'Надежда - единственное благо, которым нельзя пресытиться' (Люк де Клапье де Вовенарг)
Норвежский режиссёр и сценарист Мария Сёдаль до независимой драмы 'Надежда', выпущенной в 2019-ом году, не была особо известна широкой публики, так как в её послужной список входил лишь один полнометражный фильм - 'Лимбо' (2010) - помимо нескольких короткометражек и одного киноальманаха '7 смертных грехов' (2000). Гораздо известнее в кинематографе считается супруг Сёдаль - режиссёр Ханс Петтер Муланд. Среди её работ можно отметить ленты 'Ноль градусов Кельвина' (1995), 'Довольно добрый человек' (2010), а также 'Дурацкое дело нехитрое' (2014) и его англоязычный ремейк 'Снегоуборщик' (2019). При этом в большинстве фильмов у Ханса Петтера Муланда снимался вероятно один из самых востребованных скандинавских актёров по обе стороны Океана - швед Стеллан Скарсгард. В том числе он сыграл одну из главных ролей у Муланда в его последней на данный момент картине 'Угоняя лошадей', которая вышла на экраны в 2019-ом году. И вот такое случилось совпадение, что Скарсгард в один и тот же год снимается в двух разных фильмах одной супружеской четы.
И не знаю как это отобразилось на внутрисемейные отношения, но именно фильм Марии Сёдаль получил критическое признание, завоевав несколько престижных кинонаград, в том числе Берлинского и Норвежского международных кинофестивалей, а также 'Надежда' вошла в лонг-лист на вручение 'Оскара' в категории 'Лучший фильм на иностранном языке', но в окончательный список из пяти лент не попала. Оказывается то, что Мария Сёдаль перенесла в фильм свою собственную трагическую историю, тот длительный и мучительный период жизни, когда ей диагностировали страшное заболевание, с которым человечество пытается бороться не первое десятилетие, но лекарство так и не было придумано. И по сюжету Сёдаль именно с этой поры в семье её героини - хореографа Ани Рихтер в исполнении актрисы Андреа Брайн Ховиг - начинают происходить существенные изменения. Импульсом к ним как раз и послужил диагноз, а прописанные ей сильнейшие препараты вызывают эмоциональные перепады: Ани то погружается в тоску и одиночество, то проявляет неоправданную агрессию, но семья, в особенности её супруг Томас (Стеллан Скарсгард) стойко переносят это время.
Самое страшное во всём этом - осознание того, что 'Надежда' это практически автобиографическая история, которая пугает своей правдоподобностью переданных переживаний на экран. Думается, что любой зритель, который посмотрит 'Надежду', ощутит на себе те треволнения, которые объяли семью Ани и Томаса. Даже тот факт, что всё действие фильма происходит в период всеми любимых рождественских праздников, никак не поднимает настроения. В буквальном смысле Мария Сёдаль убрала из 'Надежды' позитивные наложения от предчувствия волшебного праздника, но названием фильма всё же как-то пытается настроить на небольшой позитивный лад, тем самым давая шанс поверить в счастливый итог. Но главным посылом фильма должно стать слово 'борьба', а вторым - 'поддержка'. Если не бороться, если опустить руки, если замкнуться, то победителем в схватке за жизнь окажется вовсе не человек... Но чтобы он начал бороться ему необходима поддержка, в особенности от самых близких людей и вот здесь выделяется роль Томаса, который готов на всё ради тогда ещё гражданской жены, несмотря на совместную жизнь и большую многодетную семью.
Это пронзительная история, основанная на собственном горьком опыте, передаёт все физиологические и психологические изменения главной героини. И тем самым Мария Сёдаль раскрывает миру талант актрисы Андреа Брайн Ховиг, которой досталась очень тяжёлая задача: раскрыть свою героиню в сложнейший период с эмоциональными перепадами. И вкупе с этим либо же даже благодаря этому драма 'Надежда' становится очевидно реалистичной, передающей все нюансы ситуации. Так что совсем неудивительно, что Андреа Брайн Ховиг получила номинацию Европейской киноакадемии за лучшую главную женскую роль. А Стеллан Скарсгард именно в скандинавских фильмах на полную мощь раскрывает свой драматический диапазон, что позволяет говорить о нём как о многостороннем актёре, а то не удивлюсь тому, что большинство зрителей его помнит по роли доктора Эрика Селвига из киновселенной 'Marvel'. И тандем у Андреа Брайн Ховиг со Стелланом Скарсгардом получается удивительно жизненным, природно настоящим. В общем, можно сказать, что Мария Сёдаль натурально передала в своей картине 'Надежда' то, что пережила сама.
Скандинавскую картину 'Надежда' от её режиссёра и автора сценария Марии Сёдаль не зря назвали 'хитом кинофестивалей'. Многие критики отметили глубокую драматургию ситуации, где главная героиня, чувствуя опустошения в отношениях с гражданским мужем, внезапно узнаёт печальную весть о состоянии своего здоровья, и это служит катализатором для многих изменений как внутри семьи, так и в состоянии самой героини. Возможно, что фильм 'Надежда' станет отправной точкой для Сёдаль в большой кинематограф, но получится ли снять такую же реалистичную картину, полную переживаний и страданий, - неизвестно, только время покажет. И надо отметить сильную драматическую игру от Андреа Брайн Ховиг и Стеллана Скарсгарда. 'Надежда' - это фильм для тех, кто не чурается скандинавского кинематографа с его практически осязаемым дуновением холодных ветров, и для тех, кто ценит и понимает важность и необходимость независимого кино.
Немое кино безвозвратно ушло в прошлое, но иногда напоминает о себе фильмами, в которых играют актеры с «говорящими» лицами. После просмотра фильма «Надежда» в памяти остаются мимика, выражение глаз, движения Стеллана Скарсгарда (Томас) и Андреа Брайн Ховиг (Аня).
Фильм рассказывает о борьбе Ани со страшной болезнью – раком.
Утверждение, что болезнь – это лестница в бездну, каждая ступенька, каждый миг которой неминуемо приближает к гибели, - не для нее.
Аня борется с болезнью. Она балансирует над тяжелой бездной небытия, осторожно продвигаясь вперед по хрупкому льду жизни. Главное – не сломаться. В глазах, складках губ, сосредоточенных движениях не столько внутренняя боль и страх умереть, сколько страстное желание выжить и победить.
В семье Ани царят свободные, доверительные отношения. Поддержка родных, вера в свои силы дарят героине фильма надежду на благополучный исход предстоящей операции.
Когда внезапно возникает
Ещё неясный голос труб
Слова, как ястребы ночные
Срываются с горячих губ
Мелодия, как дождь случайный
Гремит и бродит меж людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви
Рак. Это приговор? Это отсроченная смерть? Это подведение итогов жизни в размышлении о собственной судьбе? Это случайный жребий или провидение Высших сил? Почему? Почему? Почему? Ещё полон сил. Ещё планов громадьё. Притуплённость восприятия от соприкосновения с миром отсутствует. Хочу, могу, творю, козырями в твоей колоде. И вдруг, всё. Всё прахом. Вердикт эскулапов, чертой конечного. Пора. Пора. Пора. В иную дорогу. В неведомые края. А как же здесь? А как же всё это? И то, и прочее, и многое другое? Неужели зачеркнуть? Неужели вычеркнуть? Работа, дела, заботы, семья - не обстоятельства для помилования, ни коем образом не смягчающие факторы. Пора! Пора! Ваше время истекло. Кредит иссяк. Сумку в дорогу с самым необходимым. И на выход... 'Надежда'(2019) норвежско-шведская лента об этом. О мгновениях ухода. О последних наставлениях и делах в завершении. От диагноза и далее, в последовательности.
Около 10 миллионов человек умерло от рака в 2018 году. Десять миллионов! За год! На долю рака лёгких приходится - 2 миллиона. Опухоль выкашивает человеческие ряды словно войны гребёнка. Этого возьму, и этого, и того тоже. И грешника, и безгрешного.
Анне всего 43. Она успешна, самодостаточна. Только-только вернулась с театром из зарубежных гастролей. Овации, лестные отзывы критиков. И... головные боли. Что? Что там? Увы, чума ХХI века коснулась и Вас. Диагноз? Лёгкие, мозг под ударом агрессора.
А у неё гражданский муж Томас 59-ти лет. А в семье шестеро детей. Трое совместных и трое от первого брака супруга. И всё это в канун Рождества. И всё это во всеобщем предвкушении праздничного веселья... А времени остаётся мал-мала. А спазмы боли необходимо заглушать таблетками. А ночи теперь, без сна. И мысли роятся словно мухи.
'Фрэнки'(2019) французско-португальская драма с Изабель Юппер освещала ту же самую тему что и 'Надежда'. В 2011 году 'Горящий человек', британо-австралийская мелодрама 'совершенно сбивала с ног' болью Тома и Сары купавшихся один в другом. В беспечности. До приговора. А ведь были ещё 'Приходит женщина к врачу'(2009) от Нидерландов, 'Женская собственность'(1998) от России... И каждая история, страшна по своему. И каждая печальна, ибо встреча со смертью никогда не несёт улыбок радости.
А почему же 'Надежда'? Надежда? Надежда - это маленький-маленький шанс. Поправить. Подкорректировать. Соскочить. Спрыгнуть с разгоняющегося поезда. На ходу. Чем чревато? А какая разница...
...Кларнет пробит, труба помята
Фагот, как старый посох стёрт
На барабане швы разлезлись
Но кларнетист, красив как чёрт
Флейтист, как юнный князь изящен
И вечно в сговоре с людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви