всё о любом фильме:

Жилец

Le locataire
год
страна
слоган«No one does it to you like Roman Polanski»
режиссерРоман Полански
сценарийЖерар Браш, Роман Полански, Роланд Топор
продюсерЭндрю Браунсберг, Геркулес Беллвилл, Ален Сард
операторСвен Нюквист
композиторФилипп Сард
художникПьер Гюффруа, Клод Мёшинг, Альберт Ражо, ...
монтажФрансуаза Бонно
жанр триллер, драма, детектив, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время126 мин. / 02:06
Номинации:
Скромный конторский служащий Трелковский решает сменить место проживания и переехать на новое место. Он снимает квартиру в обветшалом здании с недружелюбными соседями. От консьержки он узнает, что предыдущая квартирантка, Симона, покончила с собой, выбросившись из окна. Со временем Трелковский начинает всё больше и больше думать о ней, стараясь узнать как можно больше подробностей. Вскоре он начинает винить соседей в её гибели.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
90%
27 + 3 = 30
7.8
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Роланда Топора «Призрачный жилец» (Le Locataire Chimerique, 1964).
    • Несмотря на то, что в британский кинопрокат фильм вышел без каких-либо сокращений, британская видеоверсия 1986 года содержала «купюру»: были вырезаны 6 секунд экранного времени из эпизода, в котором Трелковский и Стелла смотрят фильм в кинотеатре. А именно — были удалены несколько появляющихся на экране кинотеатра кадров фильма Роберта Клауза «Выход Дракона» (1973) с Брюсом Ли в главной роли. Дело в том, что в этих кадрах фигурировали нунчаки — оружие, официально запрещенное в Европе.
    • Филиппа Сарда, написавшего музыку к фильму, можно увидеть в камео — он сыграл мужчину, пристально смотрящего на Трелковского в кинотеатре.
    • Идея использовать стеклянную гармонику пришла в голову композитору Филиппу Сарду после того, как он случайно увидел, что Роман Полански, сидя за столиком в ресторане, имитировал движение пальцев при игре на бокалах.
    • еще 1 факт
    Трейлер 01:02
    все трейлеры

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Абсурдный и сюрреалистический стиль этого фильма сравнивался с чёрным юмором ранних короткометражек Романа Полянского, созданных ещё в Польше. Но в «Жильце» (кстати, он знаменательно перекликается по названию с одной из самых первых лент Альфреда Хичкока) комедийность интонации уступает место мрачной атмосфере, своеобразному состоянию паранойи. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Некий парижанин с польской фамилией Трелковский, с виду крайне закомплексованный клерк средних лет, снимает недорогую квартиру. В первый же день он узнаёт от консьержки, что бывшая жиличка Симона Шуль намеревалась покончить с собой, выбросившись из окна этой самой квартиры. И если поначалу это известие не производит на нового квартиросъёмщика никакого впечатления, то по истечению некоторого времени он всё больше начинает грузиться на эту тему.

    Теперь Трелковскому кажется, что суицид Симоны — результат заговора жильцов дома, которые вслед за девушкой намереваются отправить на тот свет и его самого. Отныне источником его еженощных кошмаров и поводом для тотальных подозрений становятся — хозяин дома, соседи по подъезду, консьержка и даже домашние животные… В итоге клаустрофобические страхи доводят одинокого и маниакального мужчину до умопомешательства. Он спит и видит, что Симона зовёт его к себе. И вот психика не выдерживает…

    По давнему признанию самого Поланского, его творчество развивалось под влиянием таких европейских мастеров как — Беккет, Ионеско, Кафка, Пинтер, Бунюэль. В результате он начал снимать нетрадиционные в хичкоковском понимании фильмы ужасов. «Жильца» можно воспринимать как нечто вроде авторского римейка по мотивам первого эмигрантского фильма Поланского «Отвращение» (1965), с той только разницей, что теперь главным героем стал мужчина. И сыграл его сам режиссёр.

    Поланский и ранее пробовал себя в качестве актёра в своих картинах, но не ограничивал себя типичным хичкоковским камео. В «Бале вампиров» исполнил даже одну из главных ролей, затем предстал в эпизодах в «Что?» и «Китайском квартале». И вот теперь выступил как самый настоящий бенефициант, почти безраздельно воцарившись на экране. Режиссёр, всегда добивавшийся от актёров неуверенности на площадке, теперь сам должен был предъявить это чувство в полной мере в образе запуганного донельзя клерка, боящегося даже собственной тени.

    В его собственной биографии был случай, когда фашистские молодчики, оккупировавшие Польшу, использовали 8-летнего еврейского мальчика Ромика как живую мишень, стреляя в него по очереди. Каким-то чудом ему удалось тогда спастись. В том страшном военном прошлом была и трагическая гибель матери в концлагере, и его рискованный побег оттуда, затем долгие скитания по польским деревням… Понятно, что это не могло не наложить свой отпечаток на сверх впечатлительную детскую психику.

    Может быть, поэтому уже в зрелые годы всё творчество Поланского так или иначе будет пронизано мотивами безумия и страха, персонифицированными здесь в образе Трелковского. Режиссёр систематически подпитывает интригу на протяжении всего фильма: сюрная комичность постепенно сменяется всё нарастающей паранойей. Поэтому данный фильм с одинаковым успехом может служить учебным пособием как по режиссуре, так и по психопатологии.

    В этой любопытнейшей экранизации романа Роланда Топора (адаптированной режиссёром в паре с таким видным мастером сценарных дел, каковым являлся Жерар Браш) смешивается несколько жанров и предлагается несколько трактовок развязки таинственных событий. Поэтому те, кто больше всего на свете любит внятные финалы, где всё раскладывается по полочкам, будут, скорее всего, раздосадованы. Но зато все остальные наверняка поймают кайф.

    10 августа 2013 | 20:14

    Роман Полански, несомненно, особенный режиссер. Для меня особенный… Его жизненный путь и творческий тесно связаны, даже неделимы…

    После просмотра фильма «Ребенок Розмари» я всерьез увлеклась этим мастером. Затем были «Отвращение» с моей любимой Катрин Денев, которая была в роли сумасшедшей просто блистательна! Еще позже была «Горькая луна», потрясшая меня до глубины души. И вот спустя несколько лет я решилась посмотреть «Жилец».

    Я слегка разочарована. К моему огромному сожалению, я не испытала тех чувств, которые испытывала при просмотре других фильмов Полански. Жаль.

    Несомненно, фильм держит в напряжении. Это не фильм ужасов, но было жутковато.

    Сюжет прост. Если вначале думаешь, что будет неожиданная развязка, либо какие-то детективные линии. То их не будет. И в этом вся беда. Не случилось в этом фильме чего-то необычайного. Если сказать проще: это был обычный бред психбольного!

    Вся концепция картины напомнила «Отвращение». Но если там режиссер занимался режиссурой, а на главную роль пригласил талантливейшую актрису, то здесь Полански совершил ошибку. Зачем он взялся сыграть центральную, ключевую роль самостоятельно? Для чего? Он гениальный режиссер, но актер он средний, и если в «Бале вампиров» этот трюк прошел, то здесь, увы, не сложилось.

    Но что Полански умеет, так это выбирать актрис! Изабель Аджани была хороша. Не думаю, что это её лучшая роль, но на нее было приятно смотреть.

    Фильм оставляет ощущение пустоты, неоределенности, тоски… Я думаю, режиссер этого и добивался. Но он не оставляет восторга, абсолютно. Тем не менее, фильм заслуживает просмотра, хотя бы потому, что его снял Полански. Лично я просмотром «Жильца» замкнула изучение известной «квартирной трилогии»…

    Кстати, фильм лучше смотреть в ночной темноте и, непременно, в одиночестве… Возможно тогда вы лучше войдете в состояние главного героя…

    6 из 10

    23 января 2016 | 21:05

    Согласен с предыдущим оратором. Фильм не просто хороший, а потрясающий. Он потрясает своей жуткостью, психопатностью и реально нагнетающей атмосферой. По-настоящему страшный, он не мистичен, а вполне жизненен.

    Финальные кадры с Трелковски в больнице — ужас, который лучше не смотреть ночью. А найденный им в стене зуб — такой электрошок в середине картины, что ё-моё.

    Что касается самой задумки, — как-то неинтересно. Но то, что получилось в визуальном плане, — такой ужас, в который если «въехать» как следует — можно такой шок испытать — не хуже «Кошмара на улице Вязов» или «Пилы», или даже «Ведьмы из Блэр». Тут всё настолько тонко и психологично, что ты даже не поймёшь, что тебе становится страшно.

    Впечатления после просмотра тебе гарантированы — будешь шарахаться собственный мыслей, как шарахнутая обезьяна.

    Так что всем советую посмотреть — для разрядки (ощущения, будто ты под «травой»).

    25 января 2009 | 11:06

    Интеллигентный молодой мужчина по фамилии Трилковский ищет хорошую квартиру для съема. После долгих поисков он останавливает свой выбор на странном доме и поселяется в квартире девушки, которая буквально несколько дней назад пыталась покончить жизнь самоубийством и теперь лежит в больнице в критическом состоянии. Чтобы узнать от бывшей жительницы причины, побудившие ее принять столь крайнюю меру, Трилковский отправляется в госпиталь, где встречает не только загипсованную самоубийцу, но и ее очень хорошую подругу Симону. Вскоре после новоселья, героя начинают беспокоить постоянные вылазки соседей, недовольных его якобы шумным поведением, хотя иной раз его просто не было в это время дома. После нескольких подобных инцидентов, тихий мужчина начинает примерно понимать исконные причины суицида своей предшественницы, не выдержавшей напора со стороны назойливых сожителей. Через некоторое время, у Трилковского и вовсе начинает развиваться паранойя, так как ему начинает казаться что соседи хотят свести его с ума и превратить в ту, которая выпрыгнула из окна и после этого тихо ушла из жизни. Но он не так прост, как кажется на первый взгляд…

    Вообще, это один из самых странных и противоречивых фильмов Романа Полански, на этот раз не только руководившего съемочным процессом и работавшего над сложным многослойным сценарием, но и взявшего на себя смелость исполнить трудную заглавную роль, понемногу сходящего с ума интеллигента, считающего что соседи готовы затравить его и заставить покончить жизнь самоубийством. «Жилец» представляет из себя не только крайне сложную в плане восприятия картину, но еще и очень запутанный и крайне специфичный триллер, наполненный кучей всяческих фишек, но тяжело перевариваемый. Сама идея очень классная, да и в квартирной тематике Полански уже достиг определенных успехов, но вот ее исполнение оставляет желать лучшего, так как из мрачного драматического триллера получилось что-то на подобие путанного детектива с некоторыми нотками комедии и драмы. Если последнее нареканий не вызывает, то вот некоторые комедийные мотивы улавливаются легко и не совсем вяжутся с общей концепцией фильма.

    В остальном, «Жилец» очень даже неплох. Помимо достойной атмосферы и грамотно выверенного стиля, здесь есть хорошая задумка и несколько действительно стоящих режиссерских находок. Чего только стоит плавное, но в тоже время равномерное нагнетание саспенса и последующие оригинальные находки героя, отыскавшего в своей квартире дырку в стене, где был спрятан чей-то зуб. Вот только на фоне творящихся странностей, все действия главного героя выглядят мало того что не убедительно, так еще и нелогично. Почему бы ему сразу не уехать в другое место после начала травли и не пытаться удостовериться в намерениях своих соседей. Полански попытался объяснить это тем, что в то время было очень сложно найти квартиру и нужно было держаться за этот вариант всеми силами. Правда, ближе к концу он сам себе противоречит, когда его же заглавный герой в крайне быстрые сроки находит себе временное убежище. Подобных неточностей и противоречий в «Жильце» было еще очень много и это весьма сильно подпортило общее впечатление от просмотра.

    Не совсем удачен был и выбор человека на роль Трилковского, так как Полански пускай и очень талантливый режиссер, но как актер он весьма слабоват и это особенно чувствуется в тех моментах, когда его персонажу необходимо в одиночку удерживать зрительское внимание. Наблюдать же за его двухчасовыми попытками подытожить не такое уж увлекательное зрелище и если бы не крайне интересный и запутанный сценарий, то стало бы совсем скучно. Вот в чем нельзя упрекнуть постановщика, так это в его умении удерживать напряжение и интригу до самого конца и при этом не прибегать к каким-то невероятным действиям, ограничиваясь лишь диалогами и скрытыми гранями заглавной истории. Из актеров второго плана особого упоминания достойна шикарная Изабель Аджани, хотя у нее здесь не самая объемная роль, запомнилась она не меньше слетающего с катушек Трилковского.

    В итоге, «Жилец» являет собой неплохой психологический триллер с намеками на многие другие жанры, из числа которых больше всего выделяется драма, детектив и комедия. Здесь есть яркий и необычный сценарий, терпимая актерская игра и достойная режиссура. Кино хорошее, но слишком уж муторное и тяжелое, так что общая оценка только такая:

    7 из 10

    26 августа 2013 | 04:27

    Синопсис не помогает узнать, в чем суть фильма. И фильм — не детектив, это просто «учебник по шизофрении», как пишут о нём.

    Поставлен фильм очень качественно, со вкусом и юмором, но что мне хотели им сказать, я не понял даже спустя несколько недель после просмотра.

    Я пытался искать глубокие смыслы, но мне кажется, что фильм настолько прост, что глубоко «раскапывать» его бессмысленно. Например, такой вариант: человек приходя в новое общество даже на психическом уровне начинает с помощью окружающих идентифицировать, вернее, соотносить себя и свое место (в фильме — жилье) в нем.

    Нет, смысл найти можно, просто мне не очень близко такое шизофреническое завязывание сюжета без его развязки.

    Оценка. Тут у каждого свой взгляд, я по просмотру ставил 7,5 баллов, сейчас — ну пусть будет

    8 из 10

    8 июня 2012 | 13:13

    «В какой момент человек перестаёт быть тем, кем себя считает?»

    В 1976 году, 7 лет спустя после убийства своей жены Шерон Тейт и 2 года спустя после успеха «Китайского квартала», который не так давно был признан лучшим фильмом всех времен, Роман Полански возвращается во Францию, где завершает начатую почти 10 лет назад «квартирную трилогию», в которую ранее вошли такие фильмы как «Отвращение» и «Ребенок Розмари».

    Именно после этих нашумевших картин, Полански записали в ряды мастеров жанра ужаса. С этим фактом трудно поспорить, хотя этот режиссер за свою долгую карьеру перепробовал чуть ли не все жанры кинематографа.

    На мой взгляд, явное преимущество фильмов Полански в том, что ему удается напугать зрителя, пустить страх в его душе вовсе не литрами крови, неожиданностью или угнетающей музыкой в нужный момент. Он достигает необходимого эффекта благодаря мрачной атмосфере одиночества, где страх и таинственность, порой мистичность граничат с безумием.

    «If you cut off my head, what would I say… Me and my head, or me and my body? What right has my head to call itself me?»

    Тихий и неприглядный молодой человек по фамилии Трелковский переезжает в квартиру, бывшая жительница которой попыталась покончить жизнь самоубийством, выбросившись в окно. Поначалу его жизнь на новом месте идет неплохо, если не считать бесконечных укоров со стороны дотошных соседей. Но вскоре происходит череда весьма странных событий, которые наводят Трелковского на мысль о том, что он стал жертвой ужасного заговора. Постепенно он начинает осознавать, что его личность медленно трансформируется в личность бывшей квартирантки Симоны Шуль…

    Безвыходность, замкнутость и одиночество главного героя очевидны. Когда окружающие не оставляют ему выбора, он не находит смелости противостоять им. Ему некуда и не к кому пойти, не на кого положиться. В общей атмосфере фильма нет ни единого «светлого пятнышка». Даже Париж, который обычно кажется волшебным и романтичным городом, показан здесь как мрачное, серое и холодное место.

    «Ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить её слегка голодной, чтобы ей хотелось еще. Сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно всё, и к концу это становится скучно» Р. Полански.

    Действительно, во многих работах Полански есть элемент загадки, недосказанности, что заставляет подолгу обдумывать увиденное и возвращаться к этим фильмам вновь и вновь. Кроме того это дает зрителю возможность интерпретировать сюжет как ему угодно. Например, сюжет данного фильма. Каков основной подтекст? Влияние общества на личность? Желание режиссера показать, как далеко может зайти сумасшествие человека? Не исключено, что вы увидите в этой картине совершенно иные идеи.

    Напоследок могу лишь добавить, что этот фильм был первым, который я увидела из работ Полански. Вышло это случайно, и я не имела практически никакого представления ни о самом режиссере, ни о его картинах. Но впечатление от просмотренного было настолько сильным и долгим, что вскоре я с большим удовольствием посмотрела и многие другие его работы.

    10 из 10

    28 ноября 2010 | 15:14

    Один из лучших фильмов Поланского. Атмосфера ужаса нагнетается постепенно и держит в напряжении на протяжении всего фильма. В фильме показано, как человек сходит с ума. Очень познавательно за этим наблюдать.

    Актёры тоже подобраны идеально. Во-первых, сам Полански. Ему только и играть сумасшедших. Во-вторых, инфернальная Изабель Аджани. Ей идеально подходят роли женщин на грани нервного срыва.

    Полански отлично удалось создать атмосферу безумия. Каждая мелочь, каждая деталь важна и пугает. Ну и концовка… Неожиданная, но интересная. Уверена, что для 1976 года фильм был очень страшным.

    8 из 10

    30 декабря 2010 | 17:44

    Для меня «Жилец» — фильм особенный. Во-первых, именно с него началось мое знакомство и безграничное уважение и любовь к работам великолепного режиссера Романа Полански. А во-вторых, в этом фильме я нашла все то, что мне так всегда нравилось — мрачность, мистика и ужас, появляющийся непонятно откуда.

    Я смотрела эту картину дважды. При первом просмотре фильм меня зацепил и буквально заворожил, но какого-то четкого и ясного представления о самой сути я не получила, многое осталось непонятным. Поэтому я взялась за прочтение одноименного рассказа Роланда Топора, по которому был снят «Жилец», и во второй раз я уже полностью получила удовольствие от увиденного. На первый взгляд, это некая мистическая история о молодом человеке, господине Трелковсоком, который въезжает в новую квартиру и вскоре начинает замечать странные вещи, связанные с соседями и бывшей квартиранткой, покончившей жизнь самоубийством. Но если задуматься, то все оказывается намного сложнее. Главная идея как произведения Топора, так и картины Полански, заключается в том, как изменяется обычный человек под влиянием общества, как теряет свою индивидуальность и в итоге превращается в того, кого угодно видеть окружающим.

    Главным достоинством этой картины я считаю актерский состав. Конечно же в первую очередь это сам Полански, сыгравший главного героя. Он блестяще показал его натуру, все его страхи и сомнения. Честно говоря, Изабель Аджани удивила не особо, чего не могу сказать об актерах, сыгравших соседей. Каждому из них при своей небольшой роли удалось запомниться и в то же время внушить какой-то страх и омерзение.

    Еще одним важным моментом, на мой взгляд, является то, что режиссеру действительно удалось передать идею произведения, при всей его абстрактности и сложности, не упустив практически ни одной детали.

    Я считаю, что фильм заслуживает внимания. Трудно передать словами весь его смысл, детали, преимущества и недостатки. Думаю, каждый зритель интерпретирует его по своему, причем окончательные мнения и представления каждого будут совершенно разными. Конечно, понравится он не всем, но уверенна, что надолго запомнится и даст повод для размышлений.

    10 из 10

    7 февраля 2010 | 00:49

    Это один из самых любимых мною киношедевров и лучший фильм из «квартирной трилогии» Романа Полански. «Жилец» в очередной раз подтверждает тот факт, что место может свести с ума, особенно если человек фатально одинок. В истории парижской жизни Трелковского нет традиционного французского романтизма, нет истории любви. Эта кинокартина полна страха, ужаса, отчаяния, безумия, шизофрении и бреда. Вызвано ли все это одиночеством? Или герой Полански повторяет судьбу предыдущей жительницы этой квартиры?

    Что за кукловод помещает в эту дьявольскую квартиру очередного жильца и для чего, какова его цель? Ответа нет, да и нужен ли он. Трелковский примеряет чужую судьбу и как будто соединяется с ней в единое целое. Тема двойничества потрясающе раскрыта художником Полански: жутко и еще раз жутко. Сцена ночного отражения в туалете запомнилась мне навсегда, нет никакой гарантии в том, что вы не увидите кого-то или себя в окне дома напротив. И троекратное спасибо за устрашающую стену с зубом — такое не забывается!

    Этот фильм достоин высочайших похвал. Вряд ли, кто-нибудь когда-нибудь сможет дотянуться до гения Романа Полански.

    25 марта 2015 | 18:13

    Заключительная часть трилогии, где основные действия разворачиваются, как и в двух предыдущих фильмах, в помещении, или если быть точным, в квартире.

    В центре событий самая обыкновенная история человека, снявшего квартиру в тихом доме, имеющем хорошую репутацию. И все бы ничего, если бы ни соседи.

    Все происходящее мы видим взглядом этакого протагониста, коим является собственно Роман Полански, сыгравший г-на Трелковски. Фильм в первую очередь поразил меня неким пугающим драматизмом, ежеминутно возникает ощущение что сейчас произойдет нечто ужасное, но ничего не происходит и это нагнетает чувство ужаса еще сильнее.

    В который раз я удивляюсь, как можно снять по настоящему жуткий фильм практически без капли крови, без различного рода эффектов из серии «бу» и прочих атрибутов современных режиссеров. Полански в очередной раз доказал, что он признанный мастер психологического триллера.

    Вот наглядный пример. Фильм «4 этаж», где ситуация схожа с «Жильцом» — соседи доводят до безумия вновь вселившегося человека. В первом случае для террора используются различные топоты по ночам, попытки затопления, крысы или насекомые запущенные в квартиру, одним словом все предсказуемо, эффектно, но тем не менее не страшно. Во втором случае ничего кроме блестящей режиссерской постановки и операторской работы. Но этого достаточно, чтобы погрузить зрителя в атмосферу иррационального страха. Все увиденное мы воспринимаем не разумом, не сознательной частью нашего ума, а подсознанием. Как это удается режиссеру? Ответ, думаю, мы не узнаем никогда. Полански схож с ювелиром — он берет алмаз и через некоторое время представляет нам бриллиант.

    О прочих составляющих фильма. Полански в роли маленького скромного человека мне пришелся по душе, ничего лишнего роль не требовала справился он с ней на отлично. Соседи мне напомнили типажи из «Ребенок Розмари». Такие же скрытые психопаты. Понравилась Изабель Аджани и ее «немного не в себе, чуточку озабоченная Стелла». Музыки в фильме минимум, но этого минимума хватило, чтобы каждый аккорд вызывал испарину на лбу.

    В итоге имеем превосходный триллер, который еще долго будет будоражить умы людей.

    8 из 10

    P.S. Смотрите кино, друзья! И будьте аккуратны со своими соседями…

    6 января 2011 | 21:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>