«Скрипка» - необычная мексиканская лента, малобюджетный образец независимого кинопроизводства, снятый в чёрно-белой гамме и в духе социального реализма, продолжающего своё победное шествие по странам Латинской Америки. Последнее время появляется достаточно много фильмов на революционную тематику, в том числе и крупнобюджетных, но 'Скрипка ' стоит особняком: это взгляд на борьбу с военным режимом со стороны простого крестьянина. Напрочь лишенная излишнего пафоса и красивых революционных речей, лента демонстрирует уродливое лицо войны предельно правдиво.
Фильм повествует о странной семье: престарелом инвалиде Доне Плутарко, играющем на скрипке в забегаловках, его сыне Женаро и маленьком внуке Люсио. Тяжелая голодная жизнь троицы неожиданно резко меняется: военные приходят в их родную деревню, учиняя беспредел: насилуют женщин, расстреливают мужчин. Женаро тут же присоединятся к партизанам. Старик Плутарко остается со своим внуком, попадая в куда более опасную ситуацию: скрипачом заинтересовался начальник местной войсковой части: капитан хочет обучиться игре на скрипке и требует от старика регулярных занятий. У Плутарко нет выбора, кроме как подчиниться его прихоти. Дальнейшие события целиком держатся на нем: немногословный старец, казалось бы раздавленный случившимися событиями, оказывается не так прост.
Дон Энджел Тавира, знаменитый однорукий мексиканский скрипач (В 13 он потерял кисть правой руки из-за взорвавшейся петарды, но не бросил музыку, а стал играть, подвязывая смычок к культе) один раз в жизни он сыграл свою лучшую роль, дебютировав в кино в восьмидесятилетнем возрасте и неожиданно для всех получив Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах. Скрипач, будто и не знает, что такое актерская игра - он просто живет в кадре, ему веришь с первых минут.
Франциско Варгас, режиссер, сделал удивительное кино: при всех трудностях, с которыми сталкиваются неизвестные никому дебютанты, он объективно отобразил проблемы мексиканской революции, модернизацию страны, и классовую борьбу, обогатив 'Скрипку ' исполненными мудрости (Плутарко) и сатирического (Капитан) смысла персонажами.
Основная идея 'Скрипки ' проста, но не избита: за последний клочок земли борьба будет продолжается всегда. За оружие возьмутся все: от мала до велика. Погибнет отец, и на его место встанет сын. Взрастут, опрометчиво брошенные захватчиками, всходы революции. Фильм - не пресловутая агитка, это глубокое размышление о пробуждении сознания народа, сплоченного единым состоянием порабощения.