К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Что за дом притих, погружен во мрак,
На семи лихих продувных ветрах,
Всеми окнами обратясь в овраг,
А воротами — на проезжий тракт?


Фестивальное кино? Рассчитанное на элитарную публику? Один из десяти зрителей примет всё как есть, остальные ворчанием, плевками изойдутся? Да-да, что такое тут точно есть. Отважатся досмотреть до конца этот опус, единицы. Некий арт-хаус под соусом драмы, ещё и в австрийском обрамлении? Это Вам не Голливудчина в красочности пестроты обёртки. Тона непривычные. Лица малознакомые. Персонажей по самому минимуму. Да и те - толи маргиналы конченые, толи шизофреники в отпуске из 'Кащенко'. Фильм как дурной сон в духе позднего 'а-ля Герман-старший'. Что, не похоже? А Вы сопоставьте 'Люцифер'(2021) ну, скажем с 'Трудно быть Богом'(2013). Крупные планы, речь почти отсутствует, какая-то сумятица из кадра в кадр, суета бестолковщины и рожи, рожи, рожи одна ужаснее другой. Выродки. Приматы примитива господствуют от начала до окончания... Толкутся, снуют, шныряют... Живут? Живут ли? Вот то-то и оно.

В дом заходишь, как все равно в кабак,
А народишко: и она, и он - мне враг.
Своротят скулу, гость непрошеный!
Образа в углу и те перекошены.


Мать и сын словно на необитаемом острове, в горном альпийском верховье нашли вотчину существования. Ей - под пятьдесят, ему - за двадцать(?). Малоумок ли перед нами? Как сказать? Он почти не говорит, так, отдельные слова - мама, папа, дьявол... (почти Эллочка Людоедка с 30-ю словами в запасе). Родительница же его, пример религиозной фанатички - все окончания у неё заплетаются на Боге. И отпрыска своего она линчует и 'баюкает' ежедневно этой байкой. Ничего другого, скорее всего, ему видеть и слышать не приходилось. Цивилизации он не знал, не знает. Вовсе.

«Кто ответит мне, что за дом такой?
Почему во тьме, как барак чумной?
Свет лампад погас, воздух вылился,
Али жить у вас разучилися?»


Автор не раскрывает перед зрителем вчерашнего дня этих двоих. Мы лишь можем догадываться когда и как всё могло происходить. Что стало с отцом? Почему столь замкнутый мир уготован был матерью ребёнку, вполне ли адекватен психически был этот тип ранее? А сама Мария? Мир Йоханесса зациклен на птицах - филин, орёл ему друзьями забав. Иных нет, иного нет. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год - одно и то же. Люди - редкостью. Общения - почти ноль...

Здесь каждый волен самостоятельно интерпретировать нарисованную автором картину. Как понимаете очерченное Вы? Что перед нами?

В какой-то миг я счёл, что имею дело с 'пещерным человеком'. Мать - словно шаман или старейшина. Больше знает и манипулирует по своему усмотрению, корректирует то так, то эдак поведение, эмоции, давая оценку поступкам. Сын, лишь глина для лепки. Он повторяет. Он всё повторяет. По тем же 'следам' ходит. Финал, на мой взгляд, подтверждает правоту - водой 'излечивается' болезнь...

Ужасом заявлена картина. Она и есть ужас. Соприкасаясь с ней, в атмосферу ужаса окунаешься. Так почему же всё-таки 'Люцифер'? Кого создатель окрестил этим именем? Её? Его? Или происки нечистого над этими двоими? Увиденное нами и есть Люцифер? Арт-хаусное кино не всегда расставляет все точки над и. И это, и то с большой долей вероятности и есть правота.

...«О других домах, не слыхали мы,
Долго жить впотьмах, привыкали мы.
Испокону мы — В зле да шёпоте,
Под иконами в черной копоти».


6 из 10

05 сентября 2023 | 11:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: