всё о любом фильме:

Девичий источник

Jungfrukällan
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийУлла Исакссон
продюсерИнгмар Бергман, Аллан Экелунд
операторСвен Нюквист
композиторЭрик Нордгрен
художникП.А. Лунгрен, Марик Вос-Лунд
монтажОскар Розандер
жанр драма, криминал, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время89 мин. / 01:29
Номинации (1):
Источникам всегда приписывают целебные свойства, и их происхождение часто связывают с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события… И эта скандинавская средневековая легенда тому подтверждение.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
15 + 1 = 16
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Этот фильм шведского мастера кино Ингмара Бергмана, созданный на основе легенды XIV века об источнике, который возник на том месте, где была изнасилована юная дочь крестьянина, ехавшая в церковь, поражает и до сих пор. Но отнюдь не натурализмом и откровенностью сцены поругания. Простота, ясность, чистота и словно прозрачность избранной режиссёром манеры ненавязчиво заставляют нас почувствовать невинность и святость уединённого в самой глуши незамысловатого мира скромных людей, в том числе — девушки Карин, нежного и кроткого создания. А эпизод насилия над ней воспринимается особенно обострённо и даже шокирующе только потому, что показан отражённо — глазами сводной сестры Карин, язычницы и ворожейки Ингери, которая пожелала ей смерти и уже успела раскаяться в этом, а также через потрясение и ужас мальчишки, не принявшего вместе с другими бродягами участие в надругательстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 47 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Бергман для меня всегда был образцом мастерства режиссерского искусства. Все его фильмы идеальны. Если честно, я даже побаиваюсь их смотреть (и уж тем более пересматривать). Его сюжеты и диалоги настолько тяжеловесны, правдивы и глубоки, что мне становится не по себе. Словно читаешь что-то древнее, наподобие Илиады Гомера или Метморфоз Овидия. С одной стороны поначалу тяжело, а потом втягиваешься и не можешь оторваться.

    Больше всего мне, наверное, нравится то, как в этом фильме создается образ сказки. С одной стороны в сюжете нет ничего сказочного. Он о семье в которой две сестры, одна, словно нелюбимая Золушка, от первого брака отца, другая — любимая — от второго. Старшая завидует младшей. Хочет ей всячески испортить жизнь, но даже не хотела бы, чтобы с ней произошло то, что случилось по пути через лес.

    Фильм жесток и реалистичен. Но вместе с тем удивительно нереален, словно сказка. Не могу понять за счет чего достигается этот эффект. Может быть за четкого сказочного сюжета. Злодеяние и жестокая неумолимая расплата. Может быть за счет сказочных персонажей. Красавица блондинка главная героиня, три брата, младший из которых пастушок, прогулка по лесу. Без всякой помощи со стороны сюжета, погружаешься в сказку. Кажется вполне реалистичным, что сейчас из кустов выйдет говорящий волк, появится добрая волшебница, жестокие разбойники, благородный принц. Но всего этого нет. Есть только реальность.

    Режиссер, словно, заставляет поверить в его версию. Если в седьмой печати я погрузился в мистический мир религии, то в девичьем источнике погрузился в сказку для взрослых.

    Не знаю почему, но все фильмы Бергмана оставляют в моей душе тихую белую грусть. Словно произошло что-то приятное или неприятное, но оно закончилось.

    10 из 10

    13 февраля 2013 | 19:46

    Запоминающийся фильм. Бергман создал философскую притчу, на достаточно «примитивном» материале. В сущности, концепт «Девичьего источника» построен по всем канонам фильмов о мести: отец мстит за насилие причиненное его ребенку.

    Между тем, работа Бергмана совершенно неожиданно погружает нас в диалог с Богом о пределах личной ответственности.

    В фильме меня потрясли две сцены:

    - сцена омовения в бане героя Макса фон Сюдофа. Спокойствие и размеренность с которыми он совершал этот обряд (принимая во внимание сюжетную остроту ситуации) делают фильм по настоящему религиозным. Спокойствие персонажа — следствие его религиозности, он не понимает волю Высшего начала, но принимает ее;

    - сцена когда разбойники передают матери одежду ее дочери и мать понимает, что произошло. Режиссер наслаждается психологизмом ситуации и натужный (сквозь зубы) ответ матери становится знаковым: «Я должна спросить у мужа какой должна быть истинная цена столь дорогой вещи».

    Не стал бы говорить о гениальности фильма. У него есть явные преимущества: архетипический сюжет и религиозный подтекст. Между тем, есть и недостатки: актеры слишком техничны и не всегда естественны, поэтому, иногда кино в большей степени напоминает «телеспектакль». Если для экзотической версии «Макбета» в постановке Акиры Куросавы такая стилистика не была критичной, то в данном случае — это ослабляет впечатления от фильма.

    8 из 10

    5 мая 2012 | 14:20

    Бергман великий художник, каждый кадр словно картина, четко прорисованная и продуманная. Смотреть этого режиссера сплошное удовольствие для глаз и мозга. «Девичий источник» это третий фильм Бергмана, который я посмотрела, впечатлений много. История-легенда о вере, безверии, любви и ненависти. Мне очень нравится как режиссер показывает нам средневековье, у него оно всегда аутентичное, без прикрас. На этот раз мы видим семью, внутри которой не смотря на внешнее благополучие творится смута и непонимание. Две сестры, разные судьбы и разные характеры, они не понимают друг -друга, одна ненавидит другую. Разные взгляды на мир, на религию. Их мать и отец больше не испытывают теплых чувств, она ревнует его к дочери, а он слишком ослеплен любовью к своему ребенку и слишком беспечен. В семье так же имеет место быть резонанс по отношению к религии, старшая сестра язычница, она не принимает другой веры, ей понятен Один и ворожба. Мать и дочь верующие люди, мать даже слишком, она умерщвляет плоть превращая веру в фанатизм. Так много понимания и противоречий, но всех примирит горе, боль поставит все на свои места, покажет где истинная вера, а где иллюзия.

    Прекрасный фильм, рассказывает об очень многом, простым и понятным языком. Задает вопросы и сам же дает ответы на них. Бог одной рукой дает, другой отнимает, он забрал самое дорогое, но в тоже время прекратил сумятицу в душах этих людей, открыл глаза на то, чего до этого они не замечали.

    Проблемы поставленные в этом фильмы актуальны и по сей день, Бергман делал кино на века, интересное и понятное всем, кто хочет и умеет размышлять.

    1 ноября 2011 | 23:13

    Вот это фильм, шедевр! Очень впечатлил. Сколько же в мире зла… До сих пор как-то не знакома была с творчеством Ингмара Бергмана. Спасибо, что у нас есть люди, которые находят такие шедевры и выкладывают. Очень рекомендую, будет страшно, средневеково, величественно и бесконечно талантливо. Буду скачивать и смотреть другие работы титана шведской режиссёрской школы Ингмара Бергмана.

    Браво!

    10 из 10

    18 сентября 2010 | 12:15

    В данной киноленте великолепного шведского режиссера Ингмара Бергмана сокрыт разнообразный букет смыслов. Тем не менее, вполне очевидной и центральной является тема жертвенности, которая пронизывает, словно «золотое сечение», саму суть картины. Молодая девушка Карин любима своими родителями и, особенно, матерью. Она для нее единственное и любимое дитя. Подобное отношение матери к своей дочери порождает целый клубок страстей во взаимоотношениях Карин со своей сестрой Ингери, которая оказывается «в тени», более любимой сестры.

    Семья очень набожна. Исповедуют христианство. Карин обладает поразительной невинностью и доверчивостью (столь неэффективными в жестоком мире насилия). Карин живет в своем мире, где нет места злу. Точнее в ее опыте нет зла, поэтому она может сохранять свою невинность. Она по-человечески добра. Без каких-либо догм и долженствований. Она — дитя природы. Подобно природе, которая невинна, Карин также невинна. Но мир людей — это мир свободы. А цена свободы — неизбежность зла.

    Тема природы в картине играет первостепенное значение, наряду с актом жертвоприношения. Природа также невинна, как и Карин. И любое насилие, которое человек совершает над своей планетой, так или иначе обернется для тех, кто делает это неминуемым наказанием. Потому что «насилуя» природу, частью которой все мы являемся, мы выносим сами себе приговор.

    Невинность девушки неотвратимо отправляет нас к образу Христа, который также был невинен, добр, милосерден. Он был выше Закона Моисея, подчиняясь «закону любви».

    Иудеи, распявшие Христа, лишились Божественного благословения, которое вылилось в окончательное уничтожение Иерусалимского Храма, в котором они поклонялись своему Богу Яхве. Но несмотря на это появилось христианство в виде нового «источника жизни» и божественного благословения, но уже для всех народов земли, а не только евреев.

    Эта же мысль отражена и в картине Ингмара Бергмана. Сама природа не может принять насилия и поэтому она раскрывает свою живительную твердь, как-бы показывая, что невинность и любовь никогда не могут быть поглощены насилием и животным безразличием, свойственным людям, которым «все, все равно». Поэтому и сегодня, несмотря на колоссальное насилие, которое люди совершают над собственной планетой, будто принося безумную и бессмысленную жертву, неизбежно обернется для них как проклятием, так и новым освежающим прощением, дарованным новым поколениям.

    Данная картина великого шведского мастера вне всякого сомнения экзистенциальна, поскольку она вновь поднимает вопросы вины, мести, наказания, прощения и веры в Бога, который хранит стоическое безмолвие, несмотря на творящееся беззаконие. «Если Ты, Отче, есть и видишь беззаконие, совершающееся над творением твоим, то почему ты молчишь и бездействуешь? Если ты так поступаешь, то что остается делать мне, кроме как не мстить и не брать в свои руки справедливое возмездие? Но что же мне делать после этого, ведь несмотря на торжество справедливости, я все равно нуждаюсь в твоем прощении? Ведь я так ненавижу тебя за твое безмолвие, но так же безумно нуждаюсь в тебе. И, тем более, теперь». Таковы вопросы, которые так или иначе задаешь себе, людям, Богу, размышляя над равнодушием бытия. И на них не может дать ответ никто, кроме одного Бога, который хранит вселенское безмолвие.

    10 из 10

    13 февраля 2014 | 03:15

    Богоборческий и богоутверждающий фильм о явлении и провидении Бога как очень спорного и сложного существа. Вера представляется в фильме как спорное дело, впадающих в отчаяние героев фильма — она есть оправдание интеллектуального существования, данное тогда, когда интеллектуальность бытия оказывается под большим вопросом. Бог есть последняя причина, придающая смысл жизни, тогда, когда крайне странным кажется верить в это.

    Кому она нужна, эта причина, которая нам является? Может ли Бог спасти от отчаяния, а, вернее, не лучше ли полное отчаяние? «Вера», не хуже ли это чем отчаяние? Не лучше ли предпочесть атеизм вере?

    Ингери молится, пусть не ветхозаветному, Богу, но Богу тоже — Одину — влача жалкое существование в чужом доме и неодолимо желая зла этому дому. Чем Бог поддержал ее? Поддержал ее маниакальное желание вредить, мстить за уязвленное чувство собственного достоинства? И что дало Ингери это вмешательство Бога? Радость от свершившейся мести? Сознание, что ее несчастие и мстительность провидятся? Но ведь это же ужас!

    А отец, хозяин хутора? Вера у него фанатичная, которую нельзя поколебать ничем, но нужно ли ему подтверждение Господом своего существования? Подтверждение Господом, что его дочь ужасно погибла на глазах у Бога? Карин жестока с Ингери и глупа и ее не очень жаль, но ведь это, получается, от Бога? Бог является в обстоятельствах, когда его явление кажется мне крайне неуместным. Если бы речь шла о человеке-наблюдателе, то мы сочли бы его циником или даже сообщником насильников. О, Бог, о … этот баловень человечества.

    Бог является Ингери и отцу сближая этих людей, имеющих разные страсти. Чужие люди, которым плохо получается ужиться, сталкиваются лбами в единстве, которое образуется между ними тем, что они узнают о существовании Божием. Мне лично кажется очень неудобным это явление Бога в фильме, он редкостный … парадоксалист. Мне кажется, что в жизни отца и Ингери добавился парадокс, а не смысл. Бог Ингмара Бергмана явил парадокс, но в самом деле, не живем же мы ради парадоксов.

    Мы живем ради какого-никакого счастья, а не ради веры в непредсказуемое существо. Бог в своем явлении не делает жизнь Ингери и отца легче, яснее и я сомневаюсь, что он может сделать ее лучше. Парадоксальный, он делает ее много труднее. Мне кажется, легче для Ингери и отца было бы узнать, что все абсурдно, впасть в атеизм и материализм, Бог же оказывается сложной, ничего не объясняющей и ничего не облегчающей силой.

    Не лучше ли впасть в атеизм, жить настоящим, ловить миг удачи, жить для себя, жить для развлечений, жить в суматохе безумного мира не отправляя молитв и положась на собственные силы? Бог Ингмара Бергмана, мне кажется, делает только сложнее и так суматошную, непредсказуемую жизнь, понуждая нас искать в ней смысл, когда легче было бы уверовать в ее бессмысленность. Религия делает жизнь пафосной и делает ее … хуже.

    Интересно, от чего мы веруем? Из страха перед всемогущим существом или из-за детского оптимизма твердящего нам, что «все будет хорошо»? Если объединить эти точки зрения то получается, что верим мы из приятного страха. Может быть, это играет в нас адреналин и Бог лишь страшная забава, в которую играют те, кто много думает о нем.

    Ингмар Бергман развивает в кинематографе тему Бога, вообще говоря, в кинематографе не очень популярную, оказываясь едва ли не в одиночестве. О ком еще из режиссеров можно сказать, что он много говорил о Боге? Ингмар Бергман, безусловно, великий одиночка.

    Бог Ингмара Бергмана не делает жизнь понятнее. Рационалист не может найти в этой идее ничего полезного.

    Да, Ингмар Бергман, интеллектуалы … верят … в Бога-парадоксалиста.

    4 июля 2011 | 16:54

    Странно было бы толковать этот фильм и выставлять Бергману оценки. Это как в электронной библиотеке выставлять оценки Шекспиру или Достоевскому.

    Понятно, что это классика. Понятно и то, что это не лучший фильм Бергмана, хоть и оскароносный (судя по воспоминаниям, Оскар оказался для самого автора довольно неожиданным).

    Сцена насилия, вызвавшая цензурные запреты и создавшая, надо полагать, фильму дополнительную рекламу, сегодня выглядит очень сдержанной. К тому абсолютно оправданной: нам показывают омерзительность побеждающего зла перед лицом Всеблагого Бога. «Я не понимаю Тебя!» — восклицание отца — продолжение темы, начатой в «Седьмой печати». Там девочку жгли на костре, здесь…

    Сам Бергман пишет, что в этом фильме отношения с Богом были для него уже не лейтмотивом, а декорацией, что главной была идея возмездия. Наверное, так. Прав ли отец, вершащий суровый самосуд? Где грань между христианским прощением и справедливым воздаянием? Без малого полвека этому фильму, а вопросы остаются.

    Что касается стилистики, режиссуры, игры актеров — без комментариев. Достаточно сказать: это Бергман.

    26 октября 2009 | 16:15

    Сценарий, постановка, работа художника, невероятной красоты черно-белые планы, превосходные актерские работы, потрясающая внутренняя наполненность внешне простого и понятного сюжета — все заслуживает наивысшей оценки!

    Это несомненный шедевр, классика жанра.

    Впрочем, самокритичный режиссер этой своей работой, как известно, не гордился… Хотя я считаю, что это выдающийся фильм и он важен для понимания творческих посылов и развития таланта изначально уникального режиссера.

    Ближайшая из родственниц эпоса — Библия. Это предтеча жанров, я бы сказала. О христианском и языческом боге Одине я даже и не слышала раньше, но после этой истории вряд ли забуду. Очень полезно посмотреть людям, интересующимся всякой мистикой и поверяющим экстрасенсам свои тайные желания…

    Мистика, вторгающаяся в реальность, переплетающаяся столь плотно, что за чистую монету принимаешь уже все. В конечном итоге, природа человеческих чувства не познана, а речь здесь идет именно о них.

    Мне эту захватывающую историю о добре и зле смотреть было на самом деле страшно. Причем, эта жуть чисто психологического свойства — от внутреннего протеста неизбежной несправедливости, которая вот-вот случится на твоих глазах, вот уже случилась, Боже, что они творят дальше…

    Нечто отдаленно похожее я испытывала во время просмотра «Забавных игр» Михаэля Ханеке…

    В общем, такое раз увидишь — не забудешь…

    8 ноября 2008 | 17:19

    Не знаю как для кого, а для «вашего покорного слуги» кино — это в первую очередь богатый, а может во многом и иррациональный внутренний мир автора-режиссёра. И уже во «вторую голову»: талантливые актёры, изощрённые визуальные красивости и захватывающие дух истории. Основой, соединяющей все выше перечисленные элементы в «магию зрелища», всё равно должна быть недюжинная фантазия создателя и индивидуальный творческий почерк.

    Киноработы Ингмара Бергмана с этой субъективной позиции, едва ли не идеальный пример желаемого. Его фильмы — это ряд бесконечных «параллельных диалогов»: с самим собой(рассуждением вслух), со своим зрителем(отвечающим ему мысленно) и конечно же самим Господом(отвечающим шведу вековым молчанием, но неизменно наделяющим его ленты заслуженной благодатью). А вообще удивительно, что именно у рьяных атеистов(помимо Бергмана, это например ещё и Бунюэль), получались самые духовно наполненные картины. Возможно, потому что они всё таки дерзали своими работами, осознавать феномен Бога.

    В своей автобиографии гениальный скандинав утверждал, что «Девичий источник» — лишь во второстепенной мере наделён религиозным подтекстом, а главным для него было показать саму историю преступления и мести. Наверное всё же маэстро лукавил, говоря это, тем паче, что некоторые моменты картины условно созвучны — вышедшему за пять лет до этого «Слову» Дрейера, где как раз аспект веры был центральным местом.

    Фильм начинается в некоторой театральной манере, побочным поприщем авторской мысли Бергмана, как известно была сцена. Первая четверть действия происходит в декорации жилища семейства главных героев, но этот мнимый минус, наделяет всё последующие события ещё большим совершенством. Режиссёр, словно «по капле» выдавливает из своей работы сценическую инертность, придавая эпизодам на естественной «натуре» ощущение воздушной витальности, пусть и сопряжённую с жестокой натуралистичностью.

    Воссоздавая реальность, в которой побочно сосуществуют два «человеческих измерения» — тела и духа, автор стремиться изобразить постижение одного другим, именно на этом держа фокус фильма. Заведомо показав нам момент драмы, он переводит сюжет в детективную стилистику, продолжая традиции целого субжанра авторского киноискусства — средневекового триллера. Давая возможность, понаблюдать зрителю за реакцией героев фильма, на уже случившееся для них несчастье, покуда персонажи ещё пребывают в его неведении.

    Конечно лента пестрит явными символами — гибель юной героини отображается в заломанной берёзе, которую её отец(как всегда харизматичный Фон Сюдов) изводит для растопки бани, чтобы через несколько минут, устроить уже другую — «кровавую баню» своим непрошеным гостям-убийцам.

    Итак Бергман создал очередную кино мифологему, дойдя до сути бытия, своими фирменными приёмами(которые как не странно всегда приводили его к разным результатам, хоть и были частью и сторонами одного и того же): пессимистичным взглядом на вечность, богооставленностью и зеркальным отражением сущности людей и их поступков…

    9 из 10

    14 апреля 2011 | 14:08

    Источник, возникший на месте насилия над девушкой — символ перевоплощения ее души, и воскрешение в образе чистоты и вечной жизни. Вода, вышедшая из недр земли — очищение от похоти странников, втоптавших в грязь невинность. Живая вода, как возрождение дочери, даст успокоение родителям и, как нимфа лесная, даст прощение сводной сестре, зависть которой, злыми мыслями, приведет к трагедии…

    Ощущения, после просмотра, очень странные, даже дыхание замедляет свой ритм и сердце сжимается. Прошло много времени, после знакомства, не побоюсь этого слова, с шедевром, и до сих пор мороз по коже от тихого места в глуши, образов света и тьмы, борьбы добра и зла и нервного выплеска эмоций, переполняющих разум…

    Помню, подруга рассказывала, как возвращаясь поздно вечером домой, после нашего киносеанса, пугалась посторонних звуков и шорохов. Что ни говори, а «Девичий источник», даже в наше время, страшит больше всех кинематографических ужасов.

    Страшно, пустив людей на ночлег, понять, что они — причина исчезновения дочери. Чем же расплатятся, путники, с гостеприимными хозяевами, за кров? Одеждой ребенка, которую в одночасье узнает женщина, по орнаменту на платье. Ужас мужчины, которого играет Макс фон Сюдов, сравним с иголками под кожу, нужно быть отцом, чтоб понять душу человека, решившегося на месть!

    Легенда об источнике, дает пищу для размышлений о Вселенной, с чашей весов, по правую сторону которой — добро, благое дело, святость, Бог и чистота. А по левую сторону — зло, скверна и порок.

    Этот фильм, который навсегда отпечатается в памяти, изящными и кривыми штрихами жизни, прекрасной и суровой. Вне времен и оценок…

    8 апреля 2011 | 14:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>