Мир не прост, совсем не прост
Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз.
Нельзя в нём скрыться от зимних вьюг
И от разлук, от горьких разлук.
Человек и Исландия. Путник? Путешественник в дороге? Он. Он самый...
Смотреть и видеть - вещи различные. Одному дано заглянуть в глубины и почувствовать суть, раскрыть для себя нечто едва-едва уловимое, насладиться этим в полной мере, у другого же лишь поверхностное скольжение присутствует - не трогает, не волнует, не цепляет, не моё... - мимо 'мишени', в 'молоко', в никуда... Вот с этим кино - всё именно так обстоит. На два лагеря может разделиться зрительская публика. Большинство скажут - тут 'ни о чём'. Меньшинство же, рациональные зёрна непременно углядят. И возликуют - вполне! Вполне себе 'кинишка'!
'В конце пути' - картина для тонкого романтика, для чувственного, пылкого, если хотите. И хотя на экране молодой парень, португалец Пауло, судьбой занесённый в Исландию, девичья аудитория, женская половина, на час с небольшим в его власти. Что ты 'маяшь' здесь, странник? Неприкаянный ты от чего? Что гложет, что мучает тебя? Печаль в глазах проглядывается за улыбкой. Ну, поделись, открой створки своего сердца.
Драма перед нами. А раз так, стало быть, внутренний мир предстоит постичь. В глубины души путь заказан.
Турист ли перед нами одинокий? Кто он? Что он? Угадаем? На первый взгляд, всё именно так. Автостопом передвижения. Заплечный 'мешок' за спиной. Ограниченность в деньгах. Пейзажи воды и камня в прилипшем взгляде. Тут море, точит берега. Тут ветер довершает работу солевой пены в выбросе на скалы - режет, крошит, полирует на все лады... Колористика местность, выше всяческих похвал - визуальный гид-проспект в привлечении распахнутыми окнами - водопад, зелёные кручи гор, осенняя желтизна равнины, остров от материка отщеплённый в малолюдьи
Женский режиссёрский взгляд наполнен великолепием созерцания окружающей тверди. Её же сценарный замысел и воплощён на все сто процентов ею же. Как задумала, так и подала. Посредничество было бы излишнем. Постепенно, не спеша приоткрывает Милисса Фицсиммонс потаённое своего героя. Через встречи с людьми, через диалоги, посредством общения мы узнаём тайну Пауло...
...Но кроме бед, непрошеных бед,
Есть в мире звёзды и солнечный свет,
Есть дом родной и тепло огня.
И у меня, есть ты у меня.
Исландско-американская лента - это живописное полотно красот и чудес мира, в гармонии с которыми нам отведено место. Беды? Горечи? Потери? Так было и так будет всегда. С людьми. Куда же без них. Иначе был бы пресен хлеб, что едим ежедневно. Тернисты пути под небом. Невольно вспомнилась советская трактовка 'поиска себя'(и не только себя) в Северных широтах ровесником Пауло - восемнадцатилетним Митей (Андрей Ростоцкий). То было в 1977-м году - 'Запасной аэродром'. И также щемило сердце, и также наворачивались слёзы под завершающие аккорды проникновенной истории. А финалы, что там и тогда, что здесь и сейчас – просто на ура!
7 из 10