Шпионские триллеры всегда привлекали и будут привлекать зрителей: тут и динамичные экшен-фрашнизы про Джеймса Бонда, Джейсона Борна и Итана Ханта, и более размеренные сериалы про секретные службы вроде Родины и Ночного администратора. В последние годы я частенько слышала про сериал Медленные лошади, и недавно появилось желание их увидеть. Это оказалось куда интереснее, чем я думала.
Добро пожаловать в МИ-5, центр британской контрразведки, святая святых спецслужбы Англии. Но приглашают нас вовсе не туда, а на самые что ни на есть задворки агентства. А именно в Слау-Хаус – отделение, куда переводят агентов, проваливших задания, или которые ненароком перешли дорогу большим шишкам, или попросту ссылают всех неугодных. Возглавляет Слау-Хаус опытный в прошлом агент с несносным характером Джексон Лэмб, который теперь делает все возможное, чтобы его сотрудники уволились побыстрее и оставили его в покое. Но так уж получается, что слаухаусцы или медленные лошади, как их называют агенты центрального управления Риджентс-парка, периодически оказываются в эпицентре многих миссий разведуправления и вопреки всему демонстрируют хорошие навыки полевой работы.
Даже зная аннотацию к сериалу, не совсем представляешь, что именно там будет. Все-таки мы привыкли, что шпионские фильмы-сериалы всегда об опытных агентах, которые точно знают, что делают, и как нужно правильно действовать чтобы спасти мир и тому подобное. Если и встречаются некомпетентные агенты, то обычно в каких-нибудь комедиях, но и там они поражают нас степенью своей подготовки, и обычно они также спасают мир одной левой. Так вот здесь мы видим серьезный драматический сериал, в котором агенты контрразведки когда-то в чем-то ошиблись, что-то или кого-то упустили из виду, из-за чего они все попадают в своеобразную версию чистилища МИ-5, на тупиковую работу и безвыходное положение, поскольку из Слау-хауса можно выйти только в отставку. И этот сюжетный поворот, когда агенты секретных служб оказываются обычными людьми со своими жизненными проблемами, заморочками и совершают ошибки, как обычные люди – все это весьма нам импонирует (все-таки видеть всесильных и неубиваемых агентов со временем надоедает).
Несмотря на аннотацию о, казалось бы, скучных буднях Слау-хауса и пустяковых расследований, сериал снят на удивление динамично и бодро. Этому способствует и ограниченный хронометраж – всего 6 серий в сезоне – благодаря которому, происходящее на экране семимильными шагами идет к развязке. Это, кстати, отличный ход (поскольку уже приедаются и стандартные 13-24 серии в сезоне) – действие не затянуто, заскучать не удается, все развивается довольно быстро, понятно и доступно (не так много времени тратится на экспозицию – тоже плюс). Есть и неплохие экшен-сцены с драками, перестрелками и погонями на машинах и других видах транспорта, и даже немного путешествий - в Стамбул и во Францию.
Подобные сериалы всегда держатся на актерском составе, и подобран он просто отлично: наблюдать Гэри Олдмена в главной роли — всегда одно удовольствие! Его герой – агент разведки Джексон Лэмб, имеющий огромный послужной список и неоценимый опыт полевой работы, но сейчас он только и делает, что сквернословит, пускает газы, полностью пренебрегает личной гигиеной, всячески поносит своих сотрудников, раздавая им при это никчемные задания, чтобы они уже уволились от скуки и оставили бы его доживать свои дни в гордом одиночестве и пустом офисе. Но это только на первый взгляд, а присмотревшись, мы видим, что Лэмб оказывается куда интереснее и намного опытнее некоторых агентов на службе: он мастерски договаривается с большими боссами из Риджентс-парка, разбирается в психологии противника, может просчитать действия террористов и злоумышленников, держит под контролем критические ситуации и, несмотря на все заверения в никчемности своим сотрудников, Джексон Лэмб никогда не сдаст своих людей и будет поддерживать их в любом случае.
Благодаря сериалу я заново открыла для себя Джека Лаудена, который исполнил роль второго центрального героя – Ривера Картрайта. Подающий большие надежды агент, который мечтал работать с МИ-5, но после провала тренировочного задания, Ривера с позором переводят в Слау-Хаус, откуда он постоянно будет стремиться вырваться и вернуться в Риджентс-парка. Можно сразу увидеть, что мешает ему стать по-настоящему хорошим агентов – импульсивность, чрезмерное рвение и желание выслужиться. Однако, несмотря на эти недостатки, Ривер действительно является хорошим оперативником, который хорошо работает в стрессовых ситуациях, нестандартно мыслит, хорошо владеет и навыками рукопашного боя (особенно против нескольких «псов»), что может весьма пригодиться в подковерных политических играх агентства.
Среди других отбросов, «хромых кляч» Слау-хауса выделяются: Луиза Гай (Розалинда Элеазар), потерявшая подозреваемого во время слежки, но постепенно доказывающая, что она — одна из наиболее компетентных сотрудников; Маркус Лонгридж (Кадифф Кирван), бывшей «пес», имеющий слабость к азартным играм и Ширли Дандер (Эйми-Ффион Эдвардс) с проблемами с гневом и наркотиками, которые периодически выносят друг другу мозг, но весьма неплохо работают в команде; Родди Хо (Кристофер Чанг), первоклассный хакер с воистину ужасным характером, недвусмысленными намеками, которого едва терпят все сотрудники Слау-хауса; Кэтрин Стендиш (Саския Ривз), алкоголик в завязке, но опытная администраторша, которая как может поддерживает порядок в офисе и между агентами, и единственная, кому удается выносить несносный характер Лэмба.
Им как бы противопоставлены агенты и руководители Риджентс-парка во главе с элегантной, непроницаемой и жесткой Дианой Тавернер (Кристин Скотт Томас), она же Леди Ди, которая держит в своих руках огромную власть, но также жаждет занять более высокое положение, и благодаря неоднократным манипуляциям, политическим маневрам и подковерным играм ей вполне может это удастся (если только под ноги не попадутся хромые клячи).
Еще стоит выделить героя Джонатана Прайса – дед Ривера Дэвид Картрайт, в прошлом глава МИ-5, ныне отставной агент, с большими знаниями и пока еще не растерявший боевого опыта, который всегда поддержит внука.
Медленные лошади – весьма хороший шпионский триллер, как раз для тех, кто подустал от всех этих неуязвимых агентов и эпизодов спасения мира на головокружительных высотах с кучей спецэффектов. Здесь происходящее выглядит более реалистичным, хоть и не столь масштабным, но не менее интересным. (снижу баллы за то, что во 2 и 3 сезонах действие все-таки немного провисало и подтормаживало).
Про первые два сезона нет смысла писать - они хороши. Шпионская комедия легкого жанра. Без претензии на 100% достоверность, но и без окончательного превращения в фэнтэзи. Кое-где явный перебор, как с попукиваниями Лэма. Спишем это на особенности английской национальной культуры. Пожалуй, для полноты образа не хватило, чтобы Джексон выковыривал козявки из носа. Хотя, возможно эти сцены просто вырезали? Третий сезон - увы, но это фиаско. Во-первых, сюжет явно потерял в динамике. Сцены стали повторяться, в связи с чем герои явно поглупели. А тупые герои вызывают у зрителя раздражение. Во-вторых, персонажи поменяли характер. А это вызывает недоумение. Почему, например, спокойный, исполнительный Даффи превратился в истеричного маньяка-садиста? Всё бывает, но нужно какое-то объяснение, а тут его нет. Это характерно для третьего сезона в целом - эксцентричность образов превратилась в карикатурность, к сожалению. В-третьих, перестрелка длиной в две серии из шести - явно не то, чего ждут зрители сатирического сериала про шпионов. Где-то в середине пятой серии уже захотелось выключить телевизор, чтобы не смотреть этот бессмысленный трэш, потому что и так было понятно, что хорошие перестреляют плохих и победят, а иначе зачем была бы нужна шестая серия?.. Короче, лучше б я третий сезон не видел вовсе.
Простите меня, простите меня пожалуйста за тугодумие. Третий сезон окончательно убедил меня в том, что 'Медленные клячи' - это комедия. Лёгкая, шампанская, искрящаяся куртуазным английским юмором, комедия. Ну и что с того, что сценарий написан 'немножко по-дебильному' (цитаты великих)? Что с того, что в третьем сезоне этого волшебного, создающего рождественское настроение фильма, на зрителя посыпятся (словно шарики с ёлки) штук тридцать трупов? Сотрудники МИ - 5 умирают легко, изящно, с чисто английским стоицизмом, и даже успевают прохрипеть перед смертью что-то патриотическое, то ли 'old bitch' то ли 'god save the queen', я не разобрала что именно. Да это и не важно. Важно то, что этот сериал вдохнул новую жизнь в умирающий жанр. Насладимся свежестью дыхания Джексона Лэмба, гхм, я хотела сказать'свежестью морозного утра'.
Не буду раскрывать подробностей, но в третьем сезоне сценарист заготовил массу сюрпризов. Сценарные ходы поражают своей нетривиальностью. Агент Шон Донован (неподражаемый Соле Дирису с его вечно плаксивой физиономией котёнка, нагадившего в хозяйские тапки) идёт против МИ-5! Не было такого в истории кино, и не надо мне говорить про всяких борнов, и итановхантов. Это другое. Такого не было. Точка.
В разных ширпотребных фильмах, недалёкие, скудоумные герои гоняются за макгаффинами. В третьем сезоне 'Медленных лошадей' такого убожества нет. Все гоняются за каким-то документом. Бумажка важная. Это вам не какая - то дешевая флешка, или задрипанный чемоданчик из искусственной кожи. Нет! Это твердый бумажный носитель, стопроцентная британская целлюлоза, гарантия качества. Свежесть? То-то же! Трепещите, хейтеры!
Любой, кто посмотрит третий сезон, получит массу полезной информации.
Вы узнаете о том: как легко можно проникнуть в здание МИ-5, и выйти оттуда (там проходной двор, поверьте мне на слово).
- как убить человека с помощью компакт-диска
- как, имея в своём распоряжении пистолет, победить в бою с тяжеловооруженным спецназом.
Используйте фильм как учебное пособие, тренируйтесь, и возможно, мы увидим вашу фамилию в новостях, в разделе 'некрологи. самая нелепая смерть'.
Меня не может не радовать тот факт, что в этом сериале всё большую роль играют женщины. Откормленная чипсами и пивом домохозяйка Сара Данн легко задушит любого тренированного спецназовца. Вот какие чудеса творит правильное питание! Вопреки (а может быть и благодаря) многолетнему пьянству, Стэндиш отличается умом и сообразительностью. Несмотря на отсутствие половины пальцев Луиза отлично стреляет и лазает по лестницам быстрее любого мужика. Its a woman s world!
Сценаристы вняли моему призыву, и герой Олдмэна стал развиваться, и расти над собой. По ходу двух первых сезонов его постоянно упрекали за вонь изо рта, из подмышек, за сальные волосы, вонючие носки. Паренёк сделал правильные выводы, и в третьем сезоне он поработал над собой, и начал открыто и цинично портить воздух. Газуй, Джексон! Вот это личностный рост! Пора выйти из зоны комфорта, и в четвертом сезоне порадовать зрителя видом тощих оскароносных ягодиц, извергающих в камеру тонны настоящего британского д... Добра.
Отдельно хотелось бы отметить работу отдела кадров британских спецслужб. Безопасность королевства стойко защищают:
- два хронических алкоголика (Лэмб и Стэндиш)
- наркоманка Ширли
- лудоман Маркус
- фрустрированный эротоман Хо
- садист Даффи.
Один Картрайт никак не определился с выбором. Не может решить к какому лагерю примкнуть - начать пить или нюхать? А может быть всё и сразу? Судя по третьему сезону, паренёк получает удовольствие, когда его унижают и бьют мужчины в форме. Шаг в правильном направлении сделан.
Спите спокойно, граждане объединённого королевства, ваша безопасность в надёжных руках! Как тут не вспомнить Дзержинского с его бессмертным: у агента должны быть чистые носки (Лэмб), железная печень (Лэмб, Стэндиш), прочная носовая перегородка (Ширли), и резиновая матка (Луиза).
Секрет успеха этого сериала в том, что его надо смотреть предварительно отключив мозг. Голосуй сердцем! Смотри печенью! Или каким - нибудь другим органом, который не жалко. В сериале много действия, зрителя хватают за кадык, бьют головой об стену, тащат по сценарным закоулкам, не давая времени на раздумья. Экшн увлекает, но как только в боевых сценах возникают паузы, волшебство тут же пропадает. Сценарий становится громоздким и нелепым, возникает ощущение, что мы являемся свидетелями пьяных грёз Джексона Лэмба. Агенты ми - 5 убивают друг друга из-за бумажки?
А впрочем, не обращайте внимание на подобные мелочи. Все мы знаем, кто роется в деталях...
С новым вас годом!
С новым Лэмбом!
Алкаш вернётся в новом году, свежий, отдохнувший, в новых старых носках!
Ничего лаконичнее и честнее об этом не скажешь, увы. Талантливо, так, как у нас пропаганду не делают, у них — делают. И дело даже не в том, что неофициальный слоган первого сезона 'по московским правилам — опасайся, по лондонским — прикрывайся', что, очевидно, означает у авторов более глубокий расчёт ходов, продуманность и защищенность британских спецслужб по сравнению с русскими, и не в том, что главная мысль фильма — это психологический героизм и жертвенность on her majesty's secret service после сноса Берлинской стены. И даже не потому, что весь второй сезон посвящен коварным гадким русским 'спящим' и 'кротам', оставшимся по ту сторону стены, и не потому, что для этого привлекают так многим известного в России 'Бориса-бритву' из 'Большого куша'.
Это все спецэффекты, качественные, увлекающие за собой и практически заставляющие просмотреть все серии за один вечер. Но на самом 'Slow horses' является эффективной пропагандой потому, что дает неискушенному зрителю эмоции и чувство сопричастности с тем, с чем в 99,(9)% случаев у него сопричастности быть не может, а значит, не может быть и точек контроля и сверки соответствия настоящей истории, настоящим фактам. Но как же это увлекательно, смотреть кино про спецагентов! Жаль, что в России после '17 мгновений весны' ничего подобного не снимают и не будут снимать.
Или не жаль?.. Ведь жизнь сложнее кино, в котором можно прикрыть эмпатией зрителя к переживаниям героя на экране те или иные ошибки и просчеты спецслужб. И, может быть, играть по московским правилам в итоге эффективнее?
А Apple TV+ с каждым разом радует всё больше и больше. Сначала увидел реально классную комедию чуть ли не уровня Клиники Теда Лассо, затем лицезрел концептуально потрясающее Разделение, потом был превосходный триллер Чёрная птица и неожиданно годная и преступно недооценённая адаптация Шантарам. Даже их документальный проект про динозавров Доисторическая планета заслуживает долгих обильных обсуждений. Да, периодически и у них выходят всякие недоразумения по типу Основания, но процентное соотношение годноты у них точно намного больше, чем у условного Нетфликса. Поэтому да, этот сериал тоже начинал смотреть с воодушевлением. С мыслью, что получу нечто если не прекрасное, то во всяком случае занимательное. Собственно, так оно и вышло.
Медленные лошади повествуют нам о сотрудниках, отправленных на задворки МИ-5 по причине своих неудач. Кто-то случайно забыл папку с секретными документами в поезде, кто-то запил и стал занозой в заднице начальства, кто-то просто не угодил своим дрянным характером, а кто-то, как Ривер Картрайт (в исполнении Джека Лаудена) тотально провалил пусть и тестовое, но всё-таки задание. Руководит отделом неотёсанный и, на первый взгляд совершенно некомпетентный, Джексон Лэм (его играет потрясающий Гэри Олдман), постоянно издевающийся над своими коллегами за их неудачи. Собственно, здесь точка невозврата. Или работать на хамоватого босса и перебирать налоговые отчёты десятилетней давности, или уволиться с честью, сохранив хоть какие-то остатки достоинства. Ривер решает пойти наперекор судьбе и ввязывается в опасную авантюру, которая или спасёт из безвыходного положения, или окончательно угробит его.
Собственно, на этом и строится весь сезон. Можно подумать, что это своеобразная чёрная комедия. И в каком-то смысле это так. Сериал снят по книгам Мика Геррона. И хотя я их не читал, но слышал, что в отличие от какого-нибудь Джона Ле Карре с его монотонным 'Шпион, выйди вон!', они отличаются большим сатирическим уклоном. Взглянув на то, каким вышел сериал понимаешь, что так оно и есть. Тут действительно много своеобразных юмористических моментов, в основном состоящих из тотального унижения сотрудников за их прошлые проколы. Однако лучшие чёрные комедии через свои жестокие шутки скрывают глубокую драму и интересные предыстории. Тут происходит то же самое. И за всеми этими откровенными издёвками скрываются действительно драматичные предыстории, за которыми хочется наблюдать.
Конечно решающую роль тут играют актёры, а они тут все на высоте. Главный герой отлично балансирует между полным неряхой и профессиональным агентом, Кристин Скотт Томас прекрасно передаёт всю двуличность натуры Дианы Тавернер, остальные отлично чувствуют себя в рамках своих образов. Но главная звезда тут, конечно, Гэри Олдман. Джексон Лэм это максимально противоречивый герой, от которого не знаешь, чего ожидать. Он может казаться совершенно безалаберным, но скрывать умного дальновидного агента со своими планами. Да и Гэри Олдман тащится от своей роли в каждом кадре, проявляя все свои таланты актёра-'хамелеона'.
Но шпионский триллер никакой не шпионский триллер без интриги и напряжения и его тут в достатке. По первым двум сериям сериал может показаться скучным и чутка даже затянутым, но потом он как следует разгоняется и уже не отпускает вплоть до самого конца. Интриги, заговоры, отсутствие доверия хоть к кому-нибудь. Всё это превращает Медленных лошадей по иронии в быстрое действо с отличным темпом повествования. И главное интриги сохраняются весь просмотр, так что сериал не даст заскучать.
Я ещё не видел второго сезона, но судя по ещё более высоким оценкам дальше будет только лучше. И это хорошо, к Медленным лошадям хочется возвращаться за их героями, взаимоотношениями ну и шпионскими играми тоже. Хочется посмотреть хотя бы второй сезон и уже потом дождаться третьего. А в перерыве между ними посмотреть ещё какой-нибудь хороший проект от Apple TV+. Потому что чую я, годноту ещё они могут мне подарить.
Не удивляйтесь заголовку - это лишь странная присказка героев.
Начнем с дёгтя - в целом это несбалансированная история с максимально простыми и непрописанными вторичными персонажами. Удивительно, что несколько удачных ролей и ключевое противостояние не только спасают сериал, но делают его интересным.
В чем же 'изюминки'? Прежде всего, это отвратительно прекрасный (именно так) Гари Олдмэн (Леон; Дракула; Темный рыцарь), который играет примерно того же человека, что и в 'Шпион, выйди вон'. В целом сериал отчаянно навеян этим олдскульным шпионским триллером, который в России смотрели не много и, в то же время, многое потеряли.
Второе - противостояние героя Олдмэна и главы британской спецслужбы. Тут и неудачники против зарекомендовавших себя спецов, и олдскульные шпионы против новых высокотехнологичных оперов - много конфликтных историй, которые порождают необходимые узелки успешного сериала.
Молодые актеры и параллельные линии, как мне кажется, не докручены сценаристами, что можно объяснить традиционно коротким для Британии характером сериала (6 серий в сезоне).
Сюжет крутится вокруг центрального ведомства и одного небольшого отстойника для сотрудников-неудачников, возглавляемого героем Олдмэна. В дальнейшем, несмотря на все противодействия, им предстоит попытаться спасти заложника из кривых рук местных националистов, которые, к слову, как раз получились весьма изобретательными и нелинейными.
Если настроены посмотреть достаточно активный, не слишком сложный, но забавный шпионский сериал с крайне хорошими центральными ролями - вам сюда.
Я люблю ироничные фильмы про шпионов. Люблю Бонда времен Коннери или даже Броснана, пока он не превратился в боевик, где Бонд тупо всех валит. Люблю французского агента 117 с его неловкими шутками. А еще люблю фильмы про вредных начальников и капитанов, которые на самом деле за своих горой (привет тебе, Малькольм Рейнольдс). А еще очень люблю Гэрри Олдмана, который талантливейший актер и один из лучших кинозлодеев всех времен. Именно поэтому я много ждал от этого фильма, но, как в свое время Теоден Роханский, получил лишь половину того, на что я рассчитывал.
Фильм повествует про отдел британской контрразведки MI5, в который ссылают неудачников, которых по неустановленным причинам не поднялась рука уволить совсем. Один забыл секретные документы в поезде, другой запорол миссию по поимке террориста, третий кого-то там соблазнил не того, словом, те еще шпионы. И вдруг ВНЕЗАПНО именно эти хромые клячи оказываются способными спасти ситуацию, с которой не могут справиться все агенты контрразведки Великобритании. Неожиданный сюжет, да? А знаете, почему приличные агенты MI5 не могут? Потому что они безрукие, тупые, слепые, медленные, ничего не успевают, не анализируют, не пытаются предугадать, предотвратить или думать хотя бы на полшага вперед, несмотря на той, что у них штаб размером со стадион, вертолеты, спецназ, камеры на дорогах и прочее.
Правда, их отчасти извиняет то, что Самый Крутой Хакер Великобритании (и, видимо, единственный), по иронии судьбы работает именно в том отстойнике. Это же вполне логично, отправить в загнивающий отдел крутого спеца, который может в три клика со своего компа (как в фильмах 80-х, где пароль к чему угодно подбирается с третьего раза) взломать навигатор любой машины, базу данных MI5, телефон, почту и получить историю компьютера любого человека на любом сайте.
А еще в том самом отделе работает Гэрри Олдмэн, лихой оперативник в прошлом и мизантроп и алкаш в настоящем. О, тут сценарист прям расстарался. Редкая серия проходит без того, чтобы его герой, пардон, не пёрнул (и не акцентировал на этом внимание зрителя), не показал экстремально дырявые носки или еще как-то не сфокусировался на собственной неопрятности, грубости, пошлости и так далее. Но опять же внезапно оказывается, что он все еще умеет думать и анализировать, что у него есть козыри в рукаве и что он в состоянии переиграть всю контрразведку, сидя в прокуренном кабинете или старой тачке и попёрдывая, о чем он нам непременно еще раз расскажет.
Что же выручает этот фильм от того, чтобы поставить ему красную рецензию и выкинуть на свалку? Выручают его периодические вспышки британского юмора, выручает актерская игра отдельных персонажей, в т. ч. второстепенных, выручает пара (но не более) неожиданных поворотов сюжета и временами неплохо переданная атмосфера того самого отдела, где люди просто убивают время без особой надежды на светлое завтра.
В общем и целом фильм вполне можно посмотреть, но если вы ждете реально закрученного сюжета, масштабных операций, динамики, интриг и скелетов в шкафу в духе Джейсона Борна, то вспомните короля Теодена еще раз и подумайте, стоит ли этот фильм того времени, что вы на него потратите. А чтобы понять всю крутизну Гэрри Олдмэна, будет лучше посмотреть его двухминутный ролик про спортсменов-актеров. Мне кажется, он там выложился куда больше.
В век 'Родины', 'Бюро', 'Телохранителя' и прочих 'Американцев' закоренелые поклонники классического шпионского детектива наверняка думали, что истинный жанр умер вместе с покойным Джоном Ле Карре. Если кто-то и вдохновляется его творчеством, то лишь стилистически, да так, что сразу намеки или кивки в сторону мэтра и не заметишь. Последняя, во всех смыслах достойная, экранизация его романа выходила в 2011 году, чешский сериал 'В неведении', фактически приблизившийся к сюжетам уровня классика, видели лишь немногие (даром что производства HBO).
И тем особенно приятнее возвращаться к внезапному хиту 2022 года, 'Медленным лошадям' (Slow Horses, 2022), которые все настойчивее напоминают лучшие образчики шпионского детектива (как киношного, так и литературного). Даже удивительно, что такое шоу получилось у автора типично детской ленты 'Приключения Паддингтона', причем авторы настолько уверовали в собственный успех, что сняли сразу два сезона, а в перерывах между их трансляцией еще и материал для третьего успели подготовить!
Но обо всем по порядку. Во втором сезоне в глаза заметно бросается как развитие персонажей (спасибо, хороший сценарий), так и самого проекта. Вместо фактически чистой шпионской комедии а-ля 'Напряги извилины' или недавнего 'Шпиона' проект внезапно обретает все более серьезные черты. На смену скетчевой незатейливой истории про пакистанского студента в заложниках у тупоголовых британских националистов приходит мрачная масштабная сказка о русских шпионах, причем мрачная настолько, как будто прибыла прямиком из времен Холодной войны, и рассказанная все тем же Ле Карре. Да, здесь все еще есть место хорошему юмору, шеф 'Слау хаус' все еще 'любит' своих подчиненных, но теперь проект уже не выглядит эдаким офисным ситкомом: шутить теперь некогда, нашим недотепам предстоит раскрыть настоящий шпионский заговор.
И еще одним жирным реверансом Джону Ле Карре становится любое появление Гари Олдмана в кадре (а во втором сезоне он практически все внимание замкнул на себя), ведь именно Олдман все в том же 2011 году был номинирован на Оскар за великолепное исполнение роли любимого персонажа Ле Карре. Сейчас же его обрюзгший, грязный, вонючий, циничный и сварливый Джексон Лэмб еще больше напоминает Смайли - ведь именно он тут играет главную партию во вскрытии подковерных интриг российских злодеев, именно он здесь демонстрирует такой феноменальный профессионализм, что диву даешься - за что такого талантливого офицера отправили в служебную ссылку? Плюс тот же взгляд, тот же голос, 'ужимки' - как будто смотришь обещанный сиквел 'Шпион, выйди вон!', что особенно бросается в глаза в эпизодах допросов с участием Олдмана-Лэмба. Очень приятно, что хотя бы этот персонаж удерживает Гари от пенсии, ведь он действительно достоин такого воплощения, да и как последняя роль выглядит очень даже недурно.
Джек Лауден снова вернулся к роли молодого контрразведчика Картрайта. Однако и он изменился - возмужал, набрался опыта, превратился из 'зеленого юнца' если не в 'прожженного опера', то хотя бы в кого-то вроде этого. Да, местами он также тупит и попадает в глупые ситуации, но с честью из них выходит и продолжает спасать Британию. Кристин Скотт Томас все та же железная леди, Фредди Фокс все такой же самовлюбленный идиот, а Джонатан Прайс все так же зловеще смотрится в кадре. Отдельное спасибо кастингу за Захари Бахарова во второстепенной роли русского головореза (всегда приятно видеть в кадре этого артиста после его исполнения оперативника ФСБ в 'Бюро') и за Раде Шербеджия (Борис Бритва из культового 'Большого куша'!) в роли местного аналога шпиона Карлы из романов Ле Карре (кто знаком с творчеством писателя, тот понял). Но несмотря на все это, лично я уж очень скучал по Оливии Кук, здесь большой дефицит красивых женщин, а она в проект вписывалась идеально.
