всё о любом фильме:

Девичий источник

Jungfrukällan
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийУлла Исакссон
продюсерИнгмар Бергман, Аллан Экелунд
операторСвен Нюквист
композиторЭрик Нордгрен
художникП.А. Лунгрен, Марик Вос-Лунд
монтажОскар Розандер
жанр драма, криминал, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время89 мин. / 01:29
Номинации (1):
Источникам всегда приписывают целебные свойства, и их происхождение часто связывают с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события… И эта скандинавская средневековая легенда тому подтверждение.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
15 + 1 = 16
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Этот фильм шведского мастера кино Ингмара Бергмана, созданный на основе легенды XIV века об источнике, который возник на том месте, где была изнасилована юная дочь крестьянина, ехавшая в церковь, поражает и до сих пор. Но отнюдь не натурализмом и откровенностью сцены поругания. Простота, ясность, чистота и словно прозрачность избранной режиссёром манеры ненавязчиво заставляют нас почувствовать невинность и святость уединённого в самой глуши незамысловатого мира скромных людей, в том числе — девушки Карин, нежного и кроткого создания. А эпизод насилия над ней воспринимается особенно обострённо и даже шокирующе только потому, что показан отражённо — глазами сводной сестры Карин, язычницы и ворожейки Ингери, которая пожелала ей смерти и уже успела раскаяться в этом, а также через потрясение и ужас мальчишки, не принявшего вместе с другими бродягами участие в надругательстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 47 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сразу оговорюсь, по порядку оценивать составляющие фильма, вроде режиссуры или операторской работы я не буду. Зачем? Это же фильм Бергмана!

    Шведский режиссёр Ингмар Бергман никогда не снимал плохих картин. Даже средних. Он снимал либо хорошо, либо никак. Я, конечно, не видел всю его фильмографию, но одно могу сказать точно: не может режиссёр, обладающий талантом, способствующим созданию таких картин как «Персона», «Молчание», «Земляничная поляна», «Осенняя соната» и «Девичий источник» снимать плохое кино. И что самое главное, Бергман не стеснялся отражать на экране какие-то личные переживания, потому его фильмы, как и картины Тарковского, смотреть немножко стыдно. Как-будто лезешь в голову и душу к другому человеку.

    Вот и в этой картине (получившей, кстати, Золотого Болванчика за «Лучший фильм на иностранном языке» в 1961 году) сильны отголоски собственного отношения режиссёра к вере в целом и к религии в частности. Причём исключительно на уровне трактования истории, рассказанной в фильме. Что безбожные разбойники, убившие невинную деву, что её христианин-отец, свершивший акт «праведной» мести и убивший в порыве гнева ни в чём не повинное дитя — это заблудшие души. Заблудшие в глубинах собственного безволия, слабости и животной агрессии грешники, совершающие преступления не столько против человека, сколько против природы. Поэтому изготовление обыкновенных банных веников из ещё недавно живой берёзы — это метафора противления природе со стороны решившегося на убийство человека, а может быть и ясное свидетельство о готовности прервать чью-то жизнь. Бергмана за его долгую жизнь мучало много различных вопросов. Так вот одним из главных, как мне кажется, был вопрос доверия к Богу, сомнение в его существовании, или, по крайней мере в его добродетельной сущности. Потому в «Девичьем источнике» люди совершают преступления вне зависимости от вероисповедания. А мальчик, который не смог вкусить благословлённой за столом похлёбки — это сам Бергман, мечущийся между верой в Бога и верой в человека. Желающий верить, но не понимающий, как подобные злодеяния могут твориться на свете. Неужели по воле Божьей? И противопоставление обращения к Одину и обращения к христианскому Богу является вариацией на ту же тему. За мальчика, однако, всё решила судьба, а вот режиссёру досталась куда более тяжёлая доля.

    И тем не менее, Бергман верил. Верил если не в Бога, не в его всепоглощающую любовь, то в добро и в светлое начало в каждом из нас. Потому что без веры человек не может жить, как не может жить без воды. А источник, забивший из места гибели девушки — это не просто сочувствующая природа, которая всегда реагирует на обитающего в ней человека, это символ веры и надежды, дарующий живительное очищение и покой.

    10 из 10

    26 ноября 2013 | 02:28

    Вот это фильм, шедевр! Очень впечатлил. Сколько же в мире зла… До сих пор как-то не знакома была с творчеством Ингмара Бергмана. Спасибо, что у нас есть люди, которые находят такие шедевры и выкладывают. Очень рекомендую, будет страшно, средневеково, величественно и бесконечно талантливо. Буду скачивать и смотреть другие работы титана шведской режиссёрской школы Ингмара Бергмана.

    Браво!

    10 из 10

    18 сентября 2010 | 12:15

    Третий увиденный мною фильм Ингмара Бергмана. И после трех работ я на самом деле убедился, что Бергман — гений!

    Но, разберем этот фильм по порядку. Во-первых, первое, что бросается в глаза — Бергман снял фильм не по своему сценарию, а по древней шведской легенде. И лично меня это насторожило. Я думал, что фильм будет абсолютно безличностным, Бергман не привнесет в фильм ничего своего и т. п. Но, как это часто оказывается, мои ожидания не оправдались и я этому, как обычно, очень рад.

    Жестокость — главное явление, которое разбирается в этой картине. Жестокость бывает разная, а именно, направленная на злые умыслы и побужденная чувством мести. В данной ленте нам представляются оба вида жестокости. Трое подростков, увидев красивую девушку, решили немного «позабавиться» и, чтобы их поступок хоть какое-то время оставался в тайне — они убивают эту девушку. За всем этим наблюдает сестра девушки, но не решается ей помочь, потому как она очень, мягко говоря, недолюбливала свою сестру и даже просила Одина забрать ее жизнь. Но когда эта самая наблюдавшая сестра увидела последствия изнасилования своей сестры она пришла в состояние невероятного шока и раскаялась в своем поступке, да только вот сестру уже не вернешь…

    Те, кто думают, что я рассказал весь фильм, сильно ошибаются. Если у кого появится желание посмотреть, то вы увидите еще много интересного.

    Бергман воплотил на экране целую плеяду персонажей, в некоторых из которых зритель может узнать себя, а также проанализировать действия героев и свои собственные в этой ситуации и т. п. В общем, после этого фильма, как впрочем и других фильмов Бергмана, придется серьезно задуматься. Так что те, кто ожидают легкого фильма могут не садиться за просмотр данной картины.

    Бергман создал настолько красивые черно-белые(!) кадры, что его таланту постановщика после просмотра остается только завидовать. Он так умело переплел мистику, драматизм, чуть-чуть комедия, религию, красоту природы, жестокость людей — его фантазией нельзя не восхищаться.

    Чуть ли не подробно показанная сцена насилия вызывает отвращение, но, я думаю, Бергман и пытался добиться именно этого эффекта. В этой сцене мы видим весь ужас ситуации, когда Зло, в лице двух бродяг, издевается (в данном случае, насилует) над Добром, в лице девушки — чистом и непорочном создании. Сейчас бы, в современном кино, эта бы сцена не привлекла особого внимания — «И пожестче видели!» — ответили бы определенные граждане. И не означает ли это, что Зло укрепилось в нашем сознании так прочно, что мы его уже не замечаем…

    В общем — шедевр, как и другие увиденные мною фильмы Бергмана!

    10 из 10

    P.S. Не зря великий Вуди Аллен в каждом своем фильме советует смотреть картины Бергмана.

    27 апреля 2010 | 22:11

    Не знаю как для кого, а для «вашего покорного слуги» кино — это в первую очередь богатый, а может во многом и иррациональный внутренний мир автора-режиссёра. И уже во «вторую голову»: талантливые актёры, изощрённые визуальные красивости и захватывающие дух истории. Основой, соединяющей все выше перечисленные элементы в «магию зрелища», всё равно должна быть недюжинная фантазия создателя и индивидуальный творческий почерк.

    Киноработы Ингмара Бергмана с этой субъективной позиции, едва ли не идеальный пример желаемого. Его фильмы — это ряд бесконечных «параллельных диалогов»: с самим собой(рассуждением вслух), со своим зрителем(отвечающим ему мысленно) и конечно же самим Господом(отвечающим шведу вековым молчанием, но неизменно наделяющим его ленты заслуженной благодатью). А вообще удивительно, что именно у рьяных атеистов(помимо Бергмана, это например ещё и Бунюэль), получались самые духовно наполненные картины. Возможно, потому что они всё таки дерзали своими работами, осознавать феномен Бога.

    В своей автобиографии гениальный скандинав утверждал, что «Девичий источник» — лишь во второстепенной мере наделён религиозным подтекстом, а главным для него было показать саму историю преступления и мести. Наверное всё же маэстро лукавил, говоря это, тем паче, что некоторые моменты картины условно созвучны — вышедшему за пять лет до этого «Слову» Дрейера, где как раз аспект веры был центральным местом.

    Фильм начинается в некоторой театральной манере, побочным поприщем авторской мысли Бергмана, как известно была сцена. Первая четверть действия происходит в декорации жилища семейства главных героев, но этот мнимый минус, наделяет всё последующие события ещё большим совершенством. Режиссёр, словно «по капле» выдавливает из своей работы сценическую инертность, придавая эпизодам на естественной «натуре» ощущение воздушной витальности, пусть и сопряжённую с жестокой натуралистичностью.

    Воссоздавая реальность, в которой побочно сосуществуют два «человеческих измерения» — тела и духа, автор стремиться изобразить постижение одного другим, именно на этом держа фокус фильма. Заведомо показав нам момент драмы, он переводит сюжет в детективную стилистику, продолжая традиции целого субжанра авторского киноискусства — средневекового триллера. Давая возможность, понаблюдать зрителю за реакцией героев фильма, на уже случившееся для них несчастье, покуда персонажи ещё пребывают в его неведении.

    Конечно лента пестрит явными символами — гибель юной героини отображается в заломанной берёзе, которую её отец(как всегда харизматичный Фон Сюдов) изводит для растопки бани, чтобы через несколько минут, устроить уже другую — «кровавую баню» своим непрошеным гостям-убийцам.

    Итак Бергман создал очередную кино мифологему, дойдя до сути бытия, своими фирменными приёмами(которые как не странно всегда приводили его к разным результатам, хоть и были частью и сторонами одного и того же): пессимистичным взглядом на вечность, богооставленностью и зеркальным отражением сущности людей и их поступков…

    9 из 10

    14 апреля 2011 | 14:08

    Свою юбилейную, пятидесятую рецензию хочется посвятить какому-нибудь достойному фильму. Пожалуй, это будет «Девичий источник» Ингмара Бергмана. Черно-белый фильм, основанный на старинной шведской легенде, повествующий о жестокости, несправедливости и Боге.

    С первых же минут фильма зрителя захватывает атмосфера Средневековья. Это сейчас, во всяких кэтринхардвиковских «Красных Шапочках» напомаженные герои 14-го века как будто сошли с плакатов рекламы французского парфюма, а здесь все по-честному, господа. Грубый, мужественный и справедливый глава семейства в исполнении Макса фон Сюдова. Набожная, послушная мужу супруга в наглухо закрытой одежде. Капризная, избалованная, но все же всеми любимая дочь Карин — главное родительское сокровище. Режиссер рисует нам типичную семью зажиточных крестьян. Есть еще один немаловажный персонаж — сводная сестра Карин — Ингери. Она — язычница, занимается магией на дилетантском уровне и всей душой ненавидит ни свое положение, ни своих благодетелей, давших ей кров.

    По ходу фильма режиссер как бы ведет диалог со зрителем, заставляя его задуматься над вопросами вроде: почему за добро эта набожная семья получила зло? Почему Бог допустил это? Здесь мистика мастерски переплетена с религией, единобожие с языческими верованиями.

    Красивый, очень атмосферный фильм, с гениальной режиссурой и потрясающими пейзажами.

    22 мая 2011 | 15:18

    Несколько лет подряд просто не решалась смотреть этот фильм. Решилась. Посмотрела. Встала с дивана. И пошла на полусогнутых. Кажется, легче пережить одинокую ночь в темном лесу в окружении злых духов и диких зверей, чем увидеть такую киноленту — такова она по силе воздействия и испытанному ужасу. Вместе с тем, возникает чувство умытости, очищения, исцеления, как ни странно. Только таким и может быть настоящее искусство: сначала обожжет рану в сердце острым перцем, а зачем приложит повязку с живительной мазью. Открывая глаза на действительность — не забывает дать снадобье от внезапно нахлынувшей слепоты, а точнее — желания ослепнуть. Или: будто приставляет своему зрителю ладонь над бровями, создавая тень — чтобы свет правды не обжег роговицу.

    В отличие от Бергмана другой мастер воздействия на психику — Ларс фон Триер — отмыться после грязи не предлагает. Ты встаешь с дивана — поверженным ничтожным неумытым маленьким человеком. Бергман же вместе с ядом бытия преподносит и чашу с противоядием для души. Правда, может быть, не во всех своих фильмах. Но «Девичий источник» с этой точки зрения совершен: на месте, где ничтожества надругались над девушкой, из земли пробивается вода и смывает всю скверну… И тогда — девушка выглядит не просто бессмысленной жертвой, а жертвоприношением во имя омовения мира.

    24 апреля 2014 | 13:31

    Если делать какие-то выводы, то можно сказать так: все мое творчество на самом деле основано на впечатлениях детства. Я могу буквально в мгновение перенестись туда. Я думаю, вообще все, что имеет какую-то ценность, уходит корнями в мое детство. И говоря диалектически, я никогда не порывал со своим детством, все время вел с ним диалог. Ингмар Бергман

    Когда Бергман был еще маленьким Ингмаром и впервые посмотрел фильм в кинотеатре его «одолела лихорадка, так никогда и не прошедшая». Самым страстным его желанием было обладание кинопроектором, подаренным брату на Рождество. После долгих криков и слез Ингмару пришло неожиданное решение и он реализовал свою мечту, выменяв кинопроектор у брата на сотню оловянных солдатиков. С тех пор он покупал в магазине использованную кинопленку, погружал ее в крепкий раствор соды на полчаса и смывал изображение. Пленка становилась прозрачной и позволяла делать кино с «чистого листа». Впоследствии эта детская изобретательность проявится в способности снимать кино и каждый раз отвечать на вечные вопросы, заново переосмысливая и переоценивая свою собственную жизнь. Все детские переживания и размышления о семье, религии, двуличии, образы отца и матери перешли во многие его фильмы. Интересно то, что к сорока двум годам его отношение к религии претерпевает серьезные изменения. «Мои собственные религиозные представления уже дали сильный крен влево», — пишет Бергман. Это не могло не отразиться на его творчестве. Именно на этот период и приходится создание кинокартины «Девичий источник». С нее начинается цикл фильмов Бергмана, где мир со всей его нестабильностью можно считать предъявленным, но никак не обрисованным.

    Сюжет основан на шведской легенде XIV века и повествует об изнасиловании и убийстве Карин — юной дочери богатого землевладельца Тере, не успевшей ещё даже сплести ноги ни с одним мужчиной в отличие от своей сводной сестры Ингери. Пастухи, совершившие поругание, снимают с Карин шелковый наряд, чтобы продать, и отправляются на юг. По дороге они просят ночлега в доме Тере и преступление раскрывается.

    Простота повествования в кинокартине подкупает своей непринужденностью и прозрачностью исполнения. За игрой света и тени прослеживается противопоставление образов Карин и Ингери. Первая находится в блаженном неведении о несправедливости этого мира и беззастенчиво любуется им и собой, и кажется, что сам Фрейер является ее покровителем, а вторая одержима завистью и страхом, блокирующими проявление любви к самой жизни. Такое отношение Ингери обусловлено суровостью средневекового быта и уклада общества. Режиссер намеренно вводит в кинокартину сцены трапезы, дающие полное представление об аскетизме существования и второстепенности плотского перед духовным. Человеческая душа, ее святость — вот то, что прежде всего интересует Бергмана. Образ Бога, «давно покрывшийся трещинами» для самого режиссера, служит здесь мастерски выстроенной декорацией. День страсти Господней, начавшийся с веселья, разговоров о повседневных делах, пронизанных святостью, и поездки в церковь со свечами для Пресвятой Девы Марии заканчивается материнскими слезами и поиском Бога в себе. Абстрактность киноязыка этой ленты очень ярко иллюстрирует богооставленность. Причем именно такую, где может быть ни слова о Боге, но это не значит, что ни слова к Богу не обращено. Даже природные явления здесь выступают в роли божественного провидения. Ведь неслучайно, когда режиссер хочет акцентировать внимание на летней свежести Карин, все пространство заливает теплый струящийся свет солнца, столь редкий и ценимый в Скандинавии. Снег как плач о погубленной молодости. Холод под покровом ночи как пора расплаты за содеянное. Робкий утренний свет, когда на месте совершенного преступления сквозь землю прорывается источник, смывающий всю скверну и очищающий души людские, словно божественное откровение. Одиноко стоящая береза, ломаемая отцом Карин, символизирует человека с исчезнувшим Богом внутри. И в этом случае человек начинает действовать не так, как ему велят душа и совесть, а по традиции, сложившейся веками. Возникает мысль о мести — ведь с древнейших веков в Скандинавии месть за убийство и другие преступления против женщин входила в круг обязанностей родичей-мужчин. Процесс осознания отцом Карин своего назначения представлен в картине нетривиально, и выбор его состоялся: Тере сам чувствует важность, серьезность и бесповоротность свершившегося. И есть только один верный путь, позволяющий сохранить душу. Ищешь Бога в себе — значит ты человек.

    17 апреля 2015 | 08:39

    Странно было бы толковать этот фильм и выставлять Бергману оценки. Это как в электронной библиотеке выставлять оценки Шекспиру или Достоевскому.

    Понятно, что это классика. Понятно и то, что это не лучший фильм Бергмана, хоть и оскароносный (судя по воспоминаниям, Оскар оказался для самого автора довольно неожиданным).

    Сцена насилия, вызвавшая цензурные запреты и создавшая, надо полагать, фильму дополнительную рекламу, сегодня выглядит очень сдержанной. К тому абсолютно оправданной: нам показывают омерзительность побеждающего зла перед лицом Всеблагого Бога. «Я не понимаю Тебя!» — восклицание отца — продолжение темы, начатой в «Седьмой печати». Там девочку жгли на костре, здесь…

    Сам Бергман пишет, что в этом фильме отношения с Богом были для него уже не лейтмотивом, а декорацией, что главной была идея возмездия. Наверное, так. Прав ли отец, вершащий суровый самосуд? Где грань между христианским прощением и справедливым воздаянием? Без малого полвека этому фильму, а вопросы остаются.

    Что касается стилистики, режиссуры, игры актеров — без комментариев. Достаточно сказать: это Бергман.

    26 октября 2009 | 16:15

    Сценарий, постановка, работа художника, невероятной красоты черно-белые планы, превосходные актерские работы, потрясающая внутренняя наполненность внешне простого и понятного сюжета — все заслуживает наивысшей оценки!

    Это несомненный шедевр, классика жанра.

    Впрочем, самокритичный режиссер этой своей работой, как известно, не гордился… Хотя я считаю, что это выдающийся фильм и он важен для понимания творческих посылов и развития таланта изначально уникального режиссера.

    Ближайшая из родственниц эпоса — Библия. Это предтеча жанров, я бы сказала. О христианском и языческом боге Одине я даже и не слышала раньше, но после этой истории вряд ли забуду. Очень полезно посмотреть людям, интересующимся всякой мистикой и поверяющим экстрасенсам свои тайные желания…

    Мистика, вторгающаяся в реальность, переплетающаяся столь плотно, что за чистую монету принимаешь уже все. В конечном итоге, природа человеческих чувства не познана, а речь здесь идет именно о них.

    Мне эту захватывающую историю о добре и зле смотреть было на самом деле страшно. Причем, эта жуть чисто психологического свойства — от внутреннего протеста неизбежной несправедливости, которая вот-вот случится на твоих глазах, вот уже случилась, Боже, что они творят дальше…

    Нечто отдаленно похожее я испытывала во время просмотра «Забавных игр» Михаэля Ханеке…

    В общем, такое раз увидишь — не забудешь…

    8 ноября 2008 | 17:19

    Запоминающийся фильм. Бергман создал философскую притчу, на достаточно «примитивном» материале. В сущности, концепт «Девичьего источника» построен по всем канонам фильмов о мести: отец мстит за насилие причиненное его ребенку.

    Между тем, работа Бергмана совершенно неожиданно погружает нас в диалог с Богом о пределах личной ответственности.

    В фильме меня потрясли две сцены:

    - сцена омовения в бане героя Макса фон Сюдофа. Спокойствие и размеренность с которыми он совершал этот обряд (принимая во внимание сюжетную остроту ситуации) делают фильм по настоящему религиозным. Спокойствие персонажа — следствие его религиозности, он не понимает волю Высшего начала, но принимает ее;

    - сцена когда разбойники передают матери одежду ее дочери и мать понимает, что произошло. Режиссер наслаждается психологизмом ситуации и натужный (сквозь зубы) ответ матери становится знаковым: «Я должна спросить у мужа какой должна быть истинная цена столь дорогой вещи».

    Не стал бы говорить о гениальности фильма. У него есть явные преимущества: архетипический сюжет и религиозный подтекст. Между тем, есть и недостатки: актеры слишком техничны и не всегда естественны, поэтому, иногда кино в большей степени напоминает «телеспектакль». Если для экзотической версии «Макбета» в постановке Акиры Куросавы такая стилистика не была критичной, то в данном случае — это ослабляет впечатления от фильма.

    8 из 10

    5 мая 2012 | 14:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>