На самом деле, я не помню никакого другого фильма Педро Альмодовара, где настолько откровенно был бы представлен product placement. Пространство фильма утопает в фотоаппаратах Fujifilm и Сanon, герои пользуются продуктами Apple, а вода становится горячей только в бледно-розовом чайнике Smeg. Но всё-таки градус фильма создаёт сюжет.
Фильм «Параллельные матери» открывает Венецианский международный кинофестиваль 2021 года, а Пенелопа Крус получает номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Играет
она, действительно, прекрасно.
Знаменитая картина Малевича, которая уже появлялась в предыдущей работе Альмодовара «Человеческий голос», здесь оказывается в виде магнита на холодильнике и появляется в тот
момент, когда героиня Пенелопы Крус сообщает растерянному любовнику о своей беременности.
Этот фильм о женщинах и для женщин. О том, как удивительно по-разному выглядит первая встреча со своим ребенком для женщины и мужчины. Женщине достаётся боль, крик и кровь. А мужчина видит чистенького ребенка в мягкой пеленке. Тихого и сладко-пахнущего. Смотрит на него и начинает сомневаться в том, его ли это ребенок.
Если вы думаете, что теперь представляете о чём этот фильм, то вы ошибаетесь. Определить главный вектор фильма непросто, потому что довольно быстро в яркие краски современной Испании проникают тени прошлого и история начинает наполняться новыми событиями и людьми. Решая вопросы своей жизни, герои не перестают искать ответы на загадки прошлого. Одно поколение сменяет другое, но тайны семьи (и страны) требуют разгадки.
Альмодовар создаёт ещё один прекрасный фильм, необычный финал которого позволяет каждому зрителю сделать свои выводы. Для меня эта история о том, что прошлое не исчезает и не уходит, а становится частью хаотичного огня жизни.
'Нужно смотреть в будущее, а не заниматься расковыриванием старых ран.'
Когда в 2013-ом году на экраны вышла пёстрая ироничная комедия 'Я очень возбуждён', то некоторые поспешили заявить, что классик мирового кинематографа и один из лучших испанских режиссёров за всю историю (а может и лучший) Педро Альмодовар уже не тот. Вернуться в свою колею и постараться реабилитироваться (если он вообще о таком думал) Альмодовар решил с лентой 'Джульетта' (2016). Но, несмотря на множество номинаций на престижные кинонаграды, оценки как критиков, так и зрителей оказались смешанными. Но всё вернуло на круги своя, когда главный автор нетленной классики европейского производства 'Всё о моей матери' (1999), 'Поговори с ней' (2002) и 'Возвращение' (2006), поставил в чём-то личную драму 'Боль и слава' (2019), где главную роль сыграл Антонио Бандерас, одну из лучших за последнее время, за что актёр был номинирован на 'Оскар'. А для драмы 'Параллельные матери', которая вышла на экраны в самом начале осени 2021-го года, Педро Альмодовар позвал одну из главных муз за всё время своего творчества - Пенелопе Круз. И актриса не подвела любимого режиссёра - она тоже стала номинанткой на 'Оскар'.
В основе сюжета 'Параллельных матерей' от самого Альмодовара лежит история знакомства двух совершенно непохожих друг на друга женщин - Джэнис (Круз) и Аны (Милена Смит). Джэнис уже не молода, а Ана ещё считается несовершеннолетней. У Джэнис уже обустроенная жизнь, она успешно работает фотографом и считается одним из лучших мастеров в своей профессии. Ана ещё ничего не видела в этой жизни, а с отцом и матерью у неё далеко не лучшие взаимоотношения. К тому же мать Аны - Тереса (Айтана Санчес-Хихон) - сейчас больше увлечена собой, ведь ей выпал шанс наконец-то заявить о себе как о талантливой актрисе. Судьба сводит Джэнис и Ану в палатах родильного дома, где они начинают дружить, а потом и рожают в один день. После того, как их выписывают, женщины обмениваются контактным данными, но на самом деле пути их расходятся. Каждая из главных героинь по-своему начинает новую жизнь после рождения малышек, но они ещё не знают, что судьба ещё раз их сведёт. И сведёт по совершенно непредсказуемой, но очень драматической причине, которая повлияет на каждую из них...
И снова остаётся только констатировать, что только Педро Альмодовар в своём исключительном авторском стиле способен раскрыть всю глубину драматургии в совершенно, на первый взгляд, обыденных ситуациях. Режиссёр и сценарист 'Параллельных матерей' умело жонглирует всеми нюансами своего сюжета, добавляя в нужный момент остроты и выразительности. Каждый персонаж, каждый диалог, каждое действие в 'Параллельных матерях' имеет своё значение, что делает картину объёмной, но при этом не переходящей рамки. Зритель всецело может ознакомиться с каждым персонажем фильма, чтобы составить для себя определённое мнение, а, между тем, не у каждого из них было достаточно экранного времени, но Альмодовар умеет проникать в зрительское сознание, создавая такие реалистичные и полные жизненного сока истории. Примером этого может служить сюжетная линия, связанная с Джэнис, которая хочет провести археологические раскопки. Вроде эта линия выпадает из общей концепции 'Параллельных матерей', но финал наглядно показывает нам всем философскую нюансировку, подводящую моральный вердикт идеи 'Параллельных матерей'.
Про Пенелопе Круз мы, естественно, ещё поговорим, но хотелось бы вначале упомянуть Милену Смит, сыгравшую Ану. По кинематографическим меркам у неё совсем ещё молодой возраст, поэтому её биография не заполнена многочисленными проектами. Но приглашение сниматься в одной из ведущих ролей у самого Педро Альмодовара - это шанс, за который надо цепляться всем, чем можно. И Милена Смит после череды короткометражек и ленты 'Преступить черту', где актриса снялась с Марио Касасом, вполне воспользовалась предоставленным шансом и сумела раскрыть всю драматическую подноготную своей героини. Очень хотелось бы, чтобы роль Аны стала импульсом к большой карьере для Милены Смит. Убедительно изобразили своих персонажей Айтана Санчес-Хихон, Исраэль Элехальде и Росси де Пальма, которые добавили разнообразия и чувственности, нерва и драматургии 'Параллельным матерям'. А Пенелопе Круз в последнее время выходит на какой-то новый непостижимый уровень. Её игра в 'Параллельных матерях' вызывает восхищение, она умело выдерживает баланс, вызывая самые искренние и волнующие эмоции. Заслуженная номинация на 'Оскар'!
Педро Альмодовар в который раз уже во всеуслышание заявил, что он - один из лучших действующих европейских режиссёров, который умеет смело снимать фильмы, где раскрывает необыкновенные жизненные события, которые чётко укладываются в рамки логики и реалий. Конечно, не обошлось без присущих Альмодовару тематик, но на самом деле в 'Параллельных матерях' это придаёт фильму изящности, сексапильности и романтики. И вряд ли кто-то кинет за упоминание гомосексуальной темы в Альмодовара камень - настолько утончённо это было введено в сюжет, соответствуя всему развитию действа. А прекрасная актёрская игра Пенелопе Круз и Милены Смит придёт ленте шарма и исключительности. Великолепная работа великого мастера...
Современное испанское кино уже не одно десятилетие во всем мире в первую очередь ассоциируется с именем Педро Альмодовара. Яркий и неповторимый стиль этого кинематографиста вместе с невероятно тонкими и сложносочиненными историями, препарирующими женскую психологию, стали знаковым явлением мирового кино.
Педро Альмодовар снял более 20 полнометражных фильмов. В 2019 г. на пороге своего 70-летия он снял полуавтобиографический фильм 'Боль и слава'. А в 2021 г. вернулся к традиционному для себя исследованию женской сущности с фильмом 'Параллельные матери'.
'Параллельные матери' - это история успешной независимой женщины-фотографа. Ей уже почти сорок лет, она встречает мужчину и вступает с ним в связь. Она беременеет и радостно решает родить ребенка для самой себя. Когда героиня попадает в родильное отделение, она знакомится с молодой девушкой. Та тоже забеременела случайно и вовсе не рада своему положению. Но обе они рожают. Обе обожают своих новорожденных детей и полностью посвящают себя материнским заботам. Пути этих параллельных матерей пересекутся и заставят полностью переоценить себя и изменить свою жизнь.
Главные роли блистательно исполнили Пенелопа Крус и Милена Смит. Фильм получил высокие рейтинги (7,1 в Кинопоиске и IMDB), восторженные отзывы критиков и многочисленные номинации кинопремий и фестивалей.
За свою роль в 'Параллельные матери' Пенелопа Крус получила приз в Венеции и номинацию на Оскар. Свою первую номинацию на Оскар актриса получила в 2006 г. за другой фильм Педро Альмодовара - 'Возвращение'. И то, что ее номинировали в этом году выглядит скорее как дежавю, чем признание ее особой работы в новом фильме.
Героиня Пенелопы Крус в 'Параллельные матери' - это некая альтернативная версия героини, которую она уже играла в 'Возвращении' и некоторых других фильмах Педро Альмодовара. Материнский образ в исполнении Пенелопы Крус действительно завораживает. Но... но все это мы уже видели. И не раз.
Педро Альмодовар очень долго удивлял, эпатировал и даже шокировал зрителей своими историями, раздвигающими границы представлений о мужчинах и женщинах. Он уже многократно и многогранно исследовал волнующие его темы взаимоотношений женщины и мужчины, женщины и ее ребенка, женщины и другой женщины, женщины и ее матери. Все, что он хотел и мог сказать, он уже сказал.
'Параллельные матери' все так же пленительны и увлекательны, как любой другой фильм режиссера. Но в нем нет новизны. Ни единой капли новизны.
Но все же 'Параллельные матери' очень важный и нужный фильм для сегодняшнего дня. Как ни странно, главная ценность ленты 'Параллельные матери' заключается в ее консервативности и возвращении к старомодным представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Культура последних десятилетий, как и творчество самого Педро Альмодовара, переполнены идеями, раздвигающими границы нормальности. Мужчина может любить мужчину, женщина может любить женщину, дети вовсе не обязательно должны быть родными, женщина может воспитывать ребенка одна. Семьи могут быть разными и все это нормально.
Своим новым фильмом Педро Альмодовар подтверждает 'Да, это нормально'. Но тут же в очередной раз отсылает зрителей к биологии, физиологии, истории и как-бы говорит 'Природу не обмануть, прошлое не изменить'. Мы можем сколько угодно отрицать то, что заложено в нас с рождения. Можем избегать воспоминаний о черных страницах своей биографии. Но законы жизни все расставят по своим местам. Естественный ход вещей всегда победит искусственно созданные конструкции. А чтобы ощущать себя счастливым нужно просто не сопротивляться и принимать жизнь такой, какая она есть. Хотя и эта идея вовсе не нова для творчества Педро Альмодовара и уже не раз была представлена в его фильмах...
Педро Альмодовар в данной картине вернулся к своей, возможно, любимой теме - теме материнства. Однако в этот раз одним материнством он не обошёлся, 'Параллельные матери' - история также о более широких узах - не просто матери и ребёнка, но и о целой памяти поколений (что наверное идёт не совсем в плюс фильму, но об этом потом).
Джанис и Анна родили детей в один день. За время, проведённое в роддоме девушки подружились. Джанис очень хочет ребёнка и готовится стать матерью-одиночкой, ведь забеременела от любовника, у которого есть жена. Анна же не хочет рожать, ведь забеременела случайно. Спустя какое-то время после родов девушку вновь начинают общаться, при этом очень сблизившись. Но в какой-то момент Джанис, из-за слов любовника (того самого, который является отцом её дочери) начинает подозревать что-то неладное, после чего делает два теста на ДНК, дающие понять, что её дочь и дочь Анны перепутали в роддоме.
Казалось бы, ситуация, стандартно используемая в комедиях, однако Альмодовар делает из этого умелую драму, показывая устоявшиеся в канонах подобных историй клише в совсем ином свете. Разгоняет всё это режиссёр динамичным повествованием (по крайней мере до определённого момента), делающим картину бодрой. Живые диалоги и интересные персонажи отлично двигают сюжет вперёд, не выдавая ни одной лишней фразы.
На примере Джанис и Анны, Альмодовар передаёт одну из тем картины - любовь не определяется какими-либо факторами, это безмерное чувство, не подчиняющееся устоявшимся законам природы, в том числе и биологическим. '...пропорции условны, а границы размыты.' - так сказал один знаменитый персонаж, эта фраза наиболее точно раскрывает мысль, которую хотел донести режиссёр. В конце концов он действительно в этом смысле размыл все грани, оставив у героинь единственное, что имеет значение - материнскую любовь, выходящую за любые рамки.
Тем не менее, возвращаясь уже к заявленному в начале, надо сказать, что режиссёр слишком перегрузил ленту. Во-первых, ближе к концу он вводит абсолютно ненужную любовную линию, затягивающую повествование и местами превращающую фильм в какую-то сопливую историю, из-за чего теряется некое благородство его мысли. Во-вторых, сюжетная линия с раскопками, под конец выходящая на передний план, выглядит лишней, ещё более лишней нежели любовная. Я понимаю, что ей хотел сказать Альмодовар, но лично мне кажется, что растягивать историю до такого было не нужно, она выглядит более интересной и трогательной, будучи небольшой и компактной.
Дуэт Пенелопы Крус и Милены Смит радует глаз. Опытность Крус и энергия молодости Смит, смешиваясь на экране дарят отличные перформансы. И если Милена тут показала свой талант, то Пенелопа раскрыла будто по новому, воплотив как безумно любящую, так и запутавшуюся, сломленную женщину, пребывающую в отчаянии. За это Крус наградили в Венеции.
'Параллельные матери' стоящее кино, но наступающая в один момент перегруженность, вызванная желанием поместить ещё один смысл смазывает как сам фильм, так и впечатление от него.
Типичная драма Педро Альмодовара о материнстве и памяти рода с красками и солнцем
— Нужно смотреть в будущее, а не заниматься расковыриванием старых ран.
…
— Тебе пора осознать в какой стране ты живешь.
Именитый испанец буквально вернулся к корням: новая картина тяготеет к его классическим работам, как бы минуя череду недавних экспериментов вроде автобиографической «Боли и славы» и моноспектакля Тильды Суинтон «Человеческий голос». Женские судьбы, страсти, эксцентричная картинка — вроде бы привычная схема Альмодовара, но здесь традиционная мелодраматическая основа разбавляется гражданской лирикой. Так, классический для режиссера сюжет оказывается вписанным в исторический контекст.
Параллельный сюжет о травме 1930-х, нанесенной жертвам режима Франко и четырем поколениям после, уже успели пожурить за неровность, но я не увидела явных провисаний. Да, вторая половина фильма больше концентрируется на прошлом, чем на будущем, но история страны изящнейшим образом переплетается с воспоминаниями героев. В итоге частная, национальная и семейная линии сходятся в фигуре матери-одиночки, которую называют самой сложной ролью за всю карьеру Пенелопы Крус. Феномен женщин Альмодовара — «независимых, гордых и чутких, воплотивших идеи феминизма на экране задолго до того, как это слово начали произносить на каждом углу», — здесь находит иное воплощение, и к нему действительно приятно будет обращаться вновь и вновь.
Веду к тому, что тема наследственности и знания своих корней, поданная в форме притчи, всегда будет своевременной, а что до нравоучений, то иногда и они бывают полезными.
Как всегда у Альмодовара, яркая и эмоциональная картина, но, к сожалению, разваливающаяся на куски.
Во-первых, две сюжетные линии - скажем так, археологическая и интимная, существуют в отрыве друг от друга. Вероятно, конечно, что режиссёр общей мыслью хотел донести до нас, что женщина является связующим звеном между прошлым и будущим, что только женщина - ввиду не только своей эмоциональности, но и того, что чаще остаётся в живых после войн - способна думать о прошлом и сохранять его и зачастую в одиночку воспитывать детей, думая о будущем.
Во-вторых, несмотря на мою, например, личную эмоциональную вовлечённость, сопереживание героям, я ощутил некие важные пробелы в повествовании (как, например, Дженис и Ана нашли общий язык после разлада), алогизмы (безразличие Аны к тому, что Дженис берет у нее мазок) и некоторую картонность диалогов (многочисленные за уши принятые сцены коротких встреч).
В-третьих, странная акцентуация на персонажах: мать Аны, Тереза, в первой половине картины достаточно активно участвует в сюжете, а потом просто исчезает, а героиня Росси де Пальмы вообще чисто формальная.
Складывается впечатление, что материал сырой, что, вероятно, сказалась спешка перед фестивалем, что картину можно было бы дожать. Между тем, хотя Альмодовар и задает приевшиеся вопросы о материнстве (что важнее - рождение или воспитание; нужно ли оставлять нежеланного ребенка), он пытается затронуть в своем творчестве не только экзистенциальные, но и национальные вопросы. Я думаю, что как попытка это неплохо.
'Параллельные матери' - комфортная драма Альмодовара с иезуитски параллельными сюжетами
Альмодовар всегда был для меня режиссером женским и чисто для женщин. Избитые фразы, смыслы и жизненные коромысла, понятные только тем, кого почему-то принято считать слабым полом. Есть у меня версия, что в реальности вместо Альмодовара в его фильмах транслируются мысли близких ему женщин, прежде всего, горячо любимой мамы
'Параллельные матери' построены на плотно встроенной дихотомии. Дихотомии двух женщин, двух сюжетов, двух миров. Дихотомия через дуализм похожего - не новый прием. Мы видели ее миллион раз: от мрачных гравюр Дюрера до наивных фанфиков о Гарри Поттере. И все же ключевая мысль всего фильма - вообще не про женщин и про какое-то там противостояние. Это фильм о единственно возможном пути трансформации - через понимание любого даже самого не понимаемого.
Естественно в фильме нет мужчин. Есть один антрополог с не особо запоминающейся ролью - исключительно вспомогательный элемент. И хоть этот фильм про женщин, тут напрочь исключена любая фемповестка. Вместо нее средиземноморская реалия, такой слегка законсервированный мир традиций. Да, на материале далеко не самой отсталой в плане модных гендерных свобод и всего остального Испании. Но он не так плох, он работает как пресловутая линза Барлоу, рассеивая свет.
'Параллельные матери' - это, к сожалению, фильм одной актрисы. Пенелопа Крус тут играет с пылкостью, настолько не выраженной с культовой для нее 'Вики Кристины Барселоны'. Она и ритмика фильма, и его фата-моргана. Ну ладно, еще и гарантия маркетингового успеха. Крус - моя фаворитка среди номинантов на мартовский 'Оскар'.
Я уже сказал, что всегда считал Альмодовара - режиссером-подкаблучником. Не надо забывать, что он к тому же и 'маменькин сыночек', тот самый мальчик-зайчик, чью бабочку на шею до самой старости уютно наглаживает старушка-мама. Бесконечный и (уж признаемся) единственный источник истины. Постарайтесь найти у Альмодовара фильм не про маму. Я поискал, быстро расстроился и бросил глупую затею.
Образ матери в фильме выцарапан не только в названии. Есть мать-одиночка, сделавшая ребенка после алко-кутежа. Прощена? Да, нежданный ребенок быстро становится главным смыслом. Есть мать-одиночка с успешной карьерой, но все равно способная на любую жертву. Прощена? Да, она - супергерой в системе координат Альмодовара. А есть третья - театральная актриса, воспринимающая едва дышащий сверток как обузу. Таким Альмодовар мстит. Таких клеймит. Плавит раскаленным киноязыком. Будьте уверены, этот старикан вообще не раскаивается.
Но Альмодовар снимает про Испанию. Про довольно классическую сюжетную Европу. Поэтому фильм зрителям в России не покажется глубоким. Не покажется слишком уж проблемным.
Почему? Отчасти (лишь в какой-то мере!) Россия - пространство умирающего института семьи. И кризис идентичности тут ни при чем.
А еще 'Параллельные матери' - это, конечно, фильм о памяти. Примерно половину хронометража мы отвлекаемся от основного сюжета (а там всего лишь перепутали детей в роддоме) и пытаемся разобраться в сложных вопросах последствий Гражданской войны в Испании. Франко, фалангисты, коммуна и карлисты. Пенелопа Крус очень уж хочет по-человечески похоронить своего прадеда, расстрелянного случайным врагом и брошенного в братскую утерянную могилу.
Даже не буду тут рассуждать о судьбе условного 'Мемориала' (все всё понимают). И заткну сам себя трюизмом, которые любили повторять седовласые преподы на моем горячо любимом истфаке МГУ - 'борьба за будущее начинается с борьбы за прошлое'. Понимаешь эту банальщину в кризисные моменты, а вот бороться начинаешь только в сытые.
И еще раз. Фильм очень комфортный. Вот тебе кости, вот тебе подмена ребенка, вот тебе смерть ребенка. Все подается именно в такой тональности. Без истерик и с попыткой разобраться в любой проблеме. Европа. Нам не сойтись, говорят другие. Ну или просто нужно подождать, говорят еще одни другие. Правда по вопросу 'сколько' прогнозы сильно разнятся.
Наконец. Альмодовар всегда наводит меня мысль. Может стоит все-таки начать запоминать историю не по королям и художникам, а по их матерям, женам и дочкам? Смысла ровно столько же, а вот с причинно-следственными связями все станет сразу понятно.
Наверное, я больше не пойду смотреть новые фильмы Педро Альмодовара.
'Параллельные матери'... Все очень красиво. Бедные живут наряднее наших богатых. На няню нет, а одеты с обложки. Квартиры набиты произведениями искусства. Немыслимо красивые женщины страдают в невероятно красивых интерьерах. Конечно же, происходит один случай из миллиона – в испанском роддоме перепутали младенцев. С одним из младенцев происходит другой случай, у которого в природе та же частота. Затем стройные как модели актрисы бесконечно готовят блюда с картошкой и литрами льют туда масло. Ну ладно, иногда сбрызгивают вином. Режут морковь в этот раз, не томаты. Спасибо и на том. Имеет место секс между представителями разных и одинаковых гендерных идентичностей. В обоих случаях в майках и под одеялами. Без подробностей и особых страстей. Видимо, сразу готовятся к прокату в самолетах на дальних рейсах. И ведь из фильма в фильм все ждешь, что снова, как прежде, эта пышная пошлость оживет благодаря энергии режиссера, его поэтике. Нет. Вялое, скучное кино, ничего общего с автором фильмов 'Все о моей матери', 'Поговори с ней', 'Закон желания', хотя темы и образы вроде те же. Пенелопа уже бабушкой станет скоро, а декорации и обстоятельства такие же: изнасиловали, подменили, не любили, пожарили, поплакали, простили, оплакали, полюбили.
И вот еще что. В 'Параллельных матерях' есть попытка очень масштабного высказывания: так же важно похоронить своих расстрелянных предков, узнать их имена, проститься с ними, как и назвать своим именем, вернуть родной матери живого или мертвого, но ее младенца. Эта мысль важная, а в России, где к памяти несправедливо осужденных в разные годы относятся без уважения, важная вдвойне. Но черт возьми, чтобы женить такие важные идеи с китчевой мелодрамой нужна, видимо, энергия, которой у Альмодовара больше нет. Фильмы выходят у него то лучше, то хуже, но все кажутся – да, профессионально сделанным, но – лишь напоминанием об ушедшем величии большого мастера.
Девятиминутные овации в Венеции: Роман у Пенелопы и Альмодовара длится целую жизнь. В красно-зелёных тонах бушуют страсти: внебрачный ребёнок у мужика с (естественно!!) умирающей от рака женой, тесты на отцовство, тесты на материнство, объединенные сверхзадачей: локализовать кости бабушки.
Даже если вы просто идете мимо экрана без звука, фильм Альмодовара легко можно узнать по работе костюмера: героиня в красном пальто на фоне зелёных стен будет заливать печаль коньяком, а если глотать таблетки-то исключительно в зелёных штанах на фоне красной лампы. Даже ночные кошмары им будут сниться на зелёных подушкам под обязательным красным одеялом.
«Женский режиссер» знаменит любовью к красивым лицам, крупным предметам и мощным формам, а его площадки выглядят как миланские мебельные салоны.
В глазах его актрис можно утонуть, но также можно погрязнуть и в их нерешаемых проблемах. Альмодовар предлагает решить эту задачу нам: одна не понятно чья дочь, одна запутавшаяся школьница и одна, хватающаяся за последние яйцеклетки, сорокалетняя Пенелопа. Внимание, вопрос: кто отец ребенка? Хотя, если уж совсем точно, кто его мать?
Но не так он линеен, как может показаться на первый взгляд, и даже если кажется, что он ленится, все равно его фильмы не винегрет, а «Наполеон». Немного драмы, немного ностальгии, немного вина и очень много любви, которая и удерживает все это вместе.
«Параллельные матери» Педро Альмодовара производят настолько сильное впечатление, что его сложно разложить на составные части: что воспринимается головой, что сердцем, а что только в их тандеме. Испанский режиссер вновь говорит о том, что мир и искусство невозможно расчленить, а любое препарирование – это разрушение целостности живой жизненной плоти.
Параллельные матери фильма Дженис (Пенелопа Крус) и Ана (Милена Смит) встречаются в роддоме, обе рожают впервые, обе матери-одиночки, обе рожают девочек. Дальше их судьбы вопреки законом евклидовой геометрии будут сближаться и в конце концов пересекутся. В этом фильме мы вновь оказываемся в царстве женщин, и две главные героини рифмуются с другими матерями этой истории: матерью Аны Тересой (Айтана Санчес-Хихон), матерью и бабушкой Дженис. Это мир, в котором быть матерью-одиночкой становится традицией не только для семьи Дженис, но и вообще для современного общества, потому что мужчины постоянно воюют, погибают или просто уходят, их расстреливают и хоронят в безымянных могилах на обочинах дорог. Альмодовар бережно эксгумирует тела отцов и возвращает им имена, восстанавливая гармонию жизни вслед за Дженис, которая с упорством дочери ищет тело своего прадеда – самого близкого ей родственника по мужской линии, связь с которым она сохраняет и через профессию.
Возможно, именно поэтому последние кадры фильма – это не только логическое завершение страстей и перипетий сюжета, но и его главный эмоциональный акцент. Найти могилу самого родного тебе человека, но кого ты никого не знал, - это вернуть его себе на мгновение, восстановить те пустот, что оставляют в судьбе вечные мужские игры, это не бояться рожать сыновей.
Осознание отцовства для испанского художника, прославившегося исследованием материнства, становится тем мотивом, который встраивает «Параллельных матерей» в метатекст альмодоварских фильмов, в созданную им женскую вселенную. Отцы, которых ищут их дети, и отцы, чьи сыновья и дочери родиться не успели, медленно проступают очертаниями в «Параллельных матерях», и последний кадр – это беззвучный крик отчаяния, о том, что мужская игра продолжается.
Второй сюжет фильма – о массовых захоронениях и исторический памяти – вплетается в историю взаимоотношений Дженис и Аны и придает фильму не только политический сюжет – он превращает картину в историческое высказывание, раскрывая межпоколенческую травму испанского общества. Но ХХ век для всего мир был настолько сложным, что референсы на собственные травмы и на неизжитую боль в этом фильме найдет любой житель планеты.
Для испанской культуры коллективная травма Гражданской войны ярко персонифицирована – она воплощается в образе Федерико Гарсиа Лорки, с поиском места захоронения которого у многих ассоциируются и современные общественные дискуссии вокруг закона об исторической памяти. Именно поэтому в «Параллельных матерях» отсылок к образу расстрелянного поэта больше, чем в любом другом фильме Альмодовара: помимо ассоциаций с безымянным захоронением здесь еще и постоянные отсылки к Гранаде – родному городу Лорки, который не сумел уберечь его от ареста. И самый яркий референс – введение в ткань фильма текста пьесы «Донья Росита, девица, или Язык цветов», который произносит со сцены Тереса.
Мы словно наблюдаем за диалогом двух великих испанских художников, во многом определяющих образ своей культуры для остального мира, и он расширяет смысловое пространство фильма «Параллельные матери». И этот диалог оттеняет высокую лирическую ноту картины. Педро Альмодовару удавалось быть лиричным даже в гротеске, нагромождении жанров и постмодернистской игре, он умел дойти до поэтической сердцевины истории и именно ее подарить зрителю как главное впечатление. Но в «Параллельных матерях» поэтичность особого рода – она уже не прячется ни за чем. И эта незамутненная поэзия жизни – итог прожитых семидесяти двух лет (почти пятьдесят из них – в кино) жизни прекрасного человека из Ла-Манчи.