Во второй половине 20 века стали очень популярными фильмы про пришествие Дьявола на Землю. Одним из первых и самых эффектных произведений на эту тему можно назвать «Ребенок Розмари» Романа Полански. Не меньшую популярность в свое время получил также и классический «Омен» Ричарда Доннера. Впоследствии подобного рода мистические хорроры стали выходить в свет с завидным постоянством и приятно то, что «Секта» производства Италии, снятая под присмотром Дарио Ардженто, во многом не уступает более дорогим и статусным голливудским проектам.
В фильме описывается деятельность сектантов, которые мечтают о том, чтобы Дьявол стал править на Земле и для этого они хотят дать жизнь Антихристу. Однако процесс этот довольно непростой и здесь необходимо набраться терпения и дождаться определенного времени, которое будет наиболее подходящим для свершения данных планов. Во главе секты находится пастырь, который обладает невероятными знаниями и вместе с тем он действует сам, когда это необходимо, ведь далеко не всегда его более молодые подручные могут выполнить то, что необходимо для прихода Антихриста в наш мир.
События фильма происходят в Германии, где живет и работает школьная учительница Мириам. Около восьми месяцев назад она перебралась в новый дом, который никак не может разобрать от хлама. Да и вообще ее жизнь напоминает форменный бардак, в котором не стоит искать порядка. Однажды Мириам по дороге домой чуть не сбила пожилого мужчину, который стоял на дороге. К счастью, он смог выжить, но теперь Мириам чувствует, что в ответе за него и приглашает незнакомца в свой дом, чтобы он отдохнул и набрался сил. Однако старик не просто так здесь оказался, он является членом той самой секты, которая стремится воскресить Антихриста и Мириам становится ключевой фигурой его замыслов, хотя до поры, до времени сама этого не понимает.
На меня фильм произвел сильное впечатление. Да, может быть он не дорогой и в нем не снялись звезды первой величины, как тот же Грегори Пек, но авторы смогли воссоздать очень жуткую, тревожную и действительно пугающую атмосферу. Здесь с самого начала чувствуется приближение чего-то нехорошего и мрачного. Нам показывают вроде бы случайных людей, которые впоследствии исчезнут из истории, но их короткие сюжетные линии предназначены для того, чтобы мы с вами поняли, какая опасность грядет и почему эту секту стоит остановить любыми способами, или по крайней мере отложить на длительный срок то, что они хотят совершить прямо здесь и сейчас.
В фильме довольно много жестких и даже жестоких сцен. Местами он выглядит излишне натуралистичным, а порой откровенно абсурдным и эксцентричным. Впрочем, «Секта» является продуктом своего времени и здесь очень хорошо ощущается творческий стиль Дарио Ардженто. Конечно, он тут не режиссер, а автор сценария и продюсер, но он мог сильно влиять на съемочный процесс и сделал так, чтобы фильм реально врезался в зрительское сознание во время просмотра, шокировал нас и вместе с тем заставил едва ли не раствориться в этой кошмарной и реально пугающей истории. Чего только стоят сцены в подвале дома Мириам, где находятся странные и отталкивающие артефакты, а также каким-то непостижимым образом там появляются подозрительные люди, от которых не стоит ждать ничего хорошего.
«Секта» смогла меня поразить и это тот фильм, который не самый известный в жанре мистического хоррора, но его по любому стоит посмотреть, так как авторы постарались создать своего рода устрашающую философскую притчу. И поведали они ее настолько броским и даже язвительным языком, что после просмотра данные события еще долго стоят перед глазами.
Третий художественный фильм Микеле Соави получился весьма заманчивым. Изначально он привлекает составом талантливых творческих людей, объединённых вместе в одном проекте. Главная партия отдана Келли Кёртис, чья младшая сестра добилась большего успеха в карьере, начав восхождение с культового слэшера на Хэллоуин. Актриса справляется с поставленной задачей, однако её образ достаточно прост, словно сведённый к напуганному пушистому кролику в норке – не случайно в кадре так част этот мелкий зверёк, верно? Более всего выделяются персонажи на втором плане, например, зловещий руководитель секты в колоритном исполнении Херберта Лома, или даже эпизодический Джованни Ломбардо Радиче, сумевший отыграть мимолётную, но яркую сцену в метро. В фильме целый ряд узнаваемых лиц, какие приятно встречать на экране. Кстати, кто отыщет камео Дарии Николоди – большой молодец.
Удачна постановка и в техническом плане, ведь отменная работа оператора, творящая настоящие чудеса, здорово дополняется музыкальным сопровождением от маэстро Пино Донаджо, в симбиозе создающих вязкую атмосферу невидимой, но ощутимой кожей устрашающей тайны, открытой лишь избранным, служащим древнейшему злу. Итальянский режиссёр прекрасно чувствует настроение своей картины, погружая зрителя в особый мир сверхъестественного, по праву смакуя чарующие образы жуткой фантазии, наслаивающейся на реализм.
Но, обладая безусловным даром к выстраиванию сновиденческого визуального ряда, Соави нередко теряет саму историю, частенько прихрамывая в области чёткой логики, а также нескрываемо опирается на вторичную в жанре фабулу, развитую книгой и экранизацией о ребёнке Розмари. Но там, где Роман Полански мастерски балансировал на двусмысленности до самой шоковой кульминации, итальянский коллега сразу откровенно уходит в мистику, не боясь уводить за собой сюжет. Спустя два года эти игры в сюрреализм породят шедевр, повествующий на бессмертные темы о смерти, о любви, но там изначально всё существует в воздушных грёзах, напоминающих красочное безумие Феллини, а здесь имеется привязка к реальному миру. Поэтому возникает некая дискуссионность, заставляющая поражаться странным сюжетным поворотам или поведению персонажей, ведь как иначе, если у главной героини из крана начинает течь вода с непонятной синей жижей, но это никак не влияет на процесс её дальнейшего питья? А ещё она снисходительно смеётся, наблюдая удирающую в шоке подругу, которую только что душила магическая тряпочка! Доктор ставит под угрозу свою репутацию с профессиональным рационализмом, начиная вскрывать и коверкать запечатанный гроб, чтобы убедиться, что мертвец не мог сделать звонок по телефону… Посторонние стоят сразу за дверью операционной, наблюдая чрез стекло за работой врачей… Полицейские вынимают заряженное оружие и приставляют пистолет к виску всего лишь нарушителю покоя в метро… Никого не смущает вопиющий случай, что мёртвая может соскочить на ноги, напав, а после покончить с собой… Всё это и многое другое сводит картину в плоскость экранизации дурного сна, спорящего с адекватностью, заставляя зрителя не отслеживать здравый смысл в наблюдаемом действе, принимая историю, как страшный кошмар, где полноправная хозяйка лишь мистика, вытиснившая иное.
Именно от подобного соглашения или отторжения режиссёрской подачи истории зависит очень многое в оценке постановки, которая слабовата в качестве интригующего детектива, рассказывающего об одинокой молодой женщине, попавшей в поле зрения зловещей секты, но, если принять работу не разумом, а сердцем, то мы получим мрачный жуткий сон, снятый весьма искусно.
В 'Водолее' и 'Соборе' Микеле Соави продемонстрировал настоящий класс. Человек, пожалуй, от которого мало кто ожидал серьезной режиссерской карьеры - ведь, долгое время на вторых ролях был - взял и создал два настоящих шедевра.
Третьим фильмом была 'Секта'. Как и первые две его киноработы, сюжет тут весьма тривиален. Он корнями уходит в 'Ребенок Розмари'. Разумеется, это и вызвало мое первоначальное раздражение к фильму. Он показался более чем банальным.
А что, Вы считаете интересным сюжет, в котором главная героиня окажется жертвой странного сатанинского культа. Ее обхаживают в ожидании, что она родит 'их' дитя. Шаг за шагом мы подходим к развязке, и когда уже все будет казаться логичным, режиссер сделает такой 'финт', что все что ранее казалось тривиальным заиграет совсем в другом свете. Пишу это и вспоминается парящий орел, в самом конце. Превосходная метафора. А ведь, Соави пошел совсем по другому пути, чем создатели 'Омена' и 'Ребенка Розмари'. Он оказался куда гуманнее.
Другими словами, неожиданная стильная развязка - запредельная жестокость к зрителю (не переходящая в пошлость), резко сменится сильной мелодраматической линией. Так что, тут без вариантов - не ниже 8 баллов. А хотел ведь, 4 поставить с самого начала.
И еще, если Вам нравятся 'маньячные фильмы' и хорроры и Вы не знаете кто такой Микеле Соави... Нет. Такого не может быть.
В итоге:да - фильм тривиален, но классная, выдержанная режиссура Микеле Соави, в совокупности с великолепнейшей развязкой 'вытягивают' картину на весьма серьезный уровень. Тема 'секты' раскрыта
Несмотря на звездный статус съемочной бригады, фильм мне не понравился.
Избитая тема сюжета.
Скучное и нудное зрелище. Событие развиваются неторопливо и размеренно, с яркими сменами декораций.
Но то, ради чего смотрим итальянские ужасы, здесь нет.
Кровавостей мало, их практически нет. И это большой минус, поскольку проявляются все изъяны фильма (несуразности в сюжете, халтурная игра актеров и режиссер себя явно не реализовал, что-то видимо ему мешало).
Фильм понравится любителям религиозной тематики и 'серьезных' фильмов, а для остальных - это крайне нудное и скучное времяпрепровождения.