Составляя свой список фэнтези для просмотра я решил взять именно этот фильм 1975-го года, поскольку до этого не сталкивался с ним. Немного покопавшись, я выяснил, что эта история экранизирована далеко не один раз. Помимо продолжения оригинала, также есть и два ремейка, один из которых снят в 90-х, а второй в конце нулевых. Но все же я остановил свой выбор на оригинале.
Юный Тони и его сестра Тиа обладают необычными способностями, среди таких как телекинез, телепатия и предсказание будущего. После того как они осиротели эти способности заинтересовали двух злодеев, которые хотя использовать их необычный дар в своих целях. Раскрыв коварный план дети сбегают…
Я даже не ожидал, что в 70-х будет нечто подобное. Фильмы о суперспособностях популярны и сейчас, вот только в основном они сняты по комиксам, а не книгам. «Побег на Ведьмину гору» является экранизацией романа Александра Кея, написанной еще 1968-ом году. Роман я не читал, ремейки также не видел, так что сравнивать мне не с чем. Буду оценивать как самостоятельное кино.
Как я уже сказал, подобная тема уже больше двадцати лет популярна в кинематографе. Снято множество работ про необычные способности, в том числе и про детей. Самые близкие к теме – серия фильмов о Людях Икс. Но есть и куча других, не супергеройских, картин в разных жанрах кино. Боевики, комедии, фантастика и даже ужасы. «Побег на Ведьмину гору» снят Диснеевской студией, так что понятное дело это фильм для всей семьи. И насколько я узнал, он был одним из самых популярных проектов студии в свое время.
Сюжет мне понравился. Найти нечто подобное в середине 70-х это равносильно как выиграть в лотерею. История увлекла меня с первых же минут и держала до самого конца. В середине фильм слегка замедляет темп повествования, и смотреть становится немного скучновато, но финал всё компенсирует. А концовка и правда меня удивила. Такого резкого сюжетного поворота я не ожидал.
Я знаю мало актеров той эпохи кинематографа, и естественно ни одного знакомого лица я в этом фильме не увидел. Однако актеры показали себя неплохо. Детей я не берусь оценивать, слишком мало опыта, а вот взрослым за актерскую игру можно поставить твердую четверку. В отличие от предыдущих фэнтези 70-х, которые я уже посмотрел, здесь актеры хотя бы не ходят как сонные мухи, а активно отыгрывают.
Как ни странно, но здесь даже есть неплохие визуальные эффекты. Студия Дисней никогда не жалела денег для своих игровых фильмов, так что за спецэффекты можно не беспокоится. Для тех времен сделано качественно, насколько это возможно, хотя эффектов не так уж много.
Фильм, конечно, подходит под жанр фэнтези, но походу развития сюжета он плавненько смещается больше в сторону фантастики. Такое нередко бывает в кинематографе, вот только от Диснея я такого не ждал. Слишком сказочно начинается, слишком фантастически заканчивается. Даже стало интересно, как подобный ход обыграли в ремейках.
Мне понравился фильм. Хоть что-то годное снимали в жанре фэнтези в те годы. Возможно даже когда-нибудь ознакомлюсь с современными версиями и сравню их с оригиналом. А вот продолжение этой истории мне смотреть не хочется. Как и обычно бывает, сиквелы всегда в разы хуже оригинала, поэтому не хочу портить впечатление.
Пожалуй, нашёл то, что искал. Откуда тянется шлейф культуры противостояния взрослых и детей. Автор книги Александр Кэй очень интересное решение предложил, раскрыв проблематику с новой стороны. Ранее предполагал, что «Акира» (1982, 1988) получился в результате переработки «Дому» (1980), который в свою очередь вырос под влиянием «Кэрри» Кинга. Но как оказалось, Александр Кэй ещё до «Кэрри» (1974) и «Воспламеняющая взглядом» (1980) представил полностью сформированную модель противостояния. Которая до сих пор используется практически в неизменном виде.
Дети сироты помещаются в детский приют. Где раскрывают свои сверхъестественные способности. Заметив их чудесные возможности, влиятельный магнат сразу прикидывает прибыль, которую может извлечь с их помощью. И жаждет заполучить их силу. Дети сбегают от него. За ними начинается погоня. Но не всё потеряно, находятся добрые люди, которые помогают детям справиться с преследователями и достигнуть своей цели.
Насколько понял, элементы сверхъестественного: телекинез, телепатия и пр. - заимствованы у фокусников конца 19 — начала 20 века. Почему автор решил применить их к детям?
Могу лишь предположить. В недавнем аниме «Город, в котором меня нет» (2016) поднимался этот вопрос, что дело в пустоте, которую человек пытается заполнить. Дети обладают тем, чего нет у взрослых. И они пытаются силой это у детей отобрать. Проецируя на них свои страхи, неуверенность, упущения, создавая из них зависимых личностей. Стремятся их воспитать, но не дать им самостоятельно вырасти.
Кстати, сюжет с нефтью не выдумка, Кирсан Илюмжинов, действительно, спрашивал Вангу о месторождениях нефти.
'Побег на ведьмину гору' - детская фантастическая повесть, написанная американским писателем Александром Ки. У нас в стране она не нашла массового читателя, поэтому с историей Тони и Тии, брата и сестры с другой планеты, больше знакомы люди по фильму 'Ведьмина гора' 2009-го года с Дуэйном Джонсоном в главной роли.
Но ещё в 1975-ом году режиссёр Джон Хаф и сценарист, адаптировавший книгу Ки, Роберт М. Янг выпустили экранизированную версию книги. Фильм создан по всем параметрам детского фэнтези: маленькие главные герои, наделённые необыкновенными способностями, приключения, которые их ждут на пути к спасения, причём приключения чуть ли не смертельно опасные; окружают их или же абсолютные протагонисты, либо же абсолютные злодеи, как во времена эпохи романтизма в литературе. Погони, прятки от злых людей, победа над злом - всё это включено в ленту и снято вполне стандартно.
Детский наивный взгляд ещё бы лет двадцать назад с удовольствием воспринял бы яркую и лёгкую картинку с хорошими на 1971-ый год спецэффектами, но сильно устаревшими на сегодняшний день. Я бы даже сказал, что лучше бы я пересмотрел интернациональную ленту 'Мио, мой Мио' Владимира Грамматикова, там уж спецэффекты хоть и смотрятся довольно наивно и сюрреалистично, однако же у этой сказки куда более насыщенная аура и пускай она была выпущена на 15 лет позже, нежели 'Побег на Ведьмину гору'. Слишком уж узко направленным 'Побег' оказался - только на американскую специфику, отчего впечатление остаётся подмоченным.
Зато вот актёры явно порадовали. Детишки Ким Ричардс (Тиа) и Айк Айсенманн (Тони) здоровски справились со своими ролями. В них есть что-то настоящее, что даже веришь в их инопланетное происхождение. Тогда ведь ещё дети не были столь испорченными и не любовались собой перед камерой будто бы кидая хвастливый упрёк своим одногодкам. У них вышел хороший тандем, настоящая братско-сестринская любовь, взаимопомощь - вот залог их успешной игры. И стоит отметить Эдди Альберта, ставшего детям настоящим любящим дедом, спасавших их от опасностей. Остальные общей картинки не испортили, но и особо не впечатлили.
Стандартный голливудский фильм, он выигрывает лишь за счёт того, что детского фэнтези страна грёз выпускает не так уж и много, поэтому каждая лента сама по себе является ценной. Раз посмотреть можно, если ещё верите в сказки и иногда в Вас ещё просыпается ребёнок.