Шапки-ушанки, стильные фуфайки, красивые женщины, иногда на каблуках, неотразимый командир отряда, за милую душу горящие неуклюжие панцеркампфвагены, больше напоминающие железные колесницы первой мировой и конечно же любовная интрига. – Голливудский киноэпос о борьбе советских партизан. Снято в 1944. Сразу скажу: никакой критики. Да на то он и старый добрый Голивуд (за что и любим), что очаровательная Тамара Туманова, певица, ставшая партизанкой, показывала свое миленькое личико, над которым работал ни один час и не один визажист – являя его взору товарищам по землянке по утрам. Таковы законы жанра, чтобы плечом к плечу с Грегори Пеком она строчила из пулемета... опять же ни на миллиметр не размазав в жарком бою изящно подведенные бровки и яркую губную помаду. Нет, говорю это, если и с иронией, то подлинно добродушной. С любовью.
Фильм сегодня конечно невозможно смотреть без улыбки. Это не просто наив, это супернаив. Но, здесь же тысяча «но». И тема – советские партизаны, да и вообще советские люди глазами американского режиссера. Что уже забавно. И дебютная роль «молоденького-молоденького» Грегори Пека. Это его, кстати, дебютная роль в кино. И любовная история на фоне суровых березок и партсобраний в землянках.
Очаровательный продукт «фабрики грез», признанный после войны в эпоху «охоты на ведьм» просоветской пропагандой. Спасибо активно выступающей в судах на стороне всех прогрессивно-истеричных антисоветчиков США Айн Рэнд за подсказку серии чудесных пропагандиских союзнических фильмов про СССР, против коих (режиссеров, актеров) она выступала с бешеной страстью. Но кино-то Превосходное.
С точки зрения информативности этот фильм не может порадовать зрителя захватывающим сюжетом или оригинальными режиссерскими ходами. Но нужно ли все это? На мой взгляд, все гораздо проще.
Фильм вышел в самый разгар Второй мировой войны (1944 год) и рассказывал о советских партизанах. Причем военная тема была усилена типично голливудской 'лав стори', которую прекрасно исполнили молодые и яркие Тамара Туманова и Грегори Пек. Попросту говоря, это зрелищный фильм построенный на трех китах - немецкие танки, советские партизаны и белый снег.
Этот фильм знаменателен двумя деталями. Прежде всего, это первая роль Грегори Пека в кино. Нужно сказать, что советского партизана он сыграл безукоризненно - молодой, принципиальный, худощавость которого только дополняет идеологически правильный образ.
Вторая деталь - это имя режиссера. Жак Турнер конечно более известен своими исканиями в жанре хоррор и психологической драме. Но военный фильм у него получился вполне и вполне достойным.
Так что, при просмотре нужно учитывать год выхода и заведомый утилитарный (развлекательно-патриотический) характер фильма. С другой стороны, как много стоит эта зарисовка, которая снималась в одни из самых страшных моментов двадцатого века.