А убивать нехорошо, мне так мама
говорила в детстве,
теперь я оптовый
убийца.
Вывернутый наизнанку фильм ужасов, пытающийся напугать и рассмешить, хотя и то и другое получается у него довольно странными способами. Карлофф нелеп, но он не блещет изяществом и в других фильмах, хотя в этом нелеп по-другому - этакий безобидный старик, занимающийся душегубством для науки в своем подвале. По меньшей мере странен мотив призрака из романа Фенимора Купера «Последний из могикан», впрочем, как и его крик, от которого нужно либо вздрогнуть, либо засмеяться, хотя непонятно хочется ли. Но вот самый мучительный вопрос – чем же интересны окрестности дома ужасов специалисту по балету? Вот здесь скрыта недюжинная интрига.
Хозяйка нового приобретения мила до голливудщины. Она купила этот дом вместе с профессором, его лабораторией и проваливающимися ступеньками. Еще милая дама радуется тому. что в придачу ей достался призрак с известным именем. Трупы тоже прекрасны, они лежат на боку и в белой рубашке. Профессор даже не намерен от них избавляться.
Самая большая прелесть фильма – персонаж в исполнении Петера Лорре. Он священник. шериф, врач, да кто угодно, даже создатель эффективного средства для восстановления волос. Он таскает в кармане сиамского котенка, у которого замечательный инстинкт на преступления и коррупцию, и сыпет фразами на латыни. Это, как минимум, точно оригинально и даже неожиданно.
«Вы не настолько заняты, чтобы поднять руки,» - обращается он нежно вкрадчивым голосом к профессору, подозревающемуся невесть в чем. А еще он выпучивает глаза с детской непосредственностью, пытаясь разобраться в ситуации. Вот фраза профессора, которой Карлофф пытается дать характеристику Лорре, кажется слишком политнекорректной: «Если б не разводной ключ в кармане этого человека (хотя хочется спросить режиссера о том, почему мужчина в белой рубашке и при параде таскает у себя в кармане этот самый ключ), то он бы сейчас выиграл для Америки войну. Разрушил бы Берлин и снес с лиц земли Токио.» Ох, уж эти перманентные и растянутые во времени мечты американцев о мировом господстве!
В фильме масса нелепых персонажей. Даже для фильма ужаса периода восходящего заката Голливуда это перебор.. Кроме кота в кармане, вспоминается еще и старая горничная. Она мечтает о цыплятах. кудахчет по ночам, и, стыдно признаться даже зрителю, откладывает яйца. Возможно, помягче выражаясь, это отчаянная глупость для приобщения определенной категории женщин к данному жанру, то есть необразованных домохозяек, также мечтающих о курах.
Еще одна слишком милая деталь бесконечно разветвляющихся сюжетных линий в фильме - маньяк-профессор хранит жертв своего эксперимента в количестве уже давно превышающего один в подвале, где раньше размещались изысканные вина и отборные сыры, а вот теперь всего лишь простые (буквально по тексту фильма) люди.
Диалоги в фильме иногда достойны монтипайтоновской виртуозности:
- Не трогайте меня, я прошел медкомиссию.
- Но прошли ли Вы психиатра?
Бардак из героев, их поступков и нелепых фраз настолько невообразим, что вполне уместно звучит реплика специалиста по балету, а по совместительству свиного вора: «А почему бы кому-нибудь не арестовать кого-нибудь?»
Для фильма характерен парадокс обратного действия: трупы оказываются несостоявшимися супергероями, а если тебя обсыпали домашним мусором, то ты можешь и так походить, главное смахнуть пыль с поросенка, а если кто-то сломает ногу, то ее ему нужно вправить коленом вовнутрь, а маньяк-убийца не считает себя таковым, зато другого, таинственного и непонятного, с радостью считает и даже боится его, а не себя.
В финале есть срочная необходимость напомнить, что фильм снимался в 1942 году. Совершенно не исключен тот факт, что великий и могучий Фрэнк Капра вдохновлялся именно подвалами Карлоффа-Билингса для создания своей потрясающей черной комедии «Мышьяк и старые кружева» 1944 года. Тем более, что в его фильме есть сам Петер Лорре и намек на Карлоффа. Сложно, с невероятными усилиями всех режиссерских извилин формировался у американцев жанр ужаса, сначала он граничил с комедией, а потом скатился в трэш.
А вот лик внешний Лью Лэндерса, создателя данного антишедевра, очень даже благостный и одухотворенный, хотя всю свою творческую жизнь он работал на ниве жанра ужаса.
Очень захолустный городок с единственным большим домом и разваливающейся старой гостиницей. В гостинице – слегка помешанная на курах старая служанка, слегка помешанный на свиньях старый прислужник и тот, кого они обслуживают – пожилой учёный, который бьётся над решением задачи создания супермена. Задача очень актуальна, поскольку время военное.
Дела, однако, идут очень плохо, и никто не возражает против того, чтобы продать заведение и расплатится с долгом универсальному человеку городка - доктору Лоренци. Главное, чтобы это не помешало интересам троицы. И шанс предоставляется …
Комедия 1942 года с основной ставкой на Бориса Карлоффа и Петера Лорре.
Фильм совершенно непритязателен, и рассчитан на ассоциации аудитории сороковых: Борис Карлофф – не чудовищное создание несчастного учёного, а учёный, пытающийся создать нечто чудовищное и уже успевший принести в жертву нескольких коммивояжёров. Петер Лорре - не сошедший с ума от любви жуткий и прекрасный доктор Гоголь, а некая пародия на провинциального Фигаро, чей зловещий потенциал лишь в том, что он в начале фильма – кредитор профессора.
Эффект достигается дружеским шаржем на стереотипы.
Сначала может показаться, что это единственный фильм, где Лорре не на высоте, но при повторном просмотре убеждаешься, что его игра соответствует фарсовой природе происходящего.
Борис Карлофф напоминает злодея разве что своей увлечённостью идеей. Злодей вследствие рассеянности.
Как и положено комедии 1942 года - насмешка над противником в лице неизвестно откуда свалившегося фашистского диверсанта - неудачника. Он не более чем ещё одно добавление к компании увлечённых и безответственных персонажей.