Несколько дней из жизни Грешама и его товарищей. Вылеты. Опасность. Смертельный риск. Рев моторов. А потом - спокойная и веселая жизнь.
Создатели ленты пытаются воссоздать атмосферу Первой мировой. Насколько я понимаю было задумано сделать эмоционально ровную, лишенную излишней трагичности ленту. Нам показывают будни будущих героев, их совместные беседы и размышления, предшествующие боевым вылетам. Ну а потом - война. Смерти, потери, печали.
Мощное авторское решение - появление призраков убитых друзей как защитная форма спасения для психики.
А в остальном эту картину полностью 'делает' Малкольм МакДауэлл. Его уверенная и точная игра не оставляет зрителю шансов. Он показывает всю боль командира, который теряет солдат и вынужден принимать командование над новыми - это и растерянность, и тревога, и замешательство. И это при настоящей выправке и ровном характере.
Именно МакДауэлл и другие актеры усиливают этот фильм. Пусть Кристофер Пламмер ничего особенного не делает, но достаточно лишь его милой улыбки... А ведь в кадре появляется и легенда нуаров - Рэй Милланд. А остальное делают 'асы' - Питер Ферт, Дэвид Вуд и другие.
Эта актерская состоятельность перевешивает не слишком убедительные сцены воздушных дуэлей и лишенный острых поворотов сюжет.
Автобиографии людей не самых творческих профессий редко способны пробудить читательский ажиотаж, а уж исповеди спортсменов, которые ничего особо не видели кроме игр и тренировок – тем более. Однако вышедшая в 2000-х книга знаменитого английского футболиста Пола Гаскойна выбилась из унылого ряда себе подобных произведений по причине беспрецедентной авторской откровенности. Печально известный скандалист не жалея красок описывал, как его сборная «бухала» в перерывах между матчами, как кого-то из партнеров выводили из невменяемого состояния, и прочие «прелести», оставшиеся в тени соревнований. Национальных знаменитостей привычно идеализировать, и англичане в этом плане вполне могут дать фору нашим соотечественникам. Рядового жителя Туманного Альбиона мало интересует, к примеру, правда о реальном могуществе МИ-6, если ему достаточно глядеть на геройства Джеймса Бонда. Аналогична ситуация и с прочими кумирами, а корни национального британского самообмана растут от славных времен Первой мировой войны.
Залихватская песня «Первым делом — самолёты» впервые прозвучала еще в 1945-м, и ее мотив одинаково подошел летчикам всего мира. В Англии молились на героев ВВС, не уставали твердить о доблести покорителей неба, но только те, чьи летные часы измерялись многими десятками, знали сколь дорог их престиж. На экране открывается картина летного полигона Первой мировой, где только что приземлившийся пилот первым делом закидывает за воротник и только потом готов отчитаться о выполнении задания. В ленте Джека Голда показана изнанка воздушного мастерства, написаны портреты не ангелов-освободителей, а обычных мужчин, сражавшихся не столько за страну, сколько за свой карман. Фильм имеет пафосное название, но это не мешает отображению сути: только в небесной синеве отважные летчики находили себя по-настоящему, а ступив на землю, вынужденно окунались в чужеродный омут проблем. Хронический алкоголизм, невралгия, низкопробный досуг, регулярные склоки среди личного состава – впечатляющий «букет» сложностей, распутывать который мало кому охота, да и мало кто на это способен.
Слово «герой» на экране не в чести – летчики и так не страдают от бедности, а 76-я эскадрилья под командованием прославленного майора Грешэма славится своими ратными делами. База эскадрильи – не место для иллюзий, потому даже с новичка Крофта спрос максимальный. Вновь прибывший на удивление быстро проходит путь от салаги до аса, что говорит не только о его обучаемости, но и о желании руководства достигать поставленных целей в кратчайшие сроки. Однако идет война и метод сброса по принципу «выплывет – не выплывет» – самый верный для таких начальников как Грешэм. Малкольм МакДауэлл в родной шкуре экспрессивного подонка вызывает смешанные чувства, и дать оценку оправданности его жестокости не так просто. Он морщится при упоминании своих заслуг и тянется к стакану, когда его захваливают. Это отрицание доброго начала или ненависть к людям, порожденная ненавистью к самому себе? Скорее это влияние на человека войны как явления. Хороший парень не сможет хладнокровно ждать немцев в засаде и разыгрывать с ними трюки в небе. Прилежному офицеру вряд ли по силам эффективно втолковать зеленому новичку разницу между идеализированным представлением о войне и реальным. Грешэму по душе его внутренняя злоба, без нее он не стал бы прирожденным асом, способным передать свой опыт другим и обеспечить английским ВВС настоящую, а не мифическую славу.
Искусством полета по Джеку Голда сложно не очароваться. Покоряющие своей скромной красотой, самолеты-этажерки как будто касаются облаков. Напряженные перестрелки в бескрайней синеве, испещренные пулевыми отверстиями крылья, яркие взрывы и застывшие гипсовыми масками лица пилотов придают неповторимый шарм этому фильму. Постановка воздушных боев позволяет понять всю глубину смертельной опасности людей, которым руководство даже не сподобилось парашюты выдать. В самом деле, пережитый в небесном океане стресс можно заглушить только лошадиными дозами спиртного. Находится место и разочарованию – не такой аскетичной представлял себе военную службу молодой Крофт, и уж точно не таким он воображал себе кумира Грешэма. Однако сцена посещения офицерами публичного дома хоть и не монтируется со светлым образом летчика-аса, не менее важна в определении служителей британской монархии реальными, а не картонными людьми. Словно предвосхитив скандальные откровения Пола Гаскойна, герои Джека Голда не считают количество опорожненных бутылок и не спешат глядеться в зеркала. Скептическая реакция Грешэма на письмо, адресованное его супруге, показательна – нет настоящей жизни без линии фронта, а есть она лишь здесь, на родной базе, с непременными попойками.
На войне поневоле приходится мыслить глобальными категориями, ведь на кону судьбы целых стран, а одна эскадрилья никого не волнует – других предостаточно. В этой ленте предостаточно черствости и лицемерия – чего стоит хотя бы желание Грешэма затащить пленного немца на очередную гулянку. Однако парадоксальным образом далекие от соблюдения режима офицеры, не испытывающие тяги к родному краю, как никто понимали цену своего мастерства и не променяли бы родной самолет на любые плотские удовольствия и все виски мира. Бутылки заканчиваются, а небо остается, и в нем непременно найдется враг, которому стоит показать искусство аса. Когда умеешь летать – на нетвердую походку не обращаешь внимания.
7 из 10
P.S. Посвящается Еноту с пожеланием всегда держать нужный курс.
И до этого фильма, и после него было снято немало подобных лент, повествующих о весьма 'комфортной' войне (хоть Первой мировой, хоть Второй- без разницы) лётного состава Франции, Англии, США, Германии... Оные господа процентов 90 своей службы как могли, развлекались на земле, и только после этого им приходилось в небе сделать 'немного пиф-паф', причём сбитым своим товарищам они натурально, по-человечески не сострадали, в лучшем случае поминали в пылу гулянки... Понятно: война, о-ля-ля, тополя... А в это время те же 'наземные' европейцы кормили вшей в окопах, падали на штыки и разрывались в клочья снарядами друг друга. Это были реальные войны- войны Анри Барбюса, Виктора Финка, Эрнеста Хемингуэя, Юрия Бондарева и многих других великих писателей. Удивительно, но факт: пожалуй, только в недавнем нашем сериале 'Истребители' был (думаю, очень специально !), показан большой эпизод, когда два советских лётчика, в том числе оголтелый политработник, попадают со своих небес да прямо на землю, в пехотную часть, начинающую атаку. И по возвращении к себе капитально 'трясти' начало именно 'оголтелого': он понял, где идёт настоящая, кровавая, вшивая, грязная и ужасная война (см. мою рецензию на сериал).
Я специально не порекомендовал вам ничего в рубрике 'Знаете похожие фильмы?', поскольку меня эти 'похожие' за последнее время так достали (просмотрел не менее десятка), что упоминать о них не хочу.
Что же касается технической (как-то даже язык не поворачивается произносить здесь слово 'художественной') стороны, то всё добротно, грамотно и... абсолютно бездушно, холодно, истинного человеческого сочувствия не вызывает. Лично мне здесь никого не жалко и плевать на их личные перипетии- вот такой вот фильм, для меня абсолютно чужой и чуждый.
Про первую мировую войну снято много фильмов. И вот этот… да ладно, кого я обманываю, мало про неё снимают. Война получилась на редкость не киногеничной. Не даром её называют войной окопов. А потому в лучшем случае мы имеем крепкие драмы по этому поводу. Но у этой картины своё решение. Если честно, сначала я не хотел смотреть, возможно, причина в кинофорумах, где из фильма пытаются сделать экшен или даже боевик. Если честно, то Первая мировая как-то у меня с экшеном не очень ассоциируется. Однако, создатели взяли единственный динамичный род войск – авиацию и сделали весьма вкусное блюдо, хотя и из традиционных ингредиентов.
Теперь собственно по фильму. Начну с минуса, ибо говорят, что запоминается в первую очередь концовка, а фильм мне понравился. Вот пусть и запомнят, что кино – хорошее.
Итак, что не понравилось. В первую очередь то, что фильм получился пижонистым. Красивые доблестные лётчики. Красивый антураж. Братание и времяпровождение с немецким сбитым лётчиком. Всё какое… правильное что ли.
Второе. В западных фильмах есть каноны. (Я имею в виду не штампы, а некоторые законы жанра что ли). Но некоторые из них реально режут глаз. Взять к примеру обязательные эротические картинки и посещение сомнительных заведений. Ну и я ряд других, на мой взгляд совершенно не обязательных вещей.
Третье. Чем больше смотрю западные фильмы, тем больше убеждаюсь в том, что там не умеют играть и прописывать. При чём суперзлодеев умеют, а просто злодеев нет. Супертрусов умеют, а просто трусов… кстати в этом фильме трус оказался на редкость убедительным, однако на мой субъективный взгляд создатели так до конца и не поняли. Что с таким счастьем делать. Кто смотрел «В бой идут одни старики» думаю меня поймёт.
Но сколько можно ругать – пора хвалить.
Первое. Что понравилось – это сюжет и сценарий. Очень боялся получить боевичок или ещё что-то лёгенькое. А тут – прямо-таки пиршество. Порадовали. Молодцы.
Второе. Актёры. За них пожалуй боялся ещё больше. Всё-таки играли много молодёжи. Которые о войне вообще ничего не знают, кроме CNN. Главный герой вообще красавчик. Остальные справились. Хотя можно было наверное ещё довертеть докрутить, но это я уже видимо придираюсь.
Третье. Звук. То есть звук вообще и саундтрек в частности. Песни под пианино шикарно и на редкость уместно. Да и ресторанчик с нарочито французским шансоном.
Четвёртое. В фильме много просто-таки сногсшибательных мелочей, часть из которых имела мало отношения к сюжету, вот к примеру сцена в госпитале. Кратко, но как сочно и драматично. Или вот казалось бы такая мелочь как сцена в ресторанчике, когда герой зацепился кителем за стул…
Пятое. Картинка. Ну, раз лётчики и небо и целые стадионы просторов с одной стороны и разнообразные лики войны. Особенно мне понравился образ доктора вообще жесть.
Шестое. Диалоги. С одной стороны всяческих афоризмов не так много, но с другой стороны сказано просто и понятно. В конце концов война, это место где воюют, а не разговаривают, но здесь есть как минимум целая вереница мелочей, типа тылового обеда или чего у них там генеральского было?
Седьмое. Концовка. Вот что повлияло на то, что, уже приготовившись поставить шесть или даже пять, я ставлю именно семь. Ведь война это всё-таки драма. А потому, то что авторы не побоялись по большому счёту плохой концовки делает им честь и хвалу, а сцена у окна, она вообще… слов нет.
Итог. Замечательный фильм про войну. Какая разница, про какую. Про войну.
Военная драма, повествующая об английской эскадрильи во главе с майором Джоном Грешамом, которые ведут упорную битву с немцами за воздушное пространство над Францией. Из-за малого количества летного состава у англичан Грешаму приходится мириться с тем, что в качестве подкрепления ему присылают еще не опытных, только что закончивших летную школу, молодых офицеров, налетавших в сумме не более 14 часов. Глазами одного из таких курсантов Стефана Крофта и показана жизнь 76-ой эскадрильи Грешама.
Всего лишь за неделю ему предстоит пройти нелёгкий путь и заслужить уважение со стороны более опытных пилотов.
Малкольм Макдауэлл блестяще передал образ аса первой мировой войны майора Грешама: авторитетного, ответственного, умного, ведущего себя на равных со своими подчиненными, но в тоже время строгого в отношении дисциплины (в частности это касается молодым офицеров) и главное уважающего своих врагов, таких же летчиков как и он.
Отлично переданная атмосфера той далекой войны плюс достаточно неплохо и ярко поставленны сцены воздушных боев.
P. S. Фильм безусловно не шедевр, но всем любителям кино о войне и в частности фильмов об авиации придется по душе.