Водяная

год
страна
слоган-
режиссер Алексей Барыкин
сценарий Алексей Барыкин
продюсер Алексей Барыкин, Олег Суров, Владимир Братухин
оператор Алексей Матросов
композитор Алексей Барыкин
художник Марина Барыкина
жанр фэнтези, детский
сборы в России
зрители
Россия  14.5 тыс.
премьера (РФ)
цифровой релиз
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время85 мин. / 01:25
Двое детей, брат и сестра, приезжают в гости к родственникам в отдаленную деревню. Темной ночью их мать похищает Водяная — страшная ведьма, которая живет в озере.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:09

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей


    Родина. У всех одна. И у каждого из нас она своя. Собственная. Маленькая, в крышах домов, покосившихся от времени, деревней распахнутая. И высотками мегаполиса ввысь взметнувшаяся. Место, где в поступи по земле, силу предков вбирали мы. Где падая и вставая закатов рассветы встречали. Где стремена скорых отцовских коней нам торили путь, вперёд увлекая. Где матери, пели нам колыбельные песни, баюкая. Родина. Самое дорогое, родителями данное в наследство.

    Перед нами доступная для понимания взрослого человека метафорическая вещица. За простотой сюжета серьёзные и сложные вопросы нынешнего осознания человеком себя в окружающем мире. И этот аспект заложен создателем в непритязательную историю для детской аудитории. Поймут ли? Разглядят? Оценят? Пожалуй, что вряд ли. Но след будет оставлен. Но память сохранит посеянные крупицы. Они прорастут со временем. Ни сразу.

    Кто из нас в школе не писал сочинения на тему: Как я провёл лето? Нет таких? Помните? Вот и здесь начало картины воспоминанием мальчика пятого класса о нескольких днях проведённых вдали от Москвы. В десяти часах езды на автомобиле от столицы. В татарской глубинке. С наследием старины в укладе предков столкнувшегося. И осмысление происходящего вокруг, взглядом одиннадцатилетнего. Демонология в стиле фентези. Народный фольклор ожившими масками духов местности. Суры из Корана оберегом, хранящим покой. Силы добра и силы зла красотой лиц и страхом.

    Проблема поколений первый посыл автора в этой ленте. Родители и дети в антагонизме непонимания. Смерть, увы, как это часто бывает, лишь «прибивает» друг к другу. Но не поговорить, не сгладить теперь. Оторванность от корней предков в заповедях знаний себя, обычаи, язык чтущих, вторая линия для размышления с печальной констатацией. Третий — расплатой — Чтобы тебя черти в ад забрали! Материализация мысли.

    Духи места. Духи предков. Видимы и невидимы глазу, но они всегда были, есть и будут. Из-за неуважения, из-за надменности, из-за оторванности от корней, по мнению автора, всегда наступает расплата. Родина. Здесь легче дышится. Здесь больше слышится. И деревянные истуканы напоминанием о непроявленном мире. И размышлением.

    Зрелищный ли это фильм? Будет ли он привлекать широкие массы? Не уверен. Скорее нет, чем да. Американские блокбастеры испортили вкус изрядно. И это печалит. Мыслей тут россыпи. Проблематика близкая в наши дни многим, затронута.

    А окончание картины удивило. Когда казалось бы всё разгадано. Когда ясность должна вот-вот обрести законченную форму. Когда сюжет приобрёл в голове стандарт шаблона. И хэппи энд с милой Лейсан (как думалось — Матерью Народа, нации) определён, режиссёр неожиданно раскрутил виток триллера и перепутал, запутав всё. Что это было? Наверное — дань должного времени. Только так ныне кино и существует. И осознав это — я улыбнулся. Для менее взыскательного зрителя — здесь страсть экшна. Каждому своё.

    Картина, напомнившая «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975 года. Конечно же размах тут гораздо скромнее, но добрые посылы — отыскать Снегурочку, в борьбе с силами зла, присутствуют.

    6 из 10

    17 марта 2019 | 05:56

    Руслан и Алина приезжают вместе с мамой из Москвы в далекую татарскую деревню, навестить дядю Тимура, с которым их мама давно поссорилась. На месте взрослые начинают выяснять отношения и в итоге ссорятся ещё сильнее, в результате чего Тимур прямо на кладбище проклинает сестру. Ночью дети становятся свидетелями похищения матери жуткой ведьмой, которой, как выясняется, была некая Водяная. Они узнают, что Водяная пришла потому, что женщина позаимствовала у нечисти одну вещь и её необходимо срочно вернуть.

    Когда в жанре наступает креативный кризис, на помощь всегда готов прийти фольклор — за примерами далеко ходить не надо, это и «Ведьма» Роберта Эггерса, и лучшие представители азиатских страшилок. В отечественном кинематографе заполнить подобную нишу всячески пытался Святослав Подгаевский со своими «Невестами»-«Русалками», но пока что получалось плохо, поскольку самобытные сюжеты набивались по шею примитивными скримерами и затертыми штампами. Сочетающая модные тенденции смешения фильмов ужасов с семейной драмой (а «Водяную» в прессе некоторые издания преподносили именно так) и мотивы мрачной народной сказки новая картина режиссера, сценариста, продюсера и композитора в одном лице Алексея Барыкина на стадии замысла тоже казалась чем-то свежим и перспективным. Но вот проходит буквально 10 минут экранного времени и начинаешь понимать, что лучше бы подобное кино и дальше оставалось на стадии сценарной разработки.

    Первая же надпись в кадре гласит — кино снято при финансовой поддержке президента Республики Татарстан, что, судя по результату, означает примерно следующее: вот вам энное количество средств, снимайте, что хотите и какого угодно качества, главное, чтобы про родной край. Как этнографический экскурс в мир татарской культуры и деревенской жизни «Водяная» себя может и оправдывает — в фильме очень много красивейших пейзажей, аккуратных, почти вылизанных до блеска сельских домиков, улочек и помещений, а ликбез на тему татарского языка, мусульманских обычаев и народных легенд сыпется на зрителя будто из рога изобилия. С какой-то стороны это, наверное, похвальный подход, поскольку местность действительно живописная, сказочная нечисть бывает ничем не хуже японских призраков в белом, да и дети узнают много нового о жизни разных народов (рейтинг 12+). Вот только все остальные компоненты вызывают исключительно тихий ужас, и отнюдь не из-за страшных сценарных событий.

    Что мгновенно начинает резать глаз, так это чудовищная актерская игра юных лицедеев. Сложно вспомнить, когда в кино последний раз попадались столь бездарно болтающиеся в кадре дети, особенно это касается исполнительницы роли Алины, юной Кати Барыкиной, судя по фамилии, близкой родственницы режиссера, иных оправданий для её попадания на съемочную площадку придумать невозможно. Мало того, что девочка элементарно не умеет хоть как-то держать себя перед камерой, от её кошмарной речи моментально начинает течь кровь из ушей. Это даже нельзя назвать плохой читкой сценария, она ведет себя так, будто кто-то из-за спины оператора (папа/дядя/продюсер, нужное подчеркнуть) показывает ей бумажки с кое-как написанными репликами, которые она нараспев старается озвучить. Коля Невзоров выглядит чуть-чуть поживее, но актерские таланты у него тоже отсутствуют, эти двое не в силах выдать совершенно никаких естественных реакций на происходящие события, ни страха, ни переживаний за судьбу мамы, ни даже малейшей заинтересованности в съемочном процессе, в котором они вообще не пойми как оказались.

    Из взрослых самой адекватной и компетентной кажется Нафиса Хайруллина в роли доброй тёти Ляйсан, но ее усилия гробятся как малолетними коллегами, так и режиссурой Барыкина, увлекшегося любованием природными красотами и культурологическими лекциями. Вдобавок он не может понять, что же нужно ставить — фолк-хоррор или страшную сказку для аудитории современного «Ералаша», выдавая парочку относительно жутковатых сцен и мигом перекрывая их обилием глупостей, смехотворных сюжетных ходов и непристойно примитивной компьютерной графики. Сложно сказать, на какую публику рассчитан финальный результат, но надеемся, что президент Республики Татарстан остался доволен. Должен же быть хоть кто-то.

    2 из 10

    20 мая 2019 | 23:31

    Славянская мифология очень богата и многообразна. Водяные, домовые, вурдалаки, лешие и так далее. Список существ очень велик. И вот вышел фильм «Водяная», истоками упирающийся в нашу мифологию.

    Это первый положительный момент.

    Второй заключается в том, что были интересные кадры; озеро в синем тумане словно окутано древней тайной, охраняемой неведомой магией. В нём живёт водяная. Музыкальное сопровождение, сугубо этническое, хорошо сочеталось с картинкой. В подаче ощущается некоторая свежесть.

    На этом плюсы заканчиваются.

    Абсолютно убогая игра детей просто обескураживает. Ведь есть же малолетние актёры, которые неплохо играют. Почему выбор пал на этих? Деревянные лица, все реплики произносятся безэмоционально, зажатость, отсутствие актёрского таланта. Ощущение, что снимали своих детей или по блату. Без преувеличений. Даже на исчезновение матери эти дети отреагировали с постными физиономиями.

    Очень низкий бюджет фильма обязан брать чем-то другим: шикарной игрой, необыкновенным сюжетом, остросюжетностью, великолепной подачей. В «Водяной» ничего этого нет. Фильм напоминает серию из проходного сериала. Не хватило хороших актёров и бюджета для нормального монтажа. Не порадовали и ненужные затянутые сцены общения Тимура с персонажами, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Спецэффекты на уровне начального знания фотошопа. Также не ясно, почему водяная обитает в озере где-то в Татарстане. У них своя мифология и водяные называются су-бабасы, су-ияси, насколько помню. Матчасть никто не отменял, но создатели об этом забыли.

    Вообще, я хорошо отношусь к артхаусу, к малобюджетным фильмам и мне не очень-то важны спецэффекты. Но должно быть что-то цепляющее, должны быть «живые» актёры, а не случайные люди в кадре, которые просто не умеют играть и всё. Если воспринимать фильм как сказку и отбросить какие-то требования к художественности картины, то, опять же, слишком странный монтаж, слишком бесчувственные герои, слишком много ненужных деталей. Более-менее интересны эпизоды по ночам, когда происходила хоть какая-то мистика.

    Славянская мифология достойна лучшего исполнения. Однозначно.

    3 из 10

    10 мая 2019 | 23:08

    Заголовок: Текст: