всё о любом фильме:

Девичий источник

Jungfrukällan
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийУлла Исакссон
продюсерИнгмар Бергман, Аллан Экелунд
операторСвен Нюквист
композиторЭрик Нордгрен
художникП.А. Лунгрен, Марик Вос-Лунд
монтажОскар Розандер
жанр драма, криминал, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время89 мин. / 01:29
Номинации (1):
Источникам всегда приписывают целебные свойства, и их происхождение часто связывают с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события… И эта скандинавская средневековая легенда тому подтверждение.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
15 + 1 = 16
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Этот фильм шведского мастера кино Ингмара Бергмана, созданный на основе легенды XIV века об источнике, который возник на том месте, где была изнасилована юная дочь крестьянина, ехавшая в церковь, поражает и до сих пор. Но отнюдь не натурализмом и откровенностью сцены поругания. Простота, ясность, чистота и словно прозрачность избранной режиссёром манеры ненавязчиво заставляют нас почувствовать невинность и святость уединённого в самой глуши незамысловатого мира скромных людей, в том числе — девушки Карин, нежного и кроткого создания. А эпизод насилия над ней воспринимается особенно обострённо и даже шокирующе только потому, что показан отражённо — глазами сводной сестры Карин, язычницы и ворожейки Ингери, которая пожелала ей смерти и уже успела раскаяться в этом, а также через потрясение и ужас мальчишки, не принявшего вместе с другими бродягами участие в надругательстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 47 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Несколько лет подряд просто не решалась смотреть этот фильм. Решилась. Посмотрела. Встала с дивана. И пошла на полусогнутых. Кажется, легче пережить одинокую ночь в темном лесу в окружении злых духов и диких зверей, чем увидеть такую киноленту — такова она по силе воздействия и испытанному ужасу. Вместе с тем, возникает чувство умытости, очищения, исцеления, как ни странно. Только таким и может быть настоящее искусство: сначала обожжет рану в сердце острым перцем, а зачем приложит повязку с живительной мазью. Открывая глаза на действительность — не забывает дать снадобье от внезапно нахлынувшей слепоты, а точнее — желания ослепнуть. Или: будто приставляет своему зрителю ладонь над бровями, создавая тень — чтобы свет правды не обжег роговицу.

    В отличие от Бергмана другой мастер воздействия на психику — Ларс фон Триер — отмыться после грязи не предлагает. Ты встаешь с дивана — поверженным ничтожным неумытым маленьким человеком. Бергман же вместе с ядом бытия преподносит и чашу с противоядием для души. Правда, может быть, не во всех своих фильмах. Но «Девичий источник» с этой точки зрения совершен: на месте, где ничтожества надругались над девушкой, из земли пробивается вода и смывает всю скверну… И тогда — девушка выглядит не просто бессмысленной жертвой, а жертвоприношением во имя омовения мира.

    24 апреля 2014 | 13:31

    Знакомство с творчеством Ингмара Бергмана я начала с фильма «Девичий источник», возможно не самый удачный выбор, ведь сам режиссер считал фильм «настоящей производственной травмой». Но гении часто бывают самокритичны, потому не стоит на этом зацикливаться.

    Фильм «Девичий источник» — это киноклассика. Она проста, минималистична, но вдумываясь в детали восхищаешься внутренней наполненностью.

    Я не согласна с определением жанра, как триллера или не дай боже, фильма ужасов. Форма — драма, по шведской притче.

    Притча о богах — христианском и языческом боге Одине, о людях, что участвуют в игре, но они во все не пешки и не марионетки. Бог (какой?) способен услышать их мольбы. Но как известно бойтесь своих желаний… Но религиозная подоплека не кажется нравоучительной, потому что, лично для меня на первый план вышли человеческие чувства зависть, любовь, месть…

    8 из 10

    3 ноября 2008 | 12:00

    Не знаю как для кого, а для «вашего покорного слуги» кино — это в первую очередь богатый, а может во многом и иррациональный внутренний мир автора-режиссёра. И уже во «вторую голову»: талантливые актёры, изощрённые визуальные красивости и захватывающие дух истории. Основой, соединяющей все выше перечисленные элементы в «магию зрелища», всё равно должна быть недюжинная фантазия создателя и индивидуальный творческий почерк.

    Киноработы Ингмара Бергмана с этой субъективной позиции, едва ли не идеальный пример желаемого. Его фильмы — это ряд бесконечных «параллельных диалогов»: с самим собой(рассуждением вслух), со своим зрителем(отвечающим ему мысленно) и конечно же самим Господом(отвечающим шведу вековым молчанием, но неизменно наделяющим его ленты заслуженной благодатью). А вообще удивительно, что именно у рьяных атеистов(помимо Бергмана, это например ещё и Бунюэль), получались самые духовно наполненные картины. Возможно, потому что они всё таки дерзали своими работами, осознавать феномен Бога.

    В своей автобиографии гениальный скандинав утверждал, что «Девичий источник» — лишь во второстепенной мере наделён религиозным подтекстом, а главным для него было показать саму историю преступления и мести. Наверное всё же маэстро лукавил, говоря это, тем паче, что некоторые моменты картины условно созвучны — вышедшему за пять лет до этого «Слову» Дрейера, где как раз аспект веры был центральным местом.

    Фильм начинается в некоторой театральной манере, побочным поприщем авторской мысли Бергмана, как известно была сцена. Первая четверть действия происходит в декорации жилища семейства главных героев, но этот мнимый минус, наделяет всё последующие события ещё большим совершенством. Режиссёр, словно «по капле» выдавливает из своей работы сценическую инертность, придавая эпизодам на естественной «натуре» ощущение воздушной витальности, пусть и сопряжённую с жестокой натуралистичностью.

    Воссоздавая реальность, в которой побочно сосуществуют два «человеческих измерения» — тела и духа, автор стремиться изобразить постижение одного другим, именно на этом держа фокус фильма. Заведомо показав нам момент драмы, он переводит сюжет в детективную стилистику, продолжая традиции целого субжанра авторского киноискусства — средневекового триллера. Давая возможность, понаблюдать зрителю за реакцией героев фильма, на уже случившееся для них несчастье, покуда персонажи ещё пребывают в его неведении.

    Конечно лента пестрит явными символами — гибель юной героини отображается в заломанной берёзе, которую её отец(как всегда харизматичный Фон Сюдов) изводит для растопки бани, чтобы через несколько минут, устроить уже другую — «кровавую баню» своим непрошеным гостям-убийцам.

    Итак Бергман создал очередную кино мифологему, дойдя до сути бытия, своими фирменными приёмами(которые как не странно всегда приводили его к разным результатам, хоть и были частью и сторонами одного и того же): пессимистичным взглядом на вечность, богооставленностью и зеркальным отражением сущности людей и их поступков…

    9 из 10

    14 апреля 2011 | 14:08

    Запоминающийся фильм. Бергман создал философскую притчу, на достаточно «примитивном» материале. В сущности, концепт «Девичьего источника» построен по всем канонам фильмов о мести: отец мстит за насилие причиненное его ребенку.

    Между тем, работа Бергмана совершенно неожиданно погружает нас в диалог с Богом о пределах личной ответственности.

    В фильме меня потрясли две сцены:

    - сцена омовения в бане героя Макса фон Сюдофа. Спокойствие и размеренность с которыми он совершал этот обряд (принимая во внимание сюжетную остроту ситуации) делают фильм по настоящему религиозным. Спокойствие персонажа — следствие его религиозности, он не понимает волю Высшего начала, но принимает ее;

    - сцена когда разбойники передают матери одежду ее дочери и мать понимает, что произошло. Режиссер наслаждается психологизмом ситуации и натужный (сквозь зубы) ответ матери становится знаковым: «Я должна спросить у мужа какой должна быть истинная цена столь дорогой вещи».

    Не стал бы говорить о гениальности фильма. У него есть явные преимущества: архетипический сюжет и религиозный подтекст. Между тем, есть и недостатки: актеры слишком техничны и не всегда естественны, поэтому, иногда кино в большей степени напоминает «телеспектакль». Если для экзотической версии «Макбета» в постановке Акиры Куросавы такая стилистика не была критичной, то в данном случае — это ослабляет впечатления от фильма.

    8 из 10

    5 мая 2012 | 14:20

    Если делать какие-то выводы, то можно сказать так: все мое творчество на самом деле основано на впечатлениях детства. Я могу буквально в мгновение перенестись туда. Я думаю, вообще все, что имеет какую-то ценность, уходит корнями в мое детство. И говоря диалектически, я никогда не порывал со своим детством, все время вел с ним диалог. Ингмар Бергман

    Когда Бергман был еще маленьким Ингмаром и впервые посмотрел фильм в кинотеатре его «одолела лихорадка, так никогда и не прошедшая». Самым страстным его желанием было обладание кинопроектором, подаренным брату на Рождество. После долгих криков и слез Ингмару пришло неожиданное решение и он реализовал свою мечту, выменяв кинопроектор у брата на сотню оловянных солдатиков. С тех пор он покупал в магазине использованную кинопленку, погружал ее в крепкий раствор соды на полчаса и смывал изображение. Пленка становилась прозрачной и позволяла делать кино с «чистого листа». Впоследствии эта детская изобретательность проявится в способности снимать кино и каждый раз отвечать на вечные вопросы, заново переосмысливая и переоценивая свою собственную жизнь. Все детские переживания и размышления о семье, религии, двуличии, образы отца и матери перешли во многие его фильмы. Интересно то, что к сорока двум годам его отношение к религии претерпевает серьезные изменения. «Мои собственные религиозные представления уже дали сильный крен влево», — пишет Бергман. Это не могло не отразиться на его творчестве. Именно на этот период и приходится создание кинокартины «Девичий источник». С нее начинается цикл фильмов Бергмана, где мир со всей его нестабильностью можно считать предъявленным, но никак не обрисованным.

    Сюжет основан на шведской легенде XIV века и повествует об изнасиловании и убийстве Карин — юной дочери богатого землевладельца Тере, не успевшей ещё даже сплести ноги ни с одним мужчиной в отличие от своей сводной сестры Ингери. Пастухи, совершившие поругание, снимают с Карин шелковый наряд, чтобы продать, и отправляются на юг. По дороге они просят ночлега в доме Тере и преступление раскрывается.

    Простота повествования в кинокартине подкупает своей непринужденностью и прозрачностью исполнения. За игрой света и тени прослеживается противопоставление образов Карин и Ингери. Первая находится в блаженном неведении о несправедливости этого мира и беззастенчиво любуется им и собой, и кажется, что сам Фрейер является ее покровителем, а вторая одержима завистью и страхом, блокирующими проявление любви к самой жизни. Такое отношение Ингери обусловлено суровостью средневекового быта и уклада общества. Режиссер намеренно вводит в кинокартину сцены трапезы, дающие полное представление об аскетизме существования и второстепенности плотского перед духовным. Человеческая душа, ее святость — вот то, что прежде всего интересует Бергмана. Образ Бога, «давно покрывшийся трещинами» для самого режиссера, служит здесь мастерски выстроенной декорацией. День страсти Господней, начавшийся с веселья, разговоров о повседневных делах, пронизанных святостью, и поездки в церковь со свечами для Пресвятой Девы Марии заканчивается материнскими слезами и поиском Бога в себе. Абстрактность киноязыка этой ленты очень ярко иллюстрирует богооставленность. Причем именно такую, где может быть ни слова о Боге, но это не значит, что ни слова к Богу не обращено. Даже природные явления здесь выступают в роли божественного провидения. Ведь неслучайно, когда режиссер хочет акцентировать внимание на летней свежести Карин, все пространство заливает теплый струящийся свет солнца, столь редкий и ценимый в Скандинавии. Снег как плач о погубленной молодости. Холод под покровом ночи как пора расплаты за содеянное. Робкий утренний свет, когда на месте совершенного преступления сквозь землю прорывается источник, смывающий всю скверну и очищающий души людские, словно божественное откровение. Одиноко стоящая береза, ломаемая отцом Карин, символизирует человека с исчезнувшим Богом внутри. И в этом случае человек начинает действовать не так, как ему велят душа и совесть, а по традиции, сложившейся веками. Возникает мысль о мести — ведь с древнейших веков в Скандинавии месть за убийство и другие преступления против женщин входила в круг обязанностей родичей-мужчин. Процесс осознания отцом Карин своего назначения представлен в картине нетривиально, и выбор его состоялся: Тере сам чувствует важность, серьезность и бесповоротность свершившегося. И есть только один верный путь, позволяющий сохранить душу. Ищешь Бога в себе — значит ты человек.

    17 апреля 2015 | 08:39

    Вряд ли мне удастся добавить, что-либо существенное по поводу фильма «Девичий источник». Но, как говорится, попытка не пытка, тем более, что это третий фильм шведского режиссёра мной виденный. Если предыдущие два «Осенняя соната» и «Сцены из супружеской жизни» — это одна ипостась, то «Девичий источник», совсем из другой оперы. Здесь вы не найдёте крылатых слов и афоризмов, цитат для глубокого осмысления. Зато можете увидеть и созерцать жизнь одного шведского хутора, согласно одной легенде. Персонажи все яркие и сочные, одна дикарка чего стоит. Но о ней немного попозже.

    Итак, перед нами набожная семья. Могучий глава (Макс фон Сюдов), зачехлённая на все пуговицы, это метафора разумеется, мать (Биргитта Вальберг) и красавица дочь. Её льняные волосы, это украшение всего фильма. А какие у неё наряды ? Да, в том сундучке чего только нет, каких только платьев и кружев. Ты попадаешь в атмосферу сказки, доброй сказки, в которой родители любят своё чадо. Любят, холят и лелеят, позволяя спать и не обременяя домашними заботами.

    И как антипод нашей дочери красавице, девица приблизительно её возраста. Но уже совсем другое выражение лица, совсем другая одежда и мысли по Чехову. На таком вот разительном контрасте построил начало картины Ингмар Бергман. Что ж, пока всё достаточно спокойно и прозаично, не считая одной маленькой детали. И эта деталь, как бы расшевеливает зрителя, не даёт ему убаюкаться атмосферой благодушия и единения этой семьи, исключая дикую. И тут она, эта девушка с глазами дикой серны, словно почувствовав, что о ней идёт речь, махнув не глядя, кося по сторонам, дабы её не спалили, берёт и кладёт лягушку или жабу уж не знаю, в пирог приготовленный для отправки в церковь. И вам уже становится любопытно, кто сим пирогом полакомится. Да-с. Ничего-с найдутся желающие-с, можете не сомневаться. А пока, что две девушки отправятся в путь дорогу до ближайшей церкви…

    Доброе и злое всегда идут рядом, всегда трутся рука об руку. И где такая граница от которой одно можно отделить от другого. Одним кажется убийство добром, а другим злом. Это как посмотреть. Не случайно в конце фильма Бергман выводит отца семьи, чтобы тот не просто своей могучей хваткой, но нечеловеческим воплем, воззвал к Богу. Совсем не случайно. Хитрец, Бергман. И легенду в ярких красках обозначил и под божественную суть подвёл. И конечно темные силы в лице трёх человек показаны достаточно колоритно. Найди такие с ходу. А Бергман нашёл.

    Квинтэссенция картины — открытия девичьего источника. Буквально одним движением зрителя можно повергнуть в ступор, в состояния катарсиса, исступления и прочая. Пробежали ли у меня мурашки по коже ? Не то слово. Как будто марафон устроили. За что спасибо Ингмару Бергману. Кстати, этот образ дикарки никак у меня не выходит из головы. Что с ней будет ? Как думаете ?

    10 из 10

    11 июня 2015 | 07:47

    Этот фильм вызывает сильнейшие эмоции и очень долго не отпускает. Почему насилие и зло так помнится? В «Девичьем источнике» Бергман показал историю жестокого преступления — надругательство над невинной душой. Сцены насилия сняты настолько грязно и омерзительно, что могут посоревноваться с современными и даже превзойти их, а фильму-то больше полувека. «Девичий источник» — это черно-белое кино, если бы добавили цвета, возможно, вышло бы еще что-то более ужасающее. «Почему так мрачно на душе, почему зло торжествует, почему?» — вопрос, на который хочется ответить, но не получается.

    В основу фильма легла скандинавская легенда. Историю, рассказанную Бергманом, можно назвать страшной сказкой. Только вот непонятно почему в этой сказке девушка умирает просто так. Кто виноват в этой трагедии: колдующая и ненавидящая ее сестра или это просто случайность? Где был Бог, когда невинная девушка ехала с чистыми помыслами в церковь, почему он не уберег ее?

    Макс фон Сюдов показал все муки и страдания отца, который потерял любимое дитя. Способна ли месть очистить душу, залечить раны? Ответ вы найдете сами.

    10 из 10

    23 марта 2015 | 16:54

    Свою юбилейную, пятидесятую рецензию хочется посвятить какому-нибудь достойному фильму. Пожалуй, это будет «Девичий источник» Ингмара Бергмана. Черно-белый фильм, основанный на старинной шведской легенде, повествующий о жестокости, несправедливости и Боге.

    С первых же минут фильма зрителя захватывает атмосфера Средневековья. Это сейчас, во всяких кэтринхардвиковских «Красных Шапочках» напомаженные герои 14-го века как будто сошли с плакатов рекламы французского парфюма, а здесь все по-честному, господа. Грубый, мужественный и справедливый глава семейства в исполнении Макса фон Сюдова. Набожная, послушная мужу супруга в наглухо закрытой одежде. Капризная, избалованная, но все же всеми любимая дочь Карин — главное родительское сокровище. Режиссер рисует нам типичную семью зажиточных крестьян. Есть еще один немаловажный персонаж — сводная сестра Карин — Ингери. Она — язычница, занимается магией на дилетантском уровне и всей душой ненавидит ни свое положение, ни своих благодетелей, давших ей кров.

    По ходу фильма режиссер как бы ведет диалог со зрителем, заставляя его задуматься над вопросами вроде: почему за добро эта набожная семья получила зло? Почему Бог допустил это? Здесь мистика мастерски переплетена с религией, единобожие с языческими верованиями.

    Красивый, очень атмосферный фильм, с гениальной режиссурой и потрясающими пейзажами.

    22 мая 2011 | 15:18

    На удивление, у этого фильма есть сюжет, такой незамысловатый, простенький. Есть своя атмосфера, такая средневековая, со странностями, даже немного сказочная — колдуньи, проклятья, разбойники, религиозная наклонность, свойственная Бергману и так далее.

    Но вся история в этом фильме уместилась бы в короткометражку или мультфильм-притчу. Собственно поэтому и ощущение такое, что вроде смотрел полтора часа, а произошло в фильме пару событий. Вот и приходится любителям жанра выискивать в каждом действии героев какой-то смысл или может знак, символ.

    Не будет в рецензии ничего конкретного про сюжет фильма, потому что, как уже написал выше, спойлер всего фильма уместится бы в пару предложений.

    А так скучноватый фильм, снятый в отвратной глазу атмосфере, игра актёров, а точнее образы героев, созданные режиссером и актерами, тоже не привлекают своей утонченностью.

    Оценка такая только из-за того, что это самый терпимый фильм Бергмана из всех что я видел. В общем лучший среди худших.

    7 из 10

    3 июня 2014 | 11:39

    Сразу оговорюсь, по порядку оценивать составляющие фильма, вроде режиссуры или операторской работы я не буду. Зачем? Это же фильм Бергмана!

    Шведский режиссёр Ингмар Бергман никогда не снимал плохих картин. Даже средних. Он снимал либо хорошо, либо никак. Я, конечно, не видел всю его фильмографию, но одно могу сказать точно: не может режиссёр, обладающий талантом, способствующим созданию таких картин как «Персона», «Молчание», «Земляничная поляна», «Осенняя соната» и «Девичий источник» снимать плохое кино. И что самое главное, Бергман не стеснялся отражать на экране какие-то личные переживания, потому его фильмы, как и картины Тарковского, смотреть немножко стыдно. Как-будто лезешь в голову и душу к другому человеку.

    Вот и в этой картине (получившей, кстати, Золотого Болванчика за «Лучший фильм на иностранном языке» в 1961 году) сильны отголоски собственного отношения режиссёра к вере в целом и к религии в частности. Причём исключительно на уровне трактования истории, рассказанной в фильме. Что безбожные разбойники, убившие невинную деву, что её христианин-отец, свершивший акт «праведной» мести и убивший в порыве гнева ни в чём не повинное дитя — это заблудшие души. Заблудшие в глубинах собственного безволия, слабости и животной агрессии грешники, совершающие преступления не столько против человека, сколько против природы. Поэтому изготовление обыкновенных банных веников из ещё недавно живой берёзы — это метафора противления природе со стороны решившегося на убийство человека, а может быть и ясное свидетельство о готовности прервать чью-то жизнь. Бергмана за его долгую жизнь мучало много различных вопросов. Так вот одним из главных, как мне кажется, был вопрос доверия к Богу, сомнение в его существовании, или, по крайней мере в его добродетельной сущности. Потому в «Девичьем источнике» люди совершают преступления вне зависимости от вероисповедания. А мальчик, который не смог вкусить благословлённой за столом похлёбки — это сам Бергман, мечущийся между верой в Бога и верой в человека. Желающий верить, но не понимающий, как подобные злодеяния могут твориться на свете. Неужели по воле Божьей? И противопоставление обращения к Одину и обращения к христианскому Богу является вариацией на ту же тему. За мальчика, однако, всё решила судьба, а вот режиссёру досталась куда более тяжёлая доля.

    И тем не менее, Бергман верил. Верил если не в Бога, не в его всепоглощающую любовь, то в добро и в светлое начало в каждом из нас. Потому что без веры человек не может жить, как не может жить без воды. А источник, забивший из места гибели девушки — это не просто сочувствующая природа, которая всегда реагирует на обитающего в ней человека, это символ веры и надежды, дарующий живительное очищение и покой.

    10 из 10

    26 ноября 2013 | 02:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>