всё о любом фильме:

Сталинград

Stalingrad
год
страна
слоган«Они сражались в аду....»
режиссерЙозеф Вильсмайер
сценарийЮрген Бюшер, Иоханнес Хайде, Йозеф Вильсмайер, ...
продюсерХанно Хут, Гюнтер Рорбах, Марк Дэймон, ...
операторРольф Грайм, Клаус Модереггер, Петер фон Халлер
композиторНорберт Юрген Шнайдер
художникИндржих Гётц, Wolfgang Hundhammer, Уте Хофингер
монтажХаннес Никель
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Германия  1.33 млн,    Испания  481 тыс.,    США  35.2 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время134 мин. / 02:14
Номинации:
Зима 1942 года. Шестая армия вермахта сражается в разрушенном до основания Сталинграде. Взвод элитных немецких солдат, в первой же битве потерявший больше половины личного состава, ведет отчаянную борьбу за выживание.

Свист пуль и рев «катюш», голод и холод доводят их до грани безумия. Уже почти ничего не удерживает солдат на тонкой линии между жизнью и смертью. После всего, что они видели, после утраты всех идеалов призыв фюрера «стоять до конца» приобретает для них совсем другое, гораздо более страшное значение…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Часть советских танков, атаку которых отбивают немцы примерно в середине фильма, — Т-34-85, которых под Сталинградом не было (эта модификация тридцатьчетвёрки была принята на вооружение РККА Постановлением ГКО N 5020 сс, от 23 января 1944 г.), т. е. почти через год после окончания Сталинградской битвы. Характерные отличия — более крупная башня и длинноствольная пушка калибра 85-мм. Длинные стволы хорошо различимы на профилях танков (75-ая минута фильма). Кроме того, танки идут в атаку, не сбросив навесные дополнительные топливные баки, что также является ошибкой.
    • На 47 минуте фильма немцы слушают как русские солдаты напевают песню «Темная ночь». Этого не может быть, потому что «Темная ночь» впервые прозвучала в фильме «Два бойца», который вышел после сталинградской битвы.
    Трейлер 01:52

    файл добавил.Sudden--Country.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.5/10
    Эта немецкая картина, которая пользовалась заинтересованным вниманием публики на родине, должна бы преодолеть определённые стереотипы восприятия российских зрителей, которые всё-таки привыкли во времена существования СССР к идеологизированным масштабным постановкам о второй мировой войне, более того — успели проникнуться некоторой антипатией к излишнему пафосу батальных фильмов о битве народов. «Сталинград», снятый 53-летним режиссёром Йозефом Вильсмайером на чешской натуре, с участием ряда исполнителей и технического персонала из Чехии, на самом-то деле, верен «окопной правде» о немецких солдатах и офицерах, которые оказались на Восточном фронте. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 2840 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Люди моего поколения и старше знают о Великой Отечественной Войне не только из параграфов в учебнике истории, но и по рассказам дедов, воевавших, в том числе, и в Сталинграде. Но сознательный интерес к этому периоду истории возникает обычно не в школе. И с каждым годом остается все меньше очевидцев тех событий. Сейчас у меня очень большой интерес к войне, поэтому я просто набрасываюсь на все фильмы. Абсолютное большинство хороших фильмов про войну сняли в Советском Союзе, но есть и весьма достойные современные российские фильмы. Взгляд на события ВОВ со стороны немцев не так уж часто до нас доходит. До «Сталинграда» я видела только «Побег из Гулага « (So weit die Fuesse tragen).

    По ощущениям фильм «Сталинград» можно сравнить с романом Э. -М. Ремарка «Время жить и время умирать « — это рассказ о обычных немцах, которые, пусть и весьма навязчиво, не перестают повторять, что они не нацисты. Это молодые и не очень люди, из нарядной и воодушевленной Европы попавшие в Россию, — голодную, снежную. Они здесь обречены.

    После первого боя, в который попадет этот отряд элитных солдат, один из них произносит фразу, для меня выразившую самую суть фильма: «Если начнешь думать, сойдешь с ума «. И, по-моему, это справедливо и для зрителей. С одной стороны, возможно, кто-то скажет себе: «Просто посмотрю, не буду из них расстраиваться — это они напали на мою страну». Но рано или поздно, от этого не уйти при просмотре «Сталинграда», начнешь сопереживать этим солдатам. Может быть, тогда, когда лейтенант глотает слезы при расстреле русского мальчика Коли.

    Абсолютно справедливо мнение, что это очень тяжелый фильм. Грязь, обмороженные ноги, расстрелы, снег, голод, рухнувшие идеалы.

    Были моменты, когда мне хотелось сказать, как герой фильма «Бойцовский клуб» — «Я полное равнодушие», когда уже не было сил сопереживать. И удавалось на какое-то время отстраниться от происходящего на экране, но потом одна сухая фраза статистики нарушала это искусственное равновесие.

    Американцы, даже если снимают фильмы про войну в России, как это было с фильмом «Враг у ворот», все равно снимают кино не про Великую Отечественную Войну, а про свою Вторую мировую. В немецком «Сталинграде» нет типично-американского воспевания патриотизма, геройства. И вместе с тем, это фильм про нашу войну, правдивый и не замалчивающий неудобные моменты.

    10 из 10

    11 мая 2008 | 10:43

    Отмечу следующие моменты:

    1. Показаны «штрафные» подразделения у… немцев.

    2. Единственный (по крайней мере из увиденных мной) художественный фильм о войне, в котором показано, как немцы подбивали советские танки с помощью кумулятивных магнитных мин (гранат) Haft-Hohlladung 3.

    3. Пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ) у немцев — реалистично — так и было (в Вермахте эти пистолеты-пулемёты получили обозначение МР.717®).

    3. Бойцы РККА западным кинематографом не показаны какими-то ублюдками-пьяницами, а вполне реалистично — тут тебе и реальные телегрейки-фуфайки, и душевная теплота советских солдат (на примере передачи хлеба жителям Сталинграда), и грамотные атаки…

    4. Сильный момент в фильме, когда в доме напротив дома, захваченного немцами, сидят наши солдаты, и поют «Тёмная ночь», а немцы сидят и слушают. Проникаешься уважением и к тем, и к другим солдатам. Правда эта песня была написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году (для фильма «Два бойца»), тогда как немцы под Сталинграде капитулировали 2 февраля, т. е. в самом начале 1943 года.

    5. Застывшие в степи трупы, вереница обмороженных немцев, закутанных в тряпьё, лица сдающихся солдат — всё как в документальной кинохронике.

    21 июля 2013 | 10:58

    Известно, что историю пишут победители и отдать дань героической стойкости немецких солдат, до сих пор способны единицы. Речь идет об укоренившемся понятии о виновниках той страшной войны (да и любой другой) и тереблении еще болезненных, даже спустя 70 лет, ран. Можно, конечно, назвать эгоизмом рассуждения о событиях, прямые последствия которых мы молодые на себе не ощутили. Однако я считаю правильным подчеркнуть, что любой вооруженный конфликт, всегда направляется и контролируется кругом заинтересованных, в том или ином его исходе, лиц. Фильм «Сталинград» именно об этом — о гнетущей пропасти между амбициями верхушки Третьего рейха и тягостями, которые вынес на своих плечах немецкий народ, в частности, миллионы солдат Вермахта.

    Это мы сегодня, с высоты известной истории, можем подшучивать над наивностью героев фильма, которые планировали уничтожить государственность СССР и вскоре вернуться домой победителями. Эти мужчины были участниками выбранного за них Крестового похода за призрачное мировое господство и гипнотически повторяемое «Lebensraum» (Жизненное пространство). Незадолго до просмотра фильма я прочитал двухтомный труд немецкого генерала Типпельскирха Вторая Мировая Война, где в одной из тематических глав бесперспективно описывается судьба брошенной в тылу врага 6-й армии Паулюса. Создатели фильма взяли за основу судьбу десятка немецких солдат и, таким образом, показали всю трагичность гибельного конфликта между двумя государствами.

    Прежде всего, перед нами далеко не детальная хроника Сталинградской битвы, а лишь несколько из ее явственных страниц. Взвод под командованием молодого офицера, лейтенанта Вицланда, не принимал участие в стратегическом броске и захвате подступов к городу. Нас знакомят с историей этих мужчин в гуще позиционных боев на улицах города и под ними. Чего стоит только сцена в канализационных коллекторах. Здесь нет по-настоящему масштабных сцен боев, от которых бы перехватывало дух. Большая часть времени пройдет в импровизированных убежищах, под сводами временно захваченных огневых точек, в холодных бараках. Здесь преобладающее количество диалогов, но большинство из них умело вплетены в сцены действия. Хотя прекрасно понимаешь, что здоровью исполнителей ничего не угрожало, от отдельных сцен кровь стынет в жилах. Я говорю, как наверно уже понятно, о суровой зиме 1942-1943 гг. Кроме того, вторая половина фильма посвящена так называемым штрафным подразделениям, условия жизни которых были еще хуже и без того медленно угасающей 6-й армии.

    Спустя время после просмотра в памяти надежно отложились как минимум два героя — внешность, отдельные фразы и жесты из фильма, связанные с ними ситуации. Такой явственный отпечаток дорогого стоит, особенно в контексте военной драмы. Сможете ли вы отождествлять рассказанную историю с немецкими солдатами — уже другой вопрос. В целом ряде сцен здесь появляются русские — гражданские и солдаты. Стоит отметить, что в большинстве моментов они изображены без назойливых неточностей и даже с чистым произношением. Общее положение войска Вермахта можно уловить только по разрозненным комментариям и обсуждениям героев, ведь история этого двухчасового фильма, сужается как раз до судьбы десятка мужчин. Хочется отметить отлично переданную атмосферу военного уныния — тусклые, почти бесцветные тона крупных планов сцен, умело дополненная декорациями развалин Сталинграда.

    8 из 10

    23 марта 2016 | 21:00

    Много хороших отзывов, и всё таки скажу ещё пару слов. «Сталинград» выделяется даже среди немецких фильмов о войне. (Таких немного, но есть)

    Победителей не судят, зато побеждённых судят все, даже другие побеждённые.

    Но тут немцы рассказывают о себе сами: безжалостно проходят до конца, не отворачиваются ни от позора, ни от грязи и низости. И о мужестве рассказывают просто и без патетики.

    Один критик написал: этот фильм разжалобит только молодёжь, потому что старшие знают… и т. д. Вот что я скажу: я рада за молодое поколение, и думаю, они знают не так уж мало, тем более те, кто смотрит такие фильмы.

    Но я не считаю, что авторы фильма хотели кого-то разжалобить. Это слово не подходит фильму «Сталинград». Он про другое, он про цену смерти.

    «Цену смерти спроси у мёртвых». Они заглянули в глаза своим мёртвым, тем, что умерли ни за что.

    Неужели смерть на другой стороне была менее страшной? Неужели только побеждённые могут говорить о войне всё? Как американцы в лучших фильмах о Вьетнаме.

    И последнее. Чему точно стоит поучиться у авторов фильма «Сталинград» — это уважению к противнику.

    21 января 2010 | 17:59

    Сталинградская битва — сражение между войсками СССР с одной стороны, и войсками Третьего Рейха, Румынии, Италии, Венгрии с другой, в ходе Великой Отечественной войны с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года.

    Сталинградская битва — это самое кровопролитное сражение в истории человечества, по приблизительным подсчетам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. Державы Оси потеряли большое количество людей и вооружения и, впоследствии не смогли полностью оправиться от поражения.

    Война — всегда жестокая и несправедливая — ломает человека. Даже самого выносливого и сильного; с крепкими нервами и со стальными идеалами в голове. Лишь она — в свистопляске страшного боя — решает один важный для всех солдат вопрос: ЖИТЬ или УМЕРЕТЬ? Своими деяниями она давит на сознание любого, будь то простоватый рядовой или же награжденный за храбрость офицер. ВОЙНА стирает рамки приличия и вежливого обращения друг к другу. ОНА меняет всё разом — и только пуля снайпера или пулеметчика может решить чью-то судьбу.

    На Земле было много битв — кровопролитных и адских. Но ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА вряд ли с чем-либо сравнится. По своей неимоверной жестокости и невыносимой боли народа (по его страданиям и мукам) она превосходит все когда-либо произошедшие по вине политических лидеров военные конфликты. Она — до сих пор — терзает ветеранов и нынешние поколения своими отголосками разорвавшихся снарядов и упавших, сраженных вмиг солдат — защитников СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА. Её история открывает нам все новые и новые вопросы, на которые мы не можем найти ответа.

    Самая печальная страница в ходе ВОВ — это Сталинград (город многих убитых, но, ни на шаг не отступивших парней-героев). СТАЛИНГРАД — это оплот мужества и отчаяния, цитадель неприступной храбрости и безумства. За все года боев за Россию больше никогда не было столь яростного ада, который забирал и забирал людей на тот свет. Это были и советские, и немецкие ребята. И каждого из них мне искренне жаль…. Потому, как каждый из их количества имел право на жизнь и счастливое продолжение рода.

    Тема этого безудержного, порой неподдающегося логике сражения тревожит большое количество ученых, историков или документалистов. Но также она, ни в коем случае не обходит и мировой кинематограф. На её предпосылках или же на определенных данных снято достаточно картин. Пытаются американцы и Европа, но им не суждено отразить все свои планы и намерения в своих трудах, ибо они не знают того заряда паник и лишений во время обороны великого города. Воссоздать весь ужас перестрелок на улочках и проспектах, этажах и подвалах тех знаменитых домов способны только наши и немецкие постановщики. Так как их деды и прадеды понюхали пороху в том котле страданий. Только лишь наши и германские предки пережили (единицы), но все-таки….

    И вот один их одаренных режиссеров Германии — Йозеф Вильсмайер — преподнес всеобщему обозрение народа (зрителей, киноманов) свою экранизацию (хотя, можно сказать эпопею) — «Сталинград». В своем практически первом труде постановщик попытался реалистично (без всякого пафоса и лирики) отобразить все ужасы и пытки тех далеких для нас дней. Он — еще ребенком, заставший весь негатив нацистского засилья — просто и по-мужски снял тяжелую и горькую правду о пребывании солдат Вермахта в окопах Сталинграда.

    Больно смотреть на все это. Лицезреть смертельные раны, разорванные в клочья тела и искаженные животным страхом лица молодых мужчин. Окунувшись в самый разгар сражения, зритель видит, видит…. Лейтенанта, которому приказали вести бойцов СС в первый, и для кого-то последний захват какого-нибудь здания. Опытного рядового, который преодолевает все советские укрепления. Старшего офицера, которому суждено — также как и его подчиненным — остаться там; в занесенных снегом и пеплом дорогах. И советских граждан — измученных и изголодавших женщин и детей — поддерживаешь из-за всех своих сил.

    Баталии — порой вечные — пугают сердце киномана. Особенно там — на танкоопасном направлении. Где людей разрывает на части, где они лишаются своих конечностей. Где кровь льется рекой, и не пытается остановиться. Где смерть уже замахнулась над головами военнослужащих…. Этими фактами режиссер оперирует. Ему хочется донести все свои фразы и реплики. Их он выражает через уста попавших в чистилище солдат. Это вам не «Враг у ворот». Здесь все слишком понятно для восприятия. Каждый кадр, каждая потеря в личном составе режет душу зрителя. И после просмотра нам уже не кажутся немцы зверьми и садистами. Ведь они были просто солдатами, давшими присягу на верность. Они просто исполняли приказ амбициозного подонка-маньяка.

    Я — как патриот своей страны, и как поклонник таких лент — был поражен. Мои взгляды кардинально изменились. Я стал еще больше уважать простого солдата.

    «Сталинград» можно смотреть по разным причинам. Только вот результат будет один. От этого сильного и неподдельного кино и его задач будет сначала не по себе. А уж потом, зритель поймет. Он ВСЁ поймет.

    P.S. Всего со стороны Германии участие в сражении принимало около 2 млн. солдат и офицеров. На момент окончания битвы, общие потери составили около 1,5 млн. человек. В Германии после поражения в Сталинграде был объявлен траур.

    9 из 10

    26 мая 2012 | 09:12

    Старшое поколение часто не понимает этот фильм, их можно понять, они гораздо ближе к этой войне чем мы. Но этот фильм не про победителей или проигравших, этот фильм про изломанные войной судьбы солдат. Фильм начинается с теплых пляжей Италии, где немецкие солдаты отдыхают перед отправкой на восточный фронт. Они купаются в море, пьют вино в окружении красивых итальянок, они уверены что эта война вот-вот закончится. Всё меняется после прибытия в Сталинград, их встречает грязь, разруха, множество убитых и раненых. В первом-же бое их взвод теряет половину своих людей. Теперь они воюют не за идеалы, не за Гитлера, они воюют чтобы выжить. Этот фильм никого не судит, он лишь показывает те ужасы которые приходится переживать солдатам любой армии. Начисто лишенный пафоса и пропаганды, этот фильм является одним из лучших фильмов про войну.

    P.S: Стоит заметить что фильм не лишен ляпов и недочетов, например танки Т-34-85 появившиеся только в 1944 году, также советские солдаты в одной из сцен фильма поют песню «Темная ночь» которая была написана уже после битвы.

    29 мая 2011 | 15:43

    Фильм, лишенный пафоса, показывает вторую половину Сталинградской операции глазами немецких солдат. Откровения, о несладкой жизни немецких солдат удивляют, изумляют и шокируют.

    Среди массы (одинаковых) солдат, выделяется честный и благородный офицер, опровергая расхожее утверждение, что «все немцы -… (список выражений)". Фильм «крутится» вокруг него, попутно показывая, какие разные были солдаты в немецкой армии, и какая разная у них судьба.

    Среди жесткости и жестокости, которыми изобилует фильм, выделяются простые человеческие поступки.

    С исторической точки зрения не хватает начала Сталинградской битвы, когда фашисты успешно двигались к городу, но, т. к. фильм не сконцентрирован на подробнейшем описании событий — это можно «простить». Из неточностей «бросаются в глаза» советские танки T-34-85 в январе 1943г (такая модификация появилась только в 1944г, после проявления недостаточной огневой мощи T-34 на Курской дуге).

    Тем не менее, взгляд с другой стороны на известную войну необходим каждому, кто хочет знать правду.

    10 мая 2010 | 21:01

    Превосходная режиссура. Колоритные персонажи. Никакого пафоса. Никаких стереотипов. Немцы тут не машины для убийств с квадратными челюстями, а такие же люди, как и мы (не все, конечно же, но большинство). Русские не бородатые идиоты в ушанках. И они вполне прилично говорят по-русски! Вот чудеса! Да они ещё и не называют друг друга «Николай», «Иван» и «Василий». У этих имён ведь есть «уменьшительно-ласкательные» варианты: Коля, Ваня, Вася. Хорошо, что те, кто делали этот фильм, знают это.

    В общем, никакой клюквы, не то, что у заокеанских товарищей, воевавших всего несколько месяцев. (И это именно они утверждают, что выиграли войну). Здесь присутствует правдоподобность (в отличии от американских фильмов про войну).

    Вот это настоящая война, настоящая боль и страдание. Некоторые сцены просто вызывали ужас. Героям действительно сопереживаешь. Актёры очень хорошо играют.

    Теперь мы добрались и до сюжета. О нём лишь пару слов — немецкие солдаты, разгромив англичан, теперь отправляются в холодную и огромную Россию. Об этой стране они, собственно, ничего и не знают и по-нашему не понимают, знают лишь пару фраз, типа «Руки вверх!» (Забавно, прямо обмен культурами, мы им «хэндэ хох», они нам «руки вверх»). В общем, эти молодые солдаты, верящие в то, что смогут с лёгкостью победить русских, терпят одно поражение за другим. Все их идеалы рухнули и несчастных совсем не радуют ордена, сброшенные сверху. (Конечно, зачем им награды? Им бы покушать и чего-нибудь тёплого).

    Вот так и погибают они в российских снегах, напевая рождественскую песенку O Tannenbaum. Да, вроде бы и враг мрёт, а всё равно жалко. Ведь многие из этих солдат совсем не хотели идти на войну. Не все же были ярыми фанатиками режима Гитлера. Но им пришлось идти воевать. И многие из них не вернулись домой.

    Этот фильм позволяет взглянуть на события тех лет «глазами врага». «Да, понимаю, мы звери, напавшие на твою страну» — сказал один из солдат русскому мальчику Коле. А может, не все из них звери? И не стоит стыдится истории? Ведь сейчас многие немцы вовсе не хотят быть немцами (из-за чувства вины) и что есть сил ругают Гитлера, хотя его времена давно прошли и теперь он лишь ещё одна историческая фигура, которой давно нет в живых. Фильм «Сталинград» попытался показать нам «другую историю, другую правду». И у него это получилось.

    Чего не скажешь о многочисленных русских (и американских) подделках 20** годов.

    5 августа 2010 | 00:19

    Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски (вместо эпиграфа)

    Конечно, было интересно — что могут немцы снять про Сталинград? Героический эпос — как-то, вроде, неловко. Хотя есть идея: показать рвущихся к Волге нацистов людьми. Обычными, простыми, живыми парнями, которым просто не повезло родиться не в том месте и не в то время. Симпатичными, умеющими дружить, мужественными, в общем, нормальными ребятами. Слоган фильма, призывая к сочувствию (и снисхождению), гласит: «Они сражались в аду». Действительно, не повезло. Ехали покорять мир — а тут какие-то злые унтерменши, грубые и неженственные, устроили ребятам ад. 

    Перед тем, как добраться до ада, те же простые немецкие парни будут веселиться в эшелоне, по-хозяйски и весело разглядывая покоренную землю, прикидывая, как им обустроить Россию, когда после славных битв настанет пора делить земельные угодья.

    По прибытии к месту боевых действий настроение у них резко испортится, и дальше будет портиться уже неуклонно. Стреляют… Не уважают… Убивают… За что???

    Зрителю будет предложено посочувствовать бедолагам, занесенным причудливой судьбой в такое негостеприимное место, как эта чужая страна, как этот окровавленный, бешено сопротивляющийся город. Они же — что? Они — ничего, так, приказ выполняли… Ну, ясное дело, старались выполнять его хорошо, убивая как можно больше живой силы противника. Так ведь любое дело надо стараться выполнять на отлично.

    В фильме не будет ни слова о том, что помянутый в слогане ад несчастные мученики присяги принесли с собой. Сюда, к нам. Нашим взрослым и детям, мальчишкам в шинелях и одиноким старухам. Нашим дедам, бабушкам и родителям, а также тем, о ком ни писать, ни вспоминать давно некому. Потому что уничтожали они нас, как правило, основательно, семьями. Им же так приказывали. А они что — они ничего… Они, может, даже против всего этого были в душе. Особенно в Сталинграде. Особенно когда зима началась. Тогда особенно были против.

    Конечно, в фильме, снятом в 92-м году, нельзя обойтись без минимума политкорректных реверансов, например, мимолетного сочувствия к русским пленным. Зритель должен четко понимать, что не все немцы были хладнокровными идейными убийцами — отчего ж, некоторые были убийцами теплокровными и безыдейными, гладиаторами фактически, жертвами системы. А кто виноват — известное дело, начальники. Которых наши симпатичные герои тоже, кстати, не любили. И даже взаимно.

    Оставим на минуту идеологию.

    Как военный фильм, «Сталинград» снят крайне слабо, вяло и не зрелищно (если кому-либо любопытно узнать, какие военные фильмы я считаю сильными и зрелищными, могу назвать, например, «Брестскую крепость», военные сцены в «Жизни и судьбе» или — из совсем другой оперы — «Хозяина морей»). В «Сталинграде» же ни операторская работа, ни музыкальное сопровождение, ни топорная постановка боевых сцен ничего не говорят ни о величии Сталинградской битвы, переломившей ход Второй Мировой, ни о ярости, с которой дрались в этом городе за каждую мерзлую кочку, ни о всевластии смерти, ежедневно побеждаемой мужеством. Художественное решение фильма намеренно забытованно, и это можно понять — иначе пришлось бы-таки делать из подневольных гладиаторов великих героев арийской расы (а вроде неловко), или, что совсем уже ни в какие ворота, делать великими героями этих, как их… Ну, унтерменшей этих, русских.

    Кстати, о русских. О наших. Их в фильме совсем немного. На протяжении всей этой военной драмы мы видим примерно три боевых столкновения. Если мне не изменяет память, в двух из них немцы побеждают (причем в одном случае — фактически «голыми руками» против глупых и неповоротливых советских танков), а одну стычку сводят как бы вничью. Ни одной победы наших войск мы, как ни странно, не увидим. Это очень важный момент. Потому что в формате истории группы симпатичных бедолаг автор фильма утверждает одну замечательную мысль: доблестную немецкую армию в Сталинграде победил не советский народ, не войска, не героизм тех, что зубами держались за волжский берег. Их победили морозы, плохое снабжение да дурное командование. Начальники, впрочем, в этом фильме с самого начала не нравились нашим простым немецким парням…

    Вопреки воспоминаниям участников сталинградской битвы, вопреки великим книгам «В окопах Сталинграда» и «Жизнь и судьба», в один голос описывающим почти бесконечный, вынимающий душу, вжимающий в землю вой, грохот, рев рвущихся над истерзанным городом снарядов и бомб, главные герои фильма умирают в печальной тишине среди снегов. Теперь это уже не гладиаторы, а спутники капитана Скотта. Или герои Джека Лондона. Интересный взгляд на Сталинград как на землю «белого безмолвия».

    Похоже, кто-то перепутал Сталинградскую битву с отступлением наполеоновской армии, которая действительно не проиграла ни одного большого сражения, и умирала как раз от морозов, голода и ран, периодически покусываемая партизанами. Но Сталинградская битва была кое-чем иным. Она не была даже сражением при Бородине, после которого русские войска оставили поле боя и сдали Москву. Она была великой победой нашего народа.

    На эту победу в фильме о Сталинграде ничто не намекает.

    Есть в этом фильме и еще одна любопытная ложь, правда, более невинная и труднее считываемая, но все же. Самый симпатичный немец в подразделении, чьи обаяние и привлекательная внешность и впрямь могут заставить зрителя улыбнуться этой ушастой и совсем не злодейской физиономии, один из главных героев, оберефрейтор Фриц Райзер, — сыгран Домиником Хорвицем. По происхождению этот обаятельный актер — еврей, сын беженцев из нацистской Германии, нашедших приют во Франции. Иными словами, лепя человеческое лицо воинам Третьего Рейха, авторы фильма выпихивают на передний план человека, чье обаяние вряд ли могло быть востребовано этим государством. А армия этого государства, о скорбных мучениях которой повествует этот фильм, как раз обеспечивала порядок, при котором обладатели таких вот человеческих лиц и носители такого вот ушастого обаяния не должны были покидать пределов Дахау и Освенцима.

    Напоследок. Конечно, не все, но многое относительно. Наши войска, освобождая Восточную Европу на своем пути к Берлину, одновременно и невольно становились ее оккупантами, завоевывали эти земли для Сталина. Но разница между ними и героями немецкого «Сталинграда» — есть: для наших солдат оккупация Восточной Европы как цель не существовала даже на обочине сознания. Они шли на Берлин, чтобы «раздавить гадину в ее логове». Они не присматривали себе участочек или домишко где-нибудь в Польше, Чехословакии или Литве. Им не приходило в голову смотреть на местных жителей как на своих будущих рабов. Само такое предположение показалось бы неудачной шуткой.

    Потому их и встречали цветами, не сдерживая счастливых слез.

    1 из 10

    23 марта 2013 | 20:10

    Есть у замечательного писателя-фронтовика Виктора Некрасова повесть «В окопах Сталинграда», в которой минувшая война показана не такой, какой она видится военному историку, или как она описана в мемуарах одного из наших прославленных полководцев, вовсе нет — это так называемая «окопная правда». В картине немецкого режиссёра Йозефа Вильсмайера, выход которой был приурочен к 50-й годовщине Сталинградской битвы, сделана попытка донести до зрителя такую же правду, рассказав не столько о баталиях, а скорее о судьбах людей, оказавшихся в силу известных обстоятельств в этой людской мясорубке или, если угодно, в аду.

    Йозеф Вильсмайер не имел, да и, слава богу, не мог иметь личного опыта той войны, поскольку родился аккурат в год её начала. Начав свою карьеру в качестве оператора, он достиг на этом поприще больших высот. Его заслуги оценили на ежегодной церемонии награждения немецких деятелей кино премией «За выдающийся вклад в развитие операторского искусства». В этой картине он выступил в качестве режиссёра и соавтора сценария. В фильме есть откровенно слабые места, которые сложно не заметить и на них обращает внимание большинство критиков. Речь о некоторых технических неточностях, несоответствующих исторической правде и откровенная слабость батальных сцен, но всё это не столь важно, если рассматривать картину в свете вышеизложенных соображений — окопной правды, поскольку мотивация поступков и характеры персонажей прописаны психологически точно. Пожалуй, именно это и заставляет смотреть кино с достаточным интересом, стараясь, насколько это возможно, дистанцироваться от восприятия немцев в образе врага, видя в них прежде всего людей. При всей разности менталитетов двух народов — «что русскому хорошо, то немцу — смерть», фильм снят так, что на место немцев вполне можно поставить русских и кино от этого не потеряет смысла, поскольку он об общечеловеческих проблемах.

    Основная сюжетная линия завязана на судьбах нескольких немецких воинов, служащих в одном взводе, имеющем опыт боевых действий в Северной Африке и после краткосрочного пребывания в Италии, выглядевшей даже в годы войны сущим раем, переброшенных в самое пекло под Сталинград. Накануне переброски произошла смена командира. Раненного, прожжённого циника заменил молодой, необстрелянный офицер со слегка романтическим представлением об армии. Имена главных героев самые заурядные — Фриц и Ганс. Такой выбор олицетворяет общность проблематики, затрагиваемой фильмом, для всех немцев, прошедших войну. Глядя на персонажей, понимаешь, что не только люди выживают на войне, но и война живёт в них и у каждого она своя, но все их объединяет то, что борются добро со злом. Для многих естественно желание остаться человеком даже в самых нечеловеческих условиях и значит в их внутренней войне побеждает добро, но есть и те кто капитулировал перед злом и они сеют это зло вокруг себя, не щадя ни своих, ни чужих. Так что же ищут они в стране далёкой? Кто-то воинской славы и новых наград — очередных железных крестов, словно ощущая себя рыцарями нового крестового похода, получив на то благословение немецкой церкви и даже на их солдатских пряжках выбито изображение креста, как когда-то на плащах крестоносцев. Кому-то хочется урвать кусок земли вместе с рабами на отвоёванной территории, как пообещало нацистское руководство, но есть немало и тех, кто стал солдатом помимо своей воли: бывшие рабочие, ремесленники, крестьяне, студенты, служащие… И если поначалу лёгкие победы вызывали эйфорию, то со временем они осознали всю чудовищную несправедливость войны и этому способствовало высшее командование, отправившее в штрафбат весь взвод, только что одержавший свою маленькую победу, или когда после реабилитации и ещё одной выигранной битвы их сделали расстрельной командой, заставив убивать мирных граждан и детей. Всё это напрочь убило остатки мотивации воевать непонятно за что и выбор был сделан, пусть и небезупречный с точки зрения морали, но вряд ли кто-то осмелится его осудить. Впрочем, и действия генерала Хентза — старого вояки с протезом вместо руки. стоявшего плечом к плечу с солдатами в бою и даже неприятного гауптманфюрера можно понять, но не оправдать. Они делали всё согласно уставу. Армия, тем более немецкая, строилась на строжайшей дисциплине. любые нарушения буквы закона карались безжалостно.

    Другой вопрос — что кинул он в краю родном? Да всё тоже, что и наши: родной дом, родителей, жену или любимую девушку, детей… И если один из них, узнав из письма с родины об измене жены с французом, грозит мстить русским, ведь они тоже иностранцы, то другой, вспоминая о своём отпуске, когда жена и дети заметили перемены, произошедшие с ним, озабочен лишь тем, чтобы вернуться домой человеком, а не зверем.

    Стоит отметить, что в фильме отсутствует как возвеличивание немецкой стороны, так и принижение красной армии и советского народа. Всё показано взвешено и даже отмечено превосходство нашего ППШ перед Шмайсером, а в детстве казалось, что всё наоборот. Вряд ли стоит выделять кого-то из актёров, все сыграли на хорошем уровне, достаточно убедительно.

    Для того, чтобы иметь полное представление о чём-либо, всегда нужен взгляд с нескольких, желательно противоположных, точек зрения и хотя эту картину вряд ли можно назвать таковой, поскольку она снята едва ли не в духе соцреализма, но за неимением альтернативы и этот аспект полезен. Хотя фильм и не изменил базовых оценок событий 40-х годов прошлого века, да и не мог изменить, учитывая, что в той войне сражались два моих деда, но он добавил некоторые штрихи в общую картину тех страшных лет, которые не должны повториться.

    8 из 10

    P.s. Странно, но факт — смотрел кино довольно спокойно перед сном, но затем всю ночь не мог уснуть. Видимо, что-то засело на уровне подсознания?

    30 октября 2013 | 18:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>