всё о любом фильме:

Рокко и его братья

Rocco e i suoi fratelli
год
страна
слоган«DARING in its realism. STUNNING in its impact. BREATHTAKING in its scope»
режиссерЛукино Висконти
сценарийЛукино Висконти, Сузо Чекки д’Амико, Паскуале Феста Кампаниле, ...
продюсерГоффредо Ломбардо
операторДжузеппе Ротунно
композиторНино Рота
художникМарио Гарбулья, Пьеро Този
монтажМарио Серандреи
жанр драма, криминал, спорт, ... слова
зрители
Франция  2.17 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время180 мин. / 03:00
Номинации (1):
Овдовевшая Росария Паронди и четверо её сыновей решают переехать из нищей Сицилийской деревни в Милан, где живёт пятый сын. В поисках лучшей доли и достойного заработка братья не гнушаются никакой работы. Постепенно каждый находит своё место.

Но отношения в некогда сплоченной семье раскалываются: красавец Рокко вступает в противоборство со своим жестоким братом Симоном. «Яблоком раздора» становится девушка легкого поведения Надя, решившая оставить работу и выйти замуж. Именно ее расположения добиваются братья. Ожесточённая вражда способна завести их слишком далеко, вплоть до убийства…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
17 + 1 = 18
7.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Примечательно, что после съёмок этого фильма Ренато Сальватори (Симоне) и Анни Жирардо (Надя) поженились.
    • В фильме сыграла Клаудия Мори, жена Адриано Челентано. Она играла работника химчистки, где работал Рокко.
    • Француз Ален Делон, сыгравший итальянца Рокко, был в конечном итоге продублирован.
    • Фрэнсис Форд Коппола был большим поклонником этого фильма, он пригласил композитора «Рокко и его братья» Нино Роту писать музыку для его «Крестного отца» (1972).
    • Для проката в США в 1961 году из фильма было вырезано около 30 минут, так как они были признаны слишком жестокими для американской аудитории.
    • еще 2 факта
    Фрагмент 03:38

    файл добавилFar_Experience

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Выдающегося итальянского режиссёра Лукино Висконти можно посчитать одним из наиболее беспристрастных художников, несколько суховатых и сосредоточенных (по определению Веры Шитовой), предпочитающих скрывать своё подлинное «я». Чаще всего подобные творцы неавтобиографичны в собственных произведениях. Может быть, единственный фильм Висконти, который говорит о нём самом гораздо больше, чем все остальные вместе взятые, это «Семейный портрет в интерьере», хоть и не ставший финальным творением мастера, однако сразу же воспринятый как своеобразная «лебединая песня», его предсмертная личная исповедь. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 8 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В чем успех фильма «Рокко и его братья»? Во-первых, в удивительном режиссерском почерке Висконти, чье кино стало бессмертной классикой, во-вторых, в великолепнейшем итало-французском актерском ансамбле, в-третьих, в узнаваемости литературных образов Достоевского. Трехчасовая драма смотрится на одном дыхании. История семьи Паронди не может не тронуть. Каждый из братьев пройдет свой путь, и вместе с ними зритель будет радоваться и страдать, смеяться и плакать. После просмотра «Рокко и его братьев», как и после прочтения романов Достоевского, остаются тяжелые чувства. Сейчас не умеют снимать такое кино, сейчас не умеют писать такие книги.

    Висконти композиционно поделил свой фильм на главы. Каждая часть посвящена одному из братьев. Самыми эмоциональными являются истории о Рокко и Симоне. Сюжет фильма напоминает истории, в которых провинциалы приезжают покорять столицу. Братья Паронди после смерти отца вместе с матерью перебираются в Милан. Сицилийские законы велят старшему сыну взять на себя все заботы о семье. Их новая жизнь в большом городе напоминает наши современные реалии, когда каждый день в мегаполисы всего мира приезжают на заработки десятки тысяч людей. Например, братья искренне радуются выпавшему снегу не потому, что скоро новогодние праздники, а потому что для них найдется работа. Всех Паронди объединяет одно сильное чувство — любовь к матери. Ради нее они готовы на все, даже на то, чего бы никогда не сделали под дулом пистолета. Это чувство безусловно. Мама есть мама. Да и братья искренне любят друг друга.

    По аналогии с Достоевским Висконти мог назвать свою кинокартину «Братья Паронди», однако режиссер ставит в заглавие не старшего брата, а, видимо, того, чей образ ему роднее и ближе всего. Рокко во многом напоминает Льва Николаевича Мышкина и Алешу Карамазова. Это добрый, всепрощающий молодой человек с детской ранимой душой. Делон был любимчиком Висконти, поэтому неудивительно, что именно ему досталась такая сильная роль. Антиподом Рокко является его брат Симоне (Ренато Сальватори), в котором легко узнать черты ревнивцев Отелло, Парфена Рогожина и Мити Карамазова. Надя (Анни Жирардо) — это Настасья Филипповна, которая мечется между огненной страстью и чистой любовью. К каждому из двух братьев героиня испытывает разные чувства, но именно Рокко помог ей поверить в новое счастливое будущее. С кем останется роковая красотка? Кого она любит и с кем хочет быть на самом деле? Висконти показал конфликт между братьями в духе Достоевского: дикая страсть Симоне к Наде на грани помешательства уничтожает все лучшее, что есть в нем, а сердце Рокко содрогается от сильной внутренней боли и сострадания к возлюбленной и брату. Слезы и рыдания героя Делона в жестокой сцене, раскрывающей звериную сущность Симоне, заденут все струны души. Пожалуй, это один из самых драматичных эпизодов, которые когда-либо были сняты в кино вообще. Стыд и страх, отвращение и любовь, ненависть и прощение — все это будет в истории, связанной с Надей и двумя братьями Паронди. Чем закончится непримиримая борьба за женщину? Ответ прост — по-достоевски инфернально и сложно.

    22 июля 2016 | 16:54

    История о непростых отношениях между братьями в семье Паронди была не сразу оценена публикой и приобрела свой культовый статус лишь спустя время, после показа фильма по телевидению. «Рокко и его братья» стал первым коммерческим успехом Лукино Висконти и по-настоящему большим прорывом для уже снимавшихся, но еще мало известных артистов Анни Жирардо и Алена Делона.

    Мать семейства после смерти мужа перебирается из маленькой деревушки в Милан со своими четырьмя сыновьями, надеясь найти для них лучшее будущее, к пятому, самому старшему из братьев, Винченцо, уже имеющему невесту и готовившемуся к свадьбе. Не имея никаких материальных средств, все члены семьи снимают комнату на два месяца, чтобы по истечению этого срока оказаться в доме для выселенных. Каждый из них пытается найти себе прибыльное занятие: двое из братьев, Рокко и Симоне, начинают заниматься боксом.

    Надя.

    Симоне завязывает отношения о случайно встреченной, но сыграющей роковую роль в судьбе своих братьев, проституткой Надей.

    Надя — испорченное, но совершенно несчастное создание, этакая Настасья Филипповна от-Висконти, человек, мечтающий, но не имеющий сил вырваться из своего положения. Симоне для нее — просто еще один из мужчин, и она это, не утаивая, заявляет прямо уже ослепшему от любви Симоне. И морально слабый, но желающий удержать возле себя Надю, он делает тем временем первый шаг на пути к полному атрофированию своих нравственных и моральных качеств: он соблазняет работодательницу Рокко с целью украсть ценную брошку, тем самым потенциально подставляю брата. Первый шаг на пути к разрушению семьи сделан. А Надя, поняв, что внимание Симоне становится слишком настойчивым, возвращает подарок и исчезает больше, чем на год.

    Рокко.

    Через год после происшедший событий пут Нади и Рокко пересекаются.

    Клаудия Кардинале, снявшаяся в картине в небольшой роли жены Венченцо, писала:

    «Насилие накладывает печать на твою жизнь, на твои отношения с миром, с людьми, изменяет твой характер. Вероятно, выйти из этого состояния ты можешь, если кто-то действительно захочет тебе помочь, ничего не требуя в замен. Если ты встретишь человека, который, любя свободу как таковую, возвратит тебе и твою собственную».

    Таким человеком для Нади и становится Рокко, — добрый, наивный, робкий паренек, опять-таки идеальный герой Достоевского, как бы живое воплощение его идеи об идеальном человеке, о человеке, пока еще не испорченным ни цивилизацией, ни обществом. Он становится для нее опорой (и не только для нее, ведь Рокко — именно тот стержень, который впоследствии будет удерживать уже начавшую разваливаться семью. Не зря ведь Рокко тяготеет к корням, к родной земле, не раз сожалеет об оставленном доме), меняет, очищает ее внутренне.

    Симоне.

    Рокко и Симоне — главные антагонисты фильма. Они противоположны во всем: по своему темпераменту (хотя в начале фильма этого не заметно, ведь до приезда в Милан все братья были как бы одним целым. Но как только в отношения внутри семьи вторгается кто-то из вне, семейная идиллия разрушается. Возможно, этот «кто-то» — сама жизнь)., по отношению к себе и к окружающим их людям.

    Постепенно, шаг за шагом, опускаясь морально, деградируя, Симоне теряет ту духовную связь с семьей, которая существовала изначально. По сути нецелеустремленный и подвергающийся вляниям со стороны, он растрачивает все те задатки, которые могли бы помочь ему подняться по социальной лестнице. Вмсето этого он растрачивает себя на карты, алкоголь, сомнительные компании. К боксу он уже не пригоден, несмотря на присутствующий талант. К тому же, он чувствует себя униженным и, как это часто бывает у неудовлетворенных собой и жизнью людей, всю свою агрессию вымещает на людей ближних. Он как говрит четвертый брат из семьи Паронди, Чиро, — «гнилое семя».

    »… люди для того и созданы, чтобы мучать друг друга» (с) «Идиот»

    Поступок, который совершает Симоне по отношению к Наде (и тем более к Рокко) — жестокий, бесчеловечный, звериный. Но Рокко, даже после насилия приподносящий Надю в жертву (кому, чему?! ) брату, ощущает виновным в проишедшем именно себя и никого другого. «А что я могу сделать? Он мой брат!» — кричит он. Более того, Рокко пытается вытащить его из того болота, куда он все вернее скатывается, сам принося себя в жертву.

    - Так пусть уж она теперь тут лежит подле нас, подле меня и тебя…
    - Да, да! — с жаром подтвердил князь.
    - Значит не признаваться и выносить не давать.
    - Н-ни за что! — решил князь: — ни-ни-ни! (с) «Идиот»


    Финал… финал выглядит очень по-рогоженски, все так же продолжающий прощать брата Рокко, и Надя, Надя, замершая у дерева, напоминающая своей фигурой с расставленными руками, распятье… Есть вещи, которые нельзя прощать. Никогда.

    Фильм «Рокко и его братья» — один из лучших, один из самых глубоких и значительных фильмов не только в творческой биографии Лукино Висконти, но и в мировом кинематографе вообще. Гениальная игра Ренато Сальваторе, Алена Делона и Анни Жирардо. Правда, честность. Фильм, который нельзя забыть. Я, по крайней мере, не могу.

    10 из 10

    11 января 2009 | 11:23

    Сейчас уже не умеют снимать так, как раньше. Я не говорю, что раньше вообще не снимали плохо или, что сейчас нет хороших фильмов. Но всё же… это было другое кино. Ну как они это делали?! В чём их секрет?

    В каждом старом фильме столько стиля. Они именно стильные, а не шикарные, как наше современное кино. Здесь всё построено на игре актёров, а не на дорогих спецэффектах. И ведь цепляет, да так, что не просто не оторваться во время просмотра, но и потом, долгое время спустя, никак не забыть. Этот фильм уже навсегда поселятся в твоей душе, он часть её.

    10 из 10

    29 мая 2008 | 14:43

    Любовь- такое светлое и яркое чувство. Кажется, что весь мир у твоих ног и море по колено. Но как ни странно именно из-за этого, наверное, самого сильного чувства совершаются самые ужасные поступки, такие как предательство близких, убийство.

    Фильм» Рокко и его братья» как раз и повествует нам о этом чувстве и о его, грубо говоря, последствиях.

    Режиссёру удалось в полной мере раскрыть эту тему и показать какой бывает эта любовь, если она неправильная, неоправданная. И тот безумный любовный треугольник, который мы видим на экране лишний раз доказывает, что любовь всё таки и есть то, что правит миром. И кем бы ты не был, самой первоклассной проституткой или великим боксёром — любовь может сделать с тобой что угодно : поднять до невообразимых высот из грязных будней или размазать по лестнице направленной к самому дну.

    Интересно, что картина образно забита на главы, об этом нам повествуют титры, которые время от времени возникают на экране. Очевидно режиссёр сделал такие вставки, что бы подчеркнуть к какому герою обращена данная глава. Чисто со зрительской стороны эти титры особо погоды не делают, скорее их можно рассматривать как стильную режиссёрскую вставку.

    Что касается игры актёров, то от блистательных Алена Делона и Ренато Сальватори просто не оторвать глаз на протяжении всей картины. Именно благодаря удачному актёрскому составу, невообразимым проницательным глазам главного героя Рокко (Ален Делон) хочется верить во всё, что происходит на экране. Все актёры прекрасны, сыграно реалистично и красиво. Красиво здесь ключевое слово. В картине просто нет некрасивых людей. От этого фильм, не смотря на все события происходящие на экране, оставляет только теплый осадок. Именно осадок, потому что проблема поставленная режиссёром всё таки задевает да и братьев жалко.

    Музыка на протяжении всего фильма особо не замечается. Она есть, но воспринимается только как фон, всё внимание отбирают прекрасные глаза Алена Делона.

    Заканчивается картина довольно типично для работ такого рода, но впечатляюще: пронзающая до глубины души итальянская музыка и персонаж уходящий вдаль. Красиво и как всегда беспроигрышно.

    " Рокко и его братья» по истине стоящий фильм, прежде всего своей извечной темой. Думаю для фильма подошёл бы слоган» Любите, но осторожно»

    22 ноября 2011 | 22:51

    «Рокко и его братья» знаковый фильм для всего итальянского кино. Великий мастер Лукино Висконти в очередной раз показал «как надо».

    История братьев Паронди удивительная и во многом парадоксальная. Посуди сами, старший брат, Винченцо, боксер, но человек мягкий, даже безответственный, не готовый взять на себя бремя заботы о семье от отца; Симоне, сильный, волевой, оказывается погублен страстью к падшей женщине; Чиро, самый практичный, не смотря на своей юный возраст, уже знает, чего он хочет; Лука, младший, вынужденный наблюдать за разворачивающейся драмой, за расколом в семьей, немой свидетель всего происходящего; наконец, Рокко, по природе своей отвергающий насилие, но вынужденный зарабатывать на жизнь в боксерских матчах, преданный родным братом, но нашедший в себе силы простить его и принести в жертву свою жизнь, свою карьеру, свою любовь.

    Интересна не только судьба Рокко, можно сказать, что он достаточно постоянный — хороший парень с самого начала, он таким и остался под всеми ударами судьбы. Больше внимания привлекает падение Симоне, его пагубное увлечение, не способность сказать себе «нет», низкая мораль, грубость, а ведь, он был «самым лучшим сыном». Но, видимо, оказался не так крепок, как казалось. Когда женщина, которую он полюбил, выбрала его брата, он не смог сдержать эмоций и расставил приоритеты не в пользу своей семьи. Часто бывает, что сильных людей ломает любовь, точнее, страсть, желание владеть, потому что это болезненное чувство Симоне можно назвать как угодно, только не любовью. Рокко же готов принести чувства в жертву, оказывая очевидное предпочтение своей семье. Такой поступок не может не вызывать уважение, но с другой стороны, кажется, что Рокко слишком слаб, чтобы бороться за свою любовь, бороться за свою собсвенную жизнь, за свой выбор жиненного пути. Возможно, так и есть. По природе он мягок и уступчив, но это не значит, что он слаб. Именно в этом и заключается его сила.

    Конечно, Делон в фильме просто великолепен. Его изысканная внешность только подчеркивает некую отрешенность Рокко, его «непохожесть» на других братьев. Но хороши и другие актеры, особенно игривая и легкомысленная Надия (Анни Жирардо), посеяшая раздор между братьями, она просто хотела больше доверять людям, начать новую жизнь, которую отождествовляла с Рокко. И ее мечтам суждено было разбиться.

    Прекрасная музыка Нино Рота идеально вписывается в фильм.

    Словом, фильм для просмотра обязателен.

    10 из 10

    6 мая 2012 | 19:07

    «Рокко и его братья» — притча о семье, которая ни чему не учит. Не учит, потому что зрителю предлагают понаблюдать. В аквариум житейской истории заброшены пять братьев и одна мать, режиссер берет палочку, перемешивает, разбивает фильм на главы, и вперед — наблюдаем… Режиссер сделал все для того, чтобы нам ничего не мешало. И действительно, нет совершенно никакого сопереживания, ненависти, любви. Только бесконечный вопрос: ребята, а зачем вы это делаете? Вот ты Рокко, почему ты такой добрый и всепрощающий, даже изнасилование и убийство любимой девушки, а ты Симоне, почему ты такой безмозглый тупица? Где ваши грани ребята? Где правда?

    А правды нет, как впрочем, и в жизни. Братья сеют разруху и хаос, и даже своими благими намерениями они несут горе. Оказывается, они считают себя подобием бога, так как берут на себя право решать за других людей. И бедная проститутка Надья решившая, наконец, встать на истинный путь, становится разменной монетой в руках Рокко и Симоне.

    Фильм разделен на главы, по имени каждого из братьев, только если глава названа одним именем, это не означает, что повествование будет именно об этом брате. Больше всего экранного времени занимает Симоне, его разложение, а возможно возрождение, того что было заложено в нем изначально. А заложены там одни пороки. Все остальные братья даны для того чтобы осудить его поступки или любить его всей братской любовью и подставлять на каждом шагу левую щеку после правой. Служить таким мальчиком для битья призван Рокко. В сцене, когда он становится чемпионом, веет ложью, ведь такой человек не победитель, ни в жизни, ни в спорте. Рокко продолжение своего брата Симоне. Своими добродетелями он порочит этот мир еще больше, подвергая смерти Надью, скрывая убийцу от правосудия.

    Чиро же является санитаром пороков братьев. Только действует он как коммунист, а, как известно это тоже ни к чему хорошему привести не может. Одна надежда на младшенького, именно ему пророчат возвращение к корням в родную деревню. Молодость Лука дает право на надежду, но он сам же опровергает ее, делая Рокко своим кумиром.

    7 из 10

    7 июня 2014 | 14:17

    Удел зрелого мужчины, мужчины обладающего культурой — подражать Богу, а он известный парадоксалист. И этот парадоксализм, раз уж он «божественен», — благотворен. Полный сил Лукино Висконти осознает эту благотворность в полной мере и понимает ее как расширение сознания. Потянуть зрителя за одну душевную ниточку в одну сторону, затем в другую и так непрерывно. И сделать это интеллигентно, без шока. Грубый человек убивает («врага») и затем кается или не убивает (и затем опять-таки кается) — он шокирующий парадоксалист, человек же культуры парадоксалист благотворный, мягкий. Расширить сознание зрителя, открыть ему не один горизонт одной какой-то теории, а несколько горизонтов многих теорий, добиться того, чтобы душа зрителя вздохнула, чтобы расширилась ее «диафрагма». Показать неограниченные возможности душевной жизни, обогатить ее (а не выписать один из дурацких рецептов «благой жизни»), а не навязать ему стереотип какой-нибудь одной теории — вот задача крупного художника, а Лукино Висконти был художником гениальным.

    Все мы живем плохой жизнью, дурной жизнью, не той жизнью, о которой мечтали когда-то и «замотаны» до того, что рады и этому, рады тому, что остаемся в живых. «Плохой» город, «дурной» город вьет из нас веревки, но у нас не принято и считается даже неприличным хмурое выражение лица, раздражение.

    Но есть такие люди как Лукино Висконти — отважные оригиналы, не боящиеся поставить перед нами зеркало и дать нам посмотреться в отражение своих странных лиц.

    Одно из этих лиц — лицо Рокко Паронди, семья которого «прогрессировала» — перебралась из провинции на юге в Милан.

    А образ Рокко весьма странен! В этом образе все казалось бы парадоксально…

    Рафинированный, изысканный юноша, герой Алена Делона, рождается в крестьянской семье, во что многие не поверят и не конфликтует с этой средой (по своей воле) во что не поверят еще больше людей. Лукино Висконти примиряет на Рокко костюм с чужого плеча, расширяя его и наше сознание. Интеллигентный юноша побывал даже в боксерах, что уж совсем абсурд, но Лукино Висконти не боится вести Рокко дорогой абсурда. У Рокко складывается романчик с «порочной женщиной», что тоже … полезно его душе, как необычный опыт. В конце концов именно устами Рокко высказываются идеи, что жить им всем надо … в деревне. Он же, от которого естественно было бы ожидать аристократизма, говорит о том, что во всем доверяется людям.

    Это все конечно же выглядит странным в исполнении Алена Делона, от героя которого ожидаешь самоуверенности, амбициозности, любви к городу, избалованности женщинами, презрения к грубой силе, но Лукино Висконти ломает все стереотипы, которые априори есть в нас для красавчика Рокко. В конце концов он делает его чемпионом по боксу, во что уж точно не верится, но Лукино Висконти больше, чем реалист и фильм его не реалистичен. Лукино Висконти — провозвестник божественного парадокса, смысл которого — расширить наше сознание.

    Божественное предприятие в кинематографе гениального режиссера…

    Знакомьтесь с многообразием необычного, с мягкой и парадоксальной режиссурой Мастера…

    Художник это посредник между человеком и Богом, быть может, даже более полезный чем священник. И я думаю, Лукино Висконти осознавал за собой эту миссию, знакомя нас с … весьма парадоксальным Рокко. И, кстати, очень несчастным. Фильм — грустная история, как и все фильмы Висконти, история меланхолическая и меланхолия автора на самом деле кажется мне целительным бальзамом от тех душевных ран, которые наносит человеку «божественная» реальность.

    Реальность жутковатая штука и Господь большой парадоксалист и меланхолические и странные фильмы Лукино Висконти, мне лично, помогают пережить то плохое, с чем сталкиваешься в реальности. Я … лечусь у Лукино Висконти от ран реальности, впадая в меланхолический экстаз, погружаюсь в странную, грустную и просветленную атмосферу его фильмов.

    Фильм Мастера, готовящего нас к Душевному переживанию, впрыскивающего нам в душу вакцину странности, сообщающего нам свою аристократически неуязвимую … меланхолию, состояние души, способное уберечь нас от шока реальности как душевный бальзам.

    Красавчик Рокко говорит нам о тщете прогресса (своей семьи, перебравшейся-таки в Милан) и эта порция яда целительна для спятивших на прогрессе горожан. И Лукино Висконти привлекает к себе огромное внимание, которое вознаграждается его последующими фильмами.

    Лукино Висконти был человеком вечно плохого настроения. Появление Его Светлости распространяет вокруг него аромат меланхолии.

    «Зато мы были бы дружной семьей» говорит Рокко в беседе с Чиро. Именно он, Рокко замечает разложение семьи (да что там, перерождение человека вообще) в большом городе. Паронди уже не совсем семья — это сосуществующие друг с другом социальные партнеры. Впрочем, неизвестно, так ли это плохо, но князь меланхолического кинематографа изъясняется с нами главным образом словами Рокко, представляя собой весьма мрачный и бесконечно благородный … анахронизм, взыскующий … любви.

    Трудно решиться возразить Лукино Висконти, но думаешь о том, что этот благородный человек излишне драматизировал.

    10 октября 2011 | 16:24

    Фильм знаменует собой переход от итальянского неореализма к интеллектуальному артхаузному кино. Поэтому, с одной стороны, всё максимально жизненно и узнаваемо, многие проблемы переносятся на себя. Поиск выходцами с бедного сельского юга новой судьбы на промышленном севере — проблема всеобщая. Но осмысляется она как разрыв с патриархальными корнями. Вот почему в начале картины такое значение имеет память об отце и соблюдение траура. Поэтому помолвка Винченце для матери кощунственна, тем более что он по традиции должен был взять на себя заботу о семье, как старший мужчина в доме.

    Но, размышляя о столь всеобщем процессе, Висконти не мог не обратиться к опыту литературы, и поэтому совершенно сознательно проводит параллели с романом Достоевского «Идиот». Страсть к проститутке Наде разрушает и жизнь, и личность второго из братьев — Симоне. Это, действительно, тёмная, разрушительная и неудержимая страсть, вполне сопоставимая со страстью Рогожина: она лишила его спортивных побед, ожесточила его характер. Но в условиях разрушения патриархальных нравственных норм это крушение остановить нечем.

    Любовь Рокко к Наде носит совершенно иной характер: он хочет её спасти, вернуть ей надежду и смысл жизни. Даже перенеся жестокие «уроки» брата, он думает не о своей обиде, а о том, насколько та необходима Симоне. Его самопожертвование связано не только с христианскими идеалами, но и с патриархальными семейными нормами, ведь они братья не только во Христе, но и просто братья в прямом смысле слова. Хотя сам Симоне уже от этих представлений отказывается, он объясняет Чиро, что деревенская жизнь — это рабский бесконечный труд, бесперспективность, униженность.

    Сначала шокирует то, что висконтиевский Мышкин — боксёр, хоть о нём и говорят, что он мухи не обидит, да и в спорт он пришёл против собственной воли, по стечению обстоятельств. Но как может выбиться в люди южанин, не получивший ни образования, ни трудовых навыков и привычек? Для Висконти это принципиально. Его герой такой «исусик» не из-за слабости и неприспособленности к жизни, как у Достоевского, он не хочет, чтобы его герой вызывал жалость, тем более что в визуальном искусстве это внешнее впечатление труднее преодолеть.

    Рокко видит единственное спасение семьи в возвращении к прежней деревенской жизни, в мир столь поэтично вспоминаемой им природы, но о бедности, подневольности этой жизни он не вспоминает, да и просто практически как прокормит пять семей земля, на которой одна жила впроголодь.

    Чего же добивается положительно прекрасный человек уже в двадцатом веке?

    Он пожертвовал Надей, так как Симоне без неё жить не сможет, ему она нужнее, но она потеряла надежду на будущее и винит во всём Рокко. В итоге прекрасное должно погибнуть, Симоне не может позволить этому прекрасному принадлежать другому. Сам Рокко жертвует собой и отказываясь от Нади и закабаляя себя выплатой долгов Симоне.

    Всем этим сложностям противопоставляется брат Чиро, который в своём понимании спасает семью, восстанавливая справедливость. В отличие от Рокко он свободен от власти страстей, и для него Симоне воплощение абсолютного зла, шелудивая овца, которую… из стада вон. Его любовь светлая, незамысловатая и жизнь такая же. Напряжением сил и воли он получает образование, устраивается рабочим на Альфа-Ромео, его вполне устраивает обычная судьба, как у всех. Этот бескрылый реалист — победитель? Но младший, Лука (тёзка автора) в финале фильма гладит портрет Рокко и мечтает вместе с ним вернуться в деревню, не приспосабливаясь в отличие от Винченце и Чиро к будущему обывательскому довольству и разъединённости, царящим в городе.

    Вот только удастся ли?

    Повторив эксперимент Достоевского, Висконти не находит положительных решений и к своему герою относится, пожалуй, более критически, чем Фёдор Михайлович.

    3 марта 2012 | 16:32

    Великий фильм великого мастера. На мой взгляд лишним выглядит раздел на «братьев» — то есть отдельный епизод каждому с пяти братьев. ведь история все-одно крутиться лишь вокруг Рокко и Симона. Но при этом каждому с братьев уделено достаточно внимания. Хороший фильм. Очень хороший фильм.

    28 июня 2007 | 23:25

    Дворянин и эстет, Лукино Висконти перенял от своих родовитых предков не только роскошное состояние, властный характер и изысканный вкус. Внутренняя раскрепощенность, неограниченность полета фантазии и полная свобода в средствах художественного самовыражения соединялись в нем со страстной верой в то, что истинная поэзия рождается лишь из действительности. Правда жизни как отправная точка мировоззрения и источник идеи создания самого демократического направления в итальянском кинематографе — неореализма. Марксист и аристократ, сам словно сотканный из противоречий, Висконти обостренно чувствовал двойственность этого мира и диалектику жизни, умудряясь гармонично сочетать несочетаемое, что нашло свое отражение в его творчестве.

    Поклонник русской литературы, и театра, Висконти мечтал о собственной экранизации «Братьев Карамазовых» и «Идиота». Во время поездки в Ленинград он попросил сопровождавших показать ему места, в которых происходили действия любимых им романов. В воображении режиссера начинали вырисовываться смутные образы, выстраивались целые фрагменты сцен, оживали герои… И хотя снять в России задуманное так и не удалось, Висконти переработал сценарий своего нового фильма по мотивам романа Джованни Тестори «Мост через реку Гизольфу». Благодаря внесенным изменениям, типично итальянская семейная сага о судьбе бежавших от нищеты сицилийских эмигрантов, пытающихся приспособить патриархальные традиции к циничным законам большого города, приобрела вдруг узнаваемую этику, интонацию и структуру достоевского романа.

    Жестокое, масштабное и реалистичное кинополотно. Неореализм в декорациях перерождающейся в развитую промышленную европейскую державу Италии. Устаревающие ценности и кризис веры в добро. В «Рокко и его братьях» впервые обозначились излюбленные мотивы дальнейших фильмов Висконти: семейный кризис, разрушенные реальностью судьбы и болезненность страстей. Сценаристам не пришлось ничего адаптировать — растущие мегаполисы были переполнены «униженными и оскорбленными». Висконти писал: «Порядочное миланское общество так гордится своим экономическим чудом, что ему нет дела до несчастных, проживающих рядом, до таких как Рокко». Фильм получился не просто новаторским, а злободневным.

    Обладая непогрешимым чутьем художника, Висконти выстраивал мизансцены с учетом нюансов и деталей фона, помогавших раскрыть внутренний мир его персонажей. Возвышенную недосягаемость чувств Рокко в сцене разрыва с Надьей передавал Миланский собор с его парящей готикой из ажурного белого мрамора и поразительной внутренней силой — утонченной, одухотворенной, в мощном напряжении отрыва от всего земного. Дьявольский алтарь благородства намерений! Рокко, застывший на крыше собора в своем светло-сером плаще и с непреклонной мукой во взгляде — живое воплощение одной из многочисленных статуй святых, печально и отстранено взирающих со стрельчатых арок и остроконечных шпилей на дольний мир. Инфернальность миланских окрестностей подчеркивала обреченность души его брата Симоне. Унылая, безлюдная и безветренная местность под хмурым небом. Массивный, продавливающийся под собственной тяжестью мост из грубо подогнанных камней. Неподвижная муть озера Фальяно. Симоне в обвисшем черном пальто с налипшей сукровичной грязью словно растворялся в невыносимой тоске и безысходности окружающего пейзажа, постепенно теряя человеческое обличье и самого себя, смазываясь в сгусток тьмы. Первобытная правда инстинктов.

    Висконти не признавал подделок. Съемочная группа проводила целые дни в городских трущобах и тренировочном зале. На площадке царила жесточайшая дисциплина. Ален Делон, подчиняясь воле режиссера, боксировал три раунда подряд с профессионалом, пока не потерял сознание прямо во время съемок. Несмотря на огромную физическую и психологическую нагрузку, актер был бесконечно благодарен режиссеру за уникальную возможность в полной мере раскрыть на экране свой актерский талант. Блистательная Анни Жирардо, сыгравшая в этом фильме одну из лучших своих ролей, вспоминала, что Висконти умел повести за собой актеров, незаметно для них сделав роль продолжением их жизни. Действуя почти на уровне подсознания, он добивался от них скорее инстинктивных, чем сознательных реакций, в полном согласии с характерами сыгранных персонажей. Висконти требовал от них лишь одного — «быть», а не «понимать».

    Облагораживая и возводя массовое кино до уровня высокого искусства, Висконти воплотил на экране масштабную постановку, подарившую простому зрителю катарсическую мощь античных трагедий. Картину, которая вышла на киноэкраны в 1960 году, ненавидела цензура и боготворила вся Италия. Фильм, который он снял, был произведением искусства, но через него он стремился показать правду жизни. Без искажений и без купюр. Реальность чувства, реальность мечты, реальность поражения. В этом фильме ему удалось достичь той невероятной глубины проникновения в реальность, к которой он стремился всю свою сознательную жизнь. Возможно поэтому, уже будучи в зените своей славы, Висконти называл своими лучшими фильмами «Земля дрожит» и «Рокко и его братья». А за два года до своей кончины признавался: «Если бы я мог, то вместо Д`Аннунцио взялся бы сделать еще одного «Рокко».

    25 августа 2012 | 16:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>