В СССР СЕКСА НЕ БЫЛО. А КАК НАСЧЕТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?
Если в СССР секса не было, то в «Верности» его в избытке. Последнее творение Нигины Сайфуллаевой заслужило титул одного из самых откровенных и даже скандальных в истории новейшего российского кино. Давайте попробуем разобраться почему. Итак, на чем зиждется конфликт в фильме?
1) Люди не умеют разговаривать друг с другом
2) Люди имеют разные темпераменты
Так бывает, и это некриминально.
3) Иногда надо досконально проверять своего спутника жизни, чтобы развеять или подтвердить подозрения
Это некриминально, но довольно унизительно и неприятно.
Из минусов. Возникало впечатление, что герои фильма ведут себя в манере, несколько не подобающей их возрасту. Чай не 18 и не 20 им лет. Также подобное поведение весьма странно для героини, работающей востребованным акушером-гинекологом в престижной клинике. И не только поведение, но и образ жизни в целом. Такие женщины не выбирают себе в мужья актеров провинциальных театров.
Так что на выходе у нас получается смесь жанров, что, в общем, только добавляет интриги. Эротическая драма с элементами триллера и фантастики. Акушер-гинеколог настолько утомлена физиологическим аспектом своей работы, что мечтает о романтике. Не получив соответствующего отклика от сгорающего на работе эмоционально уставшего мужа (у которого драм в силу издержек профессии хоть отбавляй), героиня погружается в пучину разврата, находя воплощение своих самых смелых фантазий в случайных знакомствах.
Их плюсов. Режиссер и сценарист фильма - женщины. И подали они историю эмоционально, очень по-женски. Вместо того, чтобы спокойно разобраться в проблеме, ГГ бросается ломать дров, очертя голову. Когда тебя отвергают, то включается обида и чувство мести. Кроме того, с точки зрения психологии, склонность к промискуитету - это желание самоутвердиться и повысить свою самооценку, когда женщине очень важно доказать самой себе: я все еще желанна, привлекательна и сексуальна. ГГ Лена сама себя загоняет в ловушку: сначала ее привлекает лишь отмщение, но потом она так входит во вкус, что уже не в силах остановиться. Не обо всем в фильме говорится прямо и не все суется зрителю прямо под нос. Кое на что достаточно и намека. Лично у меня сложилось впечатление, что нам были детально представлены не все эпизоды измен.
Исследуя проблемы относительно молодой семьи, авторы фильма приходят к выводу, что ключевая проблема - это отсутствие доверия. И здесь я, пожалуй, соотнесу себя с ГГ. Недоверие сродни пытке. Оно гложет, как червь. Мы часто склонны додумывать, преувеличивать и катастрофизировать. А уж если зерно сомнения падает на благодатную почву, и уже был прецедент, то тогда пиши пропало.
«Измена» вызывает стойкое дежа-вю. Сценаристка картины Любовь Мульменко ранее уже написала сценарий к схожему фильму «Еще один год» - о страданиях другой молодой пары, которая никак не могла понять, нужны ли они друг другу или нет. А актрисы Марина Васильева и Анна Котова уже снимались у Нигины Сайфуллаевой в ее дебюте «Как меня зовут».
Александра Паля мы видим в довольно необычной для него роли. Его участие в «Верности» безусловно повышает смотрибельность фильма. Однако, Паль и в драме умудряется блеснуть своим комедийным талантом. Обратите внимание на его интонации, когда он играет Сережу, мужа гинекологини Лены. Шила в мешке не утаишь, и неукротимое то ли желание, то привычка похохмить прорываются и на том кинематографическом ландшафте, где им вроде бы не место.
Если Паль – довольно известный актер, то актрису Евгению Громову я до «Верности» видела всего лишь в одном кинопроекте – «Психе» Федора Бондарчука. То ли на Евгению так невыгодно падал свет в «Психе», то ли роль была у нее так ограниченно прописана, но в «Верности» она для меня раскрылась с гораздо более привлекательной стороны. И с темными волосами ей, кстати, идет намного больше. Цвет лица от этого только выигрывает.
«Верность» на монтаже похудела процентов на тридцать, в основном за счет сцен, уточняющих взаимоотношения главных героев до коллапса. Они не двигали сюжет, они просто давали возможность лучше узнать эту пару. От них решили отказаться, чтобы фильм стал более стремительным, динамичным. Некоторые сцены и правда тормозили действие, по некоторым я скучаю», - говорит Мульменко. Возможно, отказаться от этих сцен решили зря, потому что недопонимание между главными героями вызывает цепную реакцию недопонимания у зрителей. «Почему, ну почему, черт возьми, они не могут просто поговорить или на худой конец сходить к психологу?!» - хотелось кричать на протяжении чуть ли не всего фильма.
Итог: разговаривайте друг с другом. Это поможет избежать многих непоправимых последствий, причиняющих друг другу душевную боль. А также приведет к осознанию того, что и кому нужно в этой жизни. Лично в моем понимании не сексом единым жив человек. Сексуальное влечение просто по определению не может быть все время на пике. И после того, как его накал снизится, актуальны будут именно теплые и нежные отношения, ибо постоянно практиковать африканские страсти не хватит ни сил, ни жизни, ни гормонов. Но, подчеркиваю, это лично мое мнение. Кто-то думает и чувствует иначе и отправляется на поиски приключений.
Что можно ожидать от эротической драмы? По-моему, более-менее ровного повествования не вызывающего когнитивных диссонансов более чем ок и тут этим все ок. Простая и понятная история, обернутая в приятный визуальный стиль, явно не подразумевала каких-то скрытых глубин.
Простые и понятные персонажи и их мотивации, существующие в реалиях серой морали, вполне имеют место быть.
Да, если включить критику, то много к чему можно придраться, но зачем? Кто-то реально ожидал от эротической драмы какие-то прорывов?
Это не реалистично? Вы уверены? Поздравляю, жизнь очень бережно относится к вашей психике.
Это аморально? Серьезно?! Вы уверены, что готовы занять место судьи?
Тут нет внятной идеи и просевший финал? Да вот так вот выглядит серая мораль. Без смысла, задач и выводов…
Резюмируя – картина вполне имеет место быть, просто не надо ожидать чего-то, чего природа жанра не подразумевает.
Существо немало ярких картин с подобным сюжетом, и это беспроигрышный вариант: тему измены не нужно объяснять зрителю детально, не нужно растолковывать мотивации героев. Ведь люди, находящиеся в критической точки ревности, могут делать что угодно и говорить что угодно.
В общем, стало интересно, сможет ли наш кинобизнес, облажаться даже с настолько простой историей, как 'Верность'?
Ощущение предвзятости в том, что очередная платформа без всякой претензии на искусство, будет зарабатывать просмотровые метрики лишь на звёздном составе (Паль, Котова, Агранович) и оголении Жени Громовой, не покидало первые минуты фильма.
А потом, художник неожиданно осмелел, и удивил.
Оправдали своё присутствие в фильме и Паль, и все эротические сцены.
Штука в том, что когда ты видишь это - то не испытываешь пошлых мыслей и азарта. Ты думаешь.
Добиться такого эффекта - это настоящая заслуга режиссера. Браво!
Потрясающая съемка (настолько - что можно писать отдельную рецензию на раскадровку), классный цвет и звук, и локации, и музыка.
Тот случай, когда видимо и бюджет фильма был грамотно распределен - хватило до финала, не опуститься до 'залихватской развязки' и 'не перебрать' с шутками.
Фильм 'Верность' теперь лично для меня встает на одну полку с любимыми фильмами об изменах и отношениях, такие как 'Хлоя', 'Вуайеаристы' и другие.
«Верность» Нигины Сайфуллаевой, наверное, самое важное, то произошло с российским кино за последние пять лет. Даже на уровне заявленной темы можно смело говорить о прорыве неких застарелых догматов и поиске диалога.
Нигина Сайфуллаева – яркое лицо волны женского российского кино, которое порой без стеснения исследует табуированные стороны нашего общества. Конечно, сейчас по степени откровенности российские сериалы шагнули далеко вперед, но именно художественное кино по-прежнему топчется на исхоженных тропах.
«Верность» – грустное кино о человеческой немоте в отношениях, одиночестве вдвоем, поддерживаемом призраками бывших чувств, невозможности заглянуть и принять себя, стыде за свои желания. С учетом, что у нас (окей, у поколения кому за 30) массово не принято проговаривать свои чувства партнеру, а чуть ли необходимо стыдиться своих откровенных желаний, запертые эмоции способны нехило сдетонировать в большой взрыв. Именно такой взрыв и происходит в отношениях Лены и Сережи, и афтершоки еще долго будут колыхать молодых людей, оставив их морально покалеченными.
Сайфуллаева в интервью не скрывает важность психотерапии, в том числе и семейной, подчеркивая, что многие проблемы можно решить еще в зародыше. Но учитывая нашу нелюбовь к поликлиникам (именно структуре, а не к отдельным врачам) и ментальность сильных людей, презирающих прочих за слабость (именно так воспринимается просьба о помощи), разломы будут лишь усиливаться. И то, что сегодня об этом уже хотя бы начали говорить, я надеюсь, в будущем поможет открыть сотни дверей, в которые уже не будут бояться заходить.
И несмотря на то, что «Верность» отчетливо женское кино, оно не беспощадно к мужчине, чем любят грешить борцы за свободу женщин. Именно признавая одинаковую вину в семейных катаклизмах (и речь сейчас не идет об откровенно маргинальных случаях), можно наладить этот диалог. За это Сайфуллаевой можно смело простить все художественные недостатки картины.
«Верность» снята на тонкой грани между эротикой и софтпорно. Это шокирует. Это бросается в глаза. Это обсуждается. Говорят о степени откровенности, подлинности и правдоподобии. Между тем, Сайфуллаева поступила как настоящий фокусник: поставив в центр внимания шокирующую откровенность, спрятала за ней кролика в шляпе. «Верность» вообще не про это. Хотя нет. Тема сексуальной близости в разных ее ипостасях в фильме присутствует. Более того, режиссер и ее соавтор по сценарию Любовь Мульменко, пожалуй, впервые вывели на экран новый ее обертон. Отношение российского общества к теме сексуальности за последние несколько десятилетий настолько стремительно и непредсказуемо менялось, что выглядит на поверхности головокружительными кульбитами первоклассного гимнаста. От искренней в своей непосредственности фразы « В СССР секса нет» до разнузданной свободы сексуальных отношений прошло всего- то несколько лет. Строгие табу и подавленные желания, фрустрации и комплексы сменились на свободу без креста. А та в свою очередь, избавив от одних фрустраций и комплексов, произвела на свет новые. На смену пуританским нравам пришли в качестве героинь в российское кино «плечевые» проститутки. Песня стала понятнее, но лучше не стала. Современная социология отмечает: совсем молодые россияне, те, кому сейчас 16-20 лет, все чаще в качестве своего стиля жизни выбирают асексуальность. Действительно, зачем заморачиваться проблемами, которые счастливо разрешаются крайне редко, зато несут столько головной боли? Есть другие радости жизни. Их и выбирает новое поколение.
Формально, герои «Верности» значительно старше новых молодых асексуалов. И это решение в точку. Супруги Сергей и Лена с созданием семьи угодили аккурат в тот временной период, когда слоган «Дело Фрейда живет и побеждает» еще был актуален, но слегка поднадоел. И первым, кто им объелся, стал супруг. Он- актер. У него есть театр. В театре- не только творческие радости. Там интриги, сложности. Там нужно создавать образ героя, кооперироваться или конфликтовать с режиссером, поддерживать друзей. А дома- сдержанная до холодности супруга: вежливая, спокойная зануда. Кто бы знал, что в сердце этой Снежной Королевы бушуют ревность и подозрения? Кто бы мог представить, что в качестве компенсаторной функции Лена выберет путь « во все тяжкие». Компенсируется равнодушие супруга мимолетными, короткими секс встречами с незнакомцами. Тут, конечно, аллюзий море разливанное. От «Последнего танго в Париже» с его тематикой полуанонимного секса без имен, без биографий, без подробностей до «Рассекая волны», где главная героиня Бесс приносила сексуальные жертвы во имя здоровья и жизни мужа. За жизнь и здоровье Сергея опасаться Лене ни к чему. А вот вернуть страсть и интерес в супружескую постель вполне возможно- похождения жены по чужим холостяцким квартирам, хостелам и пустынным набережным можно рассмотреть и под этим углом зрения. И здесь создатели представляют все возможные типы сексуальности и аргументации в оправдание супружеских измен. От вульгарной физиологии до алкогольного помрачения. И реакции представлены самые разные: от холодного равнодушия в самый патетический момент до полной потери пульса от страсти. Все эти очень разные по температуре сексуальные сцены объединяет только одно: они сняты без придыхания тайны, без чувственного флера, без розовых слюней- тяжелый, мучительный, но необходимый физиологический процесс. Примерно с таким же выражением лица эти люди, вероятно, какают- каждый по-разному, без особого желания, но надо все-таки.
И один немаловажный момент: Лена- врач. Не просто врач. Акушер-гинеколог в каком-то навороченном роддоме типа высококлассного примера частно-государственного партнерства. Просто в силу профессии она лишена каких бы то ни было романтических фильтров в вопросе как и почему рождаются дети. И вот в этой то детали и кроется ключ к главной, на мой взгляд, теме фильма, которую почему-то мало кто заметил.
Лена не только знает, как дети рождаются. Она знает и то, что рождается каждый в одиночку. Хоть и мама при сем процессе присутствует. Хоть и папа иногда. Хоть и врачи рядом. Вот Лена уверенно и профессионально делает внутриутробный поворот плода на ножку- так будет проще врачам и менее больно матери. Плод при этом никто не спрашивает. При планировании беременности и родов, врачи, и будущее родители относятся к будущему человеку, в лучшем случае как к домашнему питомцу. Будущие желания, интересы, наклонности нового человека никем во внимание не принимаются. Эта ситуация типична и объяснима: посоветоваться с неродившимся существом на тему: а ему-то удобно будет, если его повернут на ножку, невозможно. Но это- только начало. Диалоги Лены с мужем и любовниками пронизаны теми же самыми настроениями. И те, кто подводит под адюльтер научную физиологическую базу, и те, кто порхает по жизни с девизом «Сегодня Лена, завтра Жанна, послезавтра кто придется» во всех своих посылах к желанию сексуальной близости, второго участника этого акта рассматривают исключительно как объект вожделения и только. Есть только собственные желания и собственное видение жизни. А больше никто и ничто не в счет.
Сознательное одиночество, как главная жизненная философия нашего времени. Уход от реальных людей в мир цифровых сообщений, сообществ и чувств- вот о чем, как мне показалось, сняла свой фильм Нигина Сайфуллаева. И эротизм на грани легкого порно ей нужен лишь катализатор проблемы. При предельной физической близости, люди оказываются вселенски далеки друг от друга душевно и эмоционально. Эмоции теперь в смс сообщениях, любовь в сети, а страсть в сетевых играх. На долю реальной жизни остается чистая физиология. Фактически Сайфуллаева и Мульменко повторили фокус Абдулатифа Кешиша, который околпачил всех своей «Жизнью Адели». Все кинулись обсуждать проблемы однополой любви во французской Захлюпанке, а кино было вообще не про то. Лесбодрама Кешишу нужна была для обострения его любимой темы непроходимых барьеров в современном «свободном» обществе. Даже взаимная полузапретная страсть, преодолевшая косность и ханжество, не смогла сломать барьер социальный. Те, кто на ужин ест макароны по-флотски с пивом, никогда не породнится с теми, кто в этот же момент поедает устриц, запивая белым благородным вином. Но про это почти никто не говорил. Все говорили про толерантность и возможность однополых браков. С «Верностью» получилось ровно то же. Кино про тотальное отчуждение и уход в индивидуальные скорлупки трактуется большинством, как фильм про секс и ревность. Не удивительно. Сейчас на одном и том же сеансе в одном и том же зале 300 разных зрителей смотрят 300 разных фильмов. И в этом смысле каждый видит, трактует и оценивает увиденное сугубо индивидуально. И в этом контексте любые интерпретации «Верности» работают на главную идею: каждый сейчас живет и умирает в одиночку. Что и требовалось доказать
Я - не мастер рецензий, но все-таки напишу. Этот фильм мы с мужем посмотрели с разницей 2 дня. Нашел он этот фильм как раз тогда, когда мы находились в аналогичных отношениях. Даже вплоть до фраз, все повторялась. Муж говорил, что он увидел себя, меня. Я, посмотрев, тоже увидела себя.
Героиня, которая живет в браке (детей нет, но может нам их просто не показали) и любит мужа. Есть муж, который вроде как и любит жену, но никак этого не показывает. А наоборот, посмотрев на него, я подумала тоже, что он изменяет (все как в моей реальной жизни). Местью получается 'ответная' измена. Супруг мой сказал, что ее понесло дальше. Но я думаю, что она хотела банальной любви. Почувствовать то, что чувствуют пары в самом начале отношений. Ведь супруг героини не занимался сексом со своей женой, но с коллегой после работы прогуливаться время находил. Супруге ни привет, ни пока. Сухие поцелуи. Отсутствие секса. О чем еще могла подумать супруга, как не о измене...
Посмотрев этот фильм, честно, я уже сутки плачу, проводя параллель между героями и моей с мужем жизнью.
Правильно сказали предыдущие авторы рецензий, не видно их предыдущих событий, из-за чего все так получилось. У нас это была обычная бытовая ссора.
Мне очень понравился фильм. Мне кажется, он понравится тем, кто побывал в этой ситуации. Остальные не поймут.
В конце, непонятно, как сложилась их жизнь. Супруг сказал у них теперь свободные отношения. Мне показалось, они решили забыть то, что случилось и жить дальше.
Российский фильм режиссёра и сосценариста Нигины Сайфуллаевой. Драма является участником основной конкурсной программы «Кинотавра-2019».
Всем, кто в отношениях - фильм к просмотру обязателен!!!
В нём заложен отличный, точный, жизненный смысл, что никогда не нужно делать преждевременных выводов, не нужно накручивать себе, фантазировать о своём партнёре несусветную чушь. Спросите прямо, если вдруг пали подозрения, если вдруг чуете что-то неладное. Важно учиться разговаривать друг с другом, слушать, слышать и понимать партнёра, пока не наделали глупостей, о которых потом будете жалеть.
Поговори героиня со своим мужем сразу же, спроси она его напрямую, то всех последующих событий можно было бы избежать. Но, увы и ах.
А вообще, не понимаю, почему герои вместе, они не только в интимном плане не совместимы (у неё гиперсексуальность, а у него низкий уровень половой активности), но ещё и в принципе разные люди.
То, что фильм поучительный и говорить не стоит, ведь это очевидно. Каждый вынесет из него что-то для себя, может и посмотрит на свои отношения со стороны, если ситуация идентична, кто-то быть может, наконец, решит поговорить со своим партнёром/партнёршей, ибо надо...
И я бы охарактеризовала его тремя словами: ревность, измена, развод.
Ревность ни к чему хорошему не приводит - всегда помните об этом.
Фильм 'Верность' Нигины Сайфуллаевой очень понравился, он один из немногих среди работ аналогичного жанра оказался эмоциональной и эстетической удачей. Видимо не создаваясь с какой-то особой претензией, ему удалось воспроизвести 'субъективную правду' главной героини (её играет Евгения Громова) в мутной воде окружающих пространств.
Основная критика фильма строится на 'нелогичности' поведения и избыточной сексуальной откровенности.
Те, кто критикует 'Верность' за отсутствие логики в действиях главной героини совершают 'ошибку зрителя', поле зрения которого предполагается шире, чем у участника событий. С другой стороны, у многих женщин, осуждающих и осмеивающих поведение Елены из 'Верности', сквозит откровенная интонация если не жестокости, то 'жестоковыйности' и презрения ('оцените мою праведность!'). Многие примеряют роль Елены на себя и 'с гневом отвергают'.
Ну а что касается откровенных сцен, то во-первых они были необходимы для расстановки эмоциональных акцентов, а во вторых они получились достаточно умеренными и эстетичными. Вот серьезно, если бы эксплицитность хотя бы приблизилась к 'Нимфоманке' фон Триера, то градус напряжения возрос, но фильм бы не испортился, это точно.
Могу также отметить, что игра Евгении Громовой порадовала. Ей удалось очень плавно и точно попасть в образ.
В общем, сделать что-то подобное фильму 'Верность' получается редко, но к этому надо чаще стремиться.
Фильм короток, а события в нем фрагментарны. Нам ничего не известно о предыдущей жизни ГГ. Просто показан отрезок их жизни. У пары явные проблемы как в отношениях друг с другом, так и в интимной области. На мой взгляд муж вполне адекватный мужчина, чего нельзя сказать о жене. Напридумала в своей головке всякую муру, а поговорить на эту тему с мужем не судьба. И она и он говорят, что любят друг друга. Ему - верю, ей - нет. Слишком легко она пошла на первую измену. Думается, что она пошла на это из-за своей сексуальной неудовлетворенности. А, подозрения о муже стали только поводом для оправдания ее измены. Эта измена стала спусковым крючком для последующих ее действий. Как уже говорил, фильм фрагментарный. События не показаны непрерывным потоком, но тем не менее из внимательного просмотра становится ясно, что интимных партнеров в жизни героини стало много. Она не испытывает никаких мук совести и чувства вины перед мужем. Что бы там она не говорила ему и какие бы слезы в ее глазах не блестели. Она спокойно и постоянно врет мужу. Смотрите внимательно фильм и вы поймете это. Нас не должна обманывать, показанная в фильме, реакция мужа. Его смех и бравада чисто защитная реакция. Мы видим, что теперь сей факт для него - постоянная заноза в голове. А ведь он знает только малую толику. Что еще можно сказать, досмотрев последние кадры фильма? Скорее всего пара разошлась. Лена очень быстро прошла по ступеням лестницы, ведущей вниз. От гулящей замужней женщины, вступающей в сексуальную связь с разными мужчинами ради удовольствия, до проститутки. Жить-то на что-то надо. Обратите внимание на ее маленькое черное платье в конце фильма. Это ее рабочая униформа.
Гл. героиня не вызывает положительных эмоций. Но исполнительница роли Лены Евгения Громова - молодец. И очень симпатичная женщина.