всё о любом фильме:

Голова-ластик

Eraserhead
год
страна
слоган«A dream of dark and troubling things»
режиссерДэвид Линч
сценарийДэвид Линч
продюсерДэвид Линч, Фред Бэйкер
операторХерберт Кардуэлл, Фредерик Элмс
композиторДэвид Линч
художникДэвид Линч
монтажДэвид Линч
жанр ужасы, фантастика, фэнтези, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  3.1 млн
премьера (мир)
время90 мин. / 01:30
Нервный Генри, живущий в промышленном городке, состоящем из дыма, шума и теней, вынужден жениться на своей подруге, после того, как она заявляет, что беременна, и в итоге становится отцом маленького, не похожего на человека ребенка-мутанта. Теперь перед семьей встает проблема с выхаживанием этого чудовища…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
48 + 5 = 53
8.4
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту.
    • Первый оператор картины Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съёмок умер во сне в возрасте 35 лет. Новым оператором стал Фредерик Элмс.
    • В первый год работы над фильмом (из пяти) от Дэвида Линча ушла жена. Учитывая, что совсем не задолго до этого у них родилась дочь, многие считают, что Дэвид Линч пользовался личным опытом для съемок картины.
    • Чтобы снять «Голову-ластик», режиссеру приходилось искать деньги самыми разными способами — вплоть до развоза газет.
    • В 2004 году фильм был признан «культурно значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для хранения в Национальном киноархиве.
    • Оригинальный сценарий назывался «Gardenback» и насчитывал всего 20 страниц, что явилось одной из причин проблем с финансированием.
    • Поскольку фильм снимался кусками на протяжении пяти лет, одни и те же декорации приходилось собирать по нескольку раз. Съёмки вообще были очень разбросанны в плане времени. Например, сцену, в которой Генри входит в свою квартиру, сняли через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь.
    • Джек Нэнс, игравший Генри, все пять лет съёмок ходил с характерной причёской своего героя.
    • Чёрно-белый зигзагообразный рисунок на полу в холле дома Генри идентичен рисунку на полу дома поэта в фильме Жана Кокто «Орфей» (1950). Позже этот же рисунок Линч перенесёт и на пол Чёрной Ложи из своего сериала «Твин Пикс» (1990-1991).
    • Роль ребёнка-мутанта «играл» забальзамированный зародыш телёнка, но Линч так и не открыл секрет, как ему удалось заставить его двигаться подобным образом. После съёмок режиссёр лично похоронил его.
    • Саундтрек к фильму был посвящён «сестре Человека в планете» («…to The Man In The Planet`s Sister»). В фильме персонаж Человека в планете играл Джек Фиск, а его сестра Мэри вскоре стала второй женой Линча. Сам Джек Фиск позже женился на Сисси Спэйсек, которая тоже время от времени присутствовала на съёмках.
    • «Голова-ластик» был одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика и Джона Уотерса.
    • В своих интервью Дэвид Линч называет «Eraserhead» своим самым «тонким» фильмом и принципиально отказывается комментировать его сюжет, заявляя, что зрители должны самостоятельно составить о нём своё мнение и самостоятельно постичь заложенный в эту картину смысл.
    • Журнал «Premiere» назвал этот фильм одним из 25-ти «наиболее опасных фильмов».
    • В своё время «Eraserhead» произвёл настолько сильное впечатление на режиссёров Мэла Брукса и Джорджа Лукаса, что первый из их них предложил Линчу снимать фильм «Человек-слон» (1980), а второй — «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая» (1983). Первое предложение Линч принял, что стало его дебютом в «большом» кино, а от второго отказался.
    • Первоначальный вариант фильма имел хронометраж 108 минут.
    • еще 13 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Генри Спэнсер в начале фильма наступает на лужу правой ногой, а уже придя домой, он сушит носок левой ноги.
    Трейлер 00:43

    файл добавилWrongAnimal1992

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Дэвид Линч, впервые заявивший о себе именно «Головой-ластиком» вот уже свыше тридцати лет назад, с тех пор считается жестоким циником, ниспровергателем консервативных моральных ценностей американского общества или же воспринимается в качестве язвительного шутника, несерьёзного постмодерниста, который просто забавляется детской «игрой в кубики». Но этот режиссёр, по меньшей мере, двойствен, как и многие его персонажи, начиная с некоего Хенри Спенсера, совершенно кафкианского типа с всклокоченной шевелюрой и полной сумятицей в голове. Жизнь и творчество самого Линча не укладываются в «прокрустово ложе» придуманных для простоты схем, которые избавляют ленивые умы и дремлющие души от необходимости понимания и прочувствования всего, что смущает своей необычностью, кажущейся аморальностью, внешней уродливостью или внутренней порочностью. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 150 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Только что просмотрел кинокартину «Голова-ластик». Мысли и чувства перемешаны в один большой комок и никак не хотят спокойно разбросаться по полочкам, чтобы дать мне возможность объективно так же разбросать по полочкам данный фильм. Каждый кадр, каждое действие — это нечто. Символ? Знак? Тайный смысл режиссёра? Слишком мелкие слова. Это просто нечто. Что-то такое мелкое, но бесконечно насыщенное и, затёртое слово в рецензиях, сюрреалистичное. И при всём при этом не оставляющее равнодушным.

    Причём фильм вызывает эмоции самые разносторонние. Страх, омерзение. Это всё, что связано по большей части с ребёнком-мутантом. Но Линч, как мне кажется, не добивался того, чтобы в этом родившемся существе зритель видел лишь какой-то страх. Как натурален был плач ребёнка, особенно в эпизоде, когда Генри открывал дверь квартиры, собираясь уйти, и крик ребёнка становился громче и жалобнее, а, возвращаясь к нему, Генри мигом успокаивал его и дарил чувство защищённости. И здесь уже не страх. Здесь жалость. Каким бы уродливым не был человек, но осознание его беспомощности и нуждаемости в чьей-то любви, тут же стирает восприятие его внешности. Эту же мысль Линч красной линией проведёт сквозь фильм «Человек-слон».

    Но всю остальную площадь мозга занимает непонимание. Непонимание, которое отчаянно пытается во всём разобраться и расшифровать каждую секунду фильма. Тщетно. На каждый кадр или эпизод возникает вопрос «почему?» Почему именно так, а не иначе?

    Давненько я подобных фильмов не видел. Буду ли пересматривать? Не знаю. Может, надо ещё повзрослеть немного. Подожду. Но и сейчас

    10 из 10

    25 февраля 2010 | 23:11

    Луна. Вдалеке шумит ветер; быть может, это отголоски прошлых фантазий — знает лишь Бог. Два человека на конце улицы обсуждают, по-видимому, что-то очень важное — но это сейчас не имеет никакого значения. В голове крутятся мысли о том холодном ноябрьском утре — было ли этой судьбой, или случайностью, или вовсе полузабытым сном; черт возьми, все это так ничтожно.

    … Генри открывает дверь в прихожую. Навстречу выбегает лучезарная девушка — но что-то в ней пугало. Из гостиной то и дело слышались голоса; их владельцы озабочены какими-то мизерными проблемами, до которых дела нет ни окружающим, ни даже самому Богу — меж тем, они молятся каждую ночь в надежде на его помощь, не понимая истинной цели молитвы…

    Но девушка уже уводила гостя в комнату; ей не терпелось сообщить что-то важное. Генри чувствовал, что кто-то дергает его за рычаги, манипулируя, будто куклой. Такова суть бытия — все занимаются чем-то важным, наступая на горло инстинктам — а ведь инстинкты даны природой, и идти против них — преступление против самого себя в первую очередь… Обо всем этом Генри думал, еще будучи подростком, в безуспешных поисках смысла жизни, слоняясь по бесконечным переулкам с уродами, а иногда и Людьми.

    Генри с трудом сконцентирировал внимание на девушке. Она с радостью — а может и с отвращением — сообщала новость, которую по нелепым стереотипам принято считать самой важной в этой вселенной — у них будет ребенок…

    … Шли месяцы. Мэри ушла, а у Генри появилась новая подружка — впрочем, ненадолго. Озабоченный воспитанием своего мутанта, он начинал подумывать о смерти. Ночью ему снилась девчушка на сцене — она прекрасно пела; возможно, она есть ангел.

    Быть может, все это были фантазии человека с большой головой — в любом случае, проблема эта сугубо личная и никому до неё дела нет и быть не может, ведь человек по натуре своей эгоистичен — таким его сделало общество. Генри со смехом думал о своих подростковых размышлениях; он знал, что все его страхи придуманы и вскормлены им самим, и виновато в этом все то же глупое общество. Смерть перестала казаться ему чем-то страшным — напротив, он был готов принять её. Комплексы появляются и исчезают, а вечное — вечно. В итоге, думал Генри, даже сам кинематограф имеет смысл лишь развлекательный — ровно никакого значения в фильмах с философией нет. И сам Дэвид Линч лишь убирает несколько деталей из общей мозаики, оставляя первое и последнее звено зрителю, чтобы тот, в случае удачи, почувствовал себя как минимум Шерлоком Холмсом.

    27 июля 2011 | 11:50

    Трудно говорить о фильме, в котором мало понятного. Однако ни один фильм не сравнится с этим по тому впечатлению, которое он на меня произвёл. Я была просто в шоке, целый день ходила не понимая где я и что произошло, и только спустя сутки, ещё раз попробовав переосмыслить фильм, я просто напросто стала плакать. Зато мысли наконец разошлись по своим местам и мне стало значительно легче. Я больше никогда не буду смотреть этот фильм. Потому что смотреть его с кем-то — это получить всего 50% эффекта, а смотреть в одиночку меня никто не просит.

    Основная тема: кризис личности в связи с появлением собственного ребёнка. Все возможные страхи с этим связанные, показаны в «Голове-ластике».

    Начнём с того, что атмосфера безнадёжности чувствуется с первых минут фильма. Главный герой выглядит так, будто боится того мира, в котором живёт. Он очень не уверен в себе, можно догадаться, что он себя ненавидит, и сам себя считает ничтожеством, а по факту им и является. Обстоятельства складываются так, что от него беременеет и рожает девушка, и он вынужден жениться на ней. Не лучший способ стать отцом, верно? Мало того, ребёнок рождается уродом. (Кстати за ребёнка-мутанта отдельное «браво!» — наверное, отвратительнее я существа не видела) Почему ребёнок урод? — Видимо проблема в отце… Вдвойне страшно становится, когда жена уходит к родителям, а его оставляет с этим ребёнком. В этой обстановке мысли главного героя путаются с реальностью, в которой рядом с ним в одной комнате находится отвратительный младенец. Окружающее становится всё более жутким, пока не происходит кульминация.

    Всем, кто хочет себя напугать, а может и впасть в депрессию, может посмотреть этот фильм. Главное — смотреть надо в тишине, темноте и одиночестве.

    10 из 10

    27 апреля 2012 | 00:18

    Однажды Генри Спенсер (Нэнс) — угрюмый, замкнутый житель кошмарного индустриального города, получает весточку от своей бывшей девушки Мари (Стюарт), которая приглашает его на ужин. Генри знакомится с её родителями, неуклюже поддерживает беседу, соглашается помочь в разделывании цыплят, которые ни с того ни с сего начинают шевелиться и истекать кровью, а в конце концов узнаёт неожиданную новость. Оказывается, Мари родила ребёнка. Причём, родила раньше срока, и ребёнок больше похож на инопланетянина из спилберговских фильмов, нежели на человека, но Спенсер, как человек порядочный, или, скорее, как человек, припёртый к стенке в прямом и переносном смысле, соглашается на ней жениться. Мари и ребёнок-мутант селятся в его однокомнатной квартире…

    «Голова-ластик» — знаковое явление в кинематографе. Это первый полнометражный фильм режиссёра Дэвида Линча, известного своими сюрреалистическими, непонятными и завораживающими картинами. Фильм малобюджетный, с непрофессиональными актёрами (многих из них вы больше нигде и не увидите), снимавшийся в течение пяти (!) лет, и, тем не менее, завоевавший множество поклонников, среди которых Стэнли Кубрик и Джордж Лукас.

    Я не ожидал от «Головы-ластика» ничего особенного, потому что старое американское кино воспринимаю плохо. Даже столь любимый в нашей стране телесериал «Твин Пикс», снятый тем же Линчем в начале 90-х, показался мне устаревшим. Но оказалось, что «Голова-ластик» до сих пор смотрится очень неплохо. Этот фильм вполне мог бы снять какой-нибудь современный авангардист. Ребёнок-уродец, непонятно каким образом созданный Линчем, до сих пор производит гнетущее впечатление. Причёска Генри кажется не смешной, а, напротив, зловещей, как и было задумано тогда, тридцать лет тому назад.

    Конечно, говорить о том, что было задумано, очень сложно. Линч говорит, что за все эти годы никто так и не приблизился к истинному смыслу «Головы-ластика». Но в то же время это гораздо более простой фильм, чем, скажем, «Внутренняя империя», после просмотра которой оставалось только развести руками. Здесь каждому актёру соответствует один и только один персонаж, нет столь характерных для позднего Линча дву- и триединых личностей и жутко похожих друг на друга, сбивающих зрителя с толку молодых девушек. Есть зловещие, не вполне понятные сны, есть загадочные персонажи вроде Леди из Радиатора или Человека на Планете, но основная сюжетная линия выдержана довольно чётко.

    Кроме того, совсем нетрудно увидеть в замкнутом, одиноком Генри Спенсере, живущем в комнатушке с окнами, заложенными кирпичом, современного городского жителя. Очень показателен момент, когда отец Мари просит Генри рассказать чего-нибудь, а тот говорит, что на самом-то деле ничего и не знает. И продолжает молчать: не столько потому, что стесняется, а сколько потому, что сказать действительно нечего. Есть у Генри и «скелеты в шкафу», а точнее «червячки в шкафчиках», которые, вероятно, символизируют его прошлые грехи.

    Сложнее дела обстоят с ребёнком. Кто-то считает, что Линч отразил в этом фильме свой собственный страх перед отцовством. Мне во время просмотра показалось, что уродец — просто-напросто злобное, отвратительное существо, собирающееся убить Генри (и не надо говорить, что он маленький и беззащитный: вспомните, как он злобно хихикал, когда у Генри не сложилось с соседкой). И каждый раз, когда Генри засыпает, подсознание начинает твердить: «Он опасен! Он погубит тебя!» Многие другие говорят, что уродец — это некий внутренний демон Генри, воплощение какого-то из его грехов или даже он сам. И это тоже вполне вероятно. А Леди из Радиатора — по-видимому, смерть, которую Генри связывает с избавлением, искуплением грехов и переходом в лучшие миры.

    Говорить об актёрской игре, наверно, бессмысленно, потому что режиссёры уровня Линча подавляют в актёрах индивидуальность и полностью подчиняют их своей задаче. И всё же Джек Нэнс — молодец. Он, кстати, снимался практически во всех линчевских фильмах вплоть до своей смерти в 1996 г., в частности, играл бригадира лесопилки Пита Мартелла в «Твин Пиксе». Там он выглядит гораздо старше, но его нетрудно узнать по мимике и выражениям лица.

    Короче говоря, кино на удивление хорошее, в меру авангардное. Слабонервным не рекомендуется, смотреть его тяжело и неприятно (чего только стоит зловещая и абсурдная сцена на карандашной фабрике, которая и дала название фильму), но длится оно меньше полутора часов, так что выдержать можно.

    8 из 10

    4 января 2015 | 23:48

    Много, кто знает такого известнейшего кинорежиссера, как Дэвид Линч, но мало, кто добирается до его самых первых работ в плане просмотра. Эти картины знаменательны своим периодом 70-х: своей прогрессивной индустриализацией, причинившей страдания самой природе, своим отношением к новому, своими манерами восприятия культа своей же личности. Это кино из тех, который должен посмотреть каждый. Не важно, где закончится для вас этот фильм: после 10 минут или 40, главное в том, что он произведет на вас тот самый эффект, которые так в себе скрывают многие. Линч — представитель американского независимого кинематографа. Не взирая на проблемы с финансами и личной жизнью, он до конца шел к созданию фильма, разработки которого ушли на 4 года в стагнацию. Из-за его видения ситуации по-своему многие спонсоры и киностудии предлагали ему изменить свою вариацию, но он, грубо говоря, посылал всех в лес и шел своим путем к финишу и своими силами. Не смотря на то, что возложили запрет на его фильм для трансляции на американском телевидении, так его еще и выпустили в ограниченном прокате. Кинотеатры, взявшиеся за это дело, называли «независимыми» — это арт-хаус по современным меркам.

    Я все время предполагал, что в фильме будет герой, чья голова будет извиваться, как желе. И не знаю, почему я так думал! Посмотрев же, я понял, что оно подразумевает стирание будущего жизненного пути главных героев. Девушка Генри забеременела и родила ребенка преждевременно. Генри в свою очередь об этом узнал от ее матери спустя 6 месяцев от зачатия. И с этого момента пара стала жить вместе под одной крышей обнищалой комнаты со своим детищем. Ребенок-мутант! Он отнял у них много времени, он стер ее, как будто так и надо. И с каждым моментом Генри мучает мысль об аборте, который Мэри не сделала в свое время и не избавила их от такой жизни. Я думаю автор хотел показать этим фильмом всех недовольных родителей своим положением по заботе над ребенком. Над его ухаживанием, кормлением, как рожденный тратит время и нервы родителей, что он превращает их жизни в рутину повседневности. Даже есть сцена, когда у Генри взрывается голова, и проходящий мимо мальчик подбирает ее и несет к своему папочке на завод по производству карандашей, где работник берет вещество из мозгов Спенсера и далее вставляет это в свою машину, как необходимый элемент по изготовлению. Затем он берет на пробу парочку готовых продуктов-карандашей и начинает их испытывать, стирая написанное, а волокна, оставшиеся от ластика он сметает со стола, тем самым делает акцент на их невозвратность в прежнее положение. Этот фильм целиком и полностью пропитан эпитетами и метафорами, связанными с новорожденным чадом, и, возможно, каждый посмотревший увидит для себя иной смысл специфичного повествования.

    Эта черно-белая картина лично у меня ассоциируется с цветной, но ч/б она стала из-за каждодневной рутины, что заставляет нас не обращать внимание на обычные вещи. Запыленные окна, темные от копоти подъезды, растения в доме, которые растут без горшков — все это представляет налет, грязный налет над прекрасным. А соседка, живущая напротив, представляет собой мечту, которую каждый порой представляет в своем свете, что также прослеживается в их любовной сцене, где они в своем ритме спускаются в воду. Вода является их утопией. Но когда Мэри бросает Генри, то у него возникают день ото дня ужасные мысли по поводу ребенка. Он не испытывает к нему любви и ласки, он относится к нему как к комнатной рыбке, которую ставят так для декоративного уголка. И он решает избавиться от такого гнета существования, где шлюха-соседка, закрывшая свою дверь в кампании с состоятельным человеком, напоминает ушедшую мечту. Генри берет ножницы и дает волю своим инстинктам самосохранения, разрезая при этом плоть младенца, которого он в первую очередь воспринимает, как мутанта.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что зритель, просмотрев этот фильм, найдет в нем свой смысл, свою тактику рассуждения над нахлынувшими впечатлениями. Да, эта картина местами мерзкая, но она красивая изнутри. «Голова-ластик» — легендарный фильм, открывший начало эпохе Возрождения в кино, в котором каждый автор может стать независимым по мере своих желаний. Удивила ли меня эта картина? Нет! Впечатлила ли меня? Да, именно впечатления заставят вас размышлять… Размышлять не о самом фильме, а о дальнейшей судьбе Генри и возможной альтернативной концовке.

    10 из 10

    12 августа 2012 | 18:17

    Итак, «Голова-Ластик», год 1977, США. Коротко можно описать, как ночной кошмар о непонятных, будоражащих разум и дух вещах и событиях. Я долго не решался написать отзыв об этом фильме. Всё дело в том, что я не знал, о чем конкретно писать.

    Одни люди видят в нём глубочайший смысл, другие не видят ничего, третьи просто поливают данное творение грязью и трубят о том, что данная лента способна покалечить психику. Не знаю насчет последних. Дэвид Линч — по-своему гениальный режиссер, так что то, что его дебютное творение может быть непонятым зрителями, вполне закономерно.

    Если вам не знакомы или чужды понятия «символизм», «гротеск», «сюрреализм», и подобные им, то лучше обойдите это творение стороной. «Голова-ластик» — из тех фильмов, которые заставляют заглянуть глубже картинки, демонстрируемой на экране, хотя это трудно и требует определенного опыта.

    Сам Дэвид Линч считает этот фильм своим самым «духовным» фильмом. И ответ на всё происходящее, по его собственному свидетельству, он нашёл в Библии, хотя при просмотре этого творения вряд ли придут ассоциации с этой книгой и событиями или персонажами, имеющими в ней место.

    Фильм черно-белый, сопровождается постоянным гулом, напоминающим современный дроун-эмбиент и нойз-эмбиент, что собственно, оставляет неизгладимое впечатление, не факт, что хорошее, конечно. Образы, показанные на экране, могут повергнуть неподготовленного зрителя в состояние шока, а общая атмосфера создает впечатление того, что мы в самом деле находимся внутри чьего-то сознания — сознания человека, который в замешательстве, который боится, который медленно, но очень уверенно сходит с ума. Это вселяет страх и тревогу.

    О сюжете говорить бессмысленно ввиду того, что сколько существует людей, посмотревших этот фильм, столько будет и его разных трактовок, так что я не стану навязывать вам своё виденье.

    Впечатлила игра Джона Нэнса (это единственный фильм, где он снялся под таким — настоящим — именем). Его персонажу — Генри — можно сочувствовать, можно его ненавидеть, можно за него бояться. Персонаж вызывает массу противоречивых эмоций, что, в общем-то является нормой для такого фильма. Также понравился образ девушки из батареи, который вызывает очень странные чувства. Очевидно, очередной символ чего-то.

    Фильм внесен в список 25 самых опасных для психики. Не зря, скажу я вам. Ввиду специфичности данного творения я не рекомендую его к просмотру никому. Однако, не могу поставить ему низкий балл. Этот фильм — шедеврален в своем жанре, поэтому

    9 из 10

    20 мая 2014 | 00:03

    «Голова-ластик» Дэвида Линча — один из любимых фильмов в истории моей жизни. Свою трехсотую рецензию посвящаю именно дебютному полнометражному чуду маэстро.

    Я уже предвижу, что будет довольно сложно объяснить, чем меня пленил знаменитый дебют создателя «Твин Пикс». Зато могу похвастаться тем, что был серьезно впечатлен наряду с Мэлом Бруксом, Джорджем Лукасом и самим Стэнли Кубриком! Мой роман с «Головой-ластиком» начался еще в августе 2009-го года. На протяжении всех прошедших лет я постоянно возвращался к просмотру в поисках ответов, но вопросы так и оставались открытыми. Сам сравниваю фильм с загадочной шкатулкой, из которой сколько не вытаскивай интересных вещиц, дотронуться до дна не удастся никак.

    Мне жутко понравилась простенькая песенка Девушки из радиатора. «На небесах (или в раю) всё распрекрасно». Только бы дотерпеть до момента, когда окажешься на небесах. Если рассматривать с религиозной точки зрения, чего только не обещают священные писания в случае попадания души человека в рай. Нет пространства для мерзости, грязи, предрассудков. В то время как наша планета Земля — огромная помойная дыра, полная бессмысленно прожитых дней и также бессмысленно встреченных людей. В раю будет вечный свет и нескончаемое счастье, а на Земле — мрачный облик экзистенциального удушья. «Наверху» верно ждут каждую праведную душу, а «внизу» от неплохих ребят хотят лишь избавиться. Вот зачем жить и существовать?

    Конечно, интересно искать смысл и символизм в творении Дэвида Линча. Но даже не находя желаемого, я всегда остаюсь в восторге от визуальной роскоши каждого кадра, каждой сцены. В принципе любой начинающий режиссер способен снять малобюджетное кино на черно-белую пленку (ой, в черно-белом режиме). А вот показать по-настоящему визуальное могущество на экране удастся уже не каждому. Убери из «Головы-ластика» все диалоги, и это никаким образом не повлияет на сюжет. Потому что глаза (а не уши) сумеют прочитать (у кого как) тот или иной момент.

    Я всегда без сомнений называю «Голову-ластик» самым страшным фильмом из всех, что я видел. Потому что не могут пугать привидения, маньяки или инопланетяне так, как напугал Дэвид Линч. Напугал пустынными улочками, устрашающим звуком, кирпичной стеной за окном, неизбежностью ухаживания за недоношенным ребенком, атмосферой безысходности в маленькой квартирке, «симпатичным» личиком Поющей девушки. Напугал не фантастичностью изображаемых ситуаций, а их вероятностью. Даже если Генри Спенсер желал необузданного секса с женщинами, это все равно не отменяет факта всепоглощающего ужаса перед тщетностью попыток жить человеческой жизнью.

    Кино — потрясающий вид искусства для выражения всех своих мыслей. Конечно, желательно, чтобы мысли были интересными и понятными. Упрекать Дэвида Линча как раз за неспособность донести суть своих размышлений является забавным оправданием для тех зрителей, которые ненавидят символизм и подтекст. Что ж, так и живем.

    Я прошу прощения у всех, кто сумеет прочитать мой текст, за неспособность разъяснить желаемое внятными предложениями. Но каков фильм, таков и отзыв. «Голова-ластик» Дэвида Линча навсегда в моей внутренней империи. Навсегда.

    10 из 10

    David Lynch & Peter Ivers — In Heaven

    16 мая 2015 | 12:41

    Каков предел человеческих мечтаний? У них нет предела. Всё что тебя может остановит — это смерть. Каково человеческое терпение? Оно держится на нитке… На нитке которую грызут вредители. Если некое существо будет сниться в твоих кошмарах? А возможно ты сам кошмар, который снится этому существу. И он испытывает к тебе чувство страдания, усталости, безысходности и нетерпимости. Он следит за тобой. Чтобы ты не вышел за пределы данного пространства. И твои мысли охватили мрачные тени, которые будут преследовать тебя пока ты не сгрызёшь эту нить. Нить на которой держишься ты и он. Два существа оказавшиеся в маленькой комнате. Оба сходят с ума. Скорей всего от полного дисконтакта с реальным миром, с человечеством который находится в тени от всего сущего, с жизнью которой ты не хотел жить. Всё что ты видишь — это обман. Тебя не обманывают глаза. Тебя обманывает разум. Над которым сидит бог и управляет им как марионеткой. И ты следуешь ему как к своей цели. К цели которая приведёт тебя в отчаяние, к цели которая приведёт тебя к полному психическому расстройству. И ты не сможешь жить. Узы скрепляющие вас, не дают сразу подчинить независимость каждому. Из-за этого случается мрак. А человек сидящий над тобой — твой бог. Продолжает управлять разумом. И ты падаешь в пропасть. Пропасть сырости и темноты. Где тебе никто не поможет. Где тебя скорей всего убьют, а из твоей головы сделают ластик. Который будут тереть до твоей полной кончины. И что тебе остаётся? Тебе остаётся только мечтать. Ибо ты погаснешь в собственном огне, который сам и развёл. Возможно и придёт тогда она в твоих мечтаниях. Певица, которая раздавит ногами все твои проблемы, и вы будете жить долго и счастливо. Которая разъединит цепи твоего несчастья. Цепи твоей «самонеуверенности». А иначе как? А иначе ты очутишься в мрачной квартире. Где только тумбочка, кровать и кирпичная стена. Стена унылости и сострадания. Которая возможно тоже оказывает влияние на тебя.

    Философия — одна из черт фильма. И чтобы философию сделать в интересный фильм нужно очень сильно постараться. Ибо это окажется скучное учащее тебя жить кино. И чтобы так умело воссоздать это, нужно учение. Учение которое покажет тебе истинное лицо, и покажет верный путь. Путь реализма.

    Это, я думаю один из самых главных фильмов в жанре «понравится не всем». Ибо это правда.

    Линч — гений. Он открыл для меня дорогу истины. Дорогу которая приведёт меня к цели познания человеческого разума. Его фильмы — это пазл, который нужно собирать при просмотре фильма, либо после просмотра. Иначе полного удовольствия от фильма не получишь. Он дал людям новое кино. Кино говорящее не только о проблемах мира и человека, но и кино смотреть которые ты находишься в состоянии неполноценности и странности. Смотря этот фильм в голове моей не мало раз прозвучала фраза «Что это за бред?» Но я понял, что за этим бредом скрывается истина, правда, скрывается нечто такое что понять сможет не каждый.

    Это далеко не самый мой любимый фильм Линча. Но признать надо что этот один из самых тех которые заставляют очень сильно думать. Особенно неподготовленного человека. Сам фильм выдался конечно скучным, тем более на «второй» взгляд. Непонятность всего мира заставляет почувствовать себя пешкой. Которая не играет роли в мире. Но это не так. Если бы каждая пешка не играла бы роли, то тогда не было бы мира вовсе…

    6,6 из 10

    8 марта 2013 | 17:34

    Как и у всех критиков ленты у меня тоже возникло чувство безысходности, чувство тревоги. Нет, мне не 5 лет и я адекватно отношусь даже, прости господи, к «Зеленому слонику». Но этот фильм вызвал некоторое отторжение. Не в плане грязи, а в плане наполнения смыслом.

    В фильмах Линча я не ищу прямой смысл и хэппи-энды. Это творение также не порадовало срывом покровов. Мне конечно тоже не совсем была понятна тема карандашей и таинственного человека на рычагах. Но главная тема, как бы ее не пытался завуалировать Мастер — выглядит скупо — ответственность за будущее. Ах ну да, субъект типа Генри должен быть джентльменом и не бросать беременную подругу на мороз. Ах как оригинально и непредсказуемо.

    Не буду разбрасываться только критикой — в фильме есть таки зловещие моменты — особенно в начале — когда камера залетает в какую то дыру, или сцена с бабой-соседкой. Немало лулзов доставила и хохотушка-хомячиха из батареи.

    Очень странно видеть рейтинг 91%. Маргиналы конечно назовут это творение мейнстримом и типа «артхаусом», но для меня и лично для меня это будет фильмом для одного просмотра.

    3 из 10

    21 марта 2013 | 22:43

    В 1972 году как Эдвиж Фенек нежно обнимала черного как ночь котофея, так Линч метафорически прижимал к метафорическим грудям идею полнометражного чуда, воплощение которого потребовало от неопытного режиссёра долгих лет работы.

    Но его проект был совсем не похож на котеечку, имел странное бессмысленное название и коротенький сценарий, поэтому финансирования Дэвид не добился.

    А Линч не простой, поэтому нашел выход из положения. Поменяв название на Eraserhead(«Голова-Ластик») старина Дэвид, начал вкалывать на плебейской работе, разнося газеты, на потеху соседским старикам, ведь на тот момент ему был 31 год.

    На главную роль Линч выбрал актера Джека Нэнса, с которым не расставался на протяжении долгих лет. Кто знает, возможно именно это привело к его трагической гибели. Да чего уж там, первый оператор картины Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съёмок умер во сне. Страшно представить, что могло ему сниться после работы с Дэвидом Линчем.

    На заработанные им гроши фильм снимался отрывками на протяжении 5 лет. Одни и те же декорации приходилось собирать и разбирать по нескольку раз, а сцена, в которой Генри входит в свою квартиру, была снята через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь.

    Итак, Ластик хорош. Прекрасен и безобразен одновременно, такое редко бывает. Но почему он Ластик? Этот вопрос ставит перед собой большинство зрителей, и каждый волен решать за себя, ведь режиссер не дает однозначной трактовки. Я беру на себя смелость предложить вам свое видение этой картины.

    Мистер Спенсер живет в окружении невероятной мерзости, и я говорю не о мрачных тенях, или мелких неприятностях, а о чем то более глобальном. В первую очередь о рутине.

    Клятая рутина, скучная работа, жизнь «как принято», девушка с ребёнком, её невыносимо отвратительное семейство, женитьба по залёту, совместная жизнь с нелюбимой женой, её побег, а самое главное — полное смирение Генри перед обстоятельствами, отсутствие хоть какого-то подобия борьбы за свою жизнь — всё это Паскудство(с большой буквы) и воплощает в себе безобразное порождение, которое орёт и хохоча _стирает_ то, что ещё оставалось от личности героя.

    Обратите внимание, в одном из кошмаров, этот самый Ластик «стирает» его голову, занимает её место и орёт. Вот-вот. То самое, из названия, и получается. И из снов, из-за батареи, приходит спасение. In Heaven everything is fine. Генри принимает единственно верное решение, приносит Ластик в жертву и освобождается. И граница сна и реальности исчезает. Уверены, когда Генри обернётся, то вместо выпотрошенного уродца в замкнутой комнатёнке увидит другой мир, полный красок.

    Жертва вообще имеет огромное значение(я не об этом фильме конкретно, а в целом).

    Впрочем Ластиком можно считать и Леди из-за батареи, которая «стерла» покорность судьбе Генри и позволила ему сражаться за свободу.

    А может Линч вообще для смеха это название придумал, чтобы бездельники вроде меня вечерами бредятину надумывали (и спасибо ему если так). А если не так — всё равно спасибо.

    В своих интервью Дэвид Линч называет «Eraserhead» своим самым «тонким» фильмом и принципиально отказывается комментировать его сюжет, заявляя, что зрители должны самостоятельно составить о нём своё мнение и постичь заложенный в эту картину смысл.

    Неудивительно, ведь этот человек в качестве ребенка-мутанта выпотрошил замотаный в тряпку эмбрион ягненка и и устроил ему пышные похороны.

    В то же время, фильм(как, впрочем, и любой авторский) восприняли неоднозначно, а многие критики после просмотра подозрительно стали коситься на Мистера Линча, который, однако, не тушил о них сигарет. А стоило бы. Но, маститые корифеи мира кино приютили его под своими нежными крылами, подарив неопытному режиссеру путевку в большое кино. В один конец.

    10 из 10

    2 ноября 2013 | 17:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>