его персонажи, начиная с некоего Хенри Спенсера, совершенно кафкианского типа с всклокоченной шевелюрой и полной сумятицей в голове. Жизнь и творчество самого Линча не укладываются в «прокрустово ложе» придуманных для простоты схем, которые избавляют ленивые умы и дремлющие души от необходимости понимания и прочувствования всего, что смущает своей необычностью, кажущейся аморальностью, внешней уродливостью или внутренней порочностью. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 150 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Трудно говорить о фильме, в котором мало понятного. Однако ни один фильм не сравнится с этим по тому впечатлению, которое он на меня произвёл. Я была просто в шоке, целый день ходила не понимая где я и что произошло, и только спустя сутки, ещё раз попробовав переосмыслить фильм, я просто напросто стала плакать. Зато мысли наконец разошлись по своим местам и мне стало значительно легче. Я больше никогда не буду смотреть этот фильм. Потому что смотреть его с кем-то — это получить всего 50% эффекта, а смотреть в одиночку меня никто не просит.

    Основная тема: кризис личности в связи с появлением собственного ребёнка. Все возможные страхи с этим связанные, показаны в «Голове-ластике».

    Начнём с того, что атмосфера безнадёжности чувствуется с первых минут фильма. Главный герой выглядит так, будто боится того мира, в котором живёт. Он очень не уверен в себе, можно догадаться, что он себя ненавидит, и сам себя считает ничтожеством, а по факту им и является. Обстоятельства складываются так, что от него беременеет и рожает девушка, и он вынужден жениться на ней. Не лучший способ стать отцом, верно? Мало того, ребёнок рождается уродом. (Кстати за ребёнка-мутанта отдельное «браво!» — наверное, отвратительнее я существа не видела) Почему ребёнок урод? — Видимо проблема в отце… Вдвойне страшно становится, когда жена уходит к родителям, а его оставляет с этим ребёнком. В этой обстановке мысли главного героя путаются с реальностью, в которой рядом с ним в одной комнате находится отвратительный младенец. Окружающее становится всё более жутким, пока не происходит кульминация.

    Всем, кто хочет себя напугать, а может и впасть в депрессию, может посмотреть этот фильм. Главное — смотреть надо в тишине, темноте и одиночестве.

    10 из 10

    27 апреля 2012 | 00:18

    Уж что-что, а безразличным это произведение врядли кого-то оставит. Каждый фрагмент этого великолепного и не менее тягуче-отвратительного фильма, вызывает массу эмоций, подавляющее большинство которых из темной гаммы цветов (да и не просто так фильм черно-белый).

    Ужасен не столько «плод любви» двух героев фильма, как раз нет, весь ужас кроется в оттенках, деталях и казалось бы «второстепенных «эпизодах. Удивительно гнетущее впечатление производит звуковой ряд. Все эти шумы, щелчки, всхлипы, крики-чудовищно!И, конечно, как обойтись без всегда модного определения — сюрреалистично!

    8 из 10

    23 мая 2008 | 19:10

    С Дэвидом Линчем до этого фильма я знакома не была, поэтому к подобным выходкам не привыкла, и то, что я только что увидела, повергло меня в шок.

    Фильм можно сравнить с более ранним творением Луиса Бунюэля «Андалузский пес», но у Линча сюрреализм дошел до предела. Я думала, что нет ничего противнее и страшнее бритвы, скользящей по зрачку молодой девушки, но теперь я знаю, есть, и это — фильм «Голова-ластик», от начала и до конца.

    Какие чувства я испытывала при просмотре? Отвращение, замешательство и желание, чтобы это поскорее закончилось. Полтора часа в невероятном напряжении, сводящим с ума любого зрителя. Два раза мои нервы не выдерживали, я ставила на паузу, некоторое время занималась своими делами, но потом вновь включала фильм. На моменте, когда ребенок заболел и его показали крупным планом, я не сдержалась и выдохнула матерное слово на всю комнату. Иногда даже хотелось плакать, но остановить этот кошмар уже было невозможно, только досмотрев до конца, можно было успокоиться.

    Что было со мной после просмотра? В моей голове крутилось бесчисленное множество вопросов, ответы на которые я никогда не узнаю. Ощущение как-будто тебя вывернули наизнанку, и все видят, что у тебя внутри. Наверно я уже никогда не вычеркну из памяти диалог Генри с отцом невесты и его застывшую на лице улыбку. Это слишком шокирующе, чтобы сразу это забыть.

    Если вы считаете, что у вас проблемы с психикой, или вы любите легкие, понятные любому, фильмы — даже не пытайтесь посмотреть «Голова-ластика». Если же вы хотите потрепать себе нервы на ближайшие 2-3 дня — приятного просмотра!

    Фильм бесподобен, фильму нет равных.

    10 из 10

    28 октября 2009 | 10:00

    Линч, творец искусства, использующий кинематограф для выражения в визуальной форме вещей, на которые нельзя смотреть узко и однобоко. Отображая в своих картинах свои взгляды на окружающий мир, он заставляет нас искать смысл там, где его не видно, либо совершенно нет. Но в этом случае это будет означать лишь то, что мы не там его ищем.

    Не спроста Линч отказывается открывать задуманный им самим сюжет фильма «Голова-ластик», (но, фильм ли это в привычном понимании?), оставляя нас один на один с созданным им сюрреализмом и темным, угнетающим миром воображения. Каждый из нас должен увидеть там то, что он в состоянии увидеть. Именно поэтому многие находят там лишь что хотят, а не что есть на самом деле. Можно ли утверждать, что ты понял? Можно, если ты сам себя в этом убедишь.

    Линч — творец. «Голова-ластик», его произведение искусства. То, что я увидел в этом можно охарактеризовать как «фильм о детях, абортах, человеческой жестокости, беззащитности новорожденных и безграничном эгоизме». Прав ли я? Не главный вопрос. Чему меня этот фильм научил? Вот на что мне стоит попытаться найти ответ.

    Сложно ставить оценку этой картине, как невозможно было бы оценивать по шкале Пикассо или Рембранта. Я стал смотреть этот фильм только тогда, когда перестал смотреть его как фильм. И именно с этого момента я понял тщетность своих попыток его оценить. Однако правила заставляют идти против правил.

    Моя оценка:

    7,8 из 10

    Оценка для «Кинопоиска»:

    8 из 10

    6 июля 2010 | 12:21

    «Голова-ластик» — этот фильм Дэвида Линча не получится просто назвать фильмом ужасов, слишком уж узок жанр. Здесь нет парализующего саспенса, но достаточно жути цепкого ночного кошмара, который никак не заканчивается, погружая все глубже в бездну страха.

    Сюрреалистическая лента, чья стилистика близка «Андалузскому псу», где присутствует та же резкость образов, то же шокирующее и завораживающее всемогущество подсознания, трансформирующего и гипертрофирующего и без того невероятные реалии. Ее дополняет и невероятная атмосфера фильма, порожденная борьбой теней, непрекращающимся каскадом звуков, гнетущего шума. Все это создает ощущение неестественности реальности, потерю границы между сном, сумасшествием и действительностью.

    Сюжетная линия здесь не теряет своей значимости, являя собой драматичную, по-кафкиански разрушительную, историю отношений молодой пары и затем появления на свет ребенка-мутанта. Стройности повествования здесь нет, вместо четкости изложения событий режиссер обращается к разрушению привычной структуры, и, избегая излишней прелюдии, сразу открывает острые углы. Но перед этим он погружает зрителя в особую атмосферу фильма, прибегая при этом к кольцевой композиции.

    Используя новаторские приемы и методы, многое до сих пор оставляя в тайне, режиссер создал смелое, сложное произведение с минимумом вербальности, разрушающее все стандартные представления и выходящее далеко за рамки обыденного.

    8 октября 2013 | 19:46

    Напишу про своё впечатление о фильме.

    Хочу сразу сказать, что этот фильм относится к будущему творчеству режиссёра, как в наследии другого великого сюрреалиста Л. Бунюэля его ранний гиперсюрреалистический «Андалузский пес» более поздним творениям. И у одного, и у второго раннее творчество — это поиск метода, своих собственных подходов к творчеству режиссёра. Картинка получается нетривиальной, шокирующей, непонятной и… впечатляющей. В дальнейшем же маэстро дорастает до уровня более доступного кино, синтезированного с методами, которые он лично туда привносит. Так было со «Скромным обаянием буржуазии» Бунюэля, так же и с «Твин Пикс» Линча. Ведь мало накидать мозговзрывательный видеоряд, хоть даже и гениальный, намного сложнее вынести из авангарда всё лучшее, и перенести его в более традиционную форму, так чтобы получился не просто шедевр для узкого круга, а гениальное творение для всех.

    Но вернёмся к «Ластику». Что тут скажешь? ЛИНЧ снимал фильм ПЯТЬ ЛЕТ. Вдумайтесь в это сочетание. Ничего обычного получиться не могло по определению. Мы видим чёрно-белый фильм, состоящий скорее из впечатлений, чем из сюжета. Кадр за кадром падают на нас, серая атмосфера безысходности нависает всё сильнее. Маленький зажатый человек посреди постмодернистского урбанистического пейзажа. И это не просто серая статика с чеховскими мотивами, это каждодневное давление, острые, пронизывающие звуки, постоянные риски и стрессы, из окна видна только хмурая стенка, внутри та же серость, вокруг постоянно кто-то кого-то режет, всё это давит и давит на психику… Оставляет сильно впечатление.

    Можно долго спорить о чём этот фильм, но давайте подумаем над названием. Почему ластик? Для меня тут двоякая интерпретация. С одной стороны, ластик — это то, что стирает написанное, для героя единственный способ выжить в таких ужасных условиях — стараться «стирать» из памяти неприятные события, которые с ним происходят. С другой стороны мы видим, как из его головы штампуют целую серию новеньких карандашей с ластиками. Моя интерпретация такая: ластик — это ещё и нечто без содержания, нечто тупое. Герой явно движется за событиями, такой человек идеален для окружающей серой действительности, которая им помыкает и управляет.

    О чём же сам фильм? Я вижу здесь попытку вытащить подсознательное, всю подноготную, которая по большому счёту в плену такого «недружественного» окружения сводится к… инстинктам. Отсюда сперматозоиды, некто, нажимающий рычаги в нужный момент и запускающий подсознательные процессы; отсюда и любовница-шлюшка, за которой покорно следует герой, и мама-эротоманка Мэри, и всё остальное. Кстати, мне кажется центральный момент в фильме — когда поёт девушка за батареей, обратите внимание о чем:

    In heaven, everything is fine…

    и всё в том же духе. Это неспроста. Эта девушка — символ того идеала, который живёт-таки в голове у Генри, то, что называется любовью (тут растоптанные сперматозоиды и т. п.), то, что он хотел бы найти, но не находит среди этих заводских развалин. Другое дело, что в этой маленькой запертой со всех сторон лачуге этот идеал находится не далее как за батареей… Конечно, идеал Генри так не находит — какой уж в таком фильме хеппи-енд.

    В фильме кроме всего прочего целая куча просто сильных сцен, которые можно расшифровывать отдельно от контекста. Такой уж он, Дэвид Линч.

    28 мая 2010 | 00:57

    Прежде чем посмотреть столь тёмный кинофильм, я прочитал много критики, много комментариев — и конечно же столкнулся с большим множеством негативной реакции на дебютное творение Линча. Собравшись с мыслями и зная, что никогда не бываю в восторге от ужасов и авангарда, я принял решение просмотреть сиё произведение, заложившее фундамент Мировому кинематографу.

    Дэвид Линч в своей черно-белой ленте очень умело передал мрачную атмосферу нашего общества, показав на примере промышленный городишко, в котором лучик света — это скорее миф, чем реальность!!! Городишко, в котором влачат свое жалкое существование не менее жалкие люди.

    Линч — один из первых в кинематографе, кто заинтересовался внешним уродством, таким противоположным внутреннему миру человека; который очень искусно показал, что внутреннее уродство, уродство человеческой души, гораздо страшнее, некрасивой, такой не понятной и необъяснимой обложки…

    Тяжелый фильмец: некоторые вещи абсурдны, некоторые отвратительны, некоторые — драматичны.

    Наверное самое светлое, что можно выделить из фильма, так это геометрическую сцену в радиаторе, на которой поёт изуродованная блондинка, песню «In Heaven». Очень трогательная песня и не менее трогательная музыка!

    «Eraserhead» — мрачный кин, показывающий нам все реалии этого жестокого мира без лживой вуали…

    Как ни крути, Дэйв, как не переворачивай, но это 8.

    8 из 10

    22 декабря 2010 | 22:13

    С самого начала своей карьеры Дэвид Линч уделял особое внимание темным и мрачным сторонам человечества. Какие-то его фильмы были довольно реалистичны ("Человек-слон»), а какие-то даже не скрывали или вовсе выставляли напоказ свой особый повествовательный тон ("Малхолланд драйв»). «Голова-ластик» (или «Головастик») относится ко второму типу. В мире этого фильма жутким представлено абсолютно все живое и неживое: городские улицы, дома, разговоры, поведение и реакции людей.

    Фильм снят в черно-белой цветовой гамме, хоть и вышел в 1977-м году, когда цветное кино уже существовало, причем много лет. Если честно, мне не понятно, для чего это было сделано. Взять, к примеру, фильм «Список Шиндлера», вышедший в 1993-м. Там черно-белая цветовая гамма была сделана для того, чтобы жестокость бросалась в глаза не так сильно, ведь фильм был переполнен сценами насилия, так как рассказывал про холокост — страшнейший период в современной истории. «Список Шиндлера» — тяжелая драма, сугубо реалистичная, без единого намека на стеб и иронию, показывающая чудовищную трагедию. «Голова-ластик» — постмодернистское полотно, проверяющее стойкость общественной морали и нравственности на прочность. Линч всегда был эдаким «забиякой», открывающим глаза людей на проблемы, которые они не видят или видеть не хотят. Взяв это в расчет, можно предположить, что использование черно-белой цветовой гаммы в фильме «Голова-ластик» — еще один способ сыронизировать: фильм пытается внешне походить на что-то классическое, традиционное, а на самом же деле таковым не является. Своеобразный обман зрительских ожиданий. А возможно, что Дэвид Линч использует черно-белую гамму для визуального описания созданного им мира. В таком случае, черно-белый цвет — своеобразная аллегория на то, что жизнь в подобном обществе настолько мрачна и жестока, что попросту утратила все яркие краски.

    Подрыв общественных моральных устоев тех лет удался на славу. Линч показал человека, попавшего в неординарную ситуацию, не осуждая при этом его противоречивую позицию, но и не говоря, что он сделал правильный выбор. Осуждать героя или нет — выбор, как всегда, лежит на зрителях. А зрители эти живут в обществе, которое озабочено «опекой» над детьми, следовательно — выбор, который предлагает режиссер зрителям, сделать довольно непросто, если вообще возможно. Увидев эту картину, даже самый ярый защитник всего живого, который готов стать добычей тигра, если это спасет его популяцию, будет в недоумении и не сможет сразу принять конструктивное решение. Сцена с ожившей жаренной курицей (как бы это абсурдно не звучало) также добавлена в фильм не просто так. С ее помощью Линч противопоставляет значимость проблемы главных героев по воспитанию ребенка-мутанта с поеданием животных. Проблема тут в том, что этот ребенок, пусть и вышел из человека, представляет из себя не пойми что. А следовательно, его жизнь — не ценнее жизни какого-нибудь животного. «Голова-ластик» — фильм, который делает неудобно всем и каждому. За полтора часа режиссер в деталях вырисовывает уродливый мир, состоящий из уродливых (и внешне, и внутренне) людей, где даже ребенок-мутант и отсечная от тела изувеченная голова, валяющаяся посреди города, никого толком не смущают.

    Метафоричный ребенок-мутант объединяет в своем лице множество глубоких аллегорий и посылов. Еще со времен премьеры фильма (в далеком 1977-м году) и по сей день зрители придумывают ему все новые и новые смыслы. Очень популярна теория о том, что ребенок — аллюзия на безответственность главного героя. На мой же взгляд, ребенок в «Голова-ластик» подобен таинственному монолиту из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика: он не обозначает что-то конкретное, режиссер изначально хотел сделать так, чтобы каждый зритель мог вынести для себя какой-то урок. Кто-то найдет тут религиозный подтекст, рассуждения о рае и аде, а кто-то будет соотносить это с эволюцией и метаморфозом человеческой личности. Стэнли Кубрик, кстати, выражал огромное уважение Дэвиду Линчу и даже жалел, что это не он снял этот фильм. А параллели с Кубриком вырисовываются по ходу всего фильма. Вспомнить хотя бы открывающую сцену ленты, где Генри мирно лежит и рассматривает звездное небо, на котором то и дело возникают ужасающие картины, так или иначе связанные со всем тем, что происходит в фильме. Операторские приемы тоже напоминают творчество британо-американского маэстро: медленные наезды камеры, долгие молчаливые сцены взглядов, демонстрация восприятия героев через символичные бытовые моменты.

    «Голова-ластик» — сюрреалистичный ночной кошмар, пугающий до ужаса и вводящий в состояние транса. Это фильм, который каждую свою секунду делает неудобно всем и каждому. Кто-то будет воспевать оды о его гениальности, кто-то будет от него плеваться, кто-то будет не понимать, что вообще произошло, а кто-то, как и я, будет испытывать весь комплекс ощущений сразу. Лишь одно могут сказать с полной уверенностью — равнодушным фильм не оставит никого.

    9 из 10

    5 июля 2016 | 00:49

    Я называю это «Синдромом «Зеркала»».

    Когда я посмотрел «Зеркало» Тарковского, мне фильм безумно понравился, но я вряд ли осмыслил его до конца и в последствии все фильмы, которые у меня вызывали такие же ощущения, попадали под этот «синдром». К таким фильмам относятся «2001: Космическая Одиссея» Кубрика, «Мольба» Абуладзе, «Серьезный человек» и «После прочтения сжечь» Коэнов ну, и само «Зеркало». Теперь в этот список попала картина Линча «Голова-ластик».

    »-Но это же выкидыш?

    -Какая разница?! Он твой ребенок!»(с)


    У фильма очень сложная форма восприятия, хотя, несмотря на все эти сюрреалистичные кадры можно выделить четкий сюжет: одна девушка забеременела от парня, который, как порядочный человек, должен взять ее в жены и забрать себе ребенка. Но она родила недоношенное и уродливое создание. Жизнь главного героя изменилась — теперь он и его жена живут, пытаясь заботиться о ребенке. Но жена не выдержала такой жизни и ушла, оставив мужика с ребенком, к которому он не испытывает никаких чувств, кроме неприязни и отвращения. Вскоре ему тоже такая жизнь начинает надоедать.

    Может я чего-то не понял, но, по-моему, Линч нам показал не только реальную жизнь героя, но и его сны, переживания, фантазии и перенес все это на экран и, поскольку такие картины являются довольно большой редкостью, то фильм привлек внимание общественности. Да, фильм не всем понравился, отчасти из-за своей непонятности. Но в чем заключается непонятность фильма? Зритель привык видеть фильм с четкой сюжетной линией и четкой развязкой, а тут этого нет! Здесь зритель видит концовку посредством мечты главного героя, который попадает в рай и встречает там свою мечту. Но ведь он в конце не умирал! Может быть, главный герой сошел с ума и начал видеть рай, ад, у него стала отпадать голова, он стал видеть человека в планете и тому подобное. Кроме того, главный герой в своих фантазиях стал ассоциировать себя с мелочным ненужным червем. Он стал понимать, насколько бесцельна жизнь. Этот младенец стал новым этапом в его жизни, но вот финальным ли? На этот вопрос нам предстоит ответить самим.

    И, конечно, о самом названии. Мне кажется, что «голова-ластик» — это словесное обозначение того самого младенца, а «ластик» она потому, что с его появлением прошлая жизнь главного героя словно стерлась и теперь вся его жизнь заключается в заботе над ребенком. Может это и не так, но я так думаю. Хотя, если честно, раньше я не задумывался о названии фильма, хоть до, хоть после просмотра фильма. Интересно, а если бы этот фильм выпускался сейчас, какое бы название дали ему наши прокатчики?

    Просмотр фильма, лично мне, дался довольно тяжело, но ради тех мыслей, которые оставил фильм после просмотра, помучиться стоило. Редко когда я видел, чтобы так удачно сочеталась реальность и сюрреализм в кино. Теперь я точно знаю, что Линч гений! Спасибо ему за этот фильм. Смотреть я его буду еще не раз и не два.

    9,5/10 — только из-за первых двадцати минут мучений и бездействия на экране.

    23 марта 2010 | 20:36

    Однажды Генри Спенсер (Нэнс) — угрюмый, замкнутый житель кошмарного индустриального города, получает весточку от своей бывшей девушки Мари (Стюарт), которая приглашает его на ужин. Генри знакомится с её родителями, неуклюже поддерживает беседу, соглашается помочь в разделывании цыплят, которые ни с того ни с сего начинают шевелиться и истекать кровью, а в конце концов узнаёт неожиданную новость. Оказывается, Мари родила ребёнка. Причём, родила раньше срока, и ребёнок больше похож на инопланетянина из спилберговских фильмов, нежели на человека, но Спенсер, как человек порядочный, или, скорее, как человек, припёртый к стенке в прямом и переносном смысле, соглашается на ней жениться. Мари и ребёнок-мутант селятся в его однокомнатной квартире…

    «Голова-ластик» — знаковое явление в кинематографе. Это первый полнометражный фильм режиссёра Дэвида Линча, известного своими сюрреалистическими, непонятными и завораживающими картинами. Фильм малобюджетный, с непрофессиональными актёрами (многих из них вы больше нигде и не увидите), снимавшийся в течение пяти (!) лет, и, тем не менее, завоевавший множество поклонников, среди которых Стэнли Кубрик и Джордж Лукас.

    Я не ожидал от «Головы-ластика» ничего особенного, потому что старое американское кино воспринимаю плохо. Даже столь любимый в нашей стране телесериал «Твин Пикс», снятый тем же Линчем в начале 90-х, показался мне устаревшим. Но оказалось, что «Голова-ластик» до сих пор смотрится очень неплохо. Этот фильм вполне мог бы снять какой-нибудь современный авангардист. Ребёнок-уродец, непонятно каким образом созданный Линчем, до сих пор производит гнетущее впечатление. Причёска Генри кажется не смешной, а, напротив, зловещей, как и было задумано тогда, тридцать лет тому назад.

    Конечно, говорить о том, что было задумано, очень сложно. Линч говорит, что за все эти годы никто так и не приблизился к истинному смыслу «Головы-ластика». Но в то же время это гораздо более простой фильм, чем, скажем, «Внутренняя империя», после просмотра которой оставалось только развести руками. Здесь каждому актёру соответствует один и только один персонаж, нет столь характерных для позднего Линча дву- и триединых личностей и жутко похожих друг на друга, сбивающих зрителя с толку молодых девушек. Есть зловещие, не вполне понятные сны, есть загадочные персонажи вроде Леди из Радиатора или Человека на Планете, но основная сюжетная линия выдержана довольно чётко.

    Кроме того, совсем нетрудно увидеть в замкнутом, одиноком Генри Спенсере, живущем в комнатушке с окнами, заложенными кирпичом, современного городского жителя. Очень показателен момент, когда отец Мари просит Генри рассказать чего-нибудь, а тот говорит, что на самом-то деле ничего и не знает. И продолжает молчать: не столько потому, что стесняется, а сколько потому, что сказать действительно нечего. Есть у Генри и «скелеты в шкафу», а точнее «червячки в шкафчиках», которые, вероятно, символизируют его прошлые грехи.

    Сложнее дела обстоят с ребёнком. Кто-то считает, что Линч отразил в этом фильме свой собственный страх перед отцовством. Мне во время просмотра показалось, что уродец — просто-напросто злобное, отвратительное существо, собирающееся убить Генри (и не надо говорить, что он маленький и беззащитный: вспомните, как он злобно хихикал, когда у Генри не сложилось с соседкой). И каждый раз, когда Генри засыпает, подсознание начинает твердить: «Он опасен! Он погубит тебя!» Многие другие говорят, что уродец — это некий внутренний демон Генри, воплощение какого-то из его грехов или даже он сам. И это тоже вполне вероятно. А Леди из Радиатора — по-видимому, смерть, которую Генри связывает с избавлением, искуплением грехов и переходом в лучшие миры.

    Говорить об актёрской игре, наверно, бессмысленно, потому что режиссёры уровня Линча подавляют в актёрах индивидуальность и полностью подчиняют их своей задаче. И всё же Джек Нэнс — молодец. Он, кстати, снимался практически во всех линчевских фильмах вплоть до своей смерти в 1996 г., в частности, играл бригадира лесопилки Пита Мартелла в «Твин Пиксе». Там он выглядит гораздо старше, но его нетрудно узнать по мимике и выражениям лица.

    Короче говоря, кино на удивление хорошее, в меру авангардное. Слабонервным не рекомендуется, смотреть его тяжело и неприятно (чего только стоит зловещая и абсурдная сцена на карандашной фабрике, которая и дала название фильму), но длится оно меньше полутора часов, так что выдержать можно.

    8 из 10

    4 января 2015 | 23:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>