К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Откровенный и (конечно!) неполиткорректный фильм Габриэля Маскаро «Божественная любовь» – это не только сатира на правоконсервативный режим бразильского президента Жаира Болсонару. Это выпад против всех попыток навязать человеку счастье при помощи применяемого для его же блага насилия, пусть даже мягкого и едва ощутимого в дурмане религиозной наваждения.

Бразилия, 2027 год.

Жоана - сотрудник многофункциональной бюрократической организации, специализируется на примирении супружеских пар, решивших развестись. Проявляя инициативу, она пытается (во имя Господа и любви) спасти как можно больше браков, используя при этом самые необычные средства. Например, вовлекая пары в некую группу под названием «Божественная любовь», членами которой является сама Жоана и её муж Данило, где помимо всевозможных психологических тренингов, практикуется и обмен сексуальными партнёрами. Закон не осуждает, мораль соглашается: ведь всё это во имя любви. Главное, чтобы семя попадало в родную почву и давало всходы – беременность освящена церковью и Богом. Она не скрывается от окружающих, о наличии или отсутствии таковой становится известно сразу после прохождения специальных рамок в любом магазине или учреждении. Беременность, как и деторождение, – предмет гордости, дело богоугодное, а значит, гарантирующее уважение и определённые привилегии в обществе. Например, лучшие места в любых помещениях.

Хотя религией проникнута вся жизнь общества, это не возрождение мрачного средневековья. Совсем наоборот - люди, внешне абсолютно свободные, восторженно принимают мироустройство, основанное на Божественной любви. Нравы царят совсем не пуританские, жизнь весела и радостна. А на праздниках Божественной любви счастливые мужчины и женщины развлекаются так же, как когда-то на знаменитых бразильских карнавалах, ныне (в 2027-м) отменённых.

Проникнуться этой атмосферой счастливого благоденствия зрителю удаётся благодаря мягкой, хотя и энергичной, музыке, неоновому цвету, в свете которого люди танцуют и занимаются любовью, неторопливым ритмом развития действия и столь же спокойными разговорами, не переходящими в агрессивную истерику, даже когда возникает конфликт.

Особая роль женщины в обществе на примере пары Жоана и Данило подчёркивается не только их разницей в возрасте (муж заметно моложе жены), но тем, что она – хоть и винтик, но огромной государственной системы, а он всего лишь «ремесленник», создающий причудливые цветочные венки для похорон.

Да, где-то есть неверующие. Откуда они берутся и каков их социальный статус, не уточняется, а их наличие констатируется лишь мимолётно упоминаемым фактом их смерти и подбором цвета венка для похорон. И это метафорично: ведь безверие – это смерть, а верующий обретает жизнь вечную. Есть «незаконнорожденные» дети, не имеющие документов и растущие сиротами, чьими слезинками взрослые люди, надо полагать, уравновешивают свой эмоциональный баланс. Есть (всё ещё!) желающие разрушить свой брак, но они как заблудшие овцы, неизбежному возвращению которых на путь истинный Отец Небесный возрадуется больше, чем своим праведным детям. Есть случайно родившиеся и никому не нужные беспаспортные и безродословные щенки, выбрасываемые на улицу.

Но всё это где-то в стороне от всеобщего благоденствия и никак не нарушает общей гармонии.

Даже перевод Жоаны из одной структуры организации в другую после конфликта с навязчивой посетительницей, не становится для неё катастрофой. По-настоящему её волнует другое. Будучи искренним фанатичным адептом существующего общественного устройства, живущим по установленным правилам и отклоняющимся от них лишь из благих побуждений (опять же – во имя любви), Жоана долго не может обрести статус, освящённый церковью, – забеременеть, чтобы стать матерью. Исключительность Жоаны не предвещает ей ничего хорошего в мире, где исключительность не подразумевается. Авторитарное общество не приветствует отклонений от нормы. Потому что в этом обществе всё слишком рационально, всё подчинено принципу целесообразности, всё разложено по полочкам, как в конторе, где работает Жоана. Парадокс! Религиозное общество, ожидающее второго прихода Мессии, невосприимчиво к явлению чуда. Так ли уж истинна эта вера в таком случае?

Система иллюзорного благоденствия, одухотворённая «божественной» любовью, в которой счастливо подавляющее большинство людей, может дать сбой и вытолкнуть самого верного своего адепта за пределы этой всеобщей зоны комфорта. А новый Мессия начнёт ниспровергать все нормы, ранее казавшиеся незыблемыми, и разрывать самые мощные скрепы.

10 из 10

25 августа 2019 | 21:41
  • тип рецензии:

Новая картина бразильского режиссера, сценариста и художника Габриэля Маскаро.

Его предыдущий фильм «Неоновый вол» получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале и собрал порядка 60 наград и номинаций, поэтому новую ленту режиссера критики ждали с нетерпением.

«Божественная любовь» также успела снискать успех: получила главный приз кинофестиваля в Гвадалахаре, была номинирована на приз Международной ассоциации арт-кинотеатров на Берлинале, на гран-при жюри - на кинофестивале в Сандэнсе, на приз за лучший фильм - на Бухарестском кинофестивале.

Сразу хочется отметить операторскую работу. Удивительная гармония цвета и света. Диего Гарсиа заслуженно занимает пьедестал в своей профессии.

Это не фильм-антиутопия и ближайшее будущее описано довольно условно. Если убрать сцены с кабинками автомолитв, что выглядят слишком утрировано, то вполне себе фильм нашего времени.

Смешно и грустно наблюдать за деятельностью секты. Со стороны все эти ритуалы смотрятся глупо, алогично и нелепо, но люди во всё это верят и вверяют свои жизни – это страшно. Сам же режиссер говорит, что этот фильм – аллегория на политическое и религиозное положение дел в его стране.

Но это всё на поверхности. А фильм, конечно, о любви. И вере. Поразительно на что готовы пойти люди ради любви и веры, через что они готовы пройти, чем пожертвовать. Какую цену готовы заплатить за «божественную любовь».

В фильме нет антагонистов, нет героев, нет тех, кому импонируешь или испытываешь неприязнь. Фильм не дает ответов, но задает вопросы.

Есть фильмы, в которые до конца не погружаешься, но которые служат прекрасным фоном для осмысления или переосмысления поднимаемых в нем тем. Этот фильм – один из них.

13 августа 2019 | 23:20
  • тип рецензии:

«Божественная любовь» Габриэля Маскаро — это не тот фильм, который стоит посетить компанией в пятницу вечером. Это идеальный вариант тех, кто любит самокопание, красивую картинку и антиутопизм на больших экранах.

Предупреждаю сразу — фильм максимально шокотерапийный. Тут есть и серо-бетонное давление конструкций, и неоновый свет, заливающий глаза, и долгие сцены супружеского и не только соития и даже выпихивание ребенка из чрева матери.

По словам самого режиссера «Божественная любовь» — это «ответ на консервативную, махровую, националистическую повестку, которая распространяется все шире, и способ взаимодействовать с ней для тех, кто ее не поддерживает».

Фильм показывает совершенно невообразимое участие религии в жизни каждого человека: налаженная система бюрократических проволочек при разводах, множество мест для исповеди и даже стукачество за «богохульство» — хотя героиня даже по самым строгим меркам не сказала ничего предосудительного. И уж совсем нелепое и ужасное приспособление - рамочный аппарат, который во всеуслышание кричит о личном деле каждой женщины — ее беременности.

Главная героиня — фанатичная женщина, глазами которой подобный мир разумен и прекрасен. Единственный персонаж, которого можно было бы считать нормальным, и который появляется на экране на пару минут, — для зрителей показывается в негативном свете — ведь он кричит на ближнего, который пытается ему «помочь».

Думаю, у нас этот фильм будет довольно сложно принять в качестве ближайшего будущего, — и тем страшнее представить, что кто-то смотрит такое кино и видит это все ежедневно за окном.

Стоит посмотреть, но морально подготовиться нужно серьезно,

9 из 10

16 августа 2019 | 15:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: