Хоррор-саундтреки - моя слабость. Просматривая очередной ужастик, с некоторых пор я очень полюбил обращать внимание на музыку. И даже если ужастик подвернётся плохой, музыкальное сопровождение способно вытянуть его в моих глазах. Но на сей раз не смогло, хотя старалось изо всех сил.
Когда я отсмотрел две части культового итальянского хоррора 'Демоны', взор пал на их самозваные триквелы, а в первую очередь - на 'Великан', дешёвый телефильм 1988 года. Фильм является частью целого хоррор-альманаха 'Жёлтый трепет'. В режиссерском кресле 'Великана' - Ламберто Бава, как раз создатель 'Демонов'. Видно, поэтому некоторые прокатчики и привязывали это кино к культовой дилогии. Привязка совершенно лживая, но у фильма и без того хватает проблем.
Когда писательница Шерил была ещё ребёнком, ей часто снился страшный сон. Сон следующего содержания: она спускается в тёмный подвал (под очень атмосферную музыку) и видит там свисающий с потолка здоровенный кокон. Из кокона выбирается монстр, называемый по фильму великаном, и начинает приближаться к Шерил. Та пытается бежать, но всё бесполезно. Великан хватает её, и тут... Шерил просыпается. Слава Богу, это был просто ночной кошмар!.. До поры до времени. Спустя двадцать два года ставшая хоррор-писательницей Шерил приезжает вместе с семьёй провести отпуск в заброшенном замке. Тут-то сны и возвращаются... А вдруг эти сны вещие?
Да, главную героиню 'Великана' зовут Шерил, так же звали героиню первых 'Демонов'. А играет её (довольно плохо) Вирджиния Брайант - актриса, исполнившая роль проститутки в 'Демонах 2'. Ещё кокон, из которого выбирается монстр, источает зелёную жижу (в 'Демонах' монстры тоже любили истекать такой жижей), а у самого Великана морда схожа с мордами тех демонов. Это я пытаюсь провести хоть какую-то надуманную связь с дилогией Бавы, не обращайте внимания. На самом деле 'Великан' не имеет никакой связи с этой дилогией, разве что режиссёр у фильмов один.
И кстати, 'Демоны' (особенно первая часть) были динамичными ужастиками. 'Великан' же настоящий слоубёрнер. И слоубёрнер плохой, трэшевый. В какой-то момент одна из героинь произносит: 'Здесь такая скука, ничего не происходит'. Полностью согласен. Более бессобытийного, монотонного, нудного ужастика ещё поискать надо.
И пресловутый великан тоже 'хорош'. Грим у него халтурный, да и не великан он, а вполне обычного роста. Но это ещё полбеды. На экране его мало. Вот совсем. Почти всё экранное время этого монстра припасли на совершенно глупый, нелепейший финал. С этой концовки хоть посмеяться можно, уже спасибо. А львиная доля хронометража занята чем угодно, только не великаном и не интересными событиями. Героиня периодически блуждает по подвалу - очень долго и медленно, передвигаясь со скоростью раненой улитки. Да, под эти подвальные ковыляния... пардон, подвальные экскурсии играет прекрасная музыка, нагнетающая атмосферу. Вот только на экране при этом ничего не происходит. Героиня осмотрела подвал под гнетущую музыку и пошла спокойно по своим делам. Осмотрела комнату под гнетущую музыку и... аналогично. Возникает диссонанс - хороший саундтрек обрамляет собой полнейшую пустоту.
Все разговорные эпизоды и прогулки героев по окрестностям Бава растягивает по полной программе. При этом хоррор-сцен в фильме мало, а те, что есть, получились слабыми. Крови тоже практически нет (ТВ-формат обязал Баву отказаться от натурализма). Зато нудятины хоть отбавляй. Если вы ищете динамичный хоррор, то просто уснёте за просмотром 'Великана'. А если любите слоубёрнеры... Я тоже их с некоторых пор люблю, но слоубёрнер слоубёрнеру рознь. Когда 95% экранного времени ничего не происходит (при этом композитор в поте лица нагоняет атмосферу своей музыкой), а в финальные 5 минут происходит трэш, достойный Чарльза Бэнда - нет, такой слоубёрнер мне не нужен!
Из плюсов здесь только саундтрек от Саймона Босуэлла. Вот к музыке нет претензий, разве что композитору стоило написать её к другому, качественному ужастику. Музыку можно послушать и отдельно, просто наберите в поисковике 'OST Ogre 1988' и не мучайтесь просмотром этой тягомотины. Ах да, ещё мне понравилась пара девушек в фильме, красавицы (но не главная героиня). Вот теперь плюсы точно закончились. Скучнейшее зрелище и худший из самозваных триквелов 'Демонов'. Даже 'Чёрные демоны' Умберто Ленци будут получше.
Лента 'Верзила' (или 'Огр', или 'Великан', как ее еще называют) не имеет никакого отношения к предыдущим работам режиссера Ламберто Бавы - дилогии 'Демоны', хотя в некоторых источниках фильм ради рекламы решено было назвать 'Демоны 3'. В отличие от тех же 'Демонов', правда, Бава тут решил сконцентрироваться не на расчлененке и резне, а на атмосфере. Получилось ли это у него, сейчас узнаем.
Фильм начинается с шикарного и страшного пролога, в котором девочка идет по огромному замку и спускается в подвал, где на нее нападает жуткий монстр. После чего мы выясняем, что это был лишь сон уже взрослой главной героини. Со своей семьей она переезжает на временное место жительства в шикарный старый итальянский замок, однако вскоре обнаруживает, что ее сны были вещими, а в подвале имения обитает огромный уродливый монстр, который все эти годы ждал ее возвращения.
Главгад получился изумительным и весьма круто сделанным. Он большого роста, носит старые дворянские одеяния и выглядит так, будто отсылает нас к культовым хоррорам 'Тролль' или 'Урод в замке', но в отличие от лент Джона Бюхлера и Стюарта Гордона никакой резни и кровищи вы тут не увидите. Фильм снимался для телевидения, где цензура, как известно, несколько строже, поэтому весь взрослый рейтинг тут выражается, разве что, в нескольких демонстрациях женской груди. Даже убийство сиделки, которое могло стать очень эффектным, или сцена изнасилования монстром местной цыганки остались за кадром, лента никак не использует свой изначальный потенциал.
Пожалуй, по стилистике фильм больше всего похож именно на 'Тролля' - тут даже фабула такая же, с переездом семьи и монстром из подвала. От 'Урода в замке' тут, собственно, антураж, а от 'Ужаса подземелья', например, взята концепция появление монстра из книги (а там было из комиксов). Таким образом, фильм является сборной солянкой из подобных ей лент, но в отличие от всего вышеперечисленного толком не может похвастаться тем, чем должны обладать подобные картины, тогда как фильмы, затронутые выше, являются, по сути, идеальным примером того, как режиссерам удается и атмосферу сохранить с одной стороны, а с другой - сконцентрироваться на gore-эффектах. А в том же 'Тролле' так и вовсе были шедевральные по своему исполнению сцены превращения людей в монстров. Да даже в предыдущем фильме Бавы, 'Демоны 2' такие эпизоды были круто поставлены. Тут ничего подобного нет, к сожалению.
Сюжетно картина пытается удержать внимание зрителя разными поворотами сюжета и, в общем-то, ей это вполне себе удается, но ближе к концу лента изрядно 'виснет' из-за совершенно натужной сюжетной линии разборок главной героини с мужем. В остальном же фильм смотрится достаточно легко и быстро пролетает, благо, идет он стандартные полтора часа.
А вот музыка, в отличие от тех же 'Демонов 2' очень крутая. В предыдущей своей работе композитор Саймон Босуэлл пытался копировать стиль предшественника, но тут ему дали развернуться и получился классный синтезаторный саунд со множеством оркестровых сэмплов в стиле Ричарда Бэнда, а центральная мелодия надолго запоминается и врезается в память.
Она звучит, в основном, в прологе и многочисленных флешбеках главной героини, когда она возвращается в свое детство. Этих эпизодов хотелось бы побольше, они действительно пугают и завораживают атмосферой. Возможно, стоило вообще немного изменить концепцию и сделать эту девочку главной героиней, тогда получилось бы эффектнее, но что есть, то есть.
'Огр' должен быть в копилке просмотренных фильмов у всех фанатов итальянских direct-to-video хорроров, но вот займет ли он место в вашей коллекции? Не думаю, хотя кино в целом очень достойное, но ему как воздуха не хватает меньшей цензуры и меньшего упора именно на атмосферу и большей на кровищу. Из плюсов тут есть классная фирменная режиссура от Бавы, офигенный монстр, неплохая актерская игра и крутой саундтрек.
Телефильм за авторством Ламберто Бавы из антологии 'Жёлтый трепет', который снимался под патронажем Дарио Ардженто. В США на видео данный фильм цикла вышел под названием 'Демоны 3: Великан', хотя к дилогии 'Демоны' он, за исключением Бавы в режиссёрском кресле, в принципе никакого отношения не имеет. Это один из тех фильмов с популярной фабулой, в которой писатель/писательница приезжает в глушь, пытается настроиться на творческую волну, но постепенно в жизнь героя выходят кошмары, которые вынуждают его задаваться вопросом: галлюцинации ли это или реальность? Да-да-да, завязка прямо как в 'Сиянии', 'Мизери', 'В пасти безумия', 'Синестере' и 'Астрале'. Но вслед за избитой завязкой завязкой следует другой, тоже не самый оригинальный сюжет, напоминающий 'Дом на краю кладбища' Фульчи и вышедшего позже 'Урода в замке' Стюарта Гордона. Поэтому особо шугаться или удивляться фильм не заставляет. К тому же кровушки в нём нет (телефильм, всё-таки), виновника торжества - великана - показывают раза три, причём первый раз лишь в виде формирующегося монстра, а комбинированные съёмки оставляют желать лучшего. Когда же монстр окончательно сформировывается, он, увы, вызывает разочарование: его изображает обычный мужик в костюме с маской в виде оскаленной морды. Даже для ужастика 80-ых это выглядит глупо и нестрашно. Однако атмосфера, постановка и операторская работа в фильме довольно приятные, создающие впечатления лампового, нежного, если угодно, жутика из эпохи VHS. И, как мне кажется, тутошние сцены и сюжетные моменты в итоге вовсе не растворились во времени, а были позаимствованы весьма переоценённым режиссёром Гильермо дель Торо в его 'Мутантов' и 'Форму воды'. Так что фанаты итальянских жутиков вполне могут скоротать вечерок, чтобы оценить данный не блещущий оригинальным сюжетом и местами излишне тягучий, но вполне атмосферный разовый ужастик.