70-е годы были временем хорошего юмора. На 'Туманном Альбионе' властвовали Монти Пайтоны со своим 'Летающим цирком' и уморительный Бенни Хилл. В Штатах индивидуально блистали Ричард Прайор, Стив Мартин, Вуди Аллен, Мэл Брукс, Энди Кауфман, Билл Косби, среди комедийных групп отличались чикагский театр 'Секонд Сити', основанный Майком Николсом и 'Кентуккийский жареный театр' братьев Цукер, работавших как для театральных подмостков, так и для телевидения. В СССР, где юмор был подцензурен, тем не менее, космическую популярность обрела программа 'Кабачок 13 стульев', были КВН и 'Фитиль', не считая великолепных 'единоличников' - Райкина, Тарапуньки и Штепселя, Карцева, Жванецкого, дуэта Верониики Маврикиевны и Авдотьи Никитичны и др. Ну, а во Франции, где комедия всегда цвела пышным цветом, кроме кинокомиков мирового значения, вроде де Фюнеса, Ришара, Колюша, развлекал публику своими веселыми песенками и дурацкими беззлобными шуточками квартет 'Шарло'.
Шарлотяне возникли в 1966 в качестве комического противовеса 'битлам', и быстро завоевали общенациональную популярность. Завоевав своими песенками и бесшабашными клоунскими номерами эстраду, пятерка (это потом они стали квартетом) развеселых шутов решила делать естественный шаг для дальнейшей популярности - идти в кино. Первый же фильм 'Шарло' - снятая Филиппом Клэром комедия 'Большая Ява' получила невероятные сборы, уступив разве что хиту де Фюнеса 'Мания величия', и значительно обойдя ришаровский 'Коклюш'. Успех был явным, и 'Шарло' продолжили в том же духе. За десятилетие они выпустили дюжину в разной степени успешных комедий в одной и той же стилистике, пока их немудрящий юмор просто не надоел желавшей чего-то нового публике, а сами 'шарлотяне' не стали искать другие пути развития своего таланта.
После 'Большой Явы' 'Шарло' поработали с Клодом Зиди, снявшим, несмотря на свой дебют в режиссуре, с ними их лучшие фильмы - 'Новобранцы сходят с ума', ставшие лидером проката и 'Сумасшедшие на стадионе' - практически шедевр аварийного юмора. А вот последующий фильм, к сожалению, снял не Зиди, а Жан Жиро, тоже талантливый комедиограф, но почему-то с 'Шарло' совершенно не сработавшийся. Чья тут вина - режиссера ли, привыкшего работать с авторитарным гением де Фюнеса, который требовал лишь небольшой огранки, а не твердой режиссуры или же самих 'Шарло', решивших автоматом прокатиться на успехе предыдущих хитов, но 'Шарло в Испании' получились довольно пресным фильмом и уж точно не таким сумасшедшим и веселым, как работы Зиди.
Может быть, взяла свое и усталость, все таки предыдущие годы были для молодых ребят крайне насыщенными, но 'Шарло в Испании' выглядит фильмом проходным, гораздо менее изобретательным, 'экономным' по части безумных трюков и гэгов, И не выдерживает никакого сравнения с 'Сумасшедшими на стадионе', просто сыпавшим уморительными эскападами!
'Шарло' - это вовсе не интеллектуальный юмор, это немного от братьев Маркс, немного от традиционного французского кабаре, но больше - от площадного театра масок, 'немой комической' и самой настоящей цирковой клоунады. Шарлотяне не играют роли, они просто валяют дурака, причем каждый член квартета практически не обладает индивидуальностью, все они - единый организм, где каждый орган взаимозаменяем. 'Шарло' во всех фильмах куда-то бегут, причем практически бесцельно, а напрочь отсутствующий сюжет заменяют грандиозным количеством эпатажных и дурацких выходок на единицу времени. Для всех их фильмов характерны неувядающая молодецкая энергия, задор, непробиваемый оптимизм, состояние веселой шизы, каникул, отпуска от всего, что касается 'серьезной жизни' и беззлобного смеха над всем, что их окружает.
С гыканьем и улюлюканьем четверка тощих энергичных клоунов, у которых вместо клоунских костюмов и париков зауженные рубашечки и брюки-клеш по моде 70-х, проносится в этот раз по Испании, но поток шуток, бивший мощным ключом в лентах Зиди, здесь значительно подиссяк. Бесцельность их беготни здесь произведена в абсолют. Фильм превращается в абслютно бессвязный набор гэгов. Но Жиро, похоже, не очень понял, как эти гэги контролировать, а 'Шарло' придумали их не так много и не такие яркие и смешные, как раньше.
Большинство шуток так и вовсе бьют мимо цели, хотя в целом легкость и дурашливость всей ленты остается, присутствует и ощущение скомканности, неготовности, сырости материала, поспешности, неиспользованного потенциала, механичности трюков, плохой импровизации. У Зиди была четкая отрепетированность, симпатия к персонажам, какая-никакая цель, ипри всей 'капустнической стихии' фильмов, ярко выраженный стиль. Тут же Шарло и Жиро будто бы взялись за дело, толком не зная, что будут делать - а там, плевать - как-нибудь кривая выведет, люди их любят, схавают! Блеска здесь нет. Изюминки, игры.
Люди 'Шарло' и правда любили, и их испанские приключения тоже стали хитом, хотя и не таким громким, как фильмы Зиди. 'Шарло' это заметили и снова вернулись к сотрудничеству с этим постановщиком в своей следующей ленте. Народ, как водится, схавал и не подавился. В этой ленте и правда, есть, над чем посмеяться, не загружая мозги. Есть здесь красивые девушки в бикини и теплое лето. Но и у Шарло и, тем более, у Жиро, были ленты куда значительнее, интереснее и смешнее. Жиро, привыкший работать с гениями, сбросил режиссуру фильма на тормозах, предоставив 'Шарло' полную творческую свободу, которой они толком не смогли распорядиться, создав самое бестолковое и глупое из всех своих приключений.
6 из 10