- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Девушка по имени Юко не нашла для себя призвания на родине и отправилась волонтером на Ближний Восток, где была похищена, а потом отпущена. Она вернулась в Японию и устроилась горничной в отель. Но японское общество устроено очень странно. Здесь подчас господствует мораль времен Второй мировой войны. Как в то время, пленному лучше было умереть, чем вернуться живым и опозорить императора, так и сейчас, спустя 60 лет, вернувшихся из плена живыми, мягко говоря, недолюбливают. А вернее, их на дух не переносят. Относятся к Юко как к каком-то злому духу. От нее хотят избавиться. Сначала выгоняют с работы, потом донимают звонками с угрозами, отбирают только что купленную еду у дверей магазина, после чего добираются и до ее родственников, из-за ее отцу, потерявшему работу, на которой он трудился десятки лет, приходится задуматься о самоубийстве. Юко чувствует себя, как зверь в западне, отказываясь понимать и принимать происходящее.
В японском обществе по-прежнему сильно клановое мышление. Причем под кланами необязательно понимать преступные группировки. Кланы - это твоя работа, твоя семья, или, как в фильме, просто сообществе абстрактных 'нормальных японцев', которые боятся выживших пленников. Удивительна глубина и беспробудность невротического переживания, которое испытывает японец, живя в соседстве с такими как Юко. Несмотря на чисто рационалистический мир, выстроенный японским обществом благодаря современным технологиям, жизнь в Японии управляется по-прежнему религией и мифологией. Но если бы японцы просто стремились к чистоте, ограничивая свои контакты с людьми с нечистым прошлым, то это еще можно было бы понять. Но в фильме все несколько иначе. Юко, с одной стороны, боятся, а с другой - открыто презирают. Над ней буквально измываются, отсюда и название фильма - 'Травля'.
Атмосфера социального мрака, безусловно, делает этот фильм депрессивным. Меньше всего он напоминает пособие по выходу из невроза. Мрачный завод, мрачный отель, не блещущая ремонтом и мебелью квартира - все побережье этого городка пребывает в каком-то беспокойном грязном сне, причем пробуждение представляется еще более страшным. Неудивительно, что в таких декорациях послание режиссера лишается полутонов и превращается в жесткое социальное высказывание. В жизни Юко нет ничего хорошего. Не живя в Японии, нельзя сказать, является ли натяжкой ситуация, в которой она оказалась, но избыток примитивной прямолинейности вряд ли пошел фильму на пользу.
6 из 10
|
прямая ссылка
05 августа 2015 | 06:11
Японский киноминимализм, к сожалению, не в чести у прокатчиков. Только этим можно объяснить, что такой важный фильм как как 'Терзание', или иначе 'Травля', что более подходит по смыслу, обошел Россию.
'Терзание' - это история отзывчивой японской девушки Юки, которая не смогла устроиться в жизни и отправилась волонтёром в Ирак, где попала в плен. Чудом спасшись, она вернулась на родину и тут же попала под дикий обстрел общественности, клеймящей Юку за то, что она опозорила честь нации, оставшись в живых. В менталитете японцев, еще со врем самураев, заложено, что японец, оказавшись в плену, или оказавшись невольно предателем, по кодексу чести должен совершить харакири, в женском варианте сэппуку. Но на дворе 21 век, Япония уже не та законсервированная страна, и люди получают возможность общения друг с другом, налаживать более глобальные связи. Где-то в основах страна Восходящего Солнца осталась все той же отрезанной, совершенной территорией, и потому для меня, как впрочем и для любого зрителя, дико смотреть какой травле подвергают Юку и ее семью, и так вдоволь хлебнувшую горя.
Такие идеи на голову просто так не сваливаются, и потому я логично заподозрил, что Кобаяши Масахиро снял фильм по реальным событиям, что в принципе, оказалось правдой. Иначе, зачем так очернять собственную страну. Возвращаясь к теме непопулярного минимализма, распространненого в Японии на протяжении тысячелетий в стихах, интерьере, живописи, уместно было бы сравнить 'Терзание' с затянувшейся короткометражкой, так как событий в фильме очень мало. Все основное время занимают крупные планы героев, их тоскливые истерзанные взгляды. Горести, сваливающиеся на семью Юки, логично ведут к последнему шагу, и в чем-то 'Терзание' оказывается очень предсказуемым. Ведь можно много что пережить, но если ты обесчещен, то с этим морально справиться очень сложно. Также сложно как и лишиться работы, которой отдал всю жизнь, с чем сталкивается отец Юки. Тут уместно заметить, что в менталитете японцев, также заложено единственное место работы (службы даже) на всю жизнь. На заводах, в компаниях, корпорациях. Их логика действительно очень особенная, и порой проявляется в подобных дичайших историях, когда самопожертвование во имя людей, особенно другой нации, рассматривается как тяжелейшее моральное преступление.
Благо, что фильм не долгий, и ты не успеваешь оправиться от одного шока, как это общество провоцирует другой. 'Травля' как подсказывает название, очень тяжела, и хорошего настроения мне не прибавила. Я даже не знаю, где в западном мире можно применить мысли по поводу этого фильма, но если брать обобщенно, то здесь, как говорит, Юка люди холодные, и с холодными людьми, можем охладеть мы. Я думаю, это касается не только японцев, общество атомизировано повсюду, и одновременно с этим, порой гипертрофировано воспринимает значимость собственного государства.
Кобаяси Масахиро, на мой взгляд, заслужил высокого балла свою необычную важную идею, и здесь даже можно сделать скидку на затянутость. Ведь к затянутости фильма есть одно верное лекарство - созерцание. Если вам удастся найти 'Терзание', то посмотрите обязательно, вы узнаете цену человечности.
8 из 10
|
прямая ссылка
01 октября 2010 | 03:02
|
|