Эпичная кинолента Рауля Уолша 1930-го года выпуска поражает размахом освещения темы переселенцев Нового Света, готовых ради построения лучшей жизни на наиболее плодородных землях пересечь немыслимые просторы огромной страны, несмотря на бесчисленное множество препятствий на их непростом пути: от разнящихся от местности к местности климатических и погодных условий до недоброжелательно настроенного коренного населения Америки по отношению к 'белым' агрессорам.
Эта картина также примечательна первым появлением на большом экране в своём культовом ковбойском образе легенды вестернов Джона Уэйна. И пусть эта роль не стала для него прорывной, в отличие от ленты 'Дилижанс' Джона Форда, весьма увлекательно наблюдать за началом многолетней карьеры именитого актера. Его сюжетная линия в фильме прекрасно дополняет основное повествование, попутно демонстрируя и любовную историю между молодым искателем приключений и милой девушкой в исполнении Маргарит Черчилль.
И всё же действительно, крайне любопытно лицезреть технически безупречную картину 30-х годов, во времена истоков появления звуковых фильмов (всего за три года до выхода данного фильма вышла первая в истории звуковая лента), удивляющую масштабностью сцен движения переселенцев, сталкивающихся с многочисленными проблемами по дороге к цели. Чего только стоят такие сцены, как спуск людей и различного рода грузов по крутым скалам, неистовая борьба с сильнейшим ливнем, привыкание к неожиданным холодам в горной местности и, конечно, стойкое отбитие нападений разъяренных индейцев.
Кстати, коренное население здесь показано во всём многообразии, а не так единообразно зло, как в большинстве вестернов 30-40-х годов. Их племена разнятся в своём отношении к 'заморским чужакам': одни дружелюбны, другие убийственно-отрицательно относятся к ним. Собственно, сам герой Джона Уэйна по сюжету долгое время жил в дружественно-настроенном племени, став своим среди истинных детей американской природы.
Как итог, 'Большая тропа' - монументальный вестерн, эпично раскрывающий времена становления великого государства.
Бесконечные вереницы крытых повозок, коров и людей на лошадях; мычат, ругаются, смеются, спотыкаются, шутят, перекрикивают друг друга, роняют людей и предметы; потом останавливаются на привал, но тише не становится – напротив, гул человеческих голосов со смешными акцентами и артикуляционно безупречным произношением раскидывается на всё пространство стоянки. А ведь ещё шелест костра, животные, порой даже музыка – ведь надо же как-то развлекаться людям, которые уже совсем скоро столкнутся со всеми тяжестями своего долгого похода: голодом, стычками с племенем шошонов, внутренними конфликтами и безумно тяжкими переходами через реку, пустыню или горы…
«Большая тропа» опровергает мнение, что массы могли снимать хорошо только в СССР: все сцены, показывающие то, как толпа людей, не то чтобы единомышленников, но объединённых общим устремлением (семьи и одиночки, вечные странники и ищущие свой дом мещане, наследники богатых семей и бедняки), в едином порыве справляются со всеми сваливающимися на них трудностями… это впечатляет. И эпическим размахом, и одновременно – бытовой реалистичностью: сложно не проникнуться уважением к людям, готовым идти вперёд и преодолевать даже смерть в поисках лучших земель, которые станут домом для одних и отличным местом для бизнеса других. Действия людей в толпе естественны и синхронизированы едва ли не на уровне «Броненосца «Потёмкина»: чтобы понять, кто все эти люди и зачем они идут, даже не обязательно затрагивать их внутри сюжета – просто смотреть на их поведение в массовых сценах. Это более чем достойное достижение для такого индивидуалистско-эгоцентричного кинематографа, как голливудский; и это сделало бы «Большую тропу» выдающимся фильмом, если бы это неоспоримое достоинство не отягощалось серьёзным недостатком, отвлекающим внимание от настоящей красоты и сути фильма.
Главная сюжетная линия, построенная на примитивнейшем и скучнейшем любовном треугольнике, которых должен был умереть вместе с поверхностными драмочками двадцатых, но вот… устаканился, прижился и был искусственно вмонтирован в фильм про быт и лишения первых переселенцев.
Нет, возможно, изначально сценарий и в самом деле планировался как история любви, разворачивающаяся на таком глобальном историческом фоне, как, например, «Унесённые ветром» или «Пёрл-Харбор»; сложно сказать, на каком этапе всё пошло не так, но, в любом случае, эта история выглядит скучно, плоско, примитивно и, что самое печальное, вообще не нужно. Можно восхититься актёрской игрой Талли Маршалла (играющего сильно второстепенного персонажа с ограниченным хронометражём), слегка посмеяться над забавными, но несколько однообразными шутками про незадачливого Гуса и его свирепую тёщу, оценить красоту Маргарет Черчилль и харизму опасного парня Иэна Кита, но это всё равно не компенсирует основную сюжетную линию, неинтересную и даже не захватывающую. Да, есть история мести, да, есть моральный выбор между хорошим парнем (в белом) и нехорошим (в чёрном), но эти линии не решены как-то отлично от сотен других подобных сюжетов, и не выделяют «Большую дорогу» в массе других однотипных вестернов. Разве что нетипично счастливая концовка, где хороший парень не уезжает в закат, а обретает дом и любимую девушку.
И мне всё ещё интересно, почему на Кинопоиске «Big trail» переведён как «Большая слежка», хотя никакой слежки в фильме нет и в помине?
Караван переселенцев с западного побережья в дикие места Орегона осуществляет трудный переход на Запад. Ведет его Брек Коулман (Джон Уэйн), у которого две задачи - довести переселенцев до цели и найти убийц своего друга.
Первоначально на главную роль планировалось взять или Тома Микса, или Гэри Купера. Однако, первый был занят в другом фильме, второй, вроде бы, запросил слишком большой гонорар. Тогда Джон Форд предложил Раулю Уолшу взять на главную роль 23-летнего Дюка Моррисона, молодого способного актера, которому не надо было платить больших денег, но у которого был один небольшой недостаток - имя. Уолш предложил взять в качестве псевдонима имя генерала Мэда Энтони Уэйна. Фамилия устраивала, но имя главному боссу Уинфелду Шихану показалось слишком итальянским. Имя Джон, взятое в честь Джона Форда устроило всех. Так появился актер, ставший известным всему миру, как Джон Уэйн. Бюджет картины составил 2 млн. дол.
Весьма эпичное кино, послужившее во многом основой для так называемого поджанра переселенческих вестернов (наряду с классикой немого вестерна Крытый фургон, 1924). Знаменитый круг фургонов в сражении с индейцами, с размахом снятые массовые сцены с участием настоящих фургонов-конестогов, типа спуска каравана со скал или переправа их через реку. Картина конечно впечатляет размахом ну и, еще, эта первая главная роль Джона Уэйна. Еще совсем молодого. Фильм, кстати, не имел успеха и Уэйн почти на десяток лет осел в серийных вестернах класса Б. Вплоть до 'Дилижанса'.
'Большая слежка' - это роуд-муви, из более известных вестернов больше всего похож на 'Красную реку'.
Фильм снят красиво и эпизодами на удивление качественно. На фоне - прерии, скалистые горы, гигантские секвойи. Звучит парадоксально, что красота - одно из главных достоинств фильма 1930 года. Обязательно смотрите широкоформатный, не обрезанный вариант.
Тут нет сценарных изысков и особо тонкой актерской игры. Герои четко делятся на хороших и плохих. Главный злодей - вылитый Карабас-барабас: )
Понравились своеобразные иносказательные диалоги.
Минусы фильма: слишком много экранного времени уделено непосредственно перемещению повозок. Скомканный финал. Неудачная музыка.
Рауль Уолш - классический многостаночник Голливуда, отметившийся в самых разных жанрах. Мой фаворит среди его фильмов - это, конечно же, очень запоминающийся нуар 'Белая горячка'. Но и один из первых звуковых вестернов весьма неплох, тем более что он открыл миру тогда еще совсем молодого и бойко скачущего, бегающего и прыгающего на все лады Джона Уэйна, без которого жанр вестерна был бы, как говорится, наполовину пуст. Главное достоинство фильма - принципиальное выстраивание сюжета на широкой эпической основе, которая в свою очередь скрещивается и с авантюрной, и с комедийной поэтикой. Фильм крайне панорамен: 'хожение' за тридевять земель проходит на непременном природном фоне с его разнообразными ландшафтами, локациями и просто закорючками рек и гор на пути неутомимых переселенцев. Огромная масса людей выделяет из своего числа ряд протагонистов, за которыми мы следим весь фильм, т.е. Уэйн тут еще не совсем 'прима', как во многих других фильмах с его участием. Недостатки есть и они существенны. Режиссер иногда явно перетягивает канат в сторону эпоса, из-за чего комедийный, любовный, авантюрный и проч. элементы начинают выглядеть перебивками основной линии про море людей и скота, идущих куда-то за тысячи миль. Плох финал: герой не должен приходить, тем более к очагу с женщиной впридачу. Герой может только уйти, выполнив свою цель. В дальнейшем жанр вестерна это разовьет прекрасно. Странно выглядит операторская работа, что одновременно и впечатляет, и оставляет ощущение довольно монотонное. Видимо, сказывается идущее от кино предшествующего десятилетия доминирование неподвижной камеры, которая способна даже самую динамичную сцену сделать более анемичной.