«Дар» — второй заход турецких сериалов на Netflix после «Защитника» с Чагатаем Улусоем. Супергеройское фэнтези сменилось мистикой с элементами драмы, а главный герой — героиней в исполнении Берен Саат, одной из ярчайших турецких звёзд. Получилось ли создать «бомбу», достойную конкурировать с мировыми хитами?
Атие (Берен Саат) — художница. Она успешна в профессии и счастлива в отношениях с богатым наследником Озаном (Метин Акдюльгер). И её, и его семьи готовятся к браку молодых людей. Параллельно на раскопках в Гёбекли-Тепе археологи, возглавляемые профессором Эрханом (Мехмет Гюнсур), находят символ, в котором Атие узнаёт знак со своих картин. Она рисовала его с самого детства. Также девушка начинает видеть странные вещи... Желая узнать о своей связи с древними тайнами и понять, что происходит, Атие сталкивается с сомнениями в собственном рассудке и секретами близких ей людей.
Стоит сказать, что сериал не так наивен и прямолинеен, как «Защитник». Линия сверхъестественного переплетается с не менее важной линией человеческих взаимоотношений. Отношения Атие с матерью, сестрой и любимым — истории, которые понравились и запомнились мне больше, чем таинственные привидения, знаки и суперспособности. Именно в «личном» замешана не одна ложь, и именно в «личном» актёры показали себя, не скатываясь в клише.
Загадка с раскопками, знаками и даром показалась мне суховатой и на любителя. Дыхание не перехватывало, мурашки не бегали, смотрела с вежливым интересом. Как работает дар, толком не объяснили. Пару раз пытались напугать зрителя (и сцена с гробом была хороша), но потом жуткие нотки куда-то делись. Жаль. Таинственные люди, появляющиеся из ниоткуда, пялящиеся на героиню и так же исчезающие, — это сегодня не впечатляет даже детей. Настроение портила постоянно серая картинка: с такой и виды раскопок, и переходы пещер начнут нагонять тоску. Местами было красиво, но всё же визуальная часть не впечатлила. Немного больше изобретательности — был бы совсем иной уровень.
Кстати о таинственных людях: страшно раздражала ангелоподобная рыжеволосая женщина, приходящая к Атие. С её уст сплошняком сыпались только метафоры и общие фразы типа «верь в себя». Вид доброй феи тоже не способствовал правдоподобности сюжета — он сразу начинал казаться наивной сказкой. Лишний персонаж.
Вопрос «Кто ты?»/«Кто я?» повторился столько раз, что хотелось лезть на стену. «Узнай себя» — и конечно, героиня всё понимает после нескольких флешбэков, половина которых из детства и так себе докапывается до сути. Сейчас бы судить взрослого человека по детской ревности. Забавляет, как уверенно Атие потом заявляет, что ТЕПЕРЬ знает себя. Так и хотелось попросить специального пояснения для зрителя, потому что мне пары флешбэков мало.
Берен хороша точно так же, как и во всех своих проектах. Не любимая актриса, но отношусь к ней с уважением. В роли Атие гармонична, радует глаз, играет хорошо, но в общем — ничего особенного. Не первое, не второе и даже не третье место среди её ролей.
Мне очень симпатичен Мехмет Гюнсюр, и я была рада, что он сыграет в этом сериале, но персонаж не зацепил. Эрхан — профессор археологии, страстно преданный делу отца. История не нова: отец был гением, который искал и нашел ЧТО-ТО, что перевернёт мир и что придётся разгребать сыну. Фраза «Я знал, что он не сумасшедший!» прилагается. Вообще не тронул персонаж. Такой классический хороший мэн, разумный и в меру отчаянный, но ни искры в нём, ни чего-нибудь нового. Не понимаю разговоров об огне между Мехметом и Берен. У них весь сериал штиль.
Зато я открыла для себя Мелису Шенолсун в роли сестры Атие — энергичной, разговорчивой, по-своему талантливой, но многое подавляющей в себе Джансу. Раньше эта актриса мне не нравилась, а тут такая эмоциональная, чувственная и выразительная, что я симпатизировала Джансу больше всех. Внезапный поворот с ней ближе к концу немного фантастичен, но зато интересные сцены на будущее обеспечены.
Метин Акдюльгер выдал отличную игру в роли человека, с которого слетает одна маска за другой. Сначала мне казалось, что играть ему тут немного, но к концу Озан получил больше интересных и с нервом сцен. Например, с отцом. Надеюсь, героя будут развивать дальше.
Внезапно заметная роль у матери Атие (Башак Кёклюкая). Серап вызывает противоречивые эмоции, но как персонаж сильна.
Понравилась Мераль Четинкая в роли старой женщины, которая видится Атие. Параллельно смотрю на неё в «Чукуре», где она играет мебель, и рада, что хотя бы в «Даре» актрисе удалось показать талант.
Сериал из тех, которые надо досмотреть, чтобы понять, хороша история или нет. Для себя я определилась, что точно не ужасна и достойна ознакомления. А вот больше... Всё-таки пресновата. Бледная картинка, некоторое кол-во избитых приёмов и не самая интересная сверхъестественная линия. От продолжения жду уже не чудес, но сильных человеческих историй. Все собравшиеся актёры способны показать ещё больше.
Я почти весь сезон была уверена, что продолжение сериалу не нужно. Однако в конце сделали неплохой поворот, и во втором сезоне точно будет что показать. Надеюсь, там объяснят начальную сцену сериала, потому что первый сезон оставляет в догадках.
7 из 10