К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Сожаление и разочарование. Именно эти чувства вызывает завершение просмотра фильма “Китобой”. Огромный потенциал истории, мифологии, драмы… и все в пустоту.

Что получится, если авторы фильма не могут решить, что они снимают? Получится недокино: недодрама, недомистика, недороудмуви, недо… Фильм лихорадит в диапазоне от бытовой драмы в духе “Дурака” или “Левиафана” 2014 г. до несмешной версии “Бората” 2006 г.

К плюсам фильма можно отнести виды якутской природы и быта местных жителей. Натурализм охоты на китов могут вызвать отвращение, но нужно понимать, что мы смотрим не на охоту ради развлечения или процесса убийства, а на реальный быт дальневосточного охотника, лишенного многообразия еды западного человека.

Также приятно наблюдать за некоторыми персонажами (якуты в поселении, офицер, браконьеры). Иногда постановщики выдают отличные кадры, но тут вопрос, их ли это заслуга? К сожалению, на этом какие-либо весомые плюсы заканчиваются.

Минусов у данной картины лично для меня куда больше и они сильно перевешивают. Первое, что очень сильно врезалось - это персонаж Асмус (webcam-модель). Зачем она тут (речь про актрису, а не персонажа)? Ради мало мальски известного имени в титрах? Я скорее поверю, что она может играть якута, чем webcam-модель. Я искренне не понимаю, почему нельзя было взять реальную модель или любую другую актрису, которая будет хоть немного передавать особенности своего персонажа и “профессии”, а не быть бутафорией. Вы заявили фильм 18+, у вас персонаж зарабатывает на продаже своего тела, которое необходимо активно обнажать. Поймите меня правильно, я не говорю, что без обнаженной груди нельзя передать особенность работы в вебкаме, но авторы почему-то активно эксплуатируют тему обнаженки в фильме, показывая её неоднократно, но только не с титульной актрисой и её персонажем. Если ты не можешь обнажиться для такой роли, зачем вообще участвовать в этом? Это если бы мы смотрели “Пианиста” 2002 с Броуди, а его персонаж за фильм ни разу не подошел к пианино.

Второй минус - это заигрывание с шаманизмом Якутов. Именно заигрывание, т. к. авторы вообще не смогли раскрыть эту тему. Показать пару черепов, духов и приходов - это все на что вы способны? И это имея богатейший материал: Лефиафаны, Якутская мифология с его духами, нечистью, путешествием в потусторонние миры… Очень обидно. Встреча с китами с издревле считался актом соприкосновения с монструозной, непознанной и угрожающей силой. А у вас буквально персонаж, который может обуздать эту силу (не в одиночку, конечно). И что авторы смогли из этого выжать? Только название “Китобой” - удачное, надо сказать.

Из второго минуса вытекает третий - это финал. Заявка у него как на головоломку от Линча, а по факту - пшик. Почему финал такой, какой есть? “ПАТАМУШТА”. И я считаю это единственный корректный ответ на то, что происходит в конце.

Итог. Если вы хотите познакомится с Якутской культурой - смотрите фильмы “Новой Якутской волны”. Также можно посмотреть “Дерсу Узала” 1975 г. от Акиры Куросавы. Если хочется темы жизни и смерти с дальневосточным акцентом - “Весна, лето, осень, зима... и снова весна” 2003 г. Посмотреть “Китобоя”, конечно, можно. Все-таки его нельзя назвать ужасным или плохим, но он лишь подает надежды. А ведь так хотелось найти свою пещеру снов с голубым китом…

5 из 10

18 февраля 2024 | 23:56
  • тип рецензии:

Чудесная была бы короткометражка. Повтор прописных истин « Где родился- там и пригодился », наложенный на быт и нравы в стиле « северный экзотик », уложись он в полчаса экранного времени, прошелся бы маслом по сердцу. Заставил бы каждого зрителя взгрустнуть по своему покинутому раю. Подивиться тому, что эта серо-стальная каменистая земля с жилищами редкой убогости и безобразия, тоже кому то может быть мила. Похихикать над встречей передовых технологий 21-го века с традиционным вековым укладом жизни. Будучи искусственно растянут на полный метр, «Китобой» оставляет слишком много времени на вопросы: а что кроме?

Итак, что кроме? Первое, чему умиляются многие: отношение чукотского этноса к вечному круговороту жизни: рождение- смерть. Естественное, лишенное какого бы то ни было трагизма, отношение деда главного героя к фундаментальному вопросу бытия: «Сегодня умру! Отвези меня в тундру! Есть хочу- не умру сегодня!». Это подкупает многих, кажется сокровенным, мудрым, оригинальным. По поводу оригинальности- смотри фильмы «Земля» (реж. А. Довженко, 1930 г), « Не горюй!» (реж. Г. Данелия, 1969 г), «Большая семья» (реж. И. Хейфиц, 1954 г.), «Тысячелетняя пчела» (реж. Ю. Якубиско, 1983 г) ранние картины братьев Тавиани и Эрманно Ольми и много чего еще не вспомнил- это только то, что на поверхности. Причем, главная фишка: « есть хочу, не умру сегодня» цитируется из «Земли» дословно, насколько этот термин может быть применен в к фильму дозвуковой эпохи. Понятно, цитаты нынче не грех. Все-таки, метамодернизм на дворе. Но тот же метамодернизм четко разделяет цитату (с отсылом к первоисточнику и его художественным переосмыслением) и плагиат. В «Китобое» не цитата. Жаль.

Второе. Искушение. Новые объекты и новые инструменты. Желание отправиться в американский Детройт у чукотского юноши Лешки возникает не потому, что там иной уровень жизни, там есть « золото, автомобили, пистолеты», наконец, даже не просто из охоты к перемене мест. «Holysweet999»-, девушка из порночата – она оказывается тем самым «цветочком аленьким», за которым готов отправиться « в Дитройт» юный чукча без паспорта, визы и знания языка. Юношеская сексуальная объективация образов фото, кино, постеров, а сейчас уже и манги- давно не новость. Визуальное столкновение бело-розовой в рюшечках американской спальной с безнадежно-серой бытовкой чукотских китобоев забавно. Но полтора часа экранного времени на себе не тянет, порождая проклятый вопрос « что кроме?». Конечно, тяжело жить в пору гормонального взрыва в месте, где самые сексуальные существа- киты. Конечно, непросто приводить свои юношеские мечтания к самоудовлетворению под одеялом. Конечно, похабный мальчишеский треп «про ЭТО», вызывает искреннее сочувствие пополам с легкой брезгливостью. Но, одну минуточку! Поселок-то как то жив. Даже вон дети по улицам бегают в промышленных количествах веселой гурьбой. А дети благодаря онанизму и болтовне все-таки не рождаются. Значит, не так асексуален этот мир. Какие-то чувственные отношения все-таки существуют? Это лишние вопросы- настаивает режиссер. Нет тут ничего. Ближайшая проститутка в Анадыре, до которого 5 часов лететь. И то не факт, что она там есть. Ой, что- то тут не так.

Отдельный разговор- эпизод приезда барышни нетяжелого поведения в рыбацкий поселок. Все адепты «Китобоя» его, как будто, не видели. Между тем, он занимает немало экранного времени и оставляет после себя уже не вопрос « что кроме?», а «что это было?». Проезд фемины европейского типажа с утрированно-круглыми синими глазами в коляске мотоцикла с бегущей за коляской веселой чукотской ребятней. Я понимаю, что это наш ответ Кустурице. «Цыган вы, конечно, приватизировали, а вот чукчей у вас в Сербии, нет. Умойтесь!» Ну и? Что это – соблазнение маленького гордого северного народа развращенной европейской культурой? Получается, что так. Мальчишке и хочется, и страшно, и неловко. А опытная бесстыдница подзадоривает. После такого соблазнения, да еще и со странным подтекстом, подташнивает не только Лешку.

От такой реальной любви в любую виртуальную бежать! И, как можно, скорее!!! Теперь о главном. Неискушенный в правилах поведения в чатах, Лешка полагает, что американская визави его слышит. Учит азы английского, чтобы коряво пролепетать на тему « I love you». Собеседница молчит, тараща глаза в лицо всему миру сразу. Но этот диалог слепого с немой, парадоксальным образом начинает работать. Оттенки эмоций, сиюминутность чувств, настроений, вопреки обстоятельствам, рождает осмысленную беседу. По меньше мере, осмысленную для Лешки. Да и Holysweet, судя по всему, думая о чем-то своем, получает заряд эмоций от мирового Зазеркалья. Вот здесь кино могло бы развернуться. Этот диалог можно было настроить на самые разные пары: «Америка-Россия», «современное- патриархальное», «виртуальное - реальное», «искушенное - наивное», «развращенное- чистое», «мужское- женское», наконец. Но, едва нащупав эту художественную возможность, «Китобой» от нее бежит в сторону роуд-муви. Отправив главного героя на лодке в сторону Америки, авторы теряют то поле, где еще пока мало чья нога ступала.

На что размен? Встреча с браконьерами на необитаемом острове. Намек на триллер. Легкий. Триллер не случился. Встреча с офицером американской береговой охраны. Еще один намек. И опять на триллер. Теперь уже психологический. Напряжение которого также подрасти не успело. Сразу начало падать. Добрый американец не сдает юного чукчу коллегам, а просто высаживает на американский берег. Там Лешка едва не погибнет от обезвоживания и переутомления. Но не умрет. Увидит, что мудрый американец только на словах довез его до Аляски, а в реальности вернул на Чукотку. Дома и стены помогли. Контур родного поселка влил в Лешку силы. Жизнь началась заново. Короче, « всякому мила своя сторона».. Сентенция не новая. Но полезная для нового поколения, познающего жизнь через всемирную паутину.

Поверх банальностей над фильмом иногда веет тот ветерок, которым « дышит почва и судьба». Быт поселка, когда вырубился генератор. Вечеринка с дрожащими от перепитого руками, трехлитровой банкой красной икры, Чичерина с « Моим рок-н-роллом», осеняющая собой нехитрый быт. Охота на кита. Разделка кита на берегу океана. «Актерам» не до камеры. Съемочная группа для них, конечно, экзотика, но кита надо разделать. Настоящая жизнь, непридуманные истории. На эти кадры хочется смотреть и смотреть. Но экранного времени отпущено им не так много. Жаль.

Что же касается призрака Америки, принятия Чукотки за Аляску, обнаружение « плохонького, да своего» в пейзаже, который только мнился чужим, в реальности оставаясь родным- эта игра в подмену понятий тоже сразу отправляет в классическим праисточникам. «Я открыл, что Китай и Испания совершенно одна и та же земля, и только по невежеству считают их за разные государства. Я советую всем нарочно написать на бумаге Испания, то и выйдет Китай.». Узнаете? Николай Васильевич Гоголь. «Записки сумасшедшего».

13 декабря 2022 | 17:20
  • тип рецензии:

Фильм я посмотрел на днях, так что пишу не сгоряча: мои соображения уже остыли и приняли вид готовых суждений.

Начну с положительного:

1. Это антураж жизни чукотских китобоев. Здесь каждый предмет на своём месте. Всё колоритно и интересно.

2. Хорошо проработан образ американского рейнджера. Он вышел объемным, даже не смотря на небольшой кусочек хронометража.

3. Природа и экологическая катастрофа (выбросы, уничтожение китов, мусор) в этом фильме хоть и фоном, но имеются. И за это пожалуй респект (но учитывая остальное — кажется сделано это для того, чтобы пустить пыль в глаза чувствительного до экологической тематики каннского зрителя).

Теперь о том, что могло быть лучше.

1. Лично меня глубоко задело, что музыку Симеона Тен Хольта (там где играют пианино и орган) впихнули сюда просто для того, чтобы придать глубокомысленности там, где ее нет. Да и вообще вся музыка, которая играла в фильме, была невпопад.

2. Наивный чукотский юноша не просто наивен — он очевидно туп. Как интеллектуально, так и эмоционально. Он совершает просто невозможные ошибки. Нам это настойчиво суют в камеру.

3. Что автор хотел сказать тем, что за весь фильм у героя два раза случается облом по причине поломки двигателя в транспорте? Что герой экий вот он не удачник и ничего от него не зависит? Но зачем? Или же что он не проверил двигатель, а значит он глупый? Но зачем опять нам показывать его интеллектуальные способности?

4. Фильм всё время хейтит бедного юношу, выставляя его глупым. Мы уже поняли, что он глупый! Дальше-то что?

5. Казалось бы, раз он глупый, то у него по законам сюжета должна хотя бы быть большая душа. Но нет, она крошечная — он готов просто убить намертво старые добрые дружеские связи из-за фантазма о заокеанской девушке. То есть по импульсу. И вспоминает о чувстве вины только когда у него все плохо. И преспокойно едет дальше и радуется, забывая о чувстве вины, когда у него всё хорошо. Этот персонаж — клоп с мелкой душой.

Я считаю, что этот персонаж — оскорбление всего чукотского народа.

6. В конце фильма герой вроде бы как действительно, по законам мономифа, возвращается изменившимся… но так ли это? Нет, он пришел к этому не от силы. А от того, что хотел есть и устал. Его путешествие его не изменило. Я не верю.

7. Чувства, которые должны появиться в трудные минуты героя — создаются только Симеоном Тен Хольтом и его роялями. Сам же герой ничего не переживает, и я тоже ему не сопереживаю. Только досадую — до чего же низкий ход — использовать такую музыку чтобы надавить на чувства зрителя из-за того, что сюжет этих чувств не обеспечивает.

8. Картинка, съемки вроде бы неплохи. Но явно с претензией.

В общем я насквозь увидел фильм — это попытка просто пустить пыль в глаза зрителю каннского фестиваля, скрыв недостаток сюжета, оскорбление чукотского народа, - за перевернутыми хипстерскими кадрами, гигантскими паузами в общении героев, примитивными недо-юморесками а-ля «шутка в серьёзном фильме, хи-хи, иронично и остро».

Плохо. Мы просто сняли ещё одного «Бората», который отправился в Америку влюбившись в Памелу, только не смешного и с претензией на каннские барыши.

4 балла за чукотскую жизнь и за американца рейнджера, в образ которого я правда поверил, больше в фильме ничего художественного нет. Одно подражание и претензия.

26 августа 2021 | 08:33
  • тип рецензии:

Многослойное кино. События развиваются на фоне приятных туристическому глазу пейзажей: горы, океан, простор. Дух захватывает от пустых дорог, освещенных лишь тусклым предвечерним солнцем.

На поверхности повествование о влечении парня, случившегося в разгар полового созревания, к виртуальной работнице векам-индустрии.

Наивное, глупое, но искреннее влечение, которое удивительным образом сочетается с совсем недетской китобойной работой.

Так, в перерывах между «общением» в эротическом чате с той самой жительницей Детройта, парень успевает заботливо снабжать односельчан китовым мясом.

При этом расстояние, которое отделяет чукотского пользователя чата от Америки, оценивается всего-то в 86 км.

86 км.- это не просто расстояние между элегическим селом Лорино и Аляской. Это огромная пропасть между мировосприятием оседлого чукчи и менталитетом мобильного янки.

Сделав попытку погрузиться в культурно-духовный мир чукч узнается, что представители этого необычного народа верят в наличие 5 жизней, а после смерти попадают в мир предков. Одним из условий является смерть «от руки врага или друга». Друг, таким образом, оказывает помощь.

Отталкиваясь от данного поверья, сюжет фильма начинает восприниматься иначе.

Мистические символы из костей и китовые ребра, сложенные почти как портал, на многое намекают.

А тем временем, старик, оставленный Алешкой в отчем доме, все никак не может дождаться своей очереди. Поэтому Бог смерти в очередной раз говорит ему:

«Не сегодня».

17 августа 2021 | 06:00
  • тип рецензии:

Итак, меня хватило на половину, и наступил предел, когда я понимаю, что трачу время зря. Ничего скучнее я не видела. Это как включить звуки моря, когда хочешь послушать музыку. Звук моря есть, а музыки нет. Если заявлено 'Приключения', все же ожидаешь увидеть хоть какое-то движение. Ну хоть что-нибудь! Треть фильма, половина... И ничего! Ничего не происходит. Будто смотришь в окно дома, где никто не живет. Может быть, этот хронометраж потрачен на создание атмосферы? Нарастание напряжения? Нет. 'В нашей местности не водятся блондинки' - никакая не драма. Для этого существует совершенно другое слово.

И кое-какие блондинки подъезжают, как нам показали. Не устраивает? Так в этом трагедия? Или в чем? Подросток, живущий соответственно местности, не вызывает эмоций. Разве там можно жить как-то иначе? Кривляющаяся пиксельная дама, которая три раза поправляла трусы в начале фильма... Зачем это было? Какой глубокий смысл в этом действии? Мне и с первого понятно, что ей не удобно, и попа ничего. И да, неужели в целом поселке нет ни одной женщины? Вот вообще ни одной? Кажется, я видела одну 'местную', не уверена. Люди туда ведь не ездят на заработки, они там живут постоянно. Как можно было так взять, и выбросить вообще целый пол, показывая 'местный колорит'??? При этом обстоятельстве 'драма' становится немного абсурдной.

Национальный колорит? В чем? В том, что нам даже не переводили диалоги с дедулей? Настолько они были 'важны'. Вот просто слушайте и ничего не понимайте. Хотя сцена с потрохами была нестандартной и даже по-дикому милой. По-моему, колорит - это слишком уж сильное слово, для такого однообразия. Ощущение затхлости, застоя. И для того, чтобы это показать, вовсе не надо тратить час времени.

Много вопросов, ответов не них не будет. Смотрела 'Ритуал' со скандинавскими пейзажами. В то время, когда нас готовят к некой развязке, хотя бы есть на что посмотреть. Эмоция нарастает постепенно. В данном случае, ни скомканная сцена с проституткой, ни последующий алкогольный передоз, ни разноска мяса не создают ощущение напряжения, кроме недоумения 'почему я должна на это смотреть? Какой в этом смысл?' Даже похороны умудрились обезличить. А потом нам показывают очередную бессмысленную сцену. Хватит. Мне есть чем заняться. И явно не просмотром фильма без смысловой нагрузки.

Глаза мертвого кита отражали эмоции лучше, чем все остальное. Мне было жаль только китов.

07 апреля 2021 | 12:02
  • тип рецензии:

Жил-был парень Лешка на самом востоке России, потрошил китов и готовился хоронить деда. Дед его общался с духами предков, а Лешка жаждал приключений и большой любви. Говорят, девчонки есть только в Анадыре, но туда добираться только по воздуху. И однажды в далекой чукотской деревне появился интернет. А с ним местные пацаны узнали, что такое вебкам.

Так начинается фильм «Kitoboy» (2020) молодого режиссёра Филиппа Юрьева, удостоенный «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля и восторженных возгласов критиков.

Это история о том, как дикое племя встретило цифровую эпоху, охотник Лешка - любовь, а в тундру пришла мечта. Мечта о пиксельной девушке из далекого Детройта, неизвестного и манящего американского города. И пока соседи потрошат новую добычу, а местные ребята играют китовым внутренностями на отмели, Лёша набивает рюкзак и отправляется в путь за «американской мечтой» в исполнении Кристины Асмус.

После экранизации романа Дмитрия Глуховского «Текст» (2019) мало кто удивится откровенному появлению Кристины в кадре. Тем не менее миниатюрная актриса явно выделяется на фоне других вебкам-моделей неподдельной искренностью и отнюдь не пошлой картинкой. Никогда не знавший иностранных языков Лешка даже придумал способ общения с экранной возлюбленной.

Такая далёкая и ещё неясная мечта, юношеский максимализм и сила любви способны на многое, но не помогут в овладении способностью перемещения в пространстве, даже если за спиной - древние духи, а твой дед - колдун.

В борьбе языческих обрядов и скоростного интернета все решит электрический генератор в посёлке китоловов.

Но как не сорваться с места, когда твоя первая и единственная возлюбленная ушла в приватный чат с другим пользователем?

06 апреля 2021 | 05:40
  • тип рецензии:

Этот фильм был показан в Венеции и на Кинотавре, получил ряд премий и похвал, все его ждали и у нас. Кажется, это такая приятная история о новом российском режиссёре, чей успешный дебют даёт надежду нашему кино на полноценное развитие, да и фамилия Учитель в титрах явно неспроста. Однако создание картины о влюблённом парне с Чукотки заняло ни много ни мало 10 лет. И эта особенность режет глаза. Хотя фильм оказался всё-таки вне времени и какой-либо конкретной культуры.

Кое-где вы увидите название «Китобой», хотя изначально — с и без учёта локализации — фильм назван именно «KITOBOY». И эта игра со словами отвлекает нас от первоначального значения: китобой забивает китов. А вот KITOBOY выглядит как ник в интернете, как если бы это был просто мальчик (boy), который любит китов и едва ли с ними сильно связан. Слово 2 в 1. И ник, и род деятельности. Вот и фильм так же: он не столько о китах, сколько о boy, который да, конечно, выходит в море охотиться на китов, но в первую очередь представляет собой именно созревающего мальчика, который подвержен максимализму, витанию в облаках и внезапной головокружительной влюблённости.

Чукотка, Лёшка занимается убоем китов — не один, естественно, он — в команде других китобоев. Случайно посреди его юной жизни, как гром среди ясного неба, он встречает на экране ноутбука вебкам-модель, в одном белье сидящую по ту сторону интернета. Девушка томно смотрит в камеру, молчит, на вопросы не отвечает. Как немая фея… С этого момента Лёшка теряет покой — и не может его найти, пока не совершает ряд довольно сумасбродных поступков — и всё же приходит к решению. Такому освобождающему и умиротворяющему, что немного даже завидуешь парню.

Этот фильм — определенно интересный культурный (межкультурный) и кино- опыт. Он словно скачок не только на другой край континента, но и в абсолютно другой мир. Настолько же прекрасный, насколько и невозможный для любопытных жителей Русской равнины (это я сейчас про географию, а не про самосознание). Потому что от Чукотки до Аляски — меньше ста километров. Потому что Чукотка — это край света во многих смыслах. Это непостижимый регион в плане культуры, традиций, да даже просто в плане питания. Вы можете представить себе поедание кита круглый год? Никто не может, а вот они так живут. Поймали — забили — едят. Невероятно! Так же невероятно, как сосуществование парафиновых свечек в момент отключения электричества и изучения английского языка ради общения с той самой вебкам-моделью. Так же невероятно, как готовность вполне себе живого отца умереть, скажем, завтра посреди тундры. Как катание на байке посреди гор и озёр по абсолютному бездорожью навстречу неизвестным поворотам — дороги и судьбы.

И всё это приправлено вспышками неонового света, бодрым синтипопом и философским юмором.

Самое интересное, что и режиссёр Филипп Юрьев шёл долгое время по бездорожью. 10 лет на съёмки фильма — это много, учитывая, что «Китобой» — не блокбастер. Филипп, к тому же, сам писал сценарий — и понимал, что найти поддержку и спонсирование будет непросто (подробнее — в интервью режиссёра сайту Movie Start). Никто не верил, что можно снять такой фильм — мол, дорого это, и сложно, и никто не возьмётся. Но вот прошло десять лет с написания первых страниц, а фильм уже побывал на нескольких кинофестивалях. Международных. Просто Юрьев не стал сдаваться — и дописал историю. А других сценариев и не создавал, что довольно удивительно для юных целеустремлённых звёзд нашего кино. Сменилось много продюсеров, а идея осталась на месте — за исключением финала: взамен мрачного конца Филипп выбрал довольно светлый исход, более правильный для истории. И это приятно, потому что в процессе фильма, прикипая душой к Лёшке и проходя вместе с ним такой непростой и невероятный путь, полный приключений, хочешь вздохнуть — вот так же, как этот уже знакомый мальчишка, — и оказаться на своём месте.

Фильм красив невероятно. Он показывает то, что мы никогда не видели. Что никто никогда не видел. Но всё-таки мы узнаём эту историю: полцарства за любовь, плевать на всё, не оглядываться — идти вперёд навстречу молчаливой мечте. Через туман и языковые барьеры, через мифические холмы и беспредельные пустые поля, мимо разбойников, пограничников и китов. Чтобы повзрослеть, конечно же.

05 февраля 2021 | 13:57
  • тип рецензии:

Я сомневалась и долго откладывала просмотр фильма, так как боялась того, что историю про окраину снял столичный режиссер. К сожалению, в нашем современном кинематографе сложился устойчивый образ глухомани, где по представлению живет недалёкое по уму население. И я делала ставку на то, что Юрьев пойдёт по этому же принципу. Но, к счастью, ошибалась. По порядку.

Говоря об этом фильме, прежде всего нужно обратить внимание на локацию. Отрезанный от мира поселок, где каждый друг друга знает, из развлечений для молодежи: турники, дискотека и скатывание шин с горы. И если приезд проститутки - событие, то что уж говорить про появление Интернета? Я так заостряю внимание именно на локации и укладе жизни жителей для того, чтобы было проще понимать мотивацию главного героя.

Лёшка - подросток, для которого быт был простым и понятным. Жизнь с дедом, дружба, помощь взрослым в промысле. Всё было обыденно и скучно. И тут в его жизни появляется девушка, блондинка с голубыми глазами. Такой он не встречал в своем поселке. История сама акцентирует на этом. Неудивительно, что эта девушка-Кармен, мечта, так его увлекла. 'Открытость' героини ввела его в заблуждение, и он посчитал, что девушка уже его. Значит Лёшка вправе ревновать, контролировать. Его одержимость ею стала переходить всякие разумные границы, что и является главным двигателем сюжета. Удивительно, но даже суррогат в виде проститутки не охладил его пыл. На самом деле подростковая любовь может соседствовать с максимализмом, поэтому ни главный герой, ни его влюбленность не вызвала у меня никаких вопросов.

Хочется сказать пару слов и об образе Асмус, и на сколько чужеродной выглядит героиня в жизни китобоев. Яркая, откровенная, сексуальная - такой образ совершенно не вяжется с холодным и однообразным пейзажем фильма. И это добавляет еще контраста в саму историю: реальный парень — виртуальная девушка, будничная жизнь — яркая мечта.

Хочу отметить, что ко всем героям фильма испытывала симпатию, они очень напоминали моих односельчан. И тот язык, на котором разговаривали мальчишки заставил меня улыбнуться. Особенно слово 'мотик'.

Ну, а по поводу концовки... Могу лишь сказать так, если вам понравится главный герой, то, все для него закончится хорошо, а если нет — его настигнут последствия принятых решений. И вот, что я скажу: главный герой мне понравился. Как и весь фильм в целом.

18 января 2021 | 15:05
  • тип рецензии:

Америка, Детройт. Где-то там за Беринговым проливом кипит жизнь, роскошные блондинки раздеваются на камеру. А в России жители Чукотки ютятся в холодных, совершенно неуютных бараках, где практически каждый день отключается электричество. Но сегодня там есть интернет, а, значит, появилась возможность изучать мир. И что может заинтересовать подростка в интернете? Конечно, веб-кам. Красивые девушки раздеваются, заигрывают с тобой, готовы исполнять желания. Как тут не влюбиться в образ на экране, когда гормоны буквально взрывают мозг?

«Китобой» – мрачная картина в серых тонах свинцового чукотского неба. Люди отрезаны от цивилизации и изо дня в день занимаются одним и тем же: охотятся на китов. Некоторые пытаются сбежать на Аляску за лучшей жизнью, но возвращаются в черном мешке. Иногда можно привезти проститутку или организовать рок-концерт. Икру можно черпать столовыми ложками из трехлитровой банки, а природа здесь, хотя и не похожа на «исконно русское», например, Поволжье, но и без того сказочно красивая, просторная и живая. «Китобой», кажется, как и многие другие картины о России можно упрекнуть в том, что режиссер снова выставил перед зрителем зеркало. Но в зеркале не классическая чернуха безнадежности и русской хтони, а самобытно ироничная и местами карикатурная жизнь той части России, до которой мало кто из нас когда-нибудь доберется. Да, быт людей замкнут и ограничен небольшой территорией на краю света. Но и в чукотском сером небе бывают безоблачные дни. Здесь совершенно точно есть место романтике, любви и настоящей дружбе. А отключение электричества не заставляет открывать бутылку водки и ударяться в пьяный угар от безделья. Но как не думать об Америке с ее небоскребами и красивыми картинками в интернете? К тому же с Чукотки плыть меньше девяноста километров по воде. Будущее в «Китобое» – это не планы на жизнь, цели или мечты. Будущее здесь воспринимается буквально. Есть восток, Америка – там прошлое, есть запад, Россия – там будущее. И где бы ты не находился, будущее всегда на западе, и смотрим мы неизбежно в будущее. И Лешка Китобой как бы не пытался дотянуться до Америки, жизнь неизбежно течет лишь в одном направлении. А тут всё своё, родное: поселок, друзья, соседи и слепой дед, который вот-вот помрет, но всё как-то откладывает на завтра.

05 января 2021 | 18:39
  • тип рецензии:

Америку и Россию, две столь культурно разные страны, отделяет лишь Берингов пролив. Всего восемьдесят километров и из Чукотского АО можно попасть на Аляску. На Чукотке живет наивный юноша, совсем как в анекдотах, Лешка – подросток в деревне, где обитают лишь суровые мужчины-китобои. Природа красива и вместе с тем бесплодна, настолько негостеприимна, что больше напоминает место, где жизнь заканчивается, чем то, где рождается. Лешка не только не смиряется с таким положением вещей, но и пытается наслаждаться окружением. Молодой человек мечтает о романтической любви, ради которой он готов и море переплыть, и целую страну пешком пройти. Любовь Алексея вполне персонифицирована – это красотка из вебкам-сексчата.

Тяжело определить «Китобоя» к какому-либо жанру: здесь всего понемногу. Смешался проклятый сталкинг и столь привлекательный для молодых людей романтизм. Затронули даже социо-культурные темы, понятные только россиянам: герой смотрит не столько на девушку, сколько на Америку в целом, которая столь притягательна и столь реальна, даже если в формате фильма она показана лишь в формате такой же неприветливой пустоши и мира по ту сторону экрана монитора.

«Китобой» содержит в себе столько несочетающихся друг с другом вещей, что можно лишь поразиться, насколько при этом органично они выглядят в кадре. В фильме задействованы непрофессиональные актеры, поэтому, можно сказать, они живут теми жизнями, что олицетворяют на экране. Сцены убийства китов? Чистая, жестокая документалистика. Всё в совокупности с элементами мистики и шаманизма. Те или иные художественные эффекты лишь усиливаются приемами: съемки фильма в формате 4:3 и даже эпизоды в стиле позднего Дэвида Линча, на что ещё может навести присутствие Джули Круз в саундтреке.

При всем при этом «Китобой» является очень дискомфортным фильмом, хотя бы на уровне бессознательного. Вряд ли это сделано намеренно, потому что наиболее чужеродными, как ни парадоксально, в этом случае выглядят именно признаки цивилизации. Словно не место им на Чукотке. Оттого сюжет про Лешку, пытающегося достучаться до женщины из другого мира – зазеркалья, ещё сильнее отражается наивом и сюром, стирая грань между магическим реализмом и действительностью. Притча о бытовых чудесах вроде линии перемены дат становится откровением и позволяет взглянуть на многие вещи по-новому.

Филипп Юрьев придает этой обыденной, на первый взгляд, «фестивально» истории взросления черты сказочного путешествия. Вообще, несмотря на элементы комедии, драмы, социального фильма и даже триллера, «Китобой» больше всего напоминает этакую сюрреалистическую сказку для взрослых, наполненную адскими существами (вроде необыкновенных китов – создание, которого если бы не существовало, тяжело было бы вообразить), а также ангелами, открывающими ему ворота в мир столь же иллюзорной американской мечты. Ценность как раз заключается в трансформации универсального подросткового кризиса в особенную, нетрадиционную историю. Внутренний конфликт героя расширяется и затрагивает такие темы, как противостояние уверенности в собственных силах с неизвестным миром, прошлым и будущим (не зря герой сообщает, что будущее – в России и подобное утверждение весьма остро находит свое отражение в кульминации). Погнали, там – вчера, там – завтра...

7 из 10

11 декабря 2020 | 16:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: