Каждый раз возвращаясь из странствий по сюжетам мирового кинематографа к фильмам с Жаном Габеном испытываешь неизменное удовольствие от его нахождения в кадре. Видишь его кургузую фигуру настраивающую на определённое взаимоотношение зритель-актёр. И это тёплое, привычное, слегка смешное, всегда харизматичное взаимоотношение. Да характер игры актёра мало изменчив, хотя в этом фильме порадовал ранее не виданной у него эмоцией - счастья, или свободы. Но всё-равно хочется возвращаться к фильмам с его участием, раз от разу, отдыхая в привычно-благожелательном 'русле' его игры.
Фильм тоже не подкачал, сюжет плотный, динамичный, даже многие ходы-линии хочется потянуть подольше: криминальную: - Ну, ещё эпизодик!; или камердинерскую - ещё хоть на месяц, с полным привыканием персонажей к своему положению. Ведь кроме главного актёра, есть ещё молодой Филипп Нуаре - вполне уже харизматичный и модельная' Мирей Дарк - роковая женщина с вырезом на платье до копчика из 'Блондин...'.
В итоге отличная буржуазная комедия, где подлость посрамлена, а молодость и справедливость берёт своё: богатство и достаток.
Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь – заключительная фраза, которая как нельзя лучше характеризует финал для каждого из героев этой комедии. Но начать, разумеется, лучше с самого начала, с того злосчастного дня, когда месье банкир пошел топиться. Встреченная им по пути бывшая горничная Сюзанна, раскрывшая ему глаза на измены жены, быстро отговорила банкира от его затеи, но поскольку его уже считали утопшим, он подумал – почему бы и не начать всё заново?
Новая жизнь месье начинается весьма бурно. Ему предстоит прикинуться сутенером Сюзанны, потом грабителем (и ограбить собственный дом, оставив с носом жадных родственников), а потом и метрдотелем. Его изысканные манеры, капелька аристократического снобизма и глубокие познания в винах приводят в восторг семью Бернадак – этих нуворишей, разбогатевших на консервах. А Сюзанна, которую новоиспеченный метрдотель Жорж выдает за свою дочь, разбивает сердце хозяйского сына…
Запутанный сюжет с множеством ситуационных шуток (пусть не искрометных, но довольно забавных, по крайней мере) вполне типичен для комедий тех лет. Главное украшение фильма – это, конечно, Жан Габен: великий актер, чья карьера знала множество взлетов и падений, актер, в честь которого назвали один из соционических типов. «Месье» – один их его поздних фильмов, когда он уже обрел спокойствие, степенность, сквозящие в каждом его движении. Это несколько контрастирует с положением метрдотеля (а уж тем более грабителя), но какая же комедия без контрастов? Тем более, что манеры Жоржа вполне соответствуют его «легенде» – он, дескать, прислуживал едва ли не члену английской королевской семьи.
Практически всё смешное в фильме так или иначе связано с Бернадаками, а в особенности – с супругой, которой так не хватает внимания мужа, что она завела роман на стороне. И даже не то чтобы роман, а так – интрижку, но вот незадача: всякий раз, когда мадам Бернадак разговаривает или встречается с любовником, свидетелем этого становится Жорж. Он и сам от этого не в восторге, ведь меньше знаешь – крепче спишь. А тут словно сидишь на пороховой бочке: то мадам вызывает на откровенный разговор, то месье Бернадак как-то странно поглядывает. Габен отлично изобразил невозмутимого слугу, который даже в таком щекотливом положении ведет себя с безупречным тактом.
Несмотря на шаблонность приемов, сюжет не затаскан и довольно самодостаточен, поэтому любителям старых комедий должно понравиться. Пусть вас и не ждут полтора часа смеха до колик, но веселая атмосфера, оставляющая в приподнятом настроении – это уж точно.
Весьма старомодная (если не сказать устаревшая) даже для своего времени комедия положений (богатого и благовоспитанного человека принимают то за ретивого преступника, то за известного метрдотеля), приправленная отчасти комедией нравов (алчная тёща, туповатые грабители и пр.). Под разным углом обыгрывается тема супружеской измены (со стороны жены), хотя основной она не становится. Главная тема, скорее, внутреннее перерождение человека, поиск нового жизненного смысла и содержания.
Фильм не смешной, но приятный, повороты сюжета местами действительно неожиданны, если не считать банальной концовки.
Фильм еще не совсем канул в Лету благодаря Жану Габену, который в свои 60 лет играет замечательно. Собственно весь фильм строится на его игре, спокойной, медлительной и очаровательной. Впрочем, характер его героя остается нераскрытым, что вообще характерно для Ле Шануа, все персонажи у которого довольно плоские.
В целом посмотреть фильм можно, но совершенно необязательно.