Что касается извечных опасений о западном взгляде на русских, то хотя бы здесь, к счастью, они не сбываются, хотя и не беспочвенны. Конечно, штампы вроде водки, шахмат, радиоактивного отравления (очевидная отсылка к полониевой истории) известного оппозиционера (даже фамилия тоже начинается на 'Н') и злого ФСБ-СВР в наличии, но это не вычурно и не навязчиво. Русских спецагентов здесь изображают аккуратно и осторожно, почти пунктирно, ведь в основном все зло творят российские уголовники и наемники, так удачно задействованные русской разведкой. Местные русские - это, главным образом, лысая гопота в кожанках и золотых цепях, но мы-то знаем, что правят балом щеголеватые красавцы в стильных костюмах, пусть и появляются в кадре редко.
Стилистически новые 'Медленные лошади' напоминают смесь из 'Убивая Еву' (скорее всего вылизанной до блеска картинкой, минус безумие и ЛГБТ-навязчивость последней), 'Шпион выйди вон' и даже 'Шерлока'. Многое в плане операторских изысков, визуальных и даже музыкальных решений привнес с собой новый режиссер Джереми Лавринг, снявший почти все серии второго сезона, а ранее трудившийся над 'Шерлоком'. Причем иногда возникает впечатление, что события указанного проекта и история подразделения Лэмба происходят в одной Вселенной, а это очевидный комплимент 'Лошадям'.
Hello! I m from Russia! How can i rich to. .. всемирно известный солсберецкий собор?
'Это буквально глоток свежего воздуха' - о, да, такого же свежего, как утреннее дыхание Джексона Лэмба. Ещё в первом сезоне зрителю наглядно показали, что Лэмб - самый очаровательный из шпионов, убивающий врагов Её Величества одним запахом изо рта. Сизый нос, сальные волосы, запах прелых носков, неповторимый аромат потных подмышек, жизненное кредо - 'пил, пью, и буду пить', и вуаля! Перед нами агент с нулями на пенсии. Но, ведь герой должен развиваться, это же один из законов драматургии, не так ли? Нет, не так. В новом сезоне каждый, кто находится в одном кадре с Олдмэном, считает своим долгом напомнить, что у него воняет (изо рта, из подмышек, от носков - вариант выберите сами). Зрителя настойчиво тыкают носом в прогорклые подмышечные впадины оскароносного пьяницы - нюхай, нюхай... Видимо, до нас пытаются донести какую-то глубокую мысль. Вы умнее меня, вы поймёте, какую именно.
Сериал высмеивает шпионские клише. Точно! Поэтому русский олигарх носит фамилию Невский, русские агенты щеголяют в спортивных костюмах, в роли одного из главных злодеев занят Борис-Хрен-Попадёшь, а убийства, совершаемые русскими, такие дебильные и показные (инъекции радиоактивным веществом или ядом - как в старые-добрые), что проще было оставить визитку - made in krovavaya lubianka, иначе же никто не догадается, что это дело рук любителей полюбоваться всемирно известным Солсберецким собором.
Я бы не рекомендовала этот сериал к просмотру тем, кто не достиг 18 лет. Ведь это же прямая пропаганда пьянства! Спившийся Лэмб соображает быстрее квантового компьютера - вот что водка животворящая делает! Нейронные сети, смазанные спиртным, работают в разы быстрее! Стэндиш (проспиртованная, как мумия Рамзеса) легко уделает в шахматы любого гроссмейстера. Картрайт - будущий алкаш, ибо это судьба всех шпионов-неудачников. Таким образом, это кино о том, как алкаш реальный (Лэмб) громит ФСБ с помощью алкоголички бывшей (Стэндиш), и алкоголика потенциального (Картрайт). Это же продактплейсмент! Прямая и открытая реклама спиртного! Все трезвые агенты МИ-5 - неумехи типа Мина, или идиоты вроде Спайдера Вебба. Вон оно чё! Воцарилась на пьянки мода, кто не пьёт, тот враг народа!
В третьем сезоне актерский ансамбль пополнится плаксивой личиной Соле Дирису из 'Банд Лондона', и название можно будет изменить на 'Очень медленные Лошадиные банды Лондона'. Логично было бы пригласить в четвертый сезон Томми Шелби (с учётом его цыганско-лошадиной специализации и алкогольного стажа), он органично вольётся в сериал. Томми может распутывать козни врагов не приходя в сознание. Алко - гуру в коме. Виски - медиум. А в пятом сезоне (гулять так гулять!) оживёт Мориарти, и тогда... От таких перспектив кружится голова!
Алкаши, как очень медленные кони, понесут, закусив удила...
Британцы, чья способность снять качественный шпионский триллер, да еще и многосерийный, в последние годы можно было поставить под сомнение, вдруг взбрыкнули и сняли добротный, увлекательный сериал, да еще и с хорошей примесью классического английского юмора.
«Медленные лошади» (оригинальный перевод «Хромые кони») - это типа «Сбитые летчики», отправленные на скамейку запасных. А уж сколько придется штрафникам на ней скамейке пребывать — решать начальству. В сериале описывается неказистая поначалу жизнь отдела спецслужб для «ссыльных» сотрудников. Один не удержал в узде свои гормоны и переспал с женой иностранного дипломата, другой провалил учебное задание, третий - … Да мало ли может быть причин, по которым работника выведут с «ипподрома». Отдел размещается в неказистом здании — там, где и положено, с глаз начальственных долой. И чем-то даже смахивает на исправительное учреждение — англичане любят вдавливать в сознание визуальные образы непосредственно перед изложением сути. Скрипучие двери, металлические лестницы, от чего присутствие в кабинетах компьютеров поначалу слегка удивляет.
Работенка, как можно догадаться, у этого коллектива лузеров непыльная. В том смысле что копыта в скачках за врагами Королевства им не сбивать и не марать. А вот навоз в в виде мусорного ведра подозрительного субъекта разбирать подчас приходится. Вот так и скрипит потертое седло, разве что ветер не холодит былую рану. По причине отсутствия возможности получить таковую.
Однако нет никакой гарантии, что однажды эта унылая и заполненная несвежим воздухом конюшня не запылает. Причем под ударом и на грань физического выживания поставлены все кони. Им предстоит спотыкаясь, с неумным ржанием, проявить прыть и красоту галопа победить в этом конкуре. Иначе придется распрощаться не только с надеждами вернуться в главное стойло (офис MI5), но и вообще с жизнью.
Британская щепетильность в выборе актеров здесь предстает во всей красе. Центральные персонажи — пытавшийся стать Джеймсом Бондом смазливый Ривер Картрайт (его здорово играет Джек Лоудон) и мудрый, разуверившийся во всем и упивающийся унижением подчиненных циник Джексон Лэмб (его еще более здорово играет один из лучших актеров мирового кино Гэри Олдмен). Конфликт опытного, но разочарованного суперпрофи и увязнувшего в трясине карьерной неудачи и голодного до подвигов юниора. Суперпрофи понимает (даже, скорее, знает), что спустя годы на службе Ее Величества молодой боец превратится в него и порою дает ему понять. Но «недоБонд» злится, ему кажется, что его унижают, попусту шпыняют. А тот учит его не только покорять вершины, но и получать оплеухи судьбы, терпеть потери. «В твои годы я похоронил дюжину близких знакомых. «Если ты не готов проходить через смерть — открывай дверь и проваливай!» Просто и цинично.
Да, юмор бритов, казалось, сильно увядший на ниве мультикультурализма, усилиями продюсеров, сделал попытку восстать из небытия. Удачную попытку, замечу. «Люди стоят на остановке. Чего стоят? Может, шпионы? - А если они просто ждут автобуса?», «Я не хотел его убивать! - Еще бы! Если бы хотел — он бы сейчас дышал!», «Они вошли сюда втроем, а вышли вдвоем - Как вы догадались? По следам? - Ты что, дебил? Вон труп!» и так далее. Причем жанровое разнообразие подано умелыми мазками, без копошения и мельтешения.
Центральная интрига, которая по замыслу, должна либо угробить «лошадок», или произвести коллективный катарсис, отчасти скомкана и представляется сомнительной. Похищение некими ультраправыми кабацкого хохмача (типа «Камеди клаб») сопливого возраста, оказавшегося в родстве с шишкой важного силовика одной из восточных стран, конечно, несет в себе мультикультурный подтекст. Мол, спецслужбы есть крыша для всех британских граждан — вне зависимости от политических, происхождения и веры. А с виду туповатый и прямолинейный «белый брит» на деле оказывается проницательным и предельно хитрым типом. В общем, враг не дремлет, соотечественники. Но даже этот аспект не свербит в ходе просмотра, у создателей чувство меры вполне присутствует, благодаря чему зрителю даже не стоит врубать мозг на полную мощность, дабы разобраться в сюжетных хитросплетениях. За него все обдумают экранные спецслужбисты.
Сериал снят по одноименному роману Мика Херрона, которого называют «Ле Карре наших дней». Завышенная оценка, конечно. Впрочем, она подобна столь же завышенному самомнению киношных сотрудников MI5, в грош не ставящих обитателей «Слау Хауса», но порой не способных противопоставить свое мастерство и статус безудержной смелости официальных неудачников. Создатели «Медленных лошадей», кажется, не упустили ничего — экшн, черный юмор, непредсказуемый исход борьбы отцов и детей, вспыхивающие служебные романы с открытым финалом и даже намек на обращение к моральным ценностям. Карьера или верность дружбе? Падающего — выручи или подтолкни? Закон или верность корпоративным интересам? Понятно, что ответы, даваемые реальным состоянием и традициями британских спецслужб, часто не совпадают с увиденными на экране.