К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

По заверению большинства кинокритиков «Завтра» стал одним из лучших белорусских фильмов последних лет, и от этого, честно говоря, становится как-то грустно. То ли потому, что особо не проникся атмосферой киноленты, то ли само печальное настроение, мастерски созданное Юлией Шатун – проникло и мне в душу. Тем не менее, фильм получился весьма двойственным. С этим согласилось и большинство зрителей, картину уже посмотревших.

В принципе мы имеем нечто среднее между документальным и художественным фильмом. Поскольку режиссёру, автору сценария, продюсеру в одном лице удалось хорошо передать повседневность белорусской глубинки. Здесь минимум диалогов, да и вычерчены они не под копирку. Юлия специально попросила своих близких – а в главных ролях её отец Анатолий, мать Оксана, брат Алексей – разговаривать именно так, как они делают это без камеры, в своей обычной жизни. Спокойные, тёплые семейные отношения людей вписаны в унылую повседневность, которая ещё больше давит длительными статичными планами, практически полным отсутствием музыкального ряда, грустью однообразного зимнего пейзажа и города, застрявшего где-то в конце прошлого века. Кажется, таким образом Юлия предлагает своему зрителю ещё больше окунуться и проникнуться атмосферой, образами своих героев. Однако в итоге это больше нагоняет скуку. Поскольку всё это мы видим и так – в своей повседневной жизни, достаточно только оторваться от экрана.

Некоторые заявляют, что фильм держит от первого до последнего кадра, однако к этому нужно подготовиться, поскольку фильм всё же под настроение. Да и намёков хватает, и всё больше грустных. Глядя на то, как Анатолий закидывает листовки в покорёженное ящики, как едет в полугрязной электричке, как месит снег на полупустом рынке и договаривается с продавцом, как покупает творог в маленьком магазинчике, которые остались ещё в далёкие 80-ые… И тот же патриотический лозунг о любви к Беларуси на поникшей остановке… Где же здесь без намёков? Святая случайность?! – скажите вы. Это уж как подать. Да, может быть родной Юлии Шатун Мозырь, где и проводилось большинство съёмок, «застрял» где-то в 90-ых, но как-то совсем не хочется обижать мозыревчан, да и верится с трудом. Так или иначе, фильм явно создаёт определённое настроение.

Возвращаясь к теме намёков, подумайте, а как это относится к самим героям. Затянувшийся ремонт, постоянная помощь сыну, учащемуся в Минске, и бесконечные попытки обрести заветный выигрыш в лотерее. А когда, наконец, заветная победа случается… Мы всегда привыкли надеяться только на самого себя, в этом и есть белорусы. И пусть на все вакансии нам отвечают: «Уже взяли», пусть предпенсионный возраст – как стена, о которую можно биться до бесконечности, пусть заветное «завтра» с каждым днём не приближается, а становится только дальше... Это явно фильм-настроение, авторское кино, так популярное сегодня в мире.

На Международном кинофестивале «Лістапад-2017» фильм Юлии Шатун был признан лучшей игровой лентой. Кроме того, там же картина получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков Беларуси «За создание достоверного и выразительного образа современного белорусского общества». На 29 МКФ во французском Марселе картина дебютантки Юлии Шатун была представлена сразу в трёх конкурсах и удостоилась в них четырёх наград. Своё международное признание автор, не имеющая кстати специального кинематографического образования, уже получила. Что же, остаётся надеяться, на этом Юлия Шатун останавливаться не собирается. Уже в этом году нас ждёт её очередная премьера.

12 мая 2019 | 20:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: