Чернобыль (мини-сериал)

Chernobyl
год
страна
слоган«Узнай цену лжи»
режиссер Йохан Ренк
сценарий Крэйг Мэйзин
продюсер Джейн Фезерстоун, Крис Фрай, Роберт Хау, ...
оператор Якоб Ире
композитор Хильдур Гуднадоттир
художник Люк Халл, Гэвин Фитч, Vladimir Radlinski, ...
монтаж Джинкс Годфри, Саймон Смит
жанр драма, история, ... слова
премьера (мир)
премьера (РФ)
время56 мин.
26 апреля 1988 года химик Валерий Легасов, надёжно спрятав шесть аудиокассет со своими воспоминаниями, вешается у себя в квартире.

26 апреля 1986 года в 1:23:45 во время проведения эксперимента по безопасности на Чернобыльской АЭС происходит взрыв реактора и пожар. Поднятые по тревоге пожарные без спецзащиты прибывают на место аварии, не подозревая, что оказались в эпицентре крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофы. Руководство ЧАЭС уверяет Кремль, что ситуация под контролем, и радиационный фон в норме, но по настоянию академика Легасова его вместе с зампредседателя Совета Министров Борисом Щербиной отправляют разобраться в происходящем на месте.
Рейтинг сериала
IMDb: 9.50 (313 990)
ожидание: 99% (1994)
Рейтинг кинокритиков
в России
86%
6 + 1 = 7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон) — единственный вымышленный персонаж, чей образ является воплощением сразу нескольких ученых, принимавших участие в ликвидации последствий аварии.
    • На экране актеры говорят по-английски, однако вся речь, которая звучит по радио, в записи телефонных звонков, в новостях советского телевидения и в объявлениях, сделанных через системы оповещения, — на русском языке.
    • Большая часть натурных съёмок энергоблоков проходила на выведенной из эксплуатации Игналинской АЭС (Литва), которая имеет реакторы того же типа, что и Чернобыльская АЭС. Но блочный щит управления ИАЭС сильно отличался от щита ЧАЭС, поэтому пришлось создать макет.
    • Припять снимали в районе Вильнюса Фабиёнишкес, 6-ю московскую больницу — в городе Каунас, большинство наружных сцен — в Киеве.
    • Крэйг Мэйзин хотел снять несколько сцен и в самой Припяти, но теперь этот город выглядит совсем не так, как в 1986 году.
    • Основная часть музыки для саундтрека к сериалу — это звуки, которые можно услышать на Игналинской АЭС. Для их записи композитор Хильдур Гуднадоттир, специалист по звукозаписи Крис Уотсон и музыкальный продюсер Сэм Слейтер отправились на станцию до начала съемок. После чего, вернувшись в студию, слушали записи часами и отбирали звуки для создания мелодии.
    • Съёмки начались в апреле 2018 года и продлились 16 недель.
    • Куски радиоактивного графита в сериале — настоящий графит с ИАЭС, который никогда не был в эксплуатации.
    • Создание грима пожарных, получивших смертельные дозы радиации, оказалось одним из самых сложных процессов, так как художнику по гриму Дэниэлу Паркеру не удалось найти фото- или видеосвидетельства о последних днях пожарных. Он создавал грим, основываясь на книге Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва» и воспоминаниях очевидцев, в частности вдовы Василия Игнатенко, Людмилы.
    • еще 6 фактов
    Ошибки в сериале
    • Внимание! Список ошибок в сериале может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В начале второй серии в кабинете Ульяны Хомюк на стене висит вымпел «970 лет Бресту», хотя Бресту в 1986 году было 967 лет.
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    С первых кадров в глаза бросается работа декораторов, заслуживающая уважения. Советская картина жизни воссоздана до мелочей. Одежда, мебель и обои в домах, машины, серость — всё чистая и неоспоримая документальная правда. Так начинает зарождаться страх. Это первое впечатление со временем остывает, но не отпускает до последней серии.

    К сожалению, первый восторг уже со второй серии начинает размазываться неопределенностью режиссёра, снимающего документальный сериал, но желающего показать эмоциональную драматичность ситуации. Смешение могло быть великолепным, но не удалось. Что-то постоянно перевешивает. Йохан Ренк, начинавший с клипов для Мадонны, научился снимать отдельные эпизоды по работе в сериалах «Во все тяжкие» и «Викинги», но не выдерживает долгой истории на 5 серий. Его неумелыми руками регулярно рвётся натягивающаяся тревожная струна.

    Атмосфера тяжести и беды превращается в решето под обстрелом драматических допущений. «Техасские» шахтёры, дерзящие начальству и размахивающие голыми писюнами в угоду кинематографической моде, до тошноты пафосные диалоги главных героев, смещённое внимание к отдельным слезоточивым моментам на подобии отстрела животных, всё слишком очевидно и не гладко встроено в повествование. Общая история забита отдельными скетчами о тяжести времени, растягивающими повествование и притупляющими нерв, хотя предназначены были как раз для обратного.

    В команде с декораторами на отлично отработали актёры, которые умело перевоплотились в советских граждан. Им веришь, а это важно! Русские актёры зачастую играют советских граждан менее убедительно.

    Нельзя не сказать и про актуальность сериала, которая не понятна с первого взгляда. Но всеобщая восторженная истерия зрителей от сериала подтверждает, что для них эта история стала открытием. Рассказала давно забытую правду, ставшую сказкой. Напомнила о страшном пятне в истории человечества. Такие сериалы необходимы в каждом поколении, и снимаются именно для нового поколения, рассказывая им то, что остальные уже знают. Уже сняты более живые, глубокие и страшные документальные фильмы о «Чернобыле». Новый же для тех, кто вырос на «Игре престолов» и не готов к иной подаче.

    Главное, что выгодно выделяет сериал — это смелость, с которой он тыкает пальцем на виновных. Этого не хватало прошлым проектам. И западным и, тем более, отечественным. Плюсом хочется отметить умение западных работ разжевать, разложить по полочкам и доступно объяснить принцип работы даже такого сложного механизма, как атомная электростанция.

    «Чернобыль» от HBO — сериал для разового просмотра. Позволяет вспомнить о том, что было, и лучше это понять. Для ознакомления с историей — отлично, для углубленного изучения — не подойдёт.

    7 из 10

    18 июня 2019 | 14:21

    Посмотрел сериал «Чернобыль» (2019) от HBO за одну ночь и я поражён качеству этого сериала. Почему я назвал этот сериал работой скульпторов? Потому что он подобен скульптуре, громоздкой статуе — ничего лишнего, видна издалека, и видна не только сама форма этой статуи… Видны очертания лица этой фигуры. А что представляет собой сама фигура? Это изображение борьбы правды с ложью, чести — с порочностью и карьеризмом. Борьба эта происходит на фоне страдания как участников схватки, так и наблюдателей, которые просто стоят с ними на одной земле, так как другой земли нет. Страдания тех, кто стали заложниками системы (посмотрев сериал и узнав больше об этой катастрофе, вы поймёте, причём здесь это) и фатальной ошибки человека одновременно. И всё это вы увидите в этом сериале.

    Почему же ничего лишнего? События развиваются последовательно и логично: каждая сцена, каждый диалог является важным в этом сериале. После просмотра всех серий мне было понятно, какая сцена здесь для развития повествования, какая раскрывает характер главных героев, какая — для демонстрации быта советских граждан тех лет, какая — для того, чтобы показать характер советских людей, и так далее. Здесь нет лишних персонажей и линий повествования, сериал смотрится на одном дыхании, вызывает эмоции и желание узнать больше о катастрофе.

    Второе — реализм. Создатели картины, как мне кажется, сделали тут всё, что было можно: эти дома, стены, квартиры, посуда, школьная форма… Да что уж там — актёры на роль советских людей, актёры второго и третьего плана подобраны так, что не вызывает сомнения — внешне это советские люди! Пусть и говорят на английском.

    Третье — игра актёров первого плана. Джаред Харрис — великолепен! Характер персонажа чётко прослеживается: жесты, поза, взгляд, мотивация — самый сильный герой сериала на мой взгляд, больше всего запоминается его игра. Все остальные актёры так же сыграли на хорошо и отлично и имели свой характер.

    Сериал, который получил положительный отклик от свидетелей катастрофы, от людей, живших в то время, от россиян, иностранцев (зайдите на любой сайт-отзовик). Получает и от меня.

    Рекомендую к просмотру.

    16 июня 2019 | 04:53

    Проглотила весь «Чернобыль» залпом, не могла оторваться. Вот мы, наконец, пришли к этапу, когда кинематограф, поднимающий жизненно важные проблемы, бьёт рейтинг развлекательных шоу с экшном и любовными страстями. Сериал течёт плавно, медленно, без резких поворотов событий, но ни секунды не можешь оторваться от экрана, даже когда знаешь, что будет дальше, и происходит именно это.

    Как киевлянка, я слышала эту историю с раннего детства от разных людей и множество раз — как эвакуированных из тридцатикилометровой зоны привозили в Киев, а в самом Киеве жителей выгоняли на первомайский парад. В Германии закрывали окна, а в Советском Союзе говорили: «Если вы сейчас увезёте ребёнка, мы исключим её из школы». Но когда я смотрела на падающий в реактор вертолёт или простых рабочих, самовольно вызывающихся на смерть ради спасения будущих поколений, то есть всей нашей страны, то есть конкретно моей жизни, пробирало дрожью до косточек.

    Саспенс работы заслуживает 11 из 10. Если бы я воспринимала сериал глазами американки, едва ли что-то знающей о данной катастрофе, меня бы пробирало до жути от самой мысли, что такое происходило, и что такое возможно. А когда смотришь глазами человека, знакомого с постсоветскими реалиями, жутко вдвойне — все наши квартиры, улицы, одежда наших мам и бабушек. Знаешь, что это происходило здесь и с нами.

    Многочисленные споры вызывает именно антураж — где-то не зафотошопили пластиковые окна, где-то забыли убрать памятник на заднем фоне, сигареты не той марки, а ещё центр Киева выдали за центр Москвы. Если честно, начиная смотреть, я ожидала если не так называемой клюквы, то, как минимум, ситуации, когда надписи будут на английском, а антураж — едва похожим, но результат не просто превзошёл все мои ожидания. Можно молча сидеть с открытым ртом и удивляться, как американцы настолько детально и достоверно воссоздали советский быт. Все таблички, надписи, звучащее фоном радио и объявление по громкоговорителю — настолько достоверно, что зрительно переносишься в эпоху тридцатилетней давности.

    Отвечу ещё на последнюю распространённую жалобу — мол как смеют американцы учить нас нашей истории. Смеют. Кто-то должен был сказать правду именно в такой форме, холодно, красиво и бесстрастно, обратить внимание на явление, которое существует до сих пор. Думаете, сейчас всё изменилось? Нет, менталитет наш нужно долго и долго вытравливать. До сих пор встречаю, в том числе по месту работы, сплошь и рядом, когда люди ищут ответственных или виновных, вместо того чтобы решать проблему. Мы до сих пор думаем так — если прикрыться листочком, то вроде ничего и не было, можно продолжать лгать, что уровень радиации 3,6, просто потому что это верхний показатель на дозиметре. И количество людей, которые красочно описывают, как HBO переврали нашу историю, только подтверждает факт, что выглядеть со стороны красивенькими и чистенькими нам важнее, чем видеть свои же ошибки.

    19 июня 2019 | 23:40

    Мой отец был демобилизован со срочной службы весной 1986 года. И впервые я задумалась о том, как бы сложилась его судьба, будь он призван на полгода позже, только после «Чернобыля» (2019). Я даже спросила у него об этом — оказалось, что его часть осенью того же года была отправлена на ликвидацию последствий аварии.

    Возможно, я впервые задумалась вообще о том, что такое был для нас Чернобыль: что это касалось каждого, что все мы в какой-то степени отвечаем за него, одновременно расхлебывая последствия, что мы ничего не знаем о тех, кого называли привычным словом «ликвидаторы» (мы в детстве хоть и не понимали до конца их роли, но знали в нашем дворе в лицо всех). То есть, вроде бы Чернобыль был долгие годы частью нашей повседневности, но в свое сознание мы старались его не пропускать, отмахивались, боясь понять его истинную суть.

    Порой у меня складывалось ощущение, что и героями «Чернобыль» часто движет именно страх осознания: как будто если в кабинетах решат, что никакой опасности нет, то ее действительно нет. Для создателей сериала Йохана Ренка (режиссер) и Крейга Мейзина (сценарист) вообще превыше всего стояла вот эта человеческая правда — эмоции, реакции, порывы и побудительные мотивы, нежели какие-то разоблачения или, тем более, обвинения.

    «Чернобыль» смотреть сложно, даже физически больно. Кажется, это радиоактивное свечение (которое можно воспринимать как метафору лжи) проникает и в тебя. Авторам удалось настолько близко приблизиться к людям, что они ощущают их боль и незащищенность как свою собственную. И это ощущение передается зрителю — меня на протяжении всех пяти серий не оставляло чувство какой-то неизвестности перед будущим после обрушения прежнего мироустройства. Излюбленный голливудский прием показать судьбу одного человека на фоне глобального события, вычленить из общего частное здесь сработал максимально художественно — через историю Василия и Людмилы Игнатенко все показанное воспринимается максимально лично.

    Конечно, такое отношение к сериалу формируется в первую очередь через его визуальное решение — общее цветовое решение фильма вместе с его скрупулезным вниманием к деталям убеждает его в достоверности показанного. Гигантомания советских клубов, гостиниц и правительственных залов на фоне тесных кухонь и типовых застроек безликими многоэтажками, пепельницы, одежда, прически, синтетические ткани с простенькими принтами, счастье простого человека за день до страшной даты на фоне блеска и нищеты советской жизни. Все это прорисовано с такой тщательностью, которая переходит в форму принятия, понимания и, возможно, любви. Впервые запад не обличает, а сопереживает, испытывает сопричастность и благодарность. И именно такая подготовка сегодня позволяют искать ошибки в сериале, вроде картины Репина в Кремле или вертолета, упавшего не в тот день, что показан в фильме.

    Даже артисты подобраны так, что в их «советскость» верится беспрекословно: Джесси Бакли и Адам Нагаитис (супруги Игнатенко), Джаред Харрис (профессор Валерий Легасов), Эдриан Роулинз (главный инженер ЧАЭС Николай Фомин) и, конечно, безукоризненные, хоть и самые «звездные» Эмили Уотсон (Ульяна Хомюк) и Стеллан Скарсгард (Борис Щербина). Конечно, «Чернобыль» — это не фотография и не документальная лента, она допускает художественное преувеличение там, где это необходимо. Можно спорить без конца о мифах, показанных в фильме и приводить в пример другие ленты, более правдивые и снятые так сказать очевидцами.

    Но стоит признать, что еще ни одно кино о чернобыльской трагедии не смогло так настойчиво достучаться до каждого зрителя: и тот, кто, преодолевая дискомфорт, не может оторваться от крана, и тот, кто выключает на первой серии, не может оставаться равнодушным. И мы, поколение, выросшее в постчернобыльском и постсоветском мире, благодаря сериалу производства HBO осознаем феномен Чернобыля, учимся жить с этим и нести ответственность хотя бы перед собственной совестью за то равнодушие, что было в нас до сегодняшнего дня.

    18 июня 2019 | 14:57

    Не стала смотреть сериал сразу же в момент его выхода, подождала, посмотрела на реакцию коллег и на то, как сразу все стали «экспертами» в ядерной физике и политике СССР. Только потом я посмотрела сериал, но на этом не остановилась и посмотрела документальные фильмы и обзоры, почитала статьи о фактах с катастрофы.

    И в совокупности, вся информация сводится к тому, что под соусом из документальных фактов, дословного повторения некоторых реальных пленок, красивой картинки и безумно вовлекающей гнетущей атмосферы нам подсунули антисоветскую агитку. Фильм, в котором все высшие чины государства (в СССР, на минуточку, была одна из лучших систем образования) исключительно тупое быдло, наверное потому что «пролетарии», все военные — пьющие афганские убийцы, все рабочие — пьющее тупое быдло, к которому без военных не подойти, все здания — обшарпанные гниющие халупы, а про деревенских жителей вообще молчу…

    Отдельной строчкой хочется упомянуть выдуманную дамочку — персонаж, введенный в угоду феминисткам и борцам за права женщин, которая является флагом воодушевившим академика В. А. Легасова на борьбу с противным миру «Панемом»…

    Как же грустно…

    И все это снято под красивым лозунгом «о стоимости лжи»…

    Действительно, ведь ложь — незаметная глазу современного жителя России «клюква», тонкое вплетение антисоветчины в характеры главных гадов трагедии, постоянная несправедливость по отношению к героям, по отношению к работягам, которых по рассказам моего отца, ценили в советах больше инженеров…

    И вся эта ложь так качественно введена в реальные события, что первая реакция мозга — верить. Верить в то, что это такая большая 5-ти серийная документалка, которую наконец то сняли!!!

    Верить хочется и в то, что чуть ли не студентов отправляли зачищать от зараженных зверей город и зону, ведь солдат же не хватает в союзе.

    Верить хочется и в шахтеров, которые кровью и потом, голые и упрямые рыли тоннель чуть ли не руками, потому что их прислали не как спасателей, а на каторгу, как заключенных.

    Верить хочется и в ящики водки, и в безграмотных руководителей, и в водолазов, которым жить осталось неделю, потому что ТАК РЕАЛИСТИЧНО…

    Для меня этот сериал спасает только сам факт его выпуска, сам факт того, что кто-то вспомнил о подвиге советских людей, о ошибке, которая могла повлечь за собой вымирание половины Европы, о том, как справились с полыхающей бомбой, о том, какую жертву принес украинский и советский народ в целом…

    Смотреть сериал посоветую, но не окунаться в их правду с головой.

    11 июля 2019 | 12:34

    «Такая же стенка была и у меня!», я чуть со стула не упал, когда увидел мою родную стенку в кадре. Моё почтение создателям, за сбор всех мелочей для антуража советского быта. Уверен, это стоило большого труда и большого количества денег.

    Был приятно удивлен подбору актеров. Ведь это не типичный фильм про развитые страны. Тут все лица героев безэмоциональные, землистые. Я бы даже сказал — страшненькие. Одежда, костюмы, форма всё велико по размеру, это говорит о серьезном подходе авторов сериала. Ведь во время стресса (и видимо радиационного фона) люди быстро теряют вес, соответственно одежда на человеке висит, что и наглядно показали нам авторы.

    Так-как за постановку отвечали скандинавы, всё снято довольно эстетично, спокойно, в приглушенных тонах. Диалоги пронзительны и искренни, что стоит знаменитое «Заткнись, это Тула!». Было приятно наблюдать кадры молчаливого города, глядя на серые и пустые улицы, я словно стоял ровно на том же месте. Чувствуется напряжение в воздухе каждую секунду, ведь время было неспокойное, за каждым углом мог скрываться КГБ.

    Хорошо, что показали работу КГБ, гос. аппарата, пожарных, врачей, ученых. Показали, что эти люди у нас были и они работали. Взаимоотношения между героями, мне напомнили мою личную историю: В свою время я оказался в Ленинграде и не знал куда идти, я обратился к постовому милиционеру, хотел спросить дорогу, но тот мне не отвечал и просто игнорировал мои вопросы. Он стоял как вкопанный, смотрел в одну точку. Я ничего не понимал. Так продолжалось до тех пор, пока я не сказал «заветное слово» — Товарищ. Милиционер тут же очнулся и как ни в чем не бывало показал мне дорогу. Я чувствовал себя глупо, ведь всем было известно, что без «заветного слова» разговаривать было нельзя.

    К сериалу.

    С неподдельным трепетом я выхватывал взглядом из нескольких сцен, то ГАЗ 24-01, то ВАЗ 2101 (моя первая машина), тот самый ЗАЗ 968 (автомобиль моего деда). Ведь это настоящая память и приятные воспоминания. Да что там говорить, каждый кадр, каждая сцена пропитаны ароматом дежавю. Но что-то мне, всё-таки, не давало покоя.

    И за это, я хочу сказать спасибо.

    Спасибо, что показали пьющих соотечественников, некомпетентных трусов и паникеров. Государство, не способное на решительные и обоснованные меры, наконец-то показали правду. Ведь сериал, сам по себе, доказательство существования Бога. А как вы объясните безалаберность системы, но при этом единоличное исправление ситуации? Люди-герои скажете вы, нет, эти люди были направлены, их руками было совершено чудо. Попробуйте оспорить, ведь такая система не могла воспитать достойных и образованных людей, понимаете.

    Наконец-то показали правду. А не эти ваши — Победа, космос наш, передовая экономика, передовое образование. Куда там.

    Они со своей «наукой» изгадили весь мир, до сих пор советские города, памятники, заводы стоят и напоминают о тоталитаризме и страхе свободным европейцам в Польше, Литве, Латвии, Эстонии и т. д. 

    Меня восхитило, что создатели сериала нашли столько подтвержденной и достоверной информации о происходивших событиях. Я уверен, что настоящие ликвидаторы скажут, за это Вам «Спасибо!». Как и я, говорю Вам спасибо за проделанный труд. Спасибо, что компания HBO несмотря на дорогой и популярный сериал «Игра престолов», смогла выделить кучу денег, времени и столько талантливых людей для создания этого сериала.

    Тем не менее, для меня остается загадкой, как такой масштабный и дорогой сериал удалось сокрыть от посторонних глаз до самого дня премьеры.

    Спасибо, что показали, как весь Мир был в страхе от надвигающейся Красной угрозы.

    1 из 10

    13 июня 2019 | 21:17

    Где-то тут мне попалось, что апокалипсис в переводе с греческого означает откровение. Именно так. И именно эта же мысль звучит основной темой фильма. Долг правде должен быть оплачен. Так или иначе. И гораздо хуже, когда правда сама выступит главным судьей и палачом. Потрясающий по тяжести откровения и доходчивости его донесения фильм.

    Первое, что подкупает сразу, это то, что сериал сделан все же с каким-то трепетом и можно даже сказать любовью и к той эпохе, и ко всему случившемуся и конечно, ко всем советским людям. Выразительность деталей убеждает в происходящем. Не буду петь в сотый раз оду советской пепельнице. Меня больше тронули очки-прически, цветы на подоконниках, холлы советских учреждений и празднично цветущие цветы на клумбах в Припяти.. Но многие детали хотя и выглядят подлинными, на мой взгляд часто намеренно усугублены. Однако, это все же частности, создающие общую соответствующую атмосферу, а не недостатки фильма.

    Фильм погружает в себя всеми существующими способам и создает реальное ощущение присутствия внутри событий. Оригинальный звук в переговорах диспетчеров и эвакуации, звуковой фон за кадром, постановка кадра, каждая сцена в фильме — все в одной связке пробирает ужасом происходящего до самых глубин. И вроде как не происходит на экране ничего из того, что мы не видели, но прицельно бьет по всему живому в тебе. А как бы сухая хроника событий дополнительно добавляет драматизма. Прибор эмоциональной вовлеченности каждый раз зашкаливает.

    Почти все фигуры главных действующих лиц многозначительно объемны. Прекрасный, как оказалось, человек высшего управленческого аппарата Щербина, советский ученый Леговазов, рвущийся к повышению высокомерный Дятлов, даже в заместителе председателя КГБ, слышится больше, чем он говорит.

    Однако все же хотелось бы в этом фильме про правду, больше правды. Той, что лежит по ту строну сюжета. Я не про вымышленную и совершенно ничего не портящую Хомюк. Но скорей всего фигура Дятлова не была такой однозначной, и сцена с шахтерами выглядит слишком американской, и старуха у коровы какая-то уж слишком бандеровка, да и не ходят наши люди радостно смотреть пожары, будто на салют. Не американцы мы, жаждущие любого шоу. Однако и за эту работу, что сотворили друзья, вернее, товарищи, из НВО — огромное и человеческое спасибо!

    9 из 10

    10 июня 2019 | 18:16

    Не покидало ощущение, что смотрю одновременно 2 разных сериала.

    Первый — та самая «правдивая фактура и хронология», снят на 5+ (не без огрехов, но явно с душой и большим старанием), постаралась команда аборигенов из Латвии и Украины. И ЗИЛы, и пачки БТ, первые минуты последней серии — мирная жизнь до взрыва, так вообще ностальгию вызывает. И это примерно 10% экранного времени, красивая обёртка «правдивости».

    Второй — вольная фантазия автора на тему «одинокие борцы за Правду(тм) vs Cоветская Империя Зла» со всей присущей клюквой и отсутствием логики. «Вы должны рассказать правду, потому что здесь дети умирают чтобы спасти матерей». И таких моментов, где фейспалм и очень неловко за сценариста и режиссёра — много. Поначалу думаешь, что это атавизм и случайность, но к финальной серии явная агитационная направленность сериала становится очевидной. Да авторы этого и не скрывали, прямо говоря в интервью, что «целью сериала было показать бесчеловечность советской машины и героизм простых людей» (это для тех кто «не усмотрел политики»),ну и мимоходом соврали про объективность. И собственно художественная составляющая этого второго сериала отнюдь не на высоте, отчасти из-за пафосного сценария, отчасти из-за диалогов и персонажей. Единственный кто понравился — персонаж Щербины. Даже чем-то на Лигачёва похож, Егора Кузьмича.

    Было ли интересно смотреть? Скорее да, благо всего 5 серий. Какие оставил впечатления? Отрицательных существенно больше.

    В общем, если смешать 10% конфет и 90% дерьма получаем… 100% дерьма, увы, минус.

    1 июля 2019 | 20:44

    Что интересно, некоторые картины и сериалы проходят почти незамеченными. Некоторые, зачастую, достаточно бездарные, раскручиваются месяцами перед премьерой, чтобы потом провалиться с треском.

    «Чернобыль» (лично для меня) стал полной неожиданностью. Просто НВО «выкатывает» новый мини-сериал, и о нем сразу начинают говорить все вокруг. Шутка ли — рейтинг выше пресловутой «Игры престолов». Да и тематика какая шикарная!

    Естественно, что вопросом «Смотреть или не смотреть?» я, как человек интересующийся темой аварии на ЧАЭС, не задавался.

    С первой же серии меня не покидало ощущение неоднозначности. В какие-то моменты хотелось выключить «это» и больше не включать. Порой за то, что происходило на экране, меня охватывал какой-то испанский стыд, вместе с вопросом «Ну зачем, зачем так топорно-то?»

    В другие же моменты верх брали положительные эмоции. Но расскажу по-порядку. И как водится, сначала буду ругать, а потом хвалить.

    Из того, что вызвало во мне негодование, и резкое неприятие — это очередные щедрые порции «раскидистой клюквы», а часто — просто откровенные штампы про Советское время, достойные фильма «Красная Жара». От диалогов часто просто передергивает, например, когда (вдумайтесь в должности) зам-пред Совета министров СССР грубо требует от Академика АН СССР рассказать, как работает ядерный реактор, или он прикажет выбросить последнего с вертолета. Я думаю комментарии тут излишни. И такие моменты не единичны, чего стоил тот же приезд Министра угольной промышленности на шахту (как ленивый не подметил, на которой почему-то находятся портовые краны), где бригада горняков просто вытирает об него руки.

    Даже мне, человеку в СССР в сознательном возрасте не жившему, (а я родился в одно время с катастрофой на ЧАЭС) совершенно понятно, что такого просто быть не могло. Остается только гадать — либо создатели сериала «настолько далеки от народа», что не понимают сути, и считают что это и есть реальные отношения в СССР, либо это было снято умышленно-примитивно на угоду своей отечественной (американской, европейской) публике.

    Еще из критики стоит упомянуть некоторую деланность, неестественность диалогов, слишком много «втыкаемое» с надобностью и без слово «tovarishch», реки водки которую пьют много и не закусывая все герои картины от министров до призывников.

    Суммируя, скажу что всё это «мелкое враньё» очень не на пользу конечному результату, и создает тот самый «привкус» дешевого американского кино про «crazy russians».

    Теперь перейду к сильным моментам. Это в первую, вторую, и даже третью очередь качество исполнения. Если бы наш кинематограф хоть на половину приблизился к такому уровню исполнения, я был бы его постоянным поклонником. Шикарные виды, кадры сделаны не просто мастерски, они сделаны абсолютно талантливо. Каждая серия начинается с пролога, который радует завораживающими видами. Учитывая мрачность атмосферы пораженной радиационной аварией земли, на которой разверзнута рукотворная «рана» — равнодушным это вряд ли может оставить даже очень взыскательного зрителя.

    Второе — звуковая дорожка. Настолько выверено, и уместно сделано, что иногда практически возникает ощущение присутствия. Лично мой любимый момент — спуск троих ликвидаторов в затопленные водой подвалы с целью осушения баков. Звук и картинка производят неизгладимое впечатление.

    Многие критики почему-то ухватились за мелочи, такие как пластиковые стеклопакеты в «Припяти» 1986-го года. Я не считаю это критичным. Всего учесть невозможно, когда с момента событий прошло 33 года. И в «дешевизне» создателей никак нельзя упрекнуть. В части «натуральности» работа заслуживает самую высокую оценку из возможных. По мере просмотра, я только больше и больше удивлялся, где они смогли взять столько артефактов того времени — от мелочей типа магнитофона и кончая тяжелой спец-техникой, при том всего этого на экране в изобилии. Ни разу не создалось впечатление, что какой-то кадр был опущен потому что «такой машины как там работала у нас на съемочной площадке не оказалось под рукой».

    Третье — и все же, это самое важное. В глобальном смысле сериал правдив! Сейчас на меня наверное, мысленно обрушатся многие критики. Но, если опустить изобилие маленьких неприятных моментов на подобии «нашего угольного министра», то в глобальном смысле «Чернобыль» рассказывает нам историю очень честно и хронологически точно. Последняя серия как раз и является логическим завершением всего, что развивалось в предыдущих четырех. Устами академика Легасова и частично, устами вымышленного ученого Ульяны Хомюк, зрителю рассказывается все от «А до Я». Как чьи-то чисто человеческие, эгоистичные стремления, тупоголовость и не желание видеть дальше своего носа, авторитарность и простое желание выслужиться привели к самой страшной радиационной аварии в истории человечества. Здорово раскрыта физика процесса, мне кажется, даже очень далекий от ядерной физики человек поймет, как произошло неконтролируемое усиление реакции в четвертом энергоблоке.

    Суммируя впечатления от сериала, хочу сказать что это — одна из самых неоднозначных виденных мною работ. И все же, простим нашим «зарубежным партнерам» изобилие мелких огрех и стереотипность их взглядов на простого Советского человека. Они сделали для нас отличное кино про нас же, которое смотрится интересно, эстетически радует высочайшим качеством, а главное -подробно и правдиво показывает как человеческие амбиции кучки аппаратчиков-бюрократов могут привести к последствиям, которые до сих пор окончательно не оценены.

    26 июня 2019 | 12:55

    Лучшие две серии из всех сериалов просмотренных за последние несколько лет. Надеюсь, весь сериал будет таким же.

    Сценарий — жизнь с красивыми художественными отступлениями!

    Операторская работа и реквизит на высоте, ощущение, что фильм снимали в советское время на территории СССР, только современные операторские приемы и технологии съемочного процесса выдают американскую школу кинопроизводства.

    Основная цель фильма, имхо, показать, как люди, живущие преимущественно коллективным разумом, не имеющие иного мнения, кроме мнения партии, разучились (и бояться) объективно мыслить и принимать разумные решения. Ужасные последствия такого образа жизни отражены в этой катастрофе, когда никто ничего не может решить без приказа сверху.

    Но даже в таком обществе есть люди, живущие собственным разумом, яркие индивидуалисты и объективисты, усилия, бесстрашие и решения которых позволили оценить реальный масштаб катастрофы, спасти тысячи жизней и не допустить ухудшения последствий.

    «Почему так важно, что сделали остальные? Почему освящается простой факт подражательства? Почему прав кто угодно, только не ты сам? Почему истину заменяют мнением большинства? Почему истина стала фактом арифметики, точнее, только сложения? Почему всё выворачивается и уродуется, лишь бы только соответствовать чему-то другому? Должна быть какая-то причина. Я не знаю и никогда не знал. Я бы хотел понять.» из книги «Источник» Айн Рэнд

    10 из 10

    22 мая 2019 | 09:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: