Солнцестояние

Midsommar
год
страна
слоган«Вековая тьма пробудится»
режиссер Ари Астер
сценарий Ари Астер
продюсер Патрик Андерссон, Ларс Кнудсен, Тайлер Кампеллоне, ...
оператор Павел Погоржельский
композитор The Haxan Cloak
художник Хенрик Свенссон, Чаба Лоди, Ричард Т. Олсон, ...
монтаж Люсиан Джонстон
жанр ужасы, триллер, драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  220.7 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время147 мин. / 02:27
Смотрите в кино:
28 сеансов в 4 кинотеатрах
День летнего солнцестояния — древний праздник, который во всех культурах окутан мистическим ореолом. В отрезанном от цивилизованного мира шведском поселении раз в 90 лет в этот день проводится уникальный обряд. Именно туда отправляется группа молодых американских антропологов. Однако вскоре после прибытия там начинает происходить нечто необъяснимое, и под светом солнца исследователям открывается настоящая тьма.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.60 (32 491)
ожидание: 97% (3362)
Рейтинг кинокритиков
в мире
83%
264 + 54 = 318
7.5
в России
75%
6 + 2 = 8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Мидсоммар — праздник середины лета (дословно) в Швеции, или праздник летнего солнцестояния. Отмечается в ближайшую после 19 июня субботу.
    • Первоначально возрастной рейтинг MPAA был NC-17, но после перемонтажа он стал R. Общий объем вырезанных сцен составил более 30 минут. Позже Ари Астер принял решение выпустить режиссерскую версию, содержащую эти сцены.
    • Вдохновением для фильма послужил пережитый режиссером разрыв отношений.
    • Перед съёмками фильма режиссер изучал материалы, касающиеся древних обрядов и ритуалов викингов.
    • Актёр Джек Рейнор признался, что напился после съёмок сцены секса с его участием.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • На настенных фресках можно увидеть многочисленные подсказки и намёки на дальнейшее развитие событий. На них даже присутствуют изображения ритуалов, описанных в сценарии, но не попавших в окончательную версию фильма.
    • еще 3 факта
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Не успели псевдоинтеллектуалы опомниться от не менее псевдоинтеллектуальной чуши под названием «Реинкарнация», как Ари Астер представил нам вторую работу — «Солнцестояние».

    Фанаты фильмов Ари Астера, придумавшие так называемый «элевейтед хоррор», как мне кажется, просто никогда не видели умный хоррор, а ведь он есть, родимый. Но да, если смотреть только мейнстримные «И гаснет свет», «Астрал. Часть 27: Предстояние» и прочий примитивный бред, то и «Реинкарнация» с «Солнцестоянием» покажутся шедеврами. Набросили г-на (сокращение не от слова «господин») на вентилятор заявления о том, что «Солнцестояние» — чуть ли не самый страшный фильм в истории кино; а также, видите ли, «Солнцестояние» — первый в мире «дневной хоррор». «Дневных хорроров» — сотни. Более страшных фильмов — и того более. Однако, перейдём к разбору «Солнцестояния».

    Так как «Солнцестояние» — чуть меньшая чушь, чем «Реинкарнация», начнём с плюсов, их тут немного. Оператор надрывается, чтобы сделать хоть что-то хорошее для зрителя, честь ему и хвала. Трэш, в отличии от «Реинкарнации», куда более изобретательный и затейливый. Мне даже понравилось. И, в отличие от «Реинкарнации», к этому трэшу всё подводится, он не берётся из воздуха. А теперь о дурном.

    Героев много, и приличная часть из них — просто смертники — клише, за которое фанаты «элевейтед хоррора» так сильно ругают «глупые» ужастики ("Чем кумушек считать трудиться…»). Из тех, кто остался, тут есть истеричка, бесящая с самых первых минут, подкаблучник и собственно сектант. Но создатели решили, что сопереживание героям — плебейский пережиток. Так что остаётся лишь наблюдать над умирающими картонками и бесконечными истериками, плюс-минус обсуждение «шведских тёлок».

    Знаете, есть такие граждане, которые могут пристать и в жизни, и в соцсетях, в частности, в ресурсах, связанных с музыкой, начать заливать какие-то пугалки про страшных злобных язычников, поклоняющихся Перуну/Сварогу/Одину, танцующие «адские» танцы, приносящие жертвы странным богам, стрёмно одевающиеся, участвующие в оргиях и так далее. Складывается ощущение, что «Солнцестояние» сняли воинствующие христиане. Потому что всё выглядит как пропагандистская агитка про злых язычников. Все плохие стереотипы — все здесь. А зрители, минимально знакомые с язычеством в современном мире, пробивают лоб фейспалмами.

    Действие развивается крайне вяло, зритель мучается. И поражается доверчивости героев, которые правда верят, что людей не похищают, а просто отвозят домой. А то, что милый разговор по душам способен заставить человека спокойно отнестись к смерти двух человек — клиника. и что самое интересное, сценаристы держат зрителей за идиотов: когда оказывается, что «уехавший» человек — мёртв, известие преподносится как откровение. Им плевать, что здесь штамп на штампе. Главное же — «метафоры». Пример? «Посмотрите, камера перевернулась, и автомобиль словно едет по потолку, это символизирует то, что жизнь героев пошла с ног на голову, и никогда не стане прежней, ведь они свяжут себя с культом, ух, посмотрите, какая метафора, ну почему вы не смотрите». Глупо? Глупо. Примитивно? Примитивно.

    Никого обещанного чувства нервозности в картине я не обнаружил. Скорее напротив, кино смотрится с каменным лицом. Но больше всего меня впечатлили похвалы саундтреку. Товарищи, зайдите на любой ресурс, связанный с фолк-музыкой, этно-музыкой, дарк-фолком и прочими жанрами. Там подобного добра навалом, притом подобное играю что в российской глубинке, что в глубинке какой-нибудь Венгрии. О каком откровении идёт речь?

    Актёры. Флоренс Пью играет упомянутую истеричку прекрасно, бесспорно. Джек Рейнор тоже неплохо смотрится в роли её подкаблучника. Остальные же либо просто играют картонки, либо невыносимо переигрывают (в частности, последнее относится к исполнителям ролей язычников).

    Уверен, если бы в графе «режиссёр» значился Шьямалан, одни и те же люди смешивали бы фильм с грязью. Но тут у нас «элевейтед хоррор». Уже вижу, как в нём находят тысячу и один скрытый смысл, который на самом деле создатели туда не вкладывали. Как это было с «Реинкарнацией». На мой же взгляд, «Солнцестояние» — отвратительный хоррор, отвратительный артхаус, смотреть который чрезвычайно тяжело.

    4,5 из 10

    31 июля 2019 | 10:41

    Сегодня Ари Астер — это глоток свежего воздуха в индустрии фильмов ужасов. Его Реинкарнация в 2018 году наделала немало шума, а самого режиссёра назвали чуть ли не Хичкоком наших дней. Солнцестояние — красочный хоррор о немного гипертрофированных скандинавских традициях празднования Дня летнего солнцестояния — новое творение Астера, которе, как минимум, не оставит зрителей равнодушными.

    Компания студентов-антропологов из Америки приезжает в Швецию для изучения традиций и местных обычаев небольшой коммуны, расположенной в живописных лесах. В это время года здесь почти не темнеет по ночам, а днём беспрестанно палит солнце; улыбчивые и светловолосые шведы облачены в традиционные одежды и играют на традиционных инструментах — всё очень аутентично; к тому же здесь всё время присутствуют галлюциногенные и психотропные вещества, которые подмешивают в напитки или употребляют в чистом виде. Режиссёром были предприняты попытки заставить зрителя смотреть на происходящее глазами человека, принявшего одно из подобных веществ. Вот эти моменты в фильме смотрятся особенно забавно. Кроме как над ними, посмеяться здесь больше будет не над чем. Череда странных событий, произошедших за время пребывания героев в коммуне, временами неадекватное поведение местных жителей и их странные обряды — всё указывает на то, что эти милые люди — не просто ценители и почитатели древних скандинавских традиций, а настоящие сектанты. Причём новичков в свою секту они вербуют особо изощрённым способом.

    Несмотря на основную линию сюжета, где главенствующей является обрядовая тема в отдельно взятом социуме, в самом зачатке его лежат отношения в отдельно взятой паре, где девушка систематически выдвигает требования к своему молодому человеку по поводу недостатка внимания к собственной персоне с его стороны. Знакомо? Узнали? Если да, то девушкам фильм придётся по душе.

    Картинка пропитана солнцем, насыщенными оттенками зелени, сочными красками цветов. Музыка завораживает, звуковые эффекты заставляют вздрагивать ровно тогда, когда этого требует эмоциональный накал. Фильм нужно смотреть с хорошим звуком, иначе пропадает вся магия заклинаний, песен и женских криков. Здесь на глазах у зрителей точно никто не собирается разбрызгивать кровь или картинно отрубать конечности. Всё сдержанно и по-шведски хладнокровно, но в то же самое время неописуемо красиво.

    Что на это скажут шведы? Да, пожалуй, ничего. Подобные религиозные ответвления вполне возможны совершенно у любых национальностей. И если учесть, что в Солнцестоянии Астер рассказывает о выдуманной общине, лишь только основываясь на старинных языческих обычаях скандинавского народа, то можно запросто представить, как на их месте оказываются представители любой другой нации.

    18 июля 2019 | 15:14

    Выхода фильма «Солнцестояние» я ждала с нетерпением, так как люблю триллеры, пугающие зрителей не расчлененкой, а психологической атмосферой. Так же мой интерес подогрели все те дифирамбы, что пели этому фильму критики. В итоге, ещё на середине фильма я была сильно разочарована, а в конце эта кинолента вызвала у меня отвращение. Но обо всём по порядку. Сразу перейду к минусам, ибо именно на них сразу заострился мой взгляд, хотя у меня не было негативного предубеждения против этого триллера, а наоборот.

    Минусы:

    Пафос. Как только нам стали показывать предысторию Дэни, у меня возникло подозрение, которое укреплялось с каждым кадром: видно, что режиссер и оператор стараются показать, что они очередные «не такие, как все», и это независимое кино, которое поймёт не каждый. Вы ведь ожидали, что фильм начнется с поездки главных героев в Швецию? Нет, держите «приквел» о семье Дэни, разговоры друзей её парня о диссертации (и это они пишут диссертацию?), лицезрейте название «Солнцестояние» на кадре с падающим снегом (какой операторский оксюморон, вау), смотрите в перевернутую камеру, направленную на дорогу, оцените суперский операторский ход, когда Дэни идёт в ванную, а в следующем кадре заходит в туалет самолёта. Ну разве это не круто?! Я понимаю, что все эти приёмы нужны в кинематографе и часто создают нужную атмосферу, но здесь видна их нарочитость, продиктованная понтами режиссера о его «уникальном» детище. Я уже молчу про сцену совокупления, тут самолюбование режиссера своей «смелостью» видно невооруженным глазом.

    Отвратительная атмосфера. Когда я вышла из кинозала, я чувствовала себя так, будто я под гипнозом. В голове стоял туман и витали вопросы: «Кто я? Что я? Что они сделали со мной? Как жить после увиденного?» Возможно, так же чувствовали себя герои фильма, выпив психоделический чай язычников. Но в моей случае виной был этот нудно тянущийся фильм, с отвратительной сценой совокупления, размазанными по камням телами, угнетающей безысходностью в конце, истериками главной героини, «мохнатыми» пирожками, омерзительным поведением язычников. В этом одновременно есть и плюс фильма: режиссер каким-то образом смог создать атмосферу, давящую на психику и вызывающую тошноту. Но мне это не понравилось.

    Отсутствие смысла. В любом произведении я всегда ищу рациональное зерно. Но тут его нет. Возникает вопрос: что хотел сказать режиссер? На что способна женщина, не получающая понимания от своего мужчины? Какими жестокими бывают люди, если живут вне цивилизации? Но всё это можно было донести, убрав половину похабных сцен. Если же создатели делали ставку на психологизм фильма и хотели показать не зачем это произошло, а как это произошло, то лучше бы глубже показали состояние всех первостепенных героев, а не рассусоливали кадры с застольями и беганьем по полям в белых рубашках. В общем, этот фильм не рассказывает ничего нового, но и не преподносит нечто старое в новом свете.

    Глупость главных героев. На наших глазах люди добровольно прыгнули со скалы, а стоящие внизу дружно улюлюкали, что мы будем делать? Конечно же, останемся, это же просто другая культура, мы не в теме! Единственное адекватное поведение было у того парня из Лондона, который кричал: «Какого хрена он прыгнул?» Немудрено, что этого парня «убрали» первым, видно, что адекватные люди язычникам не по душе. Тебе плохо после того, как ты съел чужой лобковый волос? Что ж, выпей чудо-зелье, что дают тебе эти люди, им ведь можно доверять! И вообще, берите больше непонятных отваров из рук язычников, и пофигу, что вас после них мутит и вы не соображаете.

    А теперь перейдём к плюсам, которые тоже есть.

    Актерская игра. Всю эту нелепо-отвратительную тягомотину разбавлял герой Уилла Поултера — Марк. Здесь актер напомнил мне своего героя из «Мы — Миллеры». Непонятно, зачем триллеру нужен юмор, но здесь он как глоток свежего воздуха в затхлом сарае язычников. Марк единственный персонаж, внушающий симпатию, наверно потому, что он словно голос рассудка в этом фильме. Актер сыграл отлично. Только его героя мне было жалко. Его шуточки и мимика разбавляли этот фильм, не давая умереть со скуки.

    Флоренс Пью тоже сыграла неплохо. Образ слабовольной истерички, у которой в душе есть свои демоны, удался ей на славу.

    Джек Рейнор (Кристиан) выглядит амебно, но наверно так и задумывалось. Пассивного героя тоже нужно уметь играть.

    Вильхельм Бломгрен сыграл хорошо. Его герой Пелле, который заварил всю эту кашу, бесил меня своей блаженной улыбочкой и лицемерным добродушием, в которое он сам же и верил.

    Думаю, остальные актеры тоже выкладывались на все 100, но на фоне Дэни, Кристиана, Марка и Пелле они не привлекали к себе особого внимания.

    Красивая картинка. Да, несмотря на пафос оператора, снято действительно качественно. Палящие солнечные лучи, под которыми находятся герои, медленно, но верно погружающиеся в ад — снято хорошо, браво.

    Гипнотическая атмосфера. Музыка, яркие лучи солнца, «приступы» главной героини, до нелепого смешные, но в то же время жуткие обряды язычников — всё это создало угнетающую атмосферу. Хотя бы воздействовать психологически на зрителя режиссеру удалось, оставив омерзительное послевкусие.

    Что ж, пожалуй, это всё. Напоследок хочу сказать, что этот триллер и рядом не валялся с «Плетёным человеком» с Николасом Кейджем. Сравнение этих фильмов просто возмутительно.

    3 из 10

    28 июля 2019 | 14:20

    -Тебе букетик.
    -Задом наперёд собирала?
    -Ага…


    Мировой кинематограф уже давно разделил ужасы, хорроры и мистику на поджанры, в рамках которых выходят целые франшизы, привлекая множество зрителей и превращаясь в мейнстрим со стандартными и знакомыми повествовательными приёмами. Лишь относительно недавно «страшное» кино стало чаще пополняться лентами-хамелеонами, двуликими и псевдофантастическими историями, лжехоррорами, скрывающими своё истинное лицо социальной или личной человеческой драмы. Подобной лентой и была «Реинкарнация» от молодого режиссёра Ари Астера, удачно выделившаяся среди свежих мистических фильмов и подготовившая к просмотру новой истории по собственному сценарию постановщика под названием «Солнцестояние», оказавшееся способным взволновать и впечатлить едва-ли не в разы сильнее, оставив мощнейшие долгоиграющие впечатления. Новая лента предстала ещё более нетрадиционной по отношению к присущему ей жанру, что несколько отдаляет её от популярных кинематографических образцов, но оставляет в рядах таких «оригинальных заимствований», подобно историям о психбольнице от Скорсезе или призраках от Вана. При этом, ленту о шведском празднике летнего солнцестояния в закрытой языческой общине нельзя не назвать оригинальной, более того, она с уверенностью прибивает своей увесистой дубовой кувалдой старинных предшественников, выжимая из них все кровавые соки, впрочем, как и из зрителя тоже.

    Для полнейшего погружения в действие ленты требуется определённый настрой, всяческое отсутствие ожиданий или больших развесёлых компаний поблизости, поскольку размеренный темп повествования, при внимательном просмотре за два с лишним часа способен ввести в созерцательно-переживательное состояние. Подобное удаётся лишь малой части современных лент, особенно позиционирующих себя как фильм ужасов, где из-за двери постоянно норовит что-то выскочить, но только не на солнечных лугах и полях Хорги, куда приезжает компания студентов антропологов и психологов по приглашению одного из них, дабы стать свидетелями красивого и весьма необычного празднования на территории этого небольшого поселения. «Солнцестояние», с первых кадров шутливо подсовывая яркие рисунки, не откладывает жуть на потом, предлагая с главной героиней Дани ощутить потерю близких и в последствии отправиться со своим молодым человеком Кристианом и его друзьями навстречу поистине незабываемым впечатлениям. Древняя языческая община, встречающая гостей игрой на флейтах со скрипками, лучезарными детьми, собравшими цветочные венки, постепенно раскрывает свои, поначалу странные традиции в обрядах за большим обеденным столом, распитием всевозможных травяных напитков, поеданием специфических пирожков, танцами до упаду вокруг майского древа желаний, а то и вовсе кланяется перед жертвоприношением.

    Ари Астер умело жонглирует эмоциональным наполнением ленты, заставляя менять личное восприятие отдельных сцен, исполненных как в трагическом так и в комедийном ключе, что делает происходящее на экране порой совершенно абсурдным и диким для пришедшего гостя, но становится вполне закономерным и объяснимым со стороны не только жителей общины, но и самого зрителя, принимающего различные вещи и обряды как метафору душевного состояния главной героини с которой невольно возникает настроенческая связь. Режиссёрское видение традиционного шведского праздника в отдельных элементах, конечно же не претендует на действительность, а уникальное смешение диалогового и ситуационного юмора, однажды заставившего в прямом смысле закрыть лицо, дабы перестать трястись от смеха, будто непроизвольного, постепенно заполняется тревожностью перед чем-то грядущим. Оно не торопит с событиями, застопоривая время, словно летний день полностью поглотил ночь, и это не грибы, которые для разминки вкусили герои, не ароматный мутный напиток, это… кинематографическая магия «Солнцестояния». Речи не идёт о полном искажении восприятия праздника персонажами, благо в ленте присутствуют редкие, но действительно жуткие и кровавые моменты с человеческим и животным мясом, что возвращает к зову здравого смысла и попыток покинуть это яркое цветастое место, но останавливает в ожидании кульминации, так как герои здесь не только для того, что-бы написать курсовую.

    Пряча многочисленные подсказки в кадре, лента не собирается полностью посвящать в цикличную жизнь Хорги, представляя общество со своей религией и временем, отсутствием «внешних» моральных устоев, где традиции становятся движущей силой, где потомков викингов уже с детства обучают правильно отделять плоть от костей. Подобно мрачному рассказу о ведьме от Эггерса, «Midsommar» Ари Астера с одной стороны бесспорно заслуживает модного звания фолк-хоррора в котором аккуратная операторская работа Павла Погоржельского вкупе с впечатляющим монтажом и мощным музыкальным оформлением Бобби Крлика, сплавляющего сказочные перезвоны возвышенного «поющего» звучания и режущие скрипки, создают настоящий эмоциональный переворот. С другой стороны, Джек Рейнор и Уилл Поултер вместе с остальными актёрами из команды, без долгого вступления сумели успешно раскрыть своих персонажей и наполнили эту искусно представленную драму в обёртке чужого жанра в истории героини великолепной и проникновенной Флоренс Пью. Именно с ней, лента перестаёт быть хоррором в привычном понимании, с её Дани, хоррор выступает со стороны человеческого осознания одиночества и нескончаемой депрессии, желающей скорее найти выход. Это как трудная беседа с психологом или альтернативный тест Войта-Кампфа. Как непроизвольный танец эмпатии.

    9 из 10

    Skal!

    26 июля 2019 | 00:05

    Приветствую всех! Давненько не было рецензий! Посмотрел «Солнцестояние» за неделю до проката. Хоть обзор так и не удалось запилить вовремя (простите) — лучше поздно, чем никогда, поэтому сейчас расскажу вам о своих впечатлениях от картины. Сюжет рассказывает о группе антропологов — Дэни, Кристиане, Пэлле, Джоше и Марке. В преддверии защиты диссертаций они едут в небольшую шведскую деревушку, вдали от цивилизации, для исследования древних традиций тамошних жителей. Но вскоре друзья обнаруживают, что местные проводят далеко не самые радужные и гуманные обряды…

    Солнцестояние — новый психологический хоррор режиссёра Ари Астера, автора не особо удачной «Реинкарнации». Сейчас я постараюсь проанализировать его новый фильм и рассказать вам, получилось ли у Астера совершить работу над ошибками после своего «серого» дебюта в кинематографе.

    Первым аспектом, конечно же, будет вновь каст. Главные роли исполнили Флоренс Пью (до этого появлялась лишь в «Король вне закона» и мини-сериале «Маленькая барабанщица») и Джек Рейнор (известен по ролям в «Макбет» 2015-го года и сериале «Электрические сны Филипа К. Дика»). Оба, несмотря на то, что не снимались в крупнобюджетных хоррорах, сыграли выше всяких похвал. Помимо Пью и Рейнора в фильме также приняли участие Вильхельм Бломгрен, Уильям Джексон Харпер и Уилл Поултер. Их игра тоже была неплоха.

    Персонажи хоть и не наделены какими-либо штампами, однако оригинальности в них мало. Все, за исключением главной героини и её бойфренда, ведут себя весьма обычно, не примечательно и являются классическим «мясом», которое по ходу сюжета пускается в расход ради красочной смерти. Порадовал, разве что, главный шутник ленты — Марк, сыгранный Уиллом Поултером, а также сама Дэни, представленная хрупкой девицей, полной своих «тараканов». Она — единственная, кого в ленте можно понять и кому сопереживать. Хотя порой героиня бесила своей «бесхребетностью» и обилием истерических припадков.

    Лента — самый нетипичный хоррор за последнее время («Золотая перчатка» и «Дом, который построил Джек» — не в счёт). Здесь полностью отсутствуют скримеры и есть лишь пару фрагментов с расчленёнкой и кровью. «Солнцестояние» не пугает, а скорее давит психологически внешними факторами. Например, поведением жителей деревни, их традициями и обрядами. От последних я оказался в полном шоке. Они продемонстрированы до невозможности жутко на сверх-реалистичном уровне. После таких эпизодов я окончательно убедился, что Астер явно черпал вдохновение из работ Ларса фон Триера.

    Атмосфера, на удивление, безумно светлая, так как основное действо происходит днём. От этого фильм становится более пугающим и непредсказуемым — уже на данной ноте Ари Астер ломает к чёрту все ожидания и продолжает это делать на протяжении всего просмотра. Из-за такого зритель до финальных титр чувствует себя не в своей тарелке. НО если вы очень внимательно будете следить за визуалом, то станете замечать предпосылки к дальнейшим событиям, вследствие чего предстоящие сюжетные повороты могут вас не так сильно ошеломить, однако игра с воображением не прекращается — о том, что могло произойти и о том, что может быть далее. В общем, в атмосфере и ломании ожиданий Астер явно преуспел.

    Саундтрек исполнен в традициях древнего шведского пения под названием «кулнинг». Данные композиции не только дополняют общую картину «Солнцестояния», но и определённо усиливают впечатления от происходящего, создавая невероятное напряжение в нужных местах. Давненько я так не проникался аудиорядом какой-либо картины.

    Повествованию не хватает динамики. Это одновременно и особенность фильма, и недостаток. Лента медленно раскручивается. Каждую сцену режиссёр старается максимально растянуть — кому-то может понравится, кому-то нет. Да, несомненно в этом присутствует некая эстетика, но я не в восторге. При хронометраже два с половиной часа «Солнцестояние» невозможно посмотреть «на одном дыхании». Если бы был выбор — посмотреть в кинотеатре или дома на компьютере с возможными паузами, то я бы избрал второе.

    Подытожу. Фильм получился страшнее, чем я ожидал.. Хоть у фильма и есть свои «проколы», однако на них можно закрыть глаза и с уверенностью заявить, что сиё кино стоит потраченных 2,5 часов. Я рекомендую посмотреть «Солнцестояние» исключительно любителям психологических хорроров. Всем остальным — идите на свой страх и риск.

    8 из 10

    20 июля 2019 | 20:02

    Я долго собирался с мыслями, и все-таки решился на написание рецензии на вторую картину американского режиссера Ари Астера под чудесным названием «Солнцестояние». Название у фильма и правда прекрасное и манящее, а вот его содержание, на мой взгляд, не столь яркое, как мне бы того хотелось. Как вы, наверное, уже знаете, я довольно-таки сильно люблю фильмы ужасов, однако с так называемой «новой волной» ужастиков, от которой многие кипятком писают я, мягко говоря, не в восторге и уже рассказывал почему, в рецензии на фильм «Мы» Джордана Пила. У меня создается ощущение, что в основном те, кто восхищается этими новыми хоррорами, просто не смотрел фильмы ужасов раньше и не знает, что многое уже было и до Ари Астера и компании.

    Вернемся к «Солнцестоянию». Картина длится два с половиной часа с титрами и развивается очень медленно. Притом это касается не только экспозиции, но и всего фильма в целом. Я, и правда, не любитель длинных полотен, и считаю, что оптимальное время — старые добрые полтора-два часа. В противном случае, весь остальной хронометраж должен быть оправдан, а не просто растянут, якобы для создания необходимой режиссеру атмосферы. В фильме, как по мне, должны быть события, а не красивые пустые и необязательные кадры, коих в последние годы стало очень много. То же происходит и у Ари Астера и его оператора Павла Погоржельского (он, кстати, снимал и «Реинкарнацию»).

    «Солнцестояние» по своему сюжету не сильно отличается от типичных молодежных ужастиков, в которых группа подростков отправляется в… (подставьте что угодно по вашему вкусу: заброшенный старый дом, пионерский лагерь или, как здесь, в глубинку Швеции, где обитает некая языческая коммуна). Поэтому, несложно догадаться, что все это добром не кончится. А в этом и состоит главная беда данной картины. Дело в том, что Астер, как бы снимает фильм о другом, о токсичных отношениях девушки Дэни и её бойфренда Кристиана, которые волей трагического случая оказались вместе в этой поездке. Если бы не гибель родных Дэни, то Кристиан, скорее всего, уже бы её бросил и уехал в Швецию только с друзьями. Но это не точно. Ведь современные мужики, как малые дети, не знают, чего хотят, и не желают принимать решения. Так, во всяком случае, рассуждает режиссер. Но, как бы то ни было, на первый план все же выходят шведские язычники, со своим культом, которому режиссер уделяет много внимания, подчеркивая различные мелочи и детали, и зритель в первую очередь хочет узнать, чем же кончится дело в противостоянии туристы — язычники, и кто вернется домой. В этой связи столь долгое нагнетания ужаса и постепенное исчезновение того или иного туриста, выглядит слишком искусственно, а подается чуть ли не как откровение.

    Как это ни банально, но мне «Солнцестояние» напомнило «Таинственный лес» М. Найт Шьямалана и, разумеется, культовый сельский хоррор Робина Харди «Плетёный человек» 1974 года. Правда, эти две картины, куда как сильнее, страшнее и глубже. А ещё шведских язычников из «Солнцестояния» можно сравнить с множеством религиозных сект, процветающих на территории США, и заманивающих в свои лапы всевозможных людей своими сладостными речами. Это, пожалуй, один из плюсов картины. Самым же главным достоинством фильма является то, что Астер переносит действие из типичной для ужастика темноты ночи под убаюкивающее ослепительное скандинавское солнце. Весь ужас происходит днем, на виду у всех. Тем не менее, это все-таки не открытие режиссера, и подобное уже встречалось в хоррорах и раньше.

    Я понимаю, что со своей точкой зрения на «Солнцестояние», как на претенциозный ужастик, окажусь в меньшинстве, но, даже прочитав мнения различных многоуважаемых критиков, не могу назвать эту картину хорошей. То, за что ее хвалят и то, что пытаются в ней найти, мне кажется слишком примитивным и притянутым за уши. Не такого ренессанса фильмов ужасов я ожидал.

    4 из 10

    24 июля 2019 | 13:33

    «Солнцестояние» (Midsommar), так называется эта картина режиссёра и сценариста Ари Астера. По жанру это триллер, даже, пожалуй, триллер с элементами фильма ужасов и слэшера.

    Фильм сей раскачивается очень долго. Практически весь мпервый час минимум. Самое главное в этой его части — постепенное погружение зрителя в особую атмосферу картины. Подобно её героям. Группа молодых ребят, пишущих дипломы по антропологии, приезжает (по приглашению одного своего приятеля) в Скандинавию, на удалённый от цивилизации остров. Там в красивой чистой деревушке проживает местная община, этакие любители фолка, древних языческих традиций и экологизма. Красивые мужчины и женщины, юноши и особенно девушки в красивых же чистых белых нарядах, украшенных древними узорами. Красивые поля и скалы, трава и цветы. Милые и гостеприимные люди. Пироги и чай из трав и цветов. И ребятки, естественно, расслабились. Хотя за это винить их нельзя. Потому что они — дети совсем иной цивилизации. И невдомёк им, что в этом мире и вправду есть древнее зло, которое было побеждено на шведской земле чуть более тысячи лет назад, но корни его оказались слишком живучи.

    Так, каст вполне средний для ужастика. Но нельзя не восхититься изрой молодой ещё Флоренс Пью (та самая блондинка с венком из цветов с афиши картины). Девушка сыграла просто изумительно! Ну и забавно было встретить тут Уилла Поултера.

    Это — очень неспешное кино. Первые почти два часа особенно. И ведь напряжение исподволь нарастает. Но герои фильма этого не замечают. А когда замечают либо что-то происходит — начинают метаться как курицы. Впрочем, сие типично для ужастиков. Самое же грустное тут лично для меня — тупость студиозусов. Ребята изучали древние обряды, погружались в тему, видели некоторые рисунки на стенах домов… Они что, Тэйлора и Фрэзера не читали?.. Уж про то, что в этом мире секты бывают, и про кровавую сущность многих древних языческих культов они просто обязаны были знать.

    Ах да, это фильм категорически не для детей, рейтинг его вполне оправдан. Кровища и обнажёнка присутствуют.

    Но всёж более всего картина ценна своей медитативностью. И словно картину смотришь. Красивые люди в красивых костюмах… Небо, солнце, птички, цветы. Нужная музыка. И такое тут… Зло под солнцем.

    Вспоминается мне одна глава из романа «Кукла на цепи» Алистера Маклина, а ещё один неплохой ужастик с Н. Кейджем, эпичнейший «13-й воин» и уже отечественный фильм «Феофания, рисующая смерть». Только тут всё чище, красивее, благолепнее — и местами страшнее.

    Это воистину древнее зло, очень древнее…

    Хороший фильм.

    7 из 10

    1 августа 2019 | 23:03

    Нет, я не… я не хочу писать про этот фильм. Не заставляйте меня! Они всё время хотят напугать всех, адская комедия — нет, это совсем другое дело. Какое солнцестояние? Их обряды — не страшно, прекрасно, весело. Да мне наплевать на них. Какая разница, где сходить с ума в большом городе или в общине на краю света? «Достань меня из своего карманчика, я дам тебе волю и сил, чтобы это написать». Всё равно они все ошибаются. Думают, что становятся ближе к солнцу, к богам, но на самом деле, они просто прогнивают в этом солнечном саду — аннигиляция здорового мышления человека. Пф, да если б я приехал туда, то ни солнышко, ни улыбчивые обитатели, ни отварчики всякие странные не смогли бы притупить банальную интуицию и здравый смысл. Они наивно надеются, что их вера и традиции оправдывают любые злодеяния, или же они вообще живут в другой парадигме сознания — «Ахаха, да кому какое дело? Зачем ты вообще думаешь об этом? Так или иначе, они сдохнут, как и все остальные и захлебнуться своими же традициями — Что ты думаешь об этом?». Я… я ещё просто маленький мальчик, мне нельзя смотреть такие фильмы. Но тебе я доверяю, ты всегда знаешь правильный ответ, и даже когда мы вместе идём в кино, всегда отвечаешь, хорошенький ли фильм или гадость какая-то.

    Ммм, а вот скажи, как этим молодым не скучно проводить столько времени с какими-то дряхлыми стариками, которые забивают им голову всякой ересью? «Они просто никчёмные идиоты, не обращай на них внимания». А вы читали книгу? Хи, а я читал, там всё совсем не так. В оригинале оказывается, что во всём виноват Ктулху и герои с самого начала были обречены. Получше раскрыты линии всякие, объяснения там есть всему. Меня обидели, я так хотел развлечься, а Ари Астер, почувствовал, что стал очень важной фигурой в кинематографе и будет снимать свои интеллектуальные ужасы. Всё время заставляет ждать, показывая постоянно каких-то мерзких стариков и некрасивых девочек. Обычная фанатичная секта, что в ней может быть интересного? Лучше бы пошёл всяких насекомых, животных милых снимать, сурикатов там например, или красивенькие пейзажи, раз уж нашли такое живописное место. А то ещё что-то распрягают «Это святилище, и туда никому нельзя заходить». Да вы что издеваетесь! Это обычный вонючий сарай какой-то, кому в трезвом уме захочется туда заходить? «Я обрёл тут настоящую семью». Ты шо дурак? Судя по твоему выражению лица, настоящую семью ты обрёл бы в психиатрической клинике, или в центре помощи умственно отсталым.

    И ещё ходят эти дурачки, диссертации как бы пишут. Да уж, уверен, они бы защитили их стопроцентно. «Ты слишком много думаешь об этом, посиди лучше, отдохни, выпей чаю. А я пока допишу тут всё за тебя». Х… хорошо, только постарайся нормально написать, а не как в прошлый раз, пожалуйста. «Конечно-конечно». Всё, напоследок только скажу, что вот эти… люди, они даже не представляют, насколько смешно и нелепо они выглядят. Вот бы к ним попали не эти американские дурачки, а Охотники за привидениями, или Пингвины из Мадагаскара, или все герои из «Истории Игрушек». Любые персонажи весёленькой комедии. Герои дурацких хорроров таких мягкие и слабые, на них можно лишь плюнуть или щелбан дать, как они уже разваливаются. То ли дело, герои комедий — вот они действительно сделаны из стали и могут показать различным заносчивым и высокомерным овощам, кто на самом деле хозяин вселенной. Нам уже предлагали такое, говорили, мол, отправимся в оздоровительную поездочку на пару недель в далёкие края. Ага, конечно! Мы спустили этих извращенцев с лестницы и сказали передать это другим, чтобы соблазн не возникал.

    Так, ну что тут у нас, «Солнцестояние»? Повеселимся? Да уж, слов он, конечно, оставил мне немного, но мне и этого хватит. Милая девочка лежит в роскошной ванной, вся в пене. Тело в телик, я Вальгаллу — нет. Вот, она лежит и решает посмотреть что-то захватывающее, пощекотать нервишки. Находит этот фильм, она ещё не знает, что находится в турбине самолёта. У сестры биполярное расстройство — прикольно, у моей подруги такое же, вчера она мне депрессивно рассказывала про уничтожение китов, а сегодня с заливистым смехом позвала ловить пчёлок к себе в деревню. А что ты мне ответишь на это, лесник? Как, собрал грибочков в этом году? В ванной становится слишком жарко, а на улице -25. Можно, конечно, выпрыгнуть в окно, но Тимур Бекмамбетов наверняка говорил, что лучше досматривать фильмы до конца, тем более, когда детей волнуют совсем не детские вопросы. Интересно, а этим старикам, получается, в один день 72 исполнилось? И как вообще можно быть уверенным, что с первого раза зачался ребёнок? Эта девочка знает, кто такой Рагнар Лодброк, но не знает, кто такой Ярила, что-то слышала про Будду, но не имеет ни малейшего представления о том, кем является главная героиня этого фильма.

    «А? Что такое? Ты же вроде ушёл отдыхать. М? Посмотрел Король Лев этот, и как? Ну, я так и думал. Но подожди немного, мы ещё до него доберёмся, сначала нужно с этим экземпляром разобраться». Я вернулся! Эх, Ари-ари-ари, чёрный компас, чёрный гид. Никого вы не обманете этим свечением. И эта вечная иллюзия, что если покурить травы, всё станет лучше — бесит. Да главные герои что, просто сторчались? «Так жрать хочется, а они тут только всякую дрянь готовят». Так-то верно сказано. Но что ж ты не пошёл тогда и не отыскал рядом Макдональдс, Уилли? Плюшевый мишка-кун сидит на прилавке и с интересом наблюдает за разгорающейся рядом драмой — малыш не знает, какую игрушку выбрать, а папа уже торопится на работу, поэтому решать надо быстрее. Интрига растет, и драма достигает своего предела, и мишка уже сидит с огромным предвкушением, но только отцу звонят, и он начинает обсуждать по телефону скорую поездку в Швецию на какой-то стрёмный праздник Ивана Купала, мишку одолевает зевота и он быстро удаляется вглубь прилавка.

    Мы с моим приятелем как-то играли в шахматы, и тогда он отчаянно хотел выиграть меня, дабы что-то доказать. Даже концепцию там, стратегию целую разработал, чудовищный цирк с рыбой-удильщиком у изголовья — всё для моего унижения. Что-то он там говорил ещё про то, чтобы честь отстоять, типа отец его был гроссмейстером и всё такое. Ну, он выиграл — поздравляю, и всех моих друзей выиграл. Но мне было откровенно наплевать на это…

    19 июля 2019 | 16:06

    В чужой монастырь со своим уставом не лезут.

    Новое дитя Ари Астера, автора известной «Реинкарнации», языческий хоррор «Солнцестояние» выполнен очень смело и нетипично. Это фильм о скандинавских легендах, о шведской глубинке, о культовых традициях и о несчастной любви.

    Главная героиня потеряла семью, и в постоянном паническом состоянии она категорически боится потерять своего парня. Хотя отношения уже фактически мертвы, молодой человек старается всячески поддерживать свою плачущую подругу. Из сожаления он приглашает её совершить путешествие с его друзьями в одну далёкую культовую деревеньку. На носу её день рождения, и поездка открывается словно праздничная открытка — психотропные вещества, девственная природа, новые знакомства, доброжелательная община, где все открыты гостям.

    Вскоре традиции поселенцев повергают молодых американцев в шок, и все то, что казалось таким светлым, окутывается едким туманом безумия и насилия.

    Однако студенты-антропологи желают написать курсовую работу о жителях деревни, посчитав этот материал редким и очень стоящим. На свой страх и риск ребята решают остаться и постараться понять культ шведских сектантов.

    Далее события начинают смело развиваться в отличие от затянувшейся завязки. Режиссёр не применяет для кровавых сцен темноты, все ужасные события происходят в самый разгар белого дня, что придаёт фильму особую изюминку.

    Мы видим яркую черту между миром современных ценностей и порядком язычников, непринятие и непонимание их современным человеком. В качестве эксперимента и нового опыта городские ребята стараются изо всех сил проникнуться этой древней культурой, однако некоторые религиозные и бытовые моменты просто выходят за грани разумного.

    Большую роль автор придаёт всесущей природе, он буквально показывает её значение и дыхание в сознании общины. Он выделяет её важность и божество, делая большой акцент на второстепенность физической оболочки и перерождение души.

    Хронометраж ленты составляет 2,5 часа, смотрится достаточно легко, хоть фильм и полон неприятных сцен, зато доля юмора (пусть своеобразного) забрала весомый кусочек. Очень атмосферная картина, погружающая зрителя в глубины языческих обрядов.

    20 июля 2019 | 04:03

    По-правде говоря, после «Реинкарнации», от части я беспокоился что Ари Астер немного убавит амбиций и снимет картину слабее. Но к счастью я очень крупно ошибался.

    Солнцестояние описывает приключения пятерых друзей, или не совсем, в Швецию.

    В картине присутствуют два вектора описания и восприятия картины: вектор антропологов, что решили изучать обычаи закрытых языческих коммун, и вектор разваливающихся отношений пары.

    Завязкой в ленте является драма, которая кажется на первый взгляд очень даже классической. Она подрывает отношения молодой пары, которые после разногласий всё же решаются поехать вместе в Швецию.

    Только начавшись, фильм развивается намеренно неспешно, позволяя зрителю привыкнуть к этому ритму. Как только же решение о поездке принято, события начинают развиваться стремительно, как на американских горках, не давая шанса подготовиться к всё больше нарастающему безумию.

    По сюжету, друзья прибывают на север страны с середины июня на пол месяца, чтобы попасть на праздник солнцестояния. Что любопытно, как правило, Шведы отмечают канун дня солнцестояния т. н. Midsommarafton. Полагаю, что подобным шагом режиссер пытается дать зрителю намёк на то, что это не совсем обычные шведы.

    Закрытая коммуна таит очень много тайн, хранит свои обычаи столетиями. Их секреты смотрящему будут раскрывать постепенно.

    В работе герои показаны от части безвольными, мужчины будто хотят что-то сделать но им будто что-то мешает действовать. И даже когда происходят уж совсем душераздерающие и омерзительные вещи, они не могут найти в себе силы в том, чтобы прекратить этот ад. По факту они все становятся марионетками и заложниками деревни, все кроме главной героини, которая ставится в противовес им всем. И несмотря на нестабильное психическое состояние, выглядит она куда более живым и пытается сопротивляется тому, что происходит.

    Стоит оговориться, что встречает нас картина тоже очень необычно, с картинки, как в детских сказках, где нам мельком показывают практически все события фильма. Нечто подобное, свежее и новаторское можно увидеть в артхаусном кино, для массового кино подобные вещи очень новы. И вообще, все кто смотрел предыдущую работу режиссера прекрасно знают его любовь к мелочам.

    Поэтому внимание зрителя всегда оказывается вознаграждено. В картине нет случайных кадров, нет случайных картин на стенах или случайных пустых диалогов, которые лишь растягивают хронометраж.

    Ари это ювелир от мира кино. Он хочет, чтобы вы не смотрели картину, но внимательно и вдумчиво рассматривали каждую деталь, слушали каждое слово. Благодаря, казалось бы, совершенно мелким деталям, картина становится значительно шире. А зритель начинает в уже почти по-традиции задумываться «что из этого произошло на самом деле?», «всё ли правда или не до конца?», «а может быть все события это некая аллегория?»

    Я посмотрел «Реинкарнацию» три раза, чтобы разглядеть детали в картине. И скажу честно, ни разу не пожалел. Хоть их было и не слишком много, они очень обогащали работу.

    Вне всяких сомнений, я буду ждать выхода на CD или пойду в кино ещё раз, чтобы внимательно и под микроскопом рассмотреть все детали этого потрясающего фильма!

    Солнцестояние это очень авторский, очень живой фильм. Настоящий бриллиант среди черепков.

    8,5 из 10

    19 июля 2019 | 10:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: