Удивительно, но ожидание 'Мы из будущего', 'Тумана' или 'Рубежа' эстонского разлива 50-ти летней выдержки не случилось. А получился добротный, как и вся, вероятно, эстонская сущность, фильм о мотивах и мнениях витавших в эстонском же обществе, что во времена съёмки фильмов, что во времена ВОВ. Герои - явные пападанцы - не стремятся тут же организовать сопротивление гитлеровской оккупации, несмотря на идеологические споры с приютившим их кулаком, а просто выживают и идейный конфликт не вышел бы за рамки отдельных фраз если бы война не внесла свои коррективы, что вполне соответствует настроению, в массе, большего числа населения этой республики во все времена, где крестьянский фатализм по отношению к государству был развит неимоверно. И это отношение показано в фильме с возможной ясностью для того времени - действием или точнее бездействием главных героев, которых лишь обстоятельства толкают на активность, да и та не приносит им ничего хорошего. вот и получился реалистичный фильм эстонцев об эстонцах с их внутренними смыслами и противоречиями.
А 'затравка' с ночными кострами у реки, на одном берегу молодёжи - на другом ветеранов эстонского корпуса, кстати, наибольшего по личному составу (80%) состоявшего из 'титульной' нации среди нац. соединений прибалт. республик, чей боевой путь и ситуацию в личном составе - их идеи, сомнения и жизненные выводы, тоже вполне реально, без агитки и пафоса отражены в фильме 'Люди в солдатских шинелях', напоминая столь же не приукрашенный рассказ 'с той стороны' - финский 'Неизвестный солдат' в его вариациях. И мотивы 'Катюши' вплетённые в аранжированные национальные мотивы. И отход лодки в ночное пространство...
6 из 10