Вот ведь как бывает! Только-только написал рецензию на известный и, по моему мнению, вполне классический фильм Фульчи 'Ограбление по-итальянски' (1962), где заметил, что режиссёр ещё более известного и классического, а также более забавного, но и более позднего фильма 'Операция 'Святой Януарий '(1966) Ризи наверняка так 'впечатлился' работой коллеги, что буквально стянул у того несколько идей для своей картины. А именно- кучку мелких и неудачливых, но таких симпатичных итальянских 'уголовничков' (впрочем, таковые были в кино и до Фульчи); главных грабителей и злодеев- иностранцев (точнее, американцев- !!!); внезапно пробудившийся в наших воришках патриотизм 'не дадим ограбить Италию!' (а не они ли её и хотели ограбить, кстати?); ну и некий 'авторитет', всё 'разруливающий' в правильном (и прежде всего для себя) направлении. И вот наш 'Януарий...' выстрелил, да ещё как: видный приз на нашем престижном ММКФ, отличный прокат по СССР и т.д.
Вот только Фульчи, что называется, 'не остался в долгу' и уже в следующем, 1967-м году выпустил на экраны (при том, что у него в том же году вышел ещё один фильм- тяжело было!) как бы свой 'ответ' Ризи, да ещё с явным стёбом над его творением- 'Операция 'Святой Пётр'! Уже, как минимум, можно поулыбаться над 'борьбой' двух уже тогда маститых режиссёров. Да вот только при просмотре 'ответа' улыбка становится... кисленькой: ну, не 'уделал' творчески Фульчи Ризи, как ни старался! Хотя 'бил' того теми же своими козырями- тут вам и грабители-неумехи, тут вам и престарелый и получокнутый экс-босс американской мафии (главный иностранный злодей), тут и 'лёкое' похищение 'национального достояния Италии'- легендарной статуи Микеланджело из самого собора Святого Петра в Риме (А давайте-ка вспомним рязановских 'Стариков-разбойников' (1971), похожим, дурацким образом умыкнувших картину Рембрандта из Эрмитажа? 'Идея носилась в воздухе' или всё-таки кто-то из создателей фильма смотрел накануне картину Фульчи?). Конечно, добавлены и некоторые новые сюжетные линии и персонажи. Но в общем и целом достойного художественного 'ответа' Фульчи Ризи не получилось (даже IMDb поставило фильму нижайший рейтинг- 4,7, что, на мой взгляд, всё же чересчур низко).
Да и вправду, фильм критически неровен по многим критериям оценки. Его первые две трети- унылое 'разжёвывание' сценария (к которому руку приложил главный 'шеф' культового телесериала конца 80-х годов прошлого века 'Спрут' Эннио Де Кончини). Но вот последняя треть... Создаётся впечатление, будто Некто Свыше вкатил в ж... Фульчи громадную дозу адреналина! И начался такой экшн, такой весёлый стёб, такие приключения и погони, что только держись! Особо впечатляют церковники из Ватикана, всей своей громадной армией поднятые 'по тревоге' на поиск и задержание злоумышленников (По легенде, Сталин вопрошал приспешников: 'А сколько у Ватикана дивизий, если хотите привлечь его на нашу сторону?' Ответ прозвучал в фильмовом диалоге: 'Да у них тут целая мафия!'- 'Но она старше на 2000 лет!'), и множество классного другого (вроде кардинала-супергонщика). Я от души хохотал над простецким, но мастерски исполненным эпизодом: монахи садятся в древний грузовик и требуют своего 'брата' его завести... этой коленчатой штукой; он заводит и скромно говорит: 'Спасибо тебе, брат Мотор!' А чего стоит гэг с ездой двух священников на... половинке от известной модели 'Ситроена'(фильм-то на треть французский, копродакшн!) и ехидным экивоком в адрес 'форда'! Вот где действительно смешно и увлекательно! И где всё это было две трети фильма назад? Потому и приходится мне ставить 'Операции 'Святой Пётр' унылую, но, думается, заслуженную 'шестёрку', хотя и с парой плюсов. А вот за последнюю треть- добрую 'восьмёрку'!
А теперь- в рекомендательном порядке! Если позволяет время (а мне оно позволило- смотрю и пишу на новогодние праздники 2014-го года), то смотрите всё по порядку: сначала 'Ограбление по-итальянски', потом 'Операция 'Святой Януарий', ещё потом 'Операция 'Святой Пётр'. Тогда и моя писанина станет вам ясна, понятна и, надеюсь, полезна!
6 из 10