«Помню, как ребенком я ходила с воздушными шарами, на которых было написано: «Избирательное право для женщин». Я очень рано усвоила, что тебя могут использовать ради правого дела».
Кэтрин Хепберн
Если судить о фильме по названию, и при этом знать один немаловажный факт из творческой жизни Кэтрин, что она актриса великих эксцентричных комедий 30-х и 40-х годов, а также — умеренно феминистских в паре со Спенсером Трэйси, Спенс был настоящей любовью всей ее жизни, так умело он уравновешивал ее экспрессию, но я возвращаюсь к сути этого предложения — если пропустить название «Женщина восстает» через мясорубку сознания, то воображаемая картина сложится в эксцентричную комедию, в которой (безоговорочно!) молодая леди Кейт бунтует против закоренелого эксплуататора мужа, творит историю, зажигает экран... Может это плохая привычка, но я никогда не читаю аннотаций к фильмам. Пробегаю глазами, но чтобы строить свой интерес на кратком пересказе сюжета — такое бывает редко. Поэтому меня крайне удивил начальный титр, предлагающий нам окунуться в эпоху викторианства, остановившую свой черепаший бег где-то на середине пути. Ну что ж, окунемся.
Сама Кэтрин вспоминает этот фильм, как еще один из четырех наискучнейших, в период ее катастрофически нестабильного становления в Голливуде. Интерес к героиням, с тайной тягой к эмансипации, будет сопровождать ее всю жизнь. Стоит добавить, что не всегда получалось слепить стопроцентно запоминающийся образ, но эти глиняные фигурки, которые так и не смогли обрести плоть шедевра в киноискусстве, все равно оставались частью ее большой киноорганики. Потому, что помимо того, что она была женщиной, она еще была и личностью. А именно это и делало ее звездой. Может я говорила это раньше, используя это утверждение в других рецензиях на неудачные фильмы Хепберн, но «Женщина восстает» запоминается только благодаря наличию в кадре ее супер-звезды.
Она потешная в сцене, где ломает куриную косточку с сестрой, и, вот незадача, оказывается невезучей. Она потешная в сцене с ослом. (Как осел уделывает «высокомерную» Кейт, узнают только истинные фанаты Хепберн, если посмотрят этот фильм). Она звездная, когда стоит на носу яхты и ловит широкими ноздрями сладостно - соленый запах моря. Одухотворенность. Кажется, ей нет дела, что она играет и что происходит в кадре, она наслаждается самим процессом создания чего-то незабываемого. А сцена, в которой она с распущенными волосами и мокрыми глазами, в которых отражается весь лунный парк, говорит 'да' своему Ромео, заставляет забыть истошно мелодраматичный сюжет. Даже для 30-х годов прошлого века этот фильм о якобы прогрессивно мыслящей женщине выглядит малоубедительным. Показывать беременную женщину во всей ее округло-животной красоте все еще считается верхом непристойности. Выставлять мужчин задеревенелыми дураками непозволительно. Последствия не заставят себя ждать. То, что перед нами посредственное кино понимаешь в начале, когда пространство закоренелого женоненавистника занимает тираничный отец. Вроде бы умный мужчина, судья, а выход, как избавиться от своих дочерей, видит в банальности — устроить бал и поскорее выдать их замуж. С первой, простушкой Флорой Энн, все складывается удачно, а вот со второй - Памелой (та, что Кэтрин Хепберн, конечно же) все складывается немного драматичнее. Но пусть первая сестренка не переживает, несчастье Памелы захватит и ее.
Сижу вот теперь и думаю, а может это я такая испорченная современностью — феминизм стал злым, найдя виновников, он не терпит прощения, он жаждет крови. Пусть «Женщина восстает» далека от того, чтобы зваться шедевром, но характер, благодаря Кэтрин Хепберн, у этой ленты есть. Для современного мира она выдает заезженные фразы вроде «что не убивает тебя, делает сильнее», а для поддержания баланса в мире, ее простая истина о прощении тех, кто испортил твою жизнь, подходит как нельзя лучше. Нам есть к чему стремиться